СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференциация согласных звуков С-З в словах.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дифференциация согласных звуков С-З в словах.

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация согласных звуков С-З в словах.»

КГУ «Средняя школа имени Ы.Алтынсарина»












Тема: Дифференциация согласных звуков С-З в словах.


























Учитель-логопед: Кенжибаева С.К.









Тема: Дифференциация согласных звуков С-З в словах.

Цели:

коррекционно-обучающие: закреплять умение дифференцировать звуки и буквы С-З на письме и на слух..

коррекционно-развивающие: развивать фонетико-фонематическое восприятие, оральный праксис, зрительное восприятие, память, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику рук.

коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Тип урока: закрепление.

Методы: слуховые, зрительные, деятельностные.

Форма работы: практическая

Оборудование: индивидуальные зеркала, профиль звуков [С-З], цифровой ряд, предметные картинки, А Шибаева «Азбука весёлых человечков», пластилин.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Логопед называет слова: ласточка – воробей – змея – грач.

- Какое слово лишнее? (Змея)

- Почему? (Потому что ласточка, воробей, грач это птицы, а змея пресмыкающееся).

2. Сообщение темы урока.

1. Закрепление пройденного материала.

- Сравним пары звуков: з, б, д, в, г, ж

с, п, т, ф, к, ш

- Каждая пара звуков очень похожа по артикуляции и различается только тем, что при произношении звуков первого ряда (з, б, д, в, г, ж) –участвует голос, а при произношении звуков второго ряда ( с, п, т, ф, к, ш) –голос отсутствует. Звуки первого ряда (з, б, д, в, г, ж) - называют звонкими, а звуки второго ряда ( с, п, т, ф, к, ш) – называют глухими.

- Можно ощутить работу голосовых связок при помощи тыльной стороны ладони, приложив её к горлышку. Если горлышко дрожит при произнесении звонких звуков, значит голосовые связки сомкнуты, а если не дрожит голосовые связки разомкнуты. Дети произносят звуки.

Логопед: Я зачитаю вам слова. Какой первый звук звучит в словах: зубы, сыр, зонт, сани, самолет?

Дети: звуки з и с.

Логопед: Какие это звуки, гласные или согласные?

Дети: согласные.

Логопед: Запишите тему сегодняшнего урока: «Звуки З-С»

2 .Работа с зеркалами

Логопед: А теперь возьмите зеркала , сделаем несколько упражнений.

Артикуляционная гимнастика для звуков з и с: «Заборчик», «Улыбочка», «Заборчик-улыбочка», «Почистим нижние зубы», «Киска сердится».

Логопед: При произнесите звука з и с губы растянуты в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, язык упирается в нижние резцы, спинка языка выгнута, посередине образуется желобок, боковые края прижаты к коренным зубам, воздушная струя - узкая, холодная, сильная. Произнесите эти звуки.

А теперь положите руку на горлышко и определите какой звук звонкий, а какой звук глухой. Дети произносят звуки и определяют, что звук з звонкий, а звук с – глухой.

- В каком положении будут находится голосовые связки при произнесении этих звуков? (при произнесении звука з- сомкнуты, при произнесении звука с – разомкнуты)

Сравнение этих звуков с профилями.

3. Соотнесение звуков с буквами

Логопед: На что похожи буквы З и С ?

З – не просто завитушка С - села мышка в уголок,

З – пружина, крендель, стружка. Съела бублика кусок.

Ты на неё посмотри,

Она совсем как цифра 3.

- Запишите под диктовку буквы: а, т, з, л, с, р, п, с, к, в, з, о, м, с, у, з,в.

Обозначте букву З- =, звук С –

Физминутка

Зайка прыгает и скачет прыжки на двух ногах

По дорожке словно мячик

Он на пяточках шагал, ходьба на месте, руки за спину

Носик кверху поднимал.

На носочки зайка встал, подняться на носочки и хлопнуть над головой

И в ладоши хлопать стал.

