Программа, автор (ы) | УМК «Школа России» А. А. Плешаков |
Класс | 2 |
Раздел (содержательная линия) | Природа. |
Тема урока | «Дикие и домашние животные» |
Цели урока | Сформировать первоначальные знания о диких и домашних животных, их сходстве и различиях; показать разнообразие домашних животных, их значение для человека. |
Основное содержание урока | Повторение пройденного материала, выполнение заданий по теме урока: отгадывание загадок, выполнение заданий из учебника, выполнение самостоятельной работы в группах. |
Термины и понятия | Дикие, домашние животные; |
Планируемый результат |
Предметные умения | Метапредметные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Личностные умения |
находить связи в природе, между природой и человеком сравнивать объекты природы, делить их на группы; соотносить группы животных и их существенные признаки, различать диких и домашних животных; выделять характерные особенности домашних животных. | Познавательные: использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; Регулятивные: совместно с учителем формулируют учебную задачу; составляют план выполнения работы и определяют последовательность действий, контролируют и корректируют свои действия, оценивают качество выполненной работы. Коммуникативные: умеют слушать и слышать, доносить свою позицию до всех участников образовательного процесса, строить понятные для партнера высказывания, осуществлять взаимный контроль, эффективно сотрудничают как с учителем, так и со сверстниками. | имеют целостное представление об окружающем мире (представлять многообразие животных) проявляют чувство ответственности за домашних питомцев; . Имеют мотивацию к учебной деятельности, принимают и осваивают роль обучающегося, понимают важность овладения навыками письма. Проявляют эстетические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость. |
Организация образовательного пространства |
Межпредметные связи | Ресурсы (информационный, демонстрационный, интерактивный материал) | Формы работы |
изобразительное искусство (домашние животные), технология (домашние животные и птицы) | Учебник Плешаков А. А. П38 Окружающий мир. 2 класс. Учеб, для общеобраэоват. учреждений с приложением на электронном носителе.Ч1. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь в 2 ч. 3-е изд.Ч.1 Атлас-определитель А.А. Плешаков. Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска Видеоролик «Дикие и домашние животные», задания в электронном виде (HotPotatoes 6) Картинки с изображением диких и домашних животных. | Фронтальная, индивидуальная, Групповая. |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА |
Название этапа: Мотивация познавательной деятельности Педагогические задачи учителя: -Поприветствовать учащихся; -подготовить учащихся к началу урока, проверить их готовность; -эмоционально настроить учащихся на работу; - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; -организовать планирование учебной деятельности на уроке. Планируемый результат: Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: приобретают положительную мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные: стабилизация эмоционального состояния, контроль готовности к уроку. |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Добрый день, добрый час! Я очень рада видеть вас. Встаньте ровно, подтянитесь, И тихонечко садитесь. -Проверьте, все ли принадлежности у вас лежат на столе? | Приветствую учителя. Демонстрируют готовность к уроку. -Здравствуйте! -Да, мы готовы. |
Название этапа: Актуализация знаний. Педагогические задачи учителя: -актуализировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой урока; - актуализация субъектного опыта учащихся. - определить цель и задачи урока. Планируемый результат: Предметные: Сравнивают объекты природы, делят их на группы. Познавательные: общеучебные – строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о животных; извлекают необходимую информацию из просмотренной фотовыставки; логические –осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов, стихотворений, рассказов, путешествий); дополняют и расширяют имеющиеся знания о животных. