СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дистанционное занятие "Как придумать сказку?"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дистанционное занятие "Как придумать сказку?"8 советов которых нужно придерживаться при сочинении сказок , рекомендации и практическое домашнее задание.

Просмотр содержимого документа
«Дистанционное занятие "Как придумать сказку?"»

Дистанционное занятие. «Как придумать сказку? Волшебная история за 8 шагов с планом и примерами .

Ребята, все любят сказки и взрослые и дети. Мы очень любим, слушать, смотреть истории, которые, кто то, когда то выдумал. А давайте сегодня попробуем каждый из вас, сам сочинить свою сказку и «примерить» на себя, роль автора собственной, выдуманной истории. «Включаем» всю свою фантазию и воображение, но сначала предлагаю вам ознакомиться с руководством из 8 шагов с примерами, чтобы сегодня вечером рассказать своим родным первую волшебную историю собственного сочинения.

Все сказки похожи

Почти все сказки развиваются по одному сценарию. Происходит неожиданное событие, которое дает главному герою очень важную цель. Ему приходится преодолевать препятствия, чтобы добиться желаемого. Злодей упорно вставляет герою палки в колеса, а добрые второстепенные персонажи протягивают ему руку помощи. Все это сдобрено изрядной порцией магии. В финале добряков неизменно ожидает награда, а их противников настигает кара.

Вот так добрые пчелы побеждаю в сказке зло

Есть и другие общие составляющие сказок:

  • история традиционно начинается со слов «однажды», «давным-давно», «в далеком королевстве» и т.д.;

  • действие происходит в выдуманной или далекой стране. Хотя бывают и исключения;

  • главному герою противостоит злодей. Иногда в этой роли выступает сама судьба, подкидывающая персонажам почти непреодолимые испытания;

  • без магии никуда. Ее проявлениями могут быть чары, волшебные предметы или животные, невероятные способности. Важно, что магия не просто присутствует, но играет важную роль в истории – помогает или препятствует герою в достижении его цели;

  • часто встречаются повторы по 3 или 7. Волк наведывается к 3-м поросятам. Белоснежка поселяется в домике у 7-и гномов;

  • всегда есть мораль: жадины и злодеи получают наказание, а добрые персонажи, прежде обделенные жизнью, вознаграждаются исполнением желаний;

  • Хэппи-энд неизбежен, но до самого конца повествования он кажется почти невозможным.

Здесь надо уточнить: ваша сказка – свободное пространство для творчества. Использование перечисленных клише немного упрощает сочинение истории, но не бойтесь от них отступать. В сказке о гадком утенке нет ни далекого королевства, ни магии, ни 7-и дварфов, но автор легко обошелся и без них.

Теперь готовьте бумагу и ручку. Да, это надо сделать прямо сейчас, иначе сегодня ваше чадо останется без особенной сказки на ночь.

Шаг 1. Какова мораль вашей истории?

Пожалуй, это главная ценность сказки вашего сочинения – вы сами выбираете, какой урок хотите преподать ребенку.

Попробуйте взять за основу проблемы, с которыми сейчас сталкивается ваше чадо:

  • застенчивость;

  • страхи;

  • отсутствие друзей и сложности коммуникации;

  • слишком маленький рост и слабость на фоне более крепких и драчливых сверстников и т.д.

Выбирая тему сказки, можно попробовать скорректировать нежелательные аспекты поведения ребенка:

  • лень и полное отсутствие дисциплины;

  • грубость;

  • жадность;

  • нетерпеливость;

  • излишняя доверчивость.

Не стесняйтесь заимствовать главную мысль из знакомых сказок, басен или пословиц.

Мораль станет основой образа главного персонажа, поможет определить его цели и препятствия, которые ему придется преодолеть.

Шаг 2. Какими будут главные герои сказки?

Основными персонажами сказки могут выступать:

  • люди, обычные или наделенные волшебными способностями;

  • животные, непременно говорящие, поскольку без диалогов не обойтись;

  • вымышленные существа, от кикиморы и лешего до драконов и троллей;

  • одушевленные предметы, обычно заколдованные, как кухонная утварь в сказке о красавице и чудовище.

Когда вы придумываете героев истории, помните о двух задачах. Первая – с помощью персонажей предстоит раскрыть суть сказки, то есть преподать моральный урок. Вторая – герои должны быть такими, каким ребенок будет верить и сопереживать.


