Дистанционное обучение. Биология. 221 группа. 01.02.2022.
Тема: Эволюция приматов. Стадии эволюции человека.
Цель урока: сформировать знания о стадии эволюции человека.
Продолжить формировать знания об антропогенезе
показать биосоциальную сущность человека.
1. Проверка знаний. Тест.
1. Присутствие на теле человека рудиментарного волосяного покрова свидетельствуют
А. о наземном образе жизни
Б. родстве человека с млекопитающими
В. приспособление к холоду
2. Общими предками человека и человекообразных обезьян были:
А.лемуры
Б. австралопитеки
В. дриопитеки
3. Череп человека отличается от черепа обезьяны:
А. массивными, вытянутыми вперед челюстными костями
В. преобладанием мозговой части черепа над лицевой
Г. преобладанием лицевой части черепа над мозговой
4. Человек отличается от человекообразных обезьян:
А. наличием волосяного покрова
Б. развитым большим пальцем, противопоставленным всем остальным
И. наличием ногтей
5. Что подтверждает родство человека и млекопитающих?
А. общий план строения и размножения
Б. прямохождение и сводчатая стопа
В. изгибы позвоночника
6. Укажите признак, подтверждающий общность организации человека и человекообразных обезьян:
А. прямохождение
Б. мышление
В. структура зубной системы
7. Человек в отличие от других живых существ:
А. размножается
Б. мыслит абстрактно
В. обладает раздражимостью.
8. Сходство человека и млекопитающих свидетельствует об их:
А. родстве и общем плане строения.
Б.одинаковом уровне организации
В. происхождение от разных предков.
9. Череп человека отличается от черепа других млекопитающих:
А. наличием швов между костями мозговой части
Б. более развитой мозговой частью
В.строением костной ткани
10. Человек в системе органического мира:
А. Представляет собой отряд класса млекопитающих
Б.представляет собой вид, который входит в отряд приматов, класс млекопитающих, царство животных.
В. является составной частью человеческого общества и не имеет отношения к системе органического мира.
Задание 11:
А.укажите признаки сходства человека и человекообразных обезьян
Б. назовите особенности строения, присущие только человеку.
2. Изучение нового материала.
План:
- Эволюция человека.
-Этапы эволюции человека.
- Непосредственным предшественником предков рода Человека считается австралопитеки. Австралопитеки занимали промежуточное положение между обезъянами и человеком. Они обладали способностью к прямохождению, имели зубы, очень сходные с человеческими. Объем их головного мозга составлял 550 см2 – больше, чем у обезъян, но гораздо меньше, чем у человека. Следствием прямохождения стало развитие сводчатой стопы и освобождение верхних конечностей. Грудная клетка становится более широкой и уплощенной в спинно – брюшном направлении. Австралопитеки начали использовать огонь, но еще не умели добывать его. Мясо стало их пищей. В качестве орудий труда использовали не только найденные камни и палки, но и специально заточенные камни и кости.
- В эволюции человека разумного выделяют 4 стадии:
1. стадия предшественника. Это вымершие виды.
2. стадия архантропов древнейшие люди – питекантроп и синантроп. Это вымершие виды рода Hомо.
3. стадия палеоантропов древние люди – неандертальцы. Это вымершие люди рода Человек. От которых до нашего времени дошли ископаемые остатки скелетов, орудия труда, наскальные рисунки, фрагменты жилищ и стоянок.
4. стадия неоантропов. Новый человек- Человек разумный. Эта стадия включает ископаемые формы (кроманьонец) и ныне живущие формы современного человека.
Непосредственными предками человека и первой стадией его развития считается архантропы. Они ходили на двух ногах, объем головного мозга достигал 940 см2. Архантропы жили в пещерах, использовали огонь, но не умели добывать его. Изготовленные ими орудия были уже совершеннее, чем у австралопитеков. А время жизни неандертальцев совпало с периодом очередного наступления ледников. Они строили себе жилище, одевались в шкуры зверей, спасаясь от холода, из кремня изготавливали рубила, иглы, скребла, умели добывать огонь и использовать его для приготовления пищи. Объем их мозга достигал 1200 – 1600 см2, они владели слабой речью, имели низкий скошенный лоб с надглазничным валиком.
3. Закрепление изученного материала.
.
1.Какое значение для антропогенеза имел переход предков человека к прямохождению?
2. Почему идея о труде как главном факторе эволюции человека считается основополагающей в антропологии?
4. Домашнее задание.
Гл 4 стр 129 изучить