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: обмениваются мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: способны адекватно рассуждать о причине своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Работа с анаграммой. Предлагаю учащимся разгадать зашифрованное слово. - Посмотрите, на доске зашифровано главное слово урока. Расшифруйте анаграмму и скажите: кому будет посвящен наш урок? ЕЫНТОВИЖ - Мы знаем, что животные делятся на несколько групп. Я назову признаки, а вы назовите группу: - есть клюв, 2 лапы, оперенье… - 4 лапы, шерсть, детенышей кормят молоком… - животные, у которых 6 ног называются - есть плавники, чешуя, живут в воде… -Подумайте, на какие еще группы можно разделить всех животных. -Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. -Прочитайте тему урока на с. 72 учебника. Проверьте свои высказывания. Прочитайте, что говорит нам Муравьишка. -Итак, сегодня, мы научимся делить животных на домашних и диких. И помогут нам в этом загадки. Слушайте внимательно и чтобы дать ответ – поднимите руку. Предлагаю поработать с загадками. Работа с загадками (ответы - картинки). • Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. • Кто не прядет, не ткет, а людей одевает? • У кого рога длиннее хвоста? • Хвост крючком, нос пятачком. • В будке спит, Дом сторожит. Кто к хозяину идёт, Она знать даёт • Что за птица? Ходит, а не летает, Зерна собирает Как можно назвать всех этих животных? А какие еще есть животные? Каких диких животных нашего края вы знаете? -Молодцы, ребята, все правильно сказали. | Расшифровывают анаграмму. Вспоминают названия групп животных. -Это животные. -Это птицы -Это звери -Насекомые -Это рыбы -Животных можно разделить на 2 группы- дикие и домашние животные -Сегодня на уроке мы будем говорить о диких и домашних животных. -Узнаем, каких животных называют дикими, а каких- домашними. Научимся рассказывать о значении домашних животных для человека. Разгадывают загадки. -Корова -Баран, овца -У козы -Свинья -Собака -Курица -Дикие и домашние животные -В нашем краю обитают зайцы, козы, кабаны, лоси, лисы, барсуки.. |
Название этапа: Усвоение новых знаний и способов деятельности. Педагогические задачи учителя: - Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащимися изучаемого материала, - организация внимания учащихся, - сообщение основной идеи изучаемого материала - обеспечение усвоения методики воспроизведения изучаемого материала . Планируемый результат: Предметные: Сравнивают объекты природы, различают диких и домашних животных, знают значение домашних животных для человека. Познавательные: структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение; извлечение необходимой информации из текстов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие; выявление сущности, особенности объектов. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: обмениваются мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Беседую с учащимися, задаю вопросы. Итак, животных можно разделить на домашних и диких.. - Как вы думаете, каких животных называют дикими, а каких домашними? - Сравним диких и домашних животных: кто кормит? Кто строит жильё? Кто заботится о потомстве? - Проверим правильность наших предположений. Прочитаем текст в учебнике на стр.72. - Итак, дикие животные живут в природе, а откуда появились домашние животные? - Все домашние животные когда-то давно были дикими. Но ещё в древние времена люди приручили диких зверей и они стали жить рядом с ними. Учёные предполагают, что первым домашним животным, которое приручил человек, была коза. Постепенно люди приручили и других животных. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Животные, которые живут в природе сами по себе, называются дикими. Животные, которых разводят люди, называют домашними. -Домашних животных кормят хозяева, а дикие сами находят себе пищу. -Домашних животных жильем обеспечивает хозяин, а дикие сами строят себе дом. -У домашних животных о потомстве заботятся сами животные и их хозяева, а у диких- только животные. Читают текст в учебнике на стр.72. -Домашних животных приручили люди. Находят в тексте информацию по данному вопросу. Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предположения |
Название этапа: Физкультминутка. Педагогические задачи учителя: -снять усталость и напряжение у учащихся путем осуществления физических упражнений -снять психическое напряжение у обучающихся путем переключения на другой вид деятельности. Планируемый результат: Личностные: формируют положительное отношение к учёбе Регулятивные: осуществляют самоконтроль. |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Организует физминутку. Осуществляют профилактику утомления На зарядку становись! Вверх рука, другая - вниз! Повторяем упражнение, Делаем быстрей движения. Раз - вперед наклонимся. Два - назад прогнемся, И наклоны в стороны Делать мы возьмемся. Приседания опять Будем дружно выполнять. Раз, два, три, четыре, пять, Кто там начал отставать? На ходьбу мы перейдём, И урок наш вновь начнём | Выполняют движения по тексту за учителем. Одна прямая рука вверх, другая - вниз, рывком меняем руки. Наклоны вперед, назад. Наклоны в стороны. Приседания. Ходьба на месте. |
