СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«ДИРИЖИРОВАНИЕ» с начинающими»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «ДИРИЖИРОВАНИЕ» с  начинающими»

 

Просмотр содержимого документа
««ДИРИЖИРОВАНИЕ» с начинающими»»












Методическое сообщение по теме:


«ДИРИЖИРОВАНИЕ» с начинающими»


















Калининград

2023



В музыкальных школах, где хоровой отдел представляет собой многочисленный, развитый творческий коллектив, предмет «дирижирование» выходит за рамки предметов по выбору и становится обязательным профилирующим предметом. Ему отводится 1(0,5) час в неделю в двух или трех старших классах, а результаты выпускного экзамена выставляются в свидетельство об окончании школы, в графу «специальность».


Среди дисциплин предмет дирижирование – один из самых сложных, т.к. оно теснейшим образом связано с занятиями сольным пением, специальным музыкальным инструментом, сольфеджио, теорией музыки и гармонией, музыкальной литературой, анализом музыкальных произведений. Усвоение данных предметов способствует формированию знаний и умений необходимых для глубокого самостоятельного постижения и исполнительского воплощения хоровых произведений. Дирижирование дисциплинирует, развивает музыкальные способности: чувство ритма, музыкальный слух и ладовое чувство, координацию.

На первых уроках по дирижированию я стараюсь делать урок-введение в предмет. Рассказываю о основных этапов исторического развития дирижирования, его роли и специфики.

В процессе своего исторического развития, также в связи с постепенным изменением композиторского искусства и появлении новых принципов исполнения инструментальной и хоровой музыки дирижирование прошло несколько стадий, пока, наконец, не сложилось его современная форма – язык жестов и мимики. Современный язык дирижерского искусства – результат использования одного из проверенных многовековой практикой способов человеческого общения, вызывающий непосредственный эмоциональный отклик, богатый ассоциациями. Для правильного понимания того, как дирижирование подошло к своему современному уровню, необходимо указать основные исторические этапы его развития.

Сначала управление исполнительским коллективом происходило при помощи отбивания ритма рукой, ногой, палкой и т.п. предметами, действующими на слух, - так называемый акустический способ.

Затем стали использовать хейрономию – обозначение относительной высоты звука и его протяжности движениями рук, пальцев, головы, тела и прочими визуальными средствами.

Позднее управление исполнительским коллективом стало осуществляться при помощи игры на инструменте (скрипка, клавесин) или пения в хоре.

Прообразом дирижирования были ритмичные телодвижения первобытного человека во время танцев, а так же отбивание ритма с помощью примитивных инструментов (раковины, камня, палки и т.д), затем выделился ведущий – исполнитель запева, который отсчитывал такт хлопками или ударом ноги. Развитие получил ударно-шумовой – акустический способ управления коллективом исполнителей, когда при помощи стука и счета в слух ведущий определял ритм и выравнивал ансамбль. Ударно-шумовой способ был не пригоден для художественно-выразительного дирижирования.

Древний хейрономический способ управления коллективом исполнителей существовал в то время, когда еще отсутствовала система нотной записи с точной фиксацией высоты и длительности звуков. Хейрономия представляет собой систему условных знаков, изображаемых движениями рук, показывающий высоту, направление мелодии певцами. Такому управлению была уже свойственна некоторая живость и художественная образность, что определило переход от удорно-шумового способа дирижирования к зрительному.

В средние века кантор церкви управлял хором, ударяя большим тяжелым жезлом о пульт, но это производило много шума, поэтому в 17 веке дирижер использует в качестве своего инструмента свернутую в трубку нотную бумагу.

В начале 18 века получает распространение гомофоническая музыка и система генерал-баса, поэтому главной фигурой в исполнительском коллективе становится клавесинист. С появлением оперы роль руководителя оркестра стал выполнять скрипач-концертмейстер, который дирижировал при помощи смычка или скрипки; певцами дирижировал чембалист, т.е. применялась система двойного дирижирования.

Развитие симфонической музыки, особенно появление произведений Л.Бетховена, вызвало необходимость сосредоточить управление симфоническим оркестром в одних руках. Как правило, это был автор исполняемых произведений. С первой половины 19 века стала шире применяться дирижерская палочка и потребовалось более точное обозначение метрических долей такта, это стало возможным с использованием дугообразных движений рук.

Дирижирование пришло к современному высокому уровню тогда, когда все средства стали применяться не раздельно, а как составляющие единого действия.

Дирижерско-исполнительское искусство совершенствуется в процессе постоянного и систематического обращения дирижера с оркестром или хором. Оно представляет собой момент творческой передачи художественных намерений дирижера коллективу исполнителей при помощи дирижерских средств выразительности, в состав которых входят дирижерский жест, выразительная мимика и поясняющее слово во время репетиций.