Вправо, влево повернулся повороты туловища вправо, влево

До носочков дотянулся. наклон вперёд

Не боится никого ходьба на месте

Даже волка самого.

3. Работа с цифровым рядом:

Определение количества звуков в слове и каким по счету стоит звук з и с.

На доске записаны слова:

[з] [с]

Бескозырка возраст

Закваска безобразие

Здравствуй образец

Дети выполняют задание по цепочке.

4. Закрепление пройденного на уроке

Вылепить из пластилина буквы З и С.

5 Домашнее задание:

Придумать 5 -10 слов со звуками з и с и записать .

7. Итог урока

Логопед: О чем мы сегодня разговаривали? (О звуках з и с.)

- Покажите на профиле где звук з, а где звук с., чем отличаются эти звуки?

- Вы сегодня хорошо поработали, молодцы.


Логопедический урок №2.


Тема: Дифференциация согласных звуков С-З в словах и словосочетаниях.

Цели:

коррекционно-обучающие: закреплять умение дифференцировать звуки и буквы С-З в словах и словосочетаниях;

коррекционно- развивающие: развивать фонетическое восприятие, оральный праксис, зрительное внимание, память, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику рук.

коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Тип урока: закрепление.

Методы: словесные, слуховые, зрительные, деятельностные.

Форма работы: практическая

Оборудование: индивидуальные зеркала, профиль звуков [С-З], цифровой ряд, предметные картинки, таблицы слов.


ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

Работа у доски.

Логопед: Правильно ли изображены звуки з и с на профилях?

Дети: нет.

Логопед: Почему?

Дети: Потому что при произношении звука з – голосовые связки сомкнуты, а при произношении звука с – разомкнуты.

2. Уточнение и сравнение артикуляции звуков З и С Работа с зеркалами. Артикуляционная гимнастика ( смотреть конспект №1)

3.Сообщение темы урока

Логопед: Сегодня мы продолжим работу над звуками и буквами З и С.

Запишите тему урока «звуки и буквы З и С в словах и словосочетаниях»

1. Вставьте пропущенную букву З или С (чтение по цепочке)

Логопед: На доске записаны слова, прочитайте и вставьте пропущенную букву З или С: …еркало, …теко, обе…ьяна, ва…елин, кра…ота, …тавни, вы…тавка.

2. Работа с цифровым рядом

Определение количества звуков в слове и каким по счету стоит звук з и с.

На доске записаны слова:

[з] [с]

Паровозы посёлок

Заноза свисток

Заказал собрался

Зазнался засмеялся

3. Собрать слово из двух маленьких слов

На доске записаны слова:

Сено вал оса пол

Приз рак соль фа

Вол осы сук бар

Пар ус зал ежи

Логопед: Соедините два маленьких слова в одно и прочитайте (чтение по цепочке) .Запишите эти слова, обозначая буквы З (=), С ()

Физминутка.

Девочки и мальчики

Прыгают как зайчики прыжки на месте

Ножками топают топают ногами

Ручками хлопают хлопают руками

Головками кивают кивают головой

И тихо приседают приседают.

4. Классификация слов со звуками З и С по темам:

На доске в разброс записаны слова: сосна, самовар, сокол, зубр, берёза, кастрюля, зяблик, заяц, осина, ваза, синица, соболь.

Логопед: Перед вами слова со звуками з и с , нужно выбрать слова, относящиеся к «Деревьям», «Посуде», «Птицам», «Зверям».

- Какие слова относятся к «Деревьям»? (сосна, берёза, осина)

Аналогичная работа проводится по остальным темам.

5. Закрепление пройденного

Логопед: Перед вами слова:

Морозный забор

Весёлая воздух

Высокий звезда

Красивый арбуз

Яркая песня

Спелый зонт

- составьте словосочетания из данных слов, запишите, обозначая согласные звуки з (=) и с().

6. Домашнее задание: Ответить на вопрос «Что это?» Записать ответы в тетради.

