Конспект
индивидуального логопедического занятия
Тема: «Дифференциация букв и звуков [Т – Д]
I. Организационный момент.
- Здравствуй!
- Как твое настроение?
-Успокаиваемся, настраиваемся на занятие.
- Приготовь тетрадь, пенал.
II. Артикуляционная гимнастика.
III. Подведение к теме занятия.
- Послушай и отгадай загадки:
1. Кто у постели больного сидит
И как лечится, он всем говорит?
Кто болен – он капли
Предложит принять.
Тому, кто здоров –
Разрешит погулять.
2. Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
3. Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет,
И никуда я не пойду,
Пока он не уйдет.
4. Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе.
- Назови все отгадки и выдели первые звуки в этих словах.
- Правильно. Сегодня будем работать со звуками [т] и [д], и учиться их отличать.
- Придумай самостоятельно слова с этими звуками.
- Объясни значения слов:
доктор,
троллейбус,
дождь,
туча.
IV. Характеристика звуков [Т - Д].
- Произносим звук [т] и смотрим на себя в зеркало.
- Когда мы произносим звук [т], в каком положении находятся губки?
- Правильно, в «улыбке».
- А теперь снова произнесем звук [т] и постараемся почувствовать, где язычок.
- В каком положении язычок, когда мы произносим звук [т]?
- А теперь приложи руку к горлышку, и постарайся почувствовать, голосовые связки вибрируют или нет при звуке [т].
- А если голосовые складки не вибрируют, какой это звук? Звонкий или глухой?
- Дай характеристику звука [т], смотри на таблицу (с характеристикой звуков).
- Молодец.
- А когда произносим звук [д], в каком положении губки?
- В каком положении язычок, когда мы произносим звук [т]?
- Голосовые складки вибрируют или нет?
- Молодец, а если голосовые складки вибрируют, какой это звук? Звонкий или глухой?
- А теперь дай характеристику звука [д], также смотри на таблицу.
- Чем похожи звуки [т – д]?
- А еще, чем, похожи?
- А чем же отличаются?
- Молодец.
V. Упражнение на развитие фонематического слуха:
- Приготовь свои ушки и ладошки.
- Я буду говорить слоги, ты должен очень внимательно меня слушать, если услышишь среди слогов слог со звуком [т], хлопнешь в ладоши, если услышишь звук [д] – поднимешь руку; если же не услышишь ни того, ни другого звука – сидишь спокойно.
- Приготовились: хлопок – на звук [т]; ручка на звук [д].
Слоги: за, но, ду, ка, ты, зы, до, лу, зу, та, зэ, да, по, то, сы.
- Молодец!
- А теперь среди слов, точно также: если услышишь в слове звук [т], хлопнешь в ладоши, если услышишь звук [д] – поднимешь руку; если же не услышишь ни того, ни другого звука – сидишь спокойно.
Слова: Слон, петух, дом, ручка, щенок, ток, снеговик, дорога, стол, барабан, зайка, аист, дача, игра, собака, лиса, коза, нота, зонт, шапка, дата.
- Молодец!
- Я сейчас буду говорить словосочетания, а ты, если услышишь звук [т] среди слов, хлопнешь в ладоши, а, если услышишь звук [д] – поднимешь руку. Приготовились: на звук [т] – хлопаем, на звук [д] – поднимаем руку.
Словосочетания: дорогой костюм, журчанье реки, чистая вода, смешанный лес, новые карандаши, длинный забор, золотое кольцо, том книги, алые розы, читаю книгу, высокий дом.
- Молодец, очень внимательный.
VI. Физминутка.
- Давай немного отдохнем.
- Сначала посмотри на меня и послушай, я говорю и показываю движения, а потом сделаем вместе:
Ветер северный подул
«С – с – с», все листья
С липы сдул.
Поднять руки вверх - «изобразить» ветер, а потом подуть на пальцы.
Полетели, закружились
И на землю опустились.
Пошевелить руками в разные стороны и медленно положить их на стол.
Дождик стал по ним стучать:
«Кап – кап – кап, кап – кап - кап». -
Постучать указательным пальцем по ладошке.
Град по ним заколотил
Листья все насквозь пробил. –
Постучать кулаком по ладошке.
Снег потом припорошил. –
Плавные движения кистями рук.
Одеялом их накрыл. –
Ладони крепко прижать к столу.
- Начинаем.
VII. Составление букв Т и Д из отдельных элементов.
- Составь буквы Т и Д из элементов, которые я тебе дала.
VIII. Итог урока.