Рассмотрение основных этапов исторического развития дирижирования дает возможность понять самую природу дирижирования, которая заключается в общечеловеческой значимости мануальных жестов и мимики, воздействующих на коллектив исполнителей. «Таким образом, стихийные и примитивные телодвижения первобытных народов, хейрономия древнего периода и эпохи средневековья, поиски средств управления ритмическим ансамблем и появление батуты с «отбиванием такта» в 16 веке, генерал-бас и дирижирование за клавесином в 17-18 веках и, наконец, возникновение нового стиля с его высокоразвитым языком жестов – вот основные этапы эволюции дирижерского искусства.»

Специфика деятельности дирижера состоит в том, что он руководит коллективным исполнением музыкального произведения. Дирижер ощущает хоровой коллектив как единый инструмент.

Основное средство управления хором – руки дирижера. Рука дирижера организует певцов непосредственно перед началом пения, дает сигнал к вступлению хора или отдельных партий, показывает окончание пения.

Существуют общепринятые правила движений рук во время дирижирования хором. Совокупность приемов, основанных на правилах дирижирования, называется техникой дирижирования.

Основными принципами дирижирования принято считать ритмичность, графическую точность или отчетливость, целесообразность, свободу дирижерского аппарата и естественность жестов, их экономичность и выразительность, подготовленность любого показа.

Свойствами дирижерского жеста являются: длительность, амплитуда, скорость взмаха, сила, масса, направление и форма.

Дирижерский аппарат составляют руки, голова(лицо и глаза), корпус (грудь и плечи), ноги. Освоение техники дирижирования начинается с постановки дирижерского аппарата, с достижения его свободы, пластичность движений, графической четкости линий. Дирижерская техника формируется не только в процессе работы над музыкальным произведением, но и в комплексе специально подобранных упражнений.

Все упражнения можно разделить на пластико-гимнастические и метроритмические.

- Основная цель пластико-гимнастических упражнений состоит в освобождении мышц рук и плечевого пояса от излишнего напряжения.

- Метроритмические упражнения предназначаются для развития внимания и умения распределять его на несколько объектов: для развития чувства ритма, координации разнородных движений обеих рук; выработки точной и быстрой реакции.

Следующий этап – овладение тактированием, т.е. приемами передачи метрических схем (простых, сложных, смешанных и переменных).

Тактирование (показ размера) – отмечать (отсчитывать) каждую долю такта (единицу времени) отдельным взмахом руки. Такой отсчет долей называется тактированием. Количество взмахов в каждом такте соответствует числу долей в нем. В зависимости от структуры такта эти движения имеют определенный рисунок, который называется дирижерской схемой.

Показ начала пения (вступление) – дирижерский жест, обозначающий начало пения, расчленяется на три элемента:

ВНИМАНИЕ – Этим жестом дирижер собирает внимание певцов и длится несколько секунд, непосредственно предшествующих началу пения. Задача его – приготовить детей к исполнению песни, - точнее к очень важному моменту процесса пения – дружному вдоху.

ДЫХАНИЕ – взмах руки вверх, показывающий хору момент вдоха.

ВСТУПЛЕНИЕ – взмах руки вниз, показывающий непосредственно начало пения.

Жесты дыхание и вступление производятся в характере последующей музыки.

Все эти элементы дирижерского жеста, выполняющие каждый свою функцию, служат одной цели – добиться одновременного вступления певцов хора.

Показ окончания пения (снятие) – при показе окончания пения – снятие звучности.

Другие функции дирижерского жеста.

Помимо тактирования, показа вступления и окончания пения перед руководителем неизбежно встают и другие задачи, связанные с процессом исполнения хорового сочинения.

Дирижер должен уметь жестами требовать от хора выполнения динамических оттенков (нюансов), характера звуковедения; дирижерский жест способствует преодолению хором различных трудностей, которые могут встретиться во время исполнения.

Чтобы дирижерский жест был эффективным и действительно принес пользу, он должен быть ясным, отчетливым, целенаправленным, а главное – понятным поющим.

Конечной целью овладения техникой дирижирования является приобретение умения передать музыкальный образ хорового произведения, идейно-художественный замысел композитора дирижерскими жестами, а для этого необходима совокупность умений, связанных с убедительной интерпретацией эмоционально-смыслового содержания изучаемой музыки. За каждым дирижерским движением руки и мимики стоит определенная жизненная эмоция.

Весь внешний облик дирижера должен быть эстетичным: постановки корпуса естественна, спокойна и свободна. Постановка – это умение грамотно распоряжаться своим аппаратом в соответствии с его природой и определенными эстетическими нормами. Техника дирижирования, как широкая, многообразная и гибкая система выразительных средств воплощения.

Основные принципы постановки: 1) принцип свободы движения; 2) ясность, четкость движений; 3) экономность. Свобода рук зависит от подвижности плечевого сустава, нельзя поднимать плечи с ключицей.

В основе техники дирижирования лежит движение природное, чтобы найти его, освободиться от неестественных движений, необходима система упражнений по постановке дирижерского аппарата. Правильная и свободная постановка обеспечивает полную свободу действий дирижера.

Первая задача педагога по классу дирижирования состоит в том, чтобы найти для каждого ученика наиболее естественное положение корпуса, головы, рук и ног, т.е. выработать у него правильную осанку, основную дирижерскую позицию.


