СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Дети - полноценные граждане своего государства" Уроки гражданственности Донбасса, 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока "Дети - полноценные граждане своего государства", цель которого продолжить работу над формированием понятия "гражданин"; познакомить обучающихся с правами граждан ДНР и правами детей; повторить символы нашего государства.

Просмотр содержимого документа
«"Дети - полноценные граждане своего государства" Уроки гражданственности Донбасса, 2 класс»

КЛАСС: 2 класс

МЕСТО УРОКА В ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ: второй урок в Макросфере 2 «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики».

ТЕМА УРОКА: «Дети – полноценные граждане своего государства».

Цель урока: продолжить работу над формированием понятия «гражданин», познакомить обучающихся с правами граждан ДНР и правами детей; повторить знания о символах нашего государства.

Развивать внимание, память, мышление, речь.

Воспитывать любовь к своей Родине, уважение к правам каждого человека.


Ход урока

I. Организационный момент.

- Вы готовы поработать? (Да!)

Вы готовы отвечать? (Да!)

Вы готовы, если надо,

Что-то вспомнить и узнать? (Да!)

Ну а главное – готовы

Вы сегодня рассуждать? ( Да!)

II. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы будем работать над очень важной темой. Она касается каждого из вас. Тема нашего урока «Дети – полноценные граждане своего государства».

Ваша задача – узнать как можно больше о своих правах, где они отражены.

III. Актуализация опорных знаний.

1. Послушайте стихотворение и скажите, в каком государстве вы живёте.

Моё Отечество – Донбасс

В краях других немало есть красот,

Но этот край из всех для нас дороже!

Мы из Донбасса, мы такой народ,

Который всё осилит и всё сможет.

Владимир Зайцев

- Как называется наша Родина? (ДНР.)

- Как звучит полное название государства? (Донецкая Народная Республика.)

2. Выбери изображения символов ДНР.

Флаг Донецкой Народной Республики

1.

2.

3.

Донецкая Народная Республика стоит у истоков своей государственности и потому важно знать и уважать её символы, особое место среди которых занимает флаг. День флага по праву считается праздником, который объединяет людей в единое общество, напоминая о важных и постоянных ценностях, среди которых вечными являются государственность и патриотизм. 1 июня 2014 года Верховный Совет ДНР утвердил флаг как официальный символ Донецкой Народной Республики. Чёрный цвет символизирует плодородные земли, месторождения угля в Донбассе; синий – воды Азовского моря, любовь к свободе, независимости, а главное – стремление к миру; красный – это символ пролитой крови за долгожданную свободу жителей региона.

Герб Донецкой Народной Республики

1.

2.

3.

Герб – это тоже символ государства. За основу герба взят двуглавый орёл, поднявший вверх распущенные крылья. На груди орла расположился щит красного цвета. На щите изображён Святой Архистратиг Михаил.

Ключ к заданию: Флаг ДНР – изображение 3; Герб ДНР – изображение 1.

3. Послушайте три музыкальных сюжета и выберите Гимн ДНР.

Слово «гимн» в переводе с греческого языка означает «хвалебная, торжественная песня». Её исполняют в особых наиболее торжественных случаях. И как граждане своего государства мы должны знать слова главной песни своей страны.

4. Вспомните, как называется основной закон нашего государства? (Конституция ДНР.)

Конституция Донецкой Народной Республики – основной закон ДНР. Принята 14 мая 2014 года Верховным Советом. Конституция ДНР имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории ДНР.

IV. Работа над материалом урока.

1. Что означает быть гражданином.

- Ребята, вы вспомнили, в каком государстве вы живёте. А как называют человека, который живёт в том или ином государстве? (Гражданином страны.)

Кто по улице идёт?

Кто по улице идёт?

Необычный пешеход.

У него пятьсот имён:

На заводе слесарь он,

В яслях он – родитель,

В кинотеатре – зритель.

А пришёл на стадион –

И уже болельщик он.

Он кому-то сын и внук,

Для кого-то близкий друг.

Он мечтатель в дни весны.

Он военный в час войны.

И всегда, везде и всюду

Гражданин своей страны.

Р.Сеф

- И каждый из вас является гражданином ДНР. Что значит быть гражданином?

- Гражданин – это житель страны, который признаёт её законы. Он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости. Гражданин старается сделать свою страну сильной и богатой.

Понятие «гражданин» пускает свои корни во времена Древней Греции. Само слово в прямом переводе с греческого обозначает «житель города». Гражданами в этом древнем государстве называли людей, которые обладали правом голоса.

Зачастую такие люди проживали в полисах, и обладали большим социальным весом. Чтобы заслужить право голоса, мужчине необходимо было прослыть между своими соотечественниками меценатом, быть добропорядочным человеком. Жители отдаленных провинций, женщины и рабы не имели права голоса, поэтому не обладали статусом гражданина.

Либеральное отношение к гражданству зародилось относительно недавно, в XIX веке. Именно тогда была разработана концепция, следовательно которой, женщины приобретали право голоса.

На Руси слово «гражданин» официально обозначало «городского обывателя», то есть «жителя города, горожанина». Слово также употреблялось и в современном смысле. Гражданин – человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой и наделённый правами и обязанностями.

2. Права граждан.

- Вы – маленькие граждане нашей страны, её будущее. В Конвенции о правах ребёнка записано, что все дети должны иметь гражданство. Когда вы родились, ваши родители зарегистрировали (записали) вас, дали вам имя и фамилию в специальном учреждении – ЗАГСе. Этим ваши родители как бы представили вас государству как новых граждан. Документ, подтверждающий это – свидетельство о рождении. Каждый человек с момента рождения становится гражданином своей страны. И это его право.

О вас заботятся не только ваши близкие и родные. С рождением у вас появилось право на заботу и охрану со стороны государства. Какие права есть у граждан Донецкой Народной Республики?

Право на имя, отчество и фамилию.

Право жить и воспитываться в семье.

Право на материнскую заботу


Право на образование

Право на медицинское обслуживание

Право на досуг

Право на отдых

Право на полноценное питание

- Все эти права записаны в законах, а это значит, что нарушать их никто не может. Какие законы обеспечивают вам, ребята, ваши права?

Самым первым законом, защищающим права детей, стала «Конвенция о правах ребёнка». Она была принята 20 ноября 1989года правительствами 170 стран. Этому закону подчиняется весь мир. Другие законы, гарантирующие права ребёнка в нашей стране:

- Конституция Донецкой Народной Республики (14.05.2014);

- Закон ДНР «Об образовании» (19.06.2015).

Каждый гражданин обязан уважать права других людей.

3. Дидактическая игра «Какие права нарушены в сказках?»

- А вот и первая сказка, ребята.

- Как она называется? (Кот, лиса и петух.) Кто просит о помощи в этой сказке? Что вы можете сказать о лисе? Какая она? Почему она так поступила? Какое право нарушила лиса? (Лиса нарушила право петуха на жизнь и свободу.) Рассмотрите иллюстрации. В каких ещё сказках нарушалось право героев на жизнь и свободу?

- Рассмотрите иллюстрацию. Герои какой сказки пользуются правом на бесплатное медицинское обслуживание?

- Интересно, а какое право нарушено в этих сказках?

- Каждый имеет право на неприкосновенность жилища.

V. Подведение итогов.

- Являются ли дети гражданами государства?

- Что значит быть гражданином?

- Какими правами обладают граждане Донецкой Народной Республики?

- В каких документах закреплены права граждан?