1. Напиток из воды и хлеба с солодом.( квас)

2. Полевое растение, основной корм лошадей. (овёс)

3. Вид спорта (бокс)

4. Крупный хищник из семейства кошачьих ( рысь)

7. Итог урока:

Логопед: О чем мы сегодня разговаривали? (О звуках з и с.)

-Чему мы учились? (учились находить звуки в совах, …)

- Вы сегодня хорошо поработали, молодцы.










Логопедический урок №3.


Тема: Дифференциация согласных звуков и букв С-З в предложениях и связных текстах.

Цели:

коррекционно-обучающие: закреплять умение дифференцировать звуки и буквы С-З в предложениях и связных текстах;

коррекционно- развивающие: развивать фонетическое восприятие, внимание, память, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику рук.

коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Тип урока: закрепление.

Методы: слуховые, зрительные, деятельностные.

Форма работы: практическая

Оборудование: профили звуков [С-З], цифровой ряд, «Деформированные предложения».


ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

Логопед:

Сядет тот, кто назовёт предмет, в названии которого будет звук З или С.

2. Уточнение и сравнение артикуляции звуков З и С. Артикуляционная гимнастика ( смотреть конспект №1).

3. Сообщение темы урока

Логопед: Сегодня мы продолжим различать звуки и буквы З и С.

Запишите тему урока «Звуки и буквы З и С в предложениях».

4. Закрепление пройденного материала.

1 вставить в предложения пропущенные слова

Логопед: Перед вами предложения с пропущенными словами. Вам необходимо подобрать подходящие по смыслу слова:

У Зои разболелся …. Бабушка сварила вкусный …. У Зины красивая пышная …. В огород забрела …. У больного красный …. Начался весенний …. (суп, зуб, коса, коза, сев, зев) .

Логопед:

- Какое слово подобрали к первому предложению? (зуб)

-В каких словах есть звук З или С? (Звук З в словах: Зоя, разболелся, зуб)

Аналогичная работа проводится по всем предложениям.

2.составление предложения из данных слов

Каждому ребёнку предлагаются слова из которых нужно составить предложение.: За, собака, забором, залаяла.

Зубы, у, разболелись, Сони, сильно.

За, собака, гналась, зайцем.

Взяла, зайца, собака, след.

Логопед: Составьте из предложенных слов предложение и прочитайте его.

- Какое предложение получилось у тебя? (За забором залаяла собака.)

- Есть ли в твоих словах буквы З или С? ( Буква З в словах: забор, залаяла; буква С- в слове собака).

Аналогичная работа проводится по всем предложениям.

- Запишите своё составленное предложение в тетради, обозначая буквы значками З (=), С ().

3. Деформированные предложения

Логопед: Исправьте предложение: Солнце освещается землёй.

Коза принесла корм хозяйке.


Физминутка

На большом ковре и в ряд маршировка на месте

Куклы танины стоят

Два медведя, Буратино, изображение персонаже

И весёлый Чипполино.

Раз, два, три, четыре, пять – прыжки

Вместе мы пойдём гулять. маршировка на месте

5. Дифференциация букв З и С в связных текстах.

Каждому ребёнку предлагается текст.

Логопед: Прочитайте внимательно текст. Составьте текст из предложений. Прочитаем ещё раз по цепочке. Спишите, обозначая буквы З и С.


В зоопарке.

Там они увидели много разных зверей: зубров, полосатую зебру, забавных обезьян. Лиза и Роза были в зоопарке. Лиза и Роза рассказали друзьям обо всём, что видели в зоопарке. Зубры стояли у забора. Обезьяны забрались на дерево и гримасничали.

6. Домашнее задание: Пересказать текст «В зоопарке»


7. Итог урока

Логопед: О чем мы сегодня разговаривали? (О звуках з и с.)

- Назовите слова, где встречаются звуки З и С.

- Вы сегодня хорошо поработали, молодцы.