Ну как не переживать за такую очаровашку?!

Придумывать сказку будет легче, если сделаете на каждого персонажа мини-досье с такими пунктами:

  • имя;

  • возраст;

  • происхождение. Это принцесса или принц? Выходец из богатой или бедной семьи? Возможно, сирота?

  • внешность. Не нужно делать подробные описания. Достаточно выделить 1-2 примечательные детали, вроде огненно-рыжих волос или богатырского сложения;

  • характер. Ваш герой робок или отважен и напорист? Он щедр, добродушен, вежлив, скромен?

  • мечты. Застенчивый персонаж может мечтать о друзьях. Трусишка грезит о славе храбреца. Бедняк видит во сне богатство. Сирота хочет, чтобы родители оказались живы и нашли его;

  • особенности. Это могут быть необычные способности. Например, герой единственный, кто видит фею у себя в шкафу. Возможно, он большой эрудит, или обладает редкой смекалкой. Более интересный вариант – добавить персонажу изъян.

Первый порыв – представить главного героя в образе рыцаря без страха и упрека или сногсшибательно прекрасной принцессы, доброй и великодушной. Однако сказка будет интереснее, если наделить персонажей недостатками. Это добавит конфликт, который придется преодолевать. Кроме того, такой маневр поможет выполнить вашу ключевую задачу – преподать урок.

Страшненький главный герой тоже может понравится слушателям

Например, боязливый мальчуган, который боится каждого шороха, вынужден встретиться со своими страхами и преодолеть их, чтобы добиться цели. Слабенький малыш всегда себя недооценивал, но проявит редкую смекалку в схватке с громадным монстром. Изнеженная и высокомерная принцесса оказывается в глухом лесу, где вынуждена выживать и слезно просить помощи у местной живности.

Если вы удачно придумаете своему герою изъян, будет легче вызвать к нему сочувствие, а также придумать для него испытания. Преодолев все препятствия к концу сказки он почти волшебным образом преобразится. Вы можете наградить его за подвиги избавлением от недостатка. Возможно, он сам от него избавится или научится компенсировать за счет своих сильных сторон.

Шаг 3. Каким будет ваш злодей?

Строго говоря, злодей не обязателен. Можно обойтись и сложными обстоятельствами.

Например, бедный мальчик должен добыть лекарство для своей больной сестренки. Он приходит к знахарю, а тот отправляет его за редкими ингредиентами для снадобья, которые очень трудно достать. Есть ли тут необходимость в злодее? Нет.

Тем не менее злодей может быть полезен. На контрасте с главными героями он помогает показать, как отрицательные черты приводят к краху.

Отрицательному персонажу тоже потребуется краткая характеристика. У него обязательно должен быть веский мотив навредить или помешать положительным героям. Кстати, злодей тоже может измениться по ходу повествования и раскаяться в своих прегрешения в конце истории.

Шаг 4. Какая цель заставит главных героев сказки действовать?

Выбрать мотив снова поможет наша основная мысль, которую мы уже определили ранее. Вариантов много:

  • избавление от опасности или какого-то бремени – бедности, физического изъяна, болезни, проклятия;

  • стремление к свободе;

  • возвращение домой или, наоборот, поиск волшебной страны;

  • погоня за кладом;

  • попытка обрести магические способности;

  • спасение друзей, родственников, любимой, родной деревеньки или целого мира;

  • победа в состязании;

  • поиск справедливости;

  • осуществление мечты.

Главное, чтобы цель была по-настоящему важной, иначе зачем вашему герою рисковать и прилагать усилия?

Шаг 5. Какие препятствия ждут героев?

На пути к основной цели персонажи должны пройти через препятствия. По традиции их обычно 3, хотя составить сказку для малыша лет 4 можно и с одной преградой, чтобы не утомить слушателя. Преодоление каждого испытания должно приближать персонажей к цели.

Иногда герой оказывается в безвыходной ситуации. Буквально.

Например, злой дядюшка при содействии своего приятеля-волшебника отправляет молодого принца на край света, чтобы приватизировать его трон. Теперь парню предстоит вернуться домой. Какие препятствия мы можем ему подстроить? Первое – надо добыть транспорт, не имея золота. Второе – по пути встретится лютое чудище, которое придется одолеть, заодно спасая будущую даму сердца. Третье – шпионы сообщили дяде-узурпатору о приближении законного наследника, и теперь нашего принципа разыскивают все королевские ищейки, чтобы не дать ему добраться до замка.

Советы, как продумать препятствия для героя:

  • каждая следующая проблема должна быть сложнее предыдущей;

  • покажите, что задача почти невыполнима. Тем самым вы удержите внимание слушателя и заставите его переживать;

  • цена поражения в каждом испытании должна быть высока. Поставьте героя на грань гибели или большой утраты;

  • не забывайте согласовать препятствия с моральным уроком. Пусть в каждом эпизоде ваш главный герой демонстрирует то качество или модель поведения, которую вы хотите привить ребенку.

Шаг 6. Где происходит действие?

Традиционные локации – далекое царство, волшебная страна с кучей магических существ и темный лес. Между тем ничто не мешает вписать невероятные события во вполне обычную обстановку. Это даже может быть ваша собственная квартира.

Детальные описания обстановки не требуются. Но нужно помочь маленькому слушателю поймать настроение места действия, буквально почувствовать обстановку.

В мире вашей сказки:

  • солнце бьет в глаза и мрачные тучи предвещают грозу?

  • мучает жара, или зубы стучат от холода?

  • ветер сбивает с ног?

  • зеркала разговаривают, животные и растения вообще тарахтят не умолкая, а феи и единороги играют в догонялки?

  • все ходят вверх тормашками или странно разговаривают?

Не перегружайте обстановку лишними деталями. Желательно отмечать те элементы, которые вы будете использовать для развития сюжета или создания нужной атмосферы. Если рассказываете о волшебной стране с драконами, эти самые драконы должны сыграть в истории значительную роль, а не просто летать по округе.

Шаг 7. Составьте краткий план сказки

У вас готово почти все для вашей истории. Теперь для удобства набросайте план. Он будет выглядеть примерно так:

1.      Начало сказки. Описание места действия и знакомство с главными персонажами.

2.      Событие, которое побудит героев к действию. Например, матушка заболела, злой колдун наложил чары, герой нашел загадочную карту и ключ, или ему что-то приснилось нехорошее.

3.      Первая преграда – решение – результат.

4.      Вторая преграда…

5.      Третья…

6.      Развязка. Последнее испытание благополучно пройдено.

7.      Конец сказки. Положительные герои добиваются цели, преображаются, получают награду, а злодея не забываем наказать.



Шаг 8. Начинаем писать + еще 6 советов для интересной сказки Когда все описанные выше шаги выполнены,

Задание - сочинить волшебную сказку. Начните с «жили-были» или «однажды в далеком королевстве» и излагайте все по плану. Удачи! Жду сочиненные сказки, записанные в театральный творческий дневник-фото в группе Чат в WhatsApp Фото практического задания.

Осталось оживить сказочную историю на бумаге

Остается только дать вам еще несколько советов, чтобы история получилась интересной:

  • В сказке главное – динамичное действие, а не описания. Поэтому все описания должны быть краткими, а вставлять их в текст надо только там, где они совершенно необходимы.

  • Не забывайте давать слово своим героям. Сообщайте через диалоги существенные сведения о персонажах и событиях.

  • Каждый элемент и каждый герой, которого вы включаете в повествование, должен иметь значение для преодоления препятствий и достижения конечной цели.

  • Изображайте, а не описывайте. Если ваш герой беден, не говорите прямо «он был беден». Расскажите, что он ходит в дырявых башмаках и залатанной одежде, а еще тяжело работает за корку хлеба с водой и ночлег в хлеву.

  • Используйте намеки, предупреждения, раскрывайте слушателю важные секреты, которых еще не знают герои. Словом, создавайте интригу.

  • Учитывайте возраст ребенка. Используйте короткие предложения из 3-5 слов и самые простые слова, какие можете подобрать. В сказке для детей до 5-и лет все препятствия и действия персонажей должны быть очень легкими.

И последнее – смело заимствуйте образы и сюжетные повороты из знакомых сказок, переделывая их на свой лад. Вряд ли ребенок осудит вас за легкий художественный плагиат.

А чтобы получить больше советов о том, про что и как писать, смотрите мастер-класс Донцовой «Коммерческий успех писателя».