Просмотр содержимого документа
«Дисграфия у младших школьников»
Рекомендации логопеда по исправлению дисграфии у младших школьников.
Цель:
познакомить учителей начальных классов с различными видами дисграфических ошибок и методами их устранения
ДИСГРАФИЯ
- это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Причины дисграфии:
- органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма,
- запаздывание созревания этих систем мозга,
- нарушение их функционирования,
- длительные соматические заболевания детей в ранний период их развития.
Неблагоприятные внешние факторы
- неправильная речь окружающих,
- двуязычие,
- недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье,
- недостаточность речевых контактов,
- неблагоприятная семейная обстановка.
Причины:
- Затруднения в слуховой дифференциации звуков речи.
- Нарушения произношения ( не всегда).
Типичные ошибки
- Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик» или «удюг» вместо «утюг»).
- Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день» или «клюмба» вместо «клумба»).
- Разнообразные замены в группах свистящих (С, 3, Ц) и шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) звуков: «сапка» вместо «шапка»; «зук» вместо «жук»;
- Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных (Р, РЬ, Л, ЛЬ): «глачи» вместо «грачи»; «ледиска» вместо «редиска»
Дисграфия на почве нарушения анализа и синтеза
- Затруднения в анализе речевого потока.
- Недостаточное овладение навыками языкового анализа и синтеза.
Типичные ошибки
- пропуски букв в словах («лто» вместо «лето»);
- вставка лишних букв («стлол» вместо «стол»)
- перестановка букв («вебра» вместо «верба»)»
- пропуск слогов в словах («гова» вместо «голова»);
- вставка лишних слогов («гололова»);
- перестановка слогов («мотолок» вместо«молоток»)
- слияние нескольких слов в одно слово
- («детиигралиналугу»);
- разделение одного слова на части («у тюг», «о кно»).
Приемы формирования звукового анализа и синтеза
- последовательно называть звуки в слоге (игра «Телеграф»)
- делить слова на слоги, определять количество слогов и их последовательность (ребенку предлагается СЛОВО, которое он должен прохлопать или отстучать столько раз, сколько в нем слогов)
- выделять гласные (игра «Волшебные слова»)
- Определять твердые и мягкие согласные («Метаграмма»)
- определять количество звуков в слове («Цифровой диктант»
- Последовательно называть звуки в слове, определять каким по счёту стоит заданный звук.
- Составлять звуковую схему слова.
- Узнавать слова, предъявленные в виде последовательно произнесенных звуков или слогов.
- Образовывать новые слова с помощью «наращивания» звуков, слогов ( рот – крот, пол – полка) (игра «Какой новый звук появился»)
- Образовать новые слова путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук, слог (дом –сом, лом; сок –песок –носок) (игра «Метаграмма)
- Письменные задания: вставить пропущенную букву, выбрать нужную букву.
Упражнения для преодоления замены букв
- Писать под диктовку по 3 слога (ша-са-ша, ми-мы-ми)
- Определить каким по счёту стоит звук в слове, затем написать слово и проверить ( с- 5 , ш- 3 – пушистый).
- Графический диктант - составить схему предложения и подписать буквы С-Ш над теми словами в которых есть эти звуки.
- Записать диктуемые слова в два столбика под буквой С или Ш.
- Выбрать или придумать и записать слова с буквой С, а затем — с буквой Ш.
- Выбрать или придумать и записать слова, в которых содержатся сразу оба дифференцируемых звука
- Вставить вместо точек пропущенные в словах буквы С или Ш (капу-та, ко-ка, -умка)
Оптическая дисграфия ( Замена букв по принципу оптического сходства и искажённое их написание)
Ребёнок, как бы не видит разницы в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв.
Буквы, состоящие из однотипных элементов
- в рукописном шрифте это :
г, п, т, р; и, ш ; ц, щ ; б, в, д, у, з
- буквы отличаются различным количеством совершенно одинаковых элементов
( и, ш, ц, щ )
- разным расположением их в пространстве
( ш, т, в, д )
- кроме одинаковых, есть дополнительные элементы
( и, ц; ш, щ ) .
Типичные ошибки
- В недописывании элементов букв
- В добавлении лишних элементов.
- В написании вместо нужного элемента относительно сходного с ним.
- В неправильном расположении элементов букв в пространстве по отношению друг к другу.
- Полные буквенные замены касаются в основном сходных по начертанию букв .
Для различения сходных по начертанию букв можно предложить следующие задания:
- Сравнить картинки, найди отличия.
- «Зашумлённые» рисунки – найди птиц среди ветвей.
- Выбор из всех букв алфавита, сходных по начертанию букв.
- Узнавание недописанных букв.
- Узнавание букв, наложенных друг на друга.
- Конструирование букв из элементов.
- Найди неправильные буквы.
- Переделать букву, сделать из одной буквы другую.
- Письмо под диктовку оптически сходных букв, а также слогов и слов, включающих эти буквы.
- Расшифруй слово (Изографы).
- Найди ошибки.
- Расшифруй и запиши слова.
1 = б ! = д по!1оро!ок, 1лю!о, 1у!ильник, !о1ро!ушный.
2 = п 3 = т 2арЗа, 2лоЗник, 2оЗо2, 2лоЗ.
|| - п ||| - т ||ор|||ной ||ос|||авил за||ла|||ку на ||аль|||о.
- Исправь ошибки, найди правильное слово.
бубина дудина будина бидуна дубина дубна
Воп таучок тлепёт понкую паупинку. Обнажбы лесоруды свалили дуд.
Аграмматическая дисграфия
- задержка речевого развития
- бедный словарный запас
- неумение грамматически правильно связывать слова между собой.
Типичные ошибки
- Слитное написание слов в предложении
- Пропуски, замены или слитное написание предлогов
- Ошибки согласования в роде, числе и падеже
- Неправильное построение предложения
- Трудности при подборе проверочного слова
Основные направления работы
Уточнение и обогащение словаря .
- Подбирать синонимы, антонимы.
- Подбирать глаголы, прилагательное к существительному.
- Образовывать прилагательное от существительного.
- Образовывать глаголы с различными приставками.