КЛАСС: 2 класс
МЕСТО УРОКА В ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ: второй урок в Макросфере 2 «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики».
ТЕМА УРОКА: «Дети – полноценные граждане своего государства».
Цель урока: продолжить работу над формированием понятия «гражданин», познакомить обучающихся с правами граждан ДНР и правами детей; повторить знания о символах нашего государства.
Развивать внимание, память, мышление, речь.
Воспитывать любовь к своей Родине, уважение к правам каждого человека.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Вы готовы поработать? (Да!)
Вы готовы отвечать? (Да!)
Вы готовы, если надо,
Что-то вспомнить и узнать? (Да!)
Ну а главное – готовы
Вы сегодня рассуждать? ( Да!)
II. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы будем работать над очень важной темой. Она касается каждого из вас. Тема нашего урока «Дети – полноценные граждане своего государства».
Ваша задача – узнать как можно больше о своих правах, где они отражены.
III. Актуализация опорных знаний.
1. Послушайте стихотворение и скажите, в каком государстве вы живёте.
Моё Отечество – Донбасс
В краях других немало есть красот,
Но этот край из всех для нас дороже!
Мы из Донбасса, мы такой народ,
Который всё осилит и всё сможет.
Владимир Зайцев
- Как называется наша Родина? (ДНР.)
- Как звучит полное название государства? (Донецкая Народная Республика.)
2. Выбери изображения символов ДНР.
Флаг Донецкой Народной Республики
Донецкая Народная Республика стоит у истоков своей государственности и потому важно знать и уважать её символы, особое место среди которых занимает флаг. День флага по праву считается праздником, который объединяет людей в единое общество, напоминая о важных и постоянных ценностях, среди которых вечными являются государственность и патриотизм. 1 июня 2014 года Верховный Совет ДНР утвердил флаг как официальный символ Донецкой Народной Республики. Чёрный цвет символизирует плодородные земли, месторождения угля в Донбассе; синий – воды Азовского моря, любовь к свободе, независимости, а главное – стремление к миру; красный – это символ пролитой крови за долгожданную свободу жителей региона.
Герб Донецкой Народной Республики
Герб – это тоже символ государства. За основу герба взят двуглавый орёл, поднявший вверх распущенные крылья. На груди орла расположился щит красного цвета. На щите изображён Святой Архистратиг Михаил.
Ключ к заданию: Флаг ДНР – изображение 3; Герб ДНР – изображение 1.
3. Послушайте три музыкальных сюжета и выберите Гимн ДНР.
Слово «гимн» в переводе с греческого языка означает «хвалебная, торжественная песня». Её исполняют в особых наиболее торжественных случаях. И как граждане своего государства мы должны знать слова главной песни своей страны.
4. Вспомните, как называется основной закон нашего государства? (Конституция ДНР.)
Конституция Донецкой Народной Республики – основной закон ДНР. Принята 14 мая 2014 года Верховным Советом. Конституция ДНР имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории ДНР.
IV. Работа над материалом урока.
1. Что означает быть гражданином.
- Ребята, вы вспомнили, в каком государстве вы живёте. А как называют человека, который живёт в том или ином государстве? (Гражданином страны.)
Кто по улице идёт?
Кто по улице идёт? Необычный пешеход. У него пятьсот имён: На заводе слесарь он, В яслях он – родитель, В кинотеатре – зритель. А пришёл на стадион – | И уже болельщик он. Он кому-то сын и внук, Для кого-то близкий друг. Он мечтатель в дни весны. Он военный в час войны. И всегда, везде и всюду Гражданин своей страны. |
Р.Сеф
- И каждый из вас является гражданином ДНР. Что значит быть гражданином?
- Гражданин – это житель страны, который признаёт её законы. Он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости. Гражданин старается сделать свою страну сильной и богатой.
Понятие «гражданин» пускает свои корни во времена Древней Греции. Само слово в прямом переводе с греческого обозначает «житель города». Гражданами в этом древнем государстве называли людей, которые обладали правом голоса.
Зачастую такие люди проживали в полисах, и обладали большим социальным весом. Чтобы заслужить право голоса, мужчине необходимо было прослыть между своими соотечественниками меценатом, быть добропорядочным человеком. Жители отдаленных провинций, женщины и рабы не имели права голоса, поэтому не обладали статусом гражданина.
Либеральное отношение к гражданству зародилось относительно недавно, в XIX веке. Именно тогда была разработана концепция, следовательно которой, женщины приобретали право голоса.
На Руси слово «гражданин» официально обозначало «городского обывателя», то есть «жителя города, горожанина». Слово также употреблялось и в современном смысле. Гражданин – человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой и наделённый правами и обязанностями.
2. Права граждан.
- Вы – маленькие граждане нашей страны, её будущее. В Конвенции о правах ребёнка записано, что все дети должны иметь гражданство. Когда вы родились, ваши родители зарегистрировали (записали) вас, дали вам имя и фамилию в специальном учреждении – ЗАГСе. Этим ваши родители как бы представили вас государству как новых граждан. Документ, подтверждающий это – свидетельство о рождении. Каждый человек с момента рождения становится гражданином своей страны. И это его право.
О вас заботятся не только ваши близкие и родные. С рождением у вас появилось право на заботу и охрану со стороны государства. Какие права есть у граждан Донецкой Народной Республики?
Право на имя, отчество и фамилию. | Право жить и воспитываться в семье. |
Право на материнскую заботу | Право на образование | Право на медицинское обслуживание |
Право на досуг | Право на отдых | Право на полноценное питание |
- Все эти права записаны в законах, а это значит, что нарушать их никто не может. Какие законы обеспечивают вам, ребята, ваши права?
Самым первым законом, защищающим права детей, стала «Конвенция о правах ребёнка». Она была принята 20 ноября 1989года правительствами 170 стран. Этому закону подчиняется весь мир. Другие законы, гарантирующие права ребёнка в нашей стране:
- Конституция Донецкой Народной Республики (14.05.2014);
- Закон ДНР «Об образовании» (19.06.2015).
Каждый гражданин обязан уважать права других людей.
3. Дидактическая игра «Какие права нарушены в сказках?»
- А вот и первая сказка, ребята.
- Как она называется? (Кот, лиса и петух.) Кто просит о помощи в этой сказке? Что вы можете сказать о лисе? Какая она? Почему она так поступила? Какое право нарушила лиса? (Лиса нарушила право петуха на жизнь и свободу.) Рассмотрите иллюстрации. В каких ещё сказках нарушалось право героев на жизнь и свободу?
- Рассмотрите иллюстрацию. Герои какой сказки пользуются правом на бесплатное медицинское обслуживание?
- Интересно, а какое право нарушено в этих сказках?
- Каждый имеет право на неприкосновенность жилища.
V. Подведение итогов.
- Являются ли дети гражданами государства?
- Что значит быть гражданином?
- Какими правами обладают граждане Донецкой Народной Республики?
- В каких документах закреплены права граждан?