Важно, чтобы хоровой репертуар был разнообразным и учащиеся постоянно обогащались новыми знаниями, дирижерскими навыками и умениями. Выбор хоровых произведений должен основываться не только на индивидуальных способностях учащегося, но и на многообразие хоровой литературы. Особенное внимание необходимо уделять песенному творчеству советских композиторов, русской и зарубежной классики, песни народов мира, чтобы показать все разнообразие тематики, жанров, национальной принадлежности, характера и стиля произведений, включенных в план. Что расширяет музыкальный кругозор учащихся, научит их воспринимать новый, своеобразный мелодический материал и свежие гармонии.

Необходимо последовательно развивать художественный вкус учащихся, постепенно формировать их творческий облик в процессе овладения ими техникой дирижированию.

Степень трудности учебного материала для каждого учащегося определяется индивидуальными особенностями, уровнем его общей и музыкальной подготовки, объемом музыкально-теоретических и специальных дирижерских знаний, навыков и умений, художественно-техническими задачами и репертуарными особенностями курса обучения. Учебный репертуар подбирается с учетом постепенного усложнения. В некоторых случаях допустимо включение в индивидуальный план произведений повышенной трудности (если это способствует профессиональному росту учащегося, пробуждения интереса к предмету, веру в сои силы и т.д.).

Методически правильно составленный план индивидуальной работы с учащимися, т.е. план, в котором учебный материал спланирован с учетом учебных, воспитательных, образовательных и развивающих задач(развитие музыкальной эрудиции, памяти, эмоциональной сферы, приобретение новых технических навыков и т.д), делают успешным весь учебно-воспитательный процесс в классе хорового дирижирования.

Учебный материал должен включать как произведения возбуждающего характера и содержания, раскрывающие эмоциональность учащихся, так и успокаивающего, тормозящего аффекты настроения.

Марши, танцы, героико-патриотические произведения активизируют эмоции, и, наоборот, серенады, колыбельные и т.п. произведения с плавным звуковедением в умеренных темпах и динамики позволяют понизить нервный тонус учащегося, склонного к чрезмерной экспрессии. Учитывая особенности темперамента учащегося, его волевые и эмоциональные качества, можно регулировать методическую направленность учебного материала. Так, устранению профессиональных недостатков флегматика будет способствовать программа построенная на принципе контрастности в сфере динамики, чувств, образов, в темпах и фактуре изложения. Такой музыкальный материал действует возбуждающе и способствует воспитанию быстроты реакции.

И так, каковы же основные принципы планирования учебного материала?

Прежде всего это:

  1. содержательность, художественная ценность музыкального материала;

  2. разнообразие хоровой литературы по тематике, стилю и т.п.;

  3. принцип опережения или перспективность индивидуального плана на несколько уроков вперед;

  4. последовательность музыкального развития учащихся;

  5. доступность произведений, соответствие их уровню владения учащимися дирижерской техникой;

  6. методическая и профессиональная направленность учебного репертуара;

  7. обеспечение усвоения программных требований каждого класса;

  8. принцип развития познавательного интереса учащегося, его интереса к хоровой музыки;

  9. практическая ценность получаемых знаний;

Таки образом, дирижирование является специальной исполнительской дисциплиной, имеет одновременно и гораздо более широкое значение, как средство общемузыкального воспитания. Для каждого серьезного музыканта изучение дирижерского искусства столь же необходимо, сколь и добросовестное изучение предмета «общее фортепиано» для каждого обучающегося в музыкальном учебном заведении.

Работа над произведениями.

Знакомство с произведением.

Игра на инструменте хоровой партитуры

Краткая Аннотация произведения :

Формирование у учащегося способности к детальному анализу партитуры и умения последовательно и ясно излагать свои мысли осуществляется в таком виде работы как аннотация.

Аннотация может быть устной или письменной, краткой и развернутой. В ней излагаются основные стороны анализа партитуры и содержатся элементы самостоятельных суждений, обобщений, выводы.

  • краткие сведения о жизни и творчестве авторов

  • содержание произведения

  • музыкально-теоретический анализ (форма, тон-сть, размер, темп, динамика, кульминация)

  • вокально-хоровой анализ (тип и вид хора, диапазоны голосов).


Настройка от «ля» в тональность произведения.

Дирижирование.

Предмет «Дирижирование» включает в себя условно-исполнительские виды деятельности (игра партитуры и дирижирование) и музыкально-теоретическую подготовку (анализ партитуры, пение голосов партитуры по нотам и наизусть, изучение творчества композитора).

Индивидуальное планирование занятий в рамках программы осуществляется в зависимости от уровня музыкально-теоретических знаний и природных музыкальных и иных способностей учащегося. На первом, начальном этапе обучения в качестве репертуара используются несложные хоровые произведения, в том числе партитуры с сопровождением фортепиано. В дальнейшем, по мере профессионального развития учащегося, в его индивидуальный план включаются произведения начиная от двухголосных партитур для однородного хора. На втором и третьем году обучения основу репертуара составляют произведения подобранные в соответствие с осваиваемыми техническими трудностями.