Название этапа: Закрепление знаний и способов деятельности. Педагогические задачи учителя: -закрепить полученные на уроке новые знания о диких и домашних животных -обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу -обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Планируемый результат: Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; поиск необходимой информации; установление причинно-следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: осуществляют контроль; коррекцию; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют учебные задачи. Коммуникативные: умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения. Личностные: оценивают усваиваемое содержание; осознают ответственность за общее дело |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Организую дидактическую игру Если я назову домашнее животное - присесть, дикое - стоять: свинья, оса, пчела, рысь, коза, воробей, курица, олень. Организую самостоятельную работу. Самостоятельная работа с последующей проверкой и взаимопроверкой. - Поработаем в учебнике. Рассмотрите рисунки и фотографии на стр.73. Что человек получает от домашних животных? Покажите это с помощью цветных стрелок. Проверьте работу своего соседа по парте. Фронтальная беседа - Для чего человек выращивает домашних животных? - Какие домашние животные есть у вас, у ваших родственников, у соседей? -Молодцы, ребята, справились с заданием. Организую в группах выполнение заданий 1- 4 на стр. 73 учебника. После выполнения всех заданий организуют совместную взаимопроверку. | Участвуют в дидактической игре. Выполняют самостоятельную работу. Отвечают на вопрос. Выполняют работу в учебнике сначала самостоятельно, затем в парах осуществляют проверку, договариваются между собой, исправляют ошибки. Отвечают на вопросы. - Человек получает от домашних животных пищу (мясо, молоко, мёд, яйца), шерсть, на лошадях можно ездить и перевозить грузы, собаки защищают людей. -У наших родственников есть кошки, собаки, коровы, куры. Делятся на группы по 4 человека. Обсуждают и совместно выполняют задание в группах. Приводят примеры диких и домашних животных своего края, обсуждают , зачем люди разводят домашних животных. № 1. Примеры диких животных: заяц, лиса, белка, кабан, коза, лось, енот, барсук.. Домашние животные- кошка, собака, куры, гуси, утки, лошади, коровы, свиньи.. № 2. Коровы, козы- мясо, молочные продукты, Баран-шерсть, одежда Куры-яйца, перья Пчелы- мед, воск. №3 Человек выращивает домашних животных для того, чтобы получать продукты питания, одежду, а так же положительные эмоции. №4 За своими домашними животными люди ухаживают. Они их кормят, лечат, обеспечивают жильем. |
Название этапа: Подведение итогов. Рефлексия Педагогические задачи учителя: -Подвести итог урока. - Обобщить полученные школьниками знания. -Организовать обсуждение и запись домашнего задания -Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. -Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. Планируемый результат: Познавательные: ориентируются в системе знаний – отличают новое от уже известного. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний; понимают причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Подводит итог урока, помогает ученикам произвести рефлексию и самооценку. Оценить свои достижения предлагаю необычным способом: если все получилось – пальчик вверх, если возникали трудности – открытая ладошка, если было трудно – кулачок. Организую запись домашнего задания. В рабочей тетради на стр. 50 №3 отгадайте загадки, в учебнике стр. 74-75 прочитайте «Легенды о животных». | Подводят итоги урока вместе с учителем. Оценивают свою деятельность на уроке. Выполняют задание учителя. Отвечают на вопросы, делают выводы. -Сегодня на уроке мы говорили о диких и домашних животных. -Мы научились отличать диких животных от домашних. -Мы узнали, для чего люди разводят домашних животных и как за ними ухаживают. -С задачей мы справились. Записывают домашнее задание. |
1. Плешаков, А. А. П38 Окружающий мир. 2 класс. Учеб, для общеобраэоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч, 1 / А. А Плешаков. — 3-е изд. —».- М. : Просвещение, 2012.- 143 с.
2. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь в 2 ч. 3-е изд.Ч.1./ А.А. Плешаков. - М.: 2014.-100с.
3.Плешаков, А.А. Атлас-определитель «От земли до неба» Кн. Для учащихся нач. кл. .5-е издание./ А.А. Плешаков.- М.: Просвещение, 2018.- 224с.
4. Тихомирова, Е.М. Окружающий мир: 2 класс. Поурочные разработки к учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир. 2 класс. В 2-х частях». ФГОС./ Е.М. Тихомирова.- М.: Издательство: Экзамен, 2013.-385с.