СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дикорастущие растения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру  с презентацией

Просмотр содержимого документа
«Дикорастущие растения»

"Дикорастущие и культурные растения

Цели и задачи:

  1. Ознакомить ребят с дикорастущими и культурными растениями.

  2. Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их.

  3. Развивать у учащихся интерес к предмету через разнообразные виды работы и творческие задания.

  4. Развивать у ребят умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.

  5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебник, рабочая тетрадь,.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

  1. Разнообразие растительного мира

Ребята, сегодня нас на уроке ожидает встреча с удивительными представителями живой природы. Вы их узнаете, отгадав загадку.

Дышит, растет,

А ходить не может. (растение)

  1. Группы растений.

Ребята, давайте вспомним, на какие группы делятся все растения? (деревья, кустарники, травы). Чем они отличаются? (стеблями)

(см. презентацию)).

III. Изучение нового материала

  1. Введение в тему.

Мы с детства, представьте, того и не знали,
По – гречески этот цветок называли.
“Звезда” - вот на русский его перевод.
На клумбах он осенью долго цветет.
(Астра)

Цветет он майскою порой,
Его найдешь в тени лесной.
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.
(Ландыш)

Со дна озера, реки
Как веревки – стебельки.
Над водою стебелек
Превращается в цветок,
И горит он летним днем
Желтым пламенем – огнем
А цветы назвали люди
На подобие посуды,
Как в шкафу глинянки – кринки 
Те цветочки звать … (Кувшинки) 

В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.
(Пшеница) 

Лето целое старалась – 
Одевалась, одевалась …
А как осень подошла, 
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложим мы в бочонок. 
(Капуста)

Низок, да колюч,
Сладок, да не пахуч.
Ягоду сорвешь – 
Всю руку обдерешь.
(Крыжовник) 

Желтые головки,
Белые ресницы,
Все они похожи, 
Будто бы сестрицы.
Я надеюсь, знаешь ты
Эти скромные цветы.
(Ромашки)

(слайд 3)

- Ребята, что их объединяет? Как мы их назовем одним словом? (это растения)

- Нет ли среди них лишнего? (крыжовник – он кустарник, остальные – травы)

Эти растения скучают друг по другу. Как вы думаете, почему? Вместе ли они живут? Почему они растут в разных местах и далеко друг от друга? Как они туда попали?

Вывод: Есть растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, на лугу, на водоеме. Есть растения, которые выращивают люди.

2. Знакомство с дикорастущими и культурными растениями

1) Работа по учебнику

2) Деление растений на 2 группы

Вернемся к нашим отгаданным растениям. Их тоже разделим на дикорастущие и культурные

  1. Работа в рабочей тетради(презентация)

  2. Физкультминутка:

3. О дикорастущих растениях.

  1. Дикорастущие деревья, кустарники, травы.

4. О культурных растениях.

Что такое культурные растения?

а) Растения, которые человек использует для питания;

б) Растения, которые растут на полях, в садах и огородах;

в) Растения, которые человек специально выращивает для своих целей.

2) Деление культурных растений на группы.

- Для каких же целей люди выращивают культурные растения?

- Сейчас я вам загадаю загадки, вы должны отгадать растения и рассказать для чего они нужны

а) Что две недели зеленится,
две недели колосится,
две недели отцветает,
две недели наливает,
две недели подсыхает?

Где она растет? Какую часть этого растения использует человек? Для чего? Это растение относится к зерновым. Еще какие зерновые растения вы знаете?

б) Было зеленое платье атласное,
нет, не понравилось, выбрала красное, 
но надоело также и это - 
платье надело синего цвета.

Слива растет в саду. Что дает нам это растение? Значит, слива – плодовое растение. К плодовым растениям относятся еще …

в) Растут на грядке зеленые ветки, 
а на них красные детки.

Это растение растет в огороде и называется …. Из овощных растений в наших огородах растут …

г) Вот чудесные цветы 
небывалой красоты.
Яркие, пахучие – 
Ай – ай – ай! Колючие!

- Ребята, давайте повторим, на какие группы делятся культурные растения? (слайд 10)

IV. Закрепление изученного материала.

1) Игра “Что здесь лишнее?”

- Для закрепления пройденного материала мы проведем игру “Что здесь лишнее?” (слайд 11).

1. клевер, астра, роза, гладиолус
2. береза, василек, репа, осина
3. огурец, лук, лен, чеснок
4. груша, слива, малина, яблоня
5. пшеница, рожь, ячмень, картофель

2) Логическое упражнение “Может так быть или нет?”

- У известного поэта К. И. Чуковского в стихотворении “Радость” есть строчки о растениях. Сейчас я вам их прочитаю. А вы послушайте внимательно и подумайте, “Может так быть или нет?” (слайд 12).

Рады, рады, рады
Светлые березы,
И на них от радости 
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Темные осины,
И на них от радости 
Растут апельсины.
То не дождь пошел из облака
И не град, 
То посыпался из облака 
Виноград.

- А теперь ответьте, может так быть или нет?

- Почему?

- Где такое может быть? (в сказке)

3) Игра “цвет – фрукт”.

Перечислите ягоды, фрукты, овощи:

- оранжевого цвета;

- желтого цвета;

- красного цвета;

- синего цвета.

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание:

1) прочитать легенды о растениях

2) задания в рабочей тетради