Сообщение на тему: «Дистанционное обучение с использованием информационных технологий на уроках физики»
Учитель физики МБОУ КСОШ №1 Назарова О.А.
Реформа образования направлена на модернизацию и инновационное развитие. В связи с этим новой целью образования является формирование креативных и социальных компетентностей, готовность к переобучению, передаче знаний и технологий. Поэтому в основу школьного образования положен системно-деятельностный подход, который отражен в стандартах нового поколения. Приоритетом современного образования является самореализация и самообразование личности ребенка. Для достижения этого необходимо внедрение новых перспективных направлений развития технологий обучения. Одним, из которых на современном этапе является обучение с использованием дистанционных технологий, которое уверенно начинает завоевывать свое место в образовательном процессе школы вместе с традиционными формами обучения.
Дистанционное обучение – это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и обучающимися. Технология заключается в том, что обучение и контроль над усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, а это дает возможность привлечь все больший круг учителей к освоению и использованию компьютера в своей работе. Использование дистанционных технологий позволяет наладить обратную связь в процессе обучения, повысить степень усвоения учебных, коммуникативных и личностно-адаптивных компетенций.
Обучение с помощью дистанционных образовательных технологий предполагает основную опору на средства новых информационных и коммуникационных технологий, мультимедийных средств, средств видеосвязи, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Оно представляет собой современный подход к обучению, интересный, развивающийся, способствующий повышению уровня мотивации как обучающегося, так и учителя, при этом меняются формы и методы преподавания. Обучающиеся используют новые образовательные ресурсы и проявляют деловую активность.
Особенностью содержания обучения с использованием дистанционных технологий является его открытость. Сеть Интернет позволяет значительно расширить потенциальную образовательную среду - ученик перестаёт быть "привязанным" к учебнику или учителю как основным источникам знаний. Главным компонентом содержания дистанционного образования является технология работы ученика с информацией, а не сама информация. От ученика требуется не столько усвоение многообразных данных по изучаемому вопросу, сколько ориентация в них. Обучение с использованием дистанционных технологий базируется на использовании компьютера и телекоммуникационной сети. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала. Интерактивный способ обучения стал возможен в силу того, что произошла информатизация общества: компьютер и Интернет ”пришли” почти в каждый дом.
Использование дистанционных образовательных технологий можно применять в урочной и внеурочной деятельности:
при планировании и проведении уроков;
в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;
в работе с одаренными детьми;
в работе с детьми, часто болеющими или пропускающими занятия в связи с выездом на длительный срок (в санатории);
в проведении консультаций;
во внеурочной деятельности в рамках преподаваемого предмета.
С обучающимися можно общаться через Скайп по программе дистанционного обучения с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
В старших классах ребята могут заниматься созданием индивидуальных проектов по различным темам. Например, мини-проекты, выполненные в виде презентаций в Power Point к урокам. При выполнении таких проектов моя роль – это учитель-консультант.
Уроки через Skype и видеосвязь. Где не только можно слышать и видеть ребенка, но и можно проследить за выполнением письменного задания во время урока. Дистанционные уроки могут включают в себя лекционный материал, видеоролики, флеш-анимации, интерактивные задания, виртуальные практические работы, тесты в системе on-line.
Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий расширяет возможности получения детьми-инвалидами образования, обеспечить освоение ими основной общеобразовательной программы начального, основного общего и среднего общего образования в полном объеме.
Следующим направлением для реализации дистанционных технологий является работа с одаренными детьми. Каждый учитель стремится привлечь все больший круг детей в свой предмет. А этому способствует привлечение ребят к участию в различных дистанционных конкурсах, олимпиадах и проектах разного уровня.
При освоении учебных программ с использованием дистанционных технологий, у учащихся формируются навыки творческого, критического мышления, в значительной степени повышается уровень ИКТ- компетентности. Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится само-планированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.
Возможