СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дисграфия у младших школьников

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Различные виды дисграфических ошибок и методы их устранения. Рекомендации учителям начальной ступени образования

Просмотр содержимого документа
«Дисграфия у младших школьников»

 Рекомендации  логопеда по исправлению дисграфии у младших школьников. Цель:  познакомить учителей начальных классов с различными видами дисграфических ошибок и методами их устранения

Рекомендации логопеда по исправлению дисграфии у младших школьников.

Цель:

познакомить учителей начальных классов с различными видами дисграфических ошибок и методами их устранения

ДИСГРАФИЯ это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

ДИСГРАФИЯ

  • это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Причины дисграфии: органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздывание созревания этих систем мозга, нарушение их функционирования, длительные соматические заболевания детей в ранний период их развития.

Причины дисграфии:

  • органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма,
  • запаздывание созревания этих систем мозга,
  • нарушение их функционирования,
  • длительные соматические заболевания детей в ранний период их развития.
Неблагоприятные внешние факторы неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка.

Неблагоприятные внешние факторы

  • неправильная речь окружающих,
  • двуязычие,
  • недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье,
  • недостаточность речевых контактов,
  • неблагоприятная семейная обстановка.
Причины:    Затруднения в слуховой дифференциации звуков речи. Нарушения произношения ( не всегда).

Причины:

  • Затруднения в слуховой дифференциации звуков речи.
  • Нарушения произношения ( не всегда).
Типичные ошибки Замены звонких согласных парными глухими и наоборот  («томик» вместо «домик» или «удюг» вместо «утюг»). Замены мягких согласных соответствующими твердыми  и наоборот  («ден» вместо «день» или «клюмба» вместо «клумба»). Разнообразные замены в группах  свистящих  (С, 3, Ц) и  шипящих  (Ш, Ж, Ч, Щ) звуков: «сапка» вместо «шапка»; «зук» вместо «жук»; Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных  (Р, РЬ, Л, ЛЬ): «глачи» вместо «грачи»; «ледиска» вместо «редиска»

Типичные ошибки

  • Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик» или «удюг» вместо «утюг»).
  • Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день» или «клюмба» вместо «клумба»).
  • Разнообразные замены в группах свистящих (С, 3, Ц) и шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) звуков: «сапка» вместо «шапка»; «зук» вместо «жук»;
  • Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных (Р, РЬ, Л, ЛЬ): «глачи» вместо «грачи»; «ледиска» вместо «редиска»
Дисграфия на почве нарушения анализа и синтеза Затруднения в анализе речевого потока. Недостаточное овладение навыками языкового анализа и синтеза.

Дисграфия на почве нарушения анализа и синтеза

  • Затруднения в анализе речевого потока.
  • Недостаточное овладение навыками языкового анализа и синтеза.
Типичные ошибки пропуски букв в словах («лто» вместо «лето»); вставка лишних букв («стлол» вместо «стол») перестановка букв («вебра» вместо «верба»)» пропуск слогов в словах («гова» вместо «голова»); вставка лишних слогов («гололова»); перестановка слогов («мотолок» вместо«молоток») слияние нескольких слов в одно слово («детиигралиналугу»); разделение одного слова на части («у тюг», «о кно»).

Типичные ошибки

  • пропуски букв в словах («лто» вместо «лето»);
  • вставка лишних букв («стлол» вместо «стол»)
  • перестановка букв («вебра» вместо «верба»)»
  • пропуск слогов в словах («гова» вместо «голова»);
  • вставка лишних слогов («гололова»);
  • перестановка слогов («мотолок» вместо«молоток»)
  • слияние нескольких слов в одно слово
  • («детиигралиналугу»);
  • разделение одного слова на части («у тюг», «о кно»).
Приемы формирования звукового анализа и синтеза последовательно называть звуки в слоге (игра «Телеграф») делить слова на слоги, определять количество слогов и их последовательность (ребенку предлагается СЛОВО, которое он должен прохлопать или отстучать столько раз, сколько в нем слогов) выделять гласные (игра «Волшебные слова») Определять твердые и мягкие согласные («Метаграмма») определять количество звуков в слове («Цифровой диктант»

Приемы формирования звукового анализа и синтеза

  • последовательно называть звуки в слоге (игра «Телеграф»)
  • делить слова на слоги, определять количество слогов и их последовательность (ребенку предлагается СЛОВО, которое он должен прохлопать или отстучать столько раз, сколько в нем слогов)
  • выделять гласные (игра «Волшебные слова»)
  • Определять твердые и мягкие согласные («Метаграмма»)
  • определять количество звуков в слове («Цифровой диктант»
Последовательно называть звуки в слове, определять каким по счёту стоит заданный звук. Составлять звуковую схему слова. Узнавать слова, предъявленные в виде последовательно произнесенных звуков или слогов. Образовывать новые слова с помощью «наращивания» звуков, слогов ( рот – крот, пол – полка) (игра «Какой новый звук появился») Образовать новые слова путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук, слог (дом –сом, лом; сок –песок –носок) (игра «Метаграмма) Письменные задания: вставить пропущенную букву, выбрать нужную букву.
  • Последовательно называть звуки в слове, определять каким по счёту стоит заданный звук.
  • Составлять звуковую схему слова.
  • Узнавать слова, предъявленные в виде последовательно произнесенных звуков или слогов.
  • Образовывать новые слова с помощью «наращивания» звуков, слогов ( рот – крот, пол – полка) (игра «Какой новый звук появился»)
  • Образовать новые слова путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук, слог (дом –сом, лом; сок –песок –носок) (игра «Метаграмма)
  • Письменные задания: вставить пропущенную букву, выбрать нужную букву.
Упражнения для преодоления замены букв Писать под диктовку по 3 слога (ша-са-ша, ми-мы-ми) Определить каким по счёту стоит звук в слове, затем написать слово и проверить ( с- 5 , ш- 3 – пушистый). Графический диктант - составить схему предложения и подписать буквы С-Ш над теми словами в которых есть эти звуки. Записать диктуемые слова в два столбика под буквой С или Ш. Выбрать или придумать и записать слова с буквой С, а затем — с буквой Ш. Выбрать или придумать и записать слова, в которых содержатся сразу оба дифференцируемых звука Вставить вместо точек пропущенные в словах буквы С или Ш (капу-та, ко-ка, -умка)

Упражнения для преодоления замены букв

  • Писать под диктовку по 3 слога (ша-са-ша, ми-мы-ми)
  • Определить каким по счёту стоит звук в слове, затем написать слово и проверить ( с- 5 , ш- 3 – пушистый).
  • Графический диктант - составить схему предложения и подписать буквы С-Ш над теми словами в которых есть эти звуки.
  • Записать диктуемые слова в два столбика под буквой С или Ш.
  • Выбрать или придумать и записать слова с буквой С, а затем — с буквой Ш.
  • Выбрать или придумать и записать слова, в которых содержатся сразу оба дифференцируемых звука
  • Вставить вместо точек пропущенные в словах буквы С или Ш (капу-та, ко-ка, -умка)
Оптическая дисграфия  ( Замена букв по принципу оптического сходства и искажённое их написание)  Ребёнок, как бы не видит разницы в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв.

Оптическая дисграфия ( Замена букв по принципу оптического сходства и искажённое их написание)

Ребёнок, как бы не видит разницы в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв.

Буквы, состоящие из однотипных элементов в рукописном шрифте это :  г, п, т, р; и, ш ; ц, щ ; б, в, д, у, з буквы отличаются различным количеством совершенно одинаковых элементов   ( и, ш, ц, щ )  разным расположением их в пространстве   ( ш, т, в, д ) кроме одинаковых, есть дополнительные элементы   ( и, ц; ш, щ ) .

Буквы, состоящие из однотипных элементов

  • в рукописном шрифте это :

г, п, т, р; и, ш ; ц, щ ; б, в, д, у, з

  • буквы отличаются различным количеством совершенно одинаковых элементов

( и, ш, ц, щ )

  • разным расположением их в пространстве

( ш, т, в, д )

  • кроме одинаковых, есть дополнительные элементы

( и, ц; ш, щ ) .

Типичные ошибки В недописывании элементов букв В добавлении лишних элементов. В написании вместо нужного элемента относительно сходного с ним. В неправильном расположении элементов букв в пространстве по отношению друг к другу. Полные буквенные замены касаются в основном сходных по начертанию букв .

Типичные ошибки

  • В недописывании элементов букв
  • В добавлении лишних элементов.
  • В написании вместо нужного элемента относительно сходного с ним.
  • В неправильном расположении элементов букв в пространстве по отношению друг к другу.
  • Полные буквенные замены касаются в основном сходных по начертанию букв .
Для различения сходных по начертанию букв можно предложить следующие задания: Сравнить картинки, найди отличия. «Зашумлённые» рисунки – найди птиц среди ветвей. Выбор из всех букв алфавита, сходных по начертанию букв. Узнавание недописанных букв.

Для различения сходных по начертанию букв можно предложить следующие задания:

  • Сравнить картинки, найди отличия.
  • «Зашумлённые» рисунки – найди птиц среди ветвей.
  • Выбор из всех букв алфавита, сходных по начертанию букв.
  • Узнавание недописанных букв.
Узнавание букв, наложенных друг на друга. Конструирование букв из элементов. Найди неправильные буквы. Переделать букву, сделать из одной буквы другую. Письмо под диктовку оптически сходных букв, а также слогов и слов, включающих эти буквы. Расшифруй слово (Изографы). Найди ошибки.
  • Узнавание букв, наложенных друг на друга.
  • Конструирование букв из элементов.
  • Найди неправильные буквы.
  • Переделать букву, сделать из одной буквы другую.
  • Письмо под диктовку оптически сходных букв, а также слогов и слов, включающих эти буквы.
  • Расшифруй слово (Изографы).
  • Найди ошибки.
Расшифруй и запиши слова. 1 = б ! = д  по!1оро!ок, 1лю!о, 1у!ильник, !о1ро!ушный. 2 = п 3 = т 2арЗа, 2лоЗник, 2оЗо2, 2лоЗ. || - п ||| - т ||ор|||ной ||ос|||авил за||ла|||ку на ||аль|||о. Исправь ошибки, найди правильное слово. бубина дудина будина бидуна дубина дубна  Найди и исправь ошибки Воп таучок тлепёт понкую паупинку. Обнажбы лесоруды свалили дуд.
  • Расшифруй и запиши слова.

1 = б ! = д по!1оро!ок, 1лю!о, 1у!ильник, !о1ро!ушный.

2 = п 3 = т 2арЗа, 2лоЗник, 2оЗо2, 2лоЗ.

|| - п ||| - т ||ор|||ной ||ос|||авил за||ла|||ку на ||аль|||о.

  • Исправь ошибки, найди правильное слово.

бубина дудина будина бидуна дубина дубна

  • Найди и исправь ошибки

Воп таучок тлепёт понкую паупинку. Обнажбы лесоруды свалили дуд.

Аграмматическая дисграфия  задержка речевого развития бедный словарный запас неумение грамматически правильно связывать слова между собой.

Аграмматическая дисграфия

  • задержка речевого развития
  • бедный словарный запас
  • неумение грамматически правильно связывать слова между собой.
Типичные ошибки Слитное написание слов в предложении Пропуски, замены или слитное написание предлогов Ошибки согласования в роде, числе и падеже Неправильное построение предложения Трудности при подборе проверочного слова

Типичные ошибки

  • Слитное написание слов в предложении
  • Пропуски, замены или слитное написание предлогов
  • Ошибки согласования в роде, числе и падеже
  • Неправильное построение предложения
  • Трудности при подборе проверочного слова
Основные направления работы Уточнение и обогащение словаря . Подбирать синонимы, антонимы. Подбирать глаголы, прилагательное к существительному. Образовывать прилагательное от существительного. Образовывать глаголы с различными приставками.

Основные направления работы

Уточнение и обогащение словаря .

  • Подбирать синонимы, антонимы.
  • Подбирать глаголы, прилагательное к существительному.
  • Образовывать прилагательное от существительного.
  • Образовывать глаголы с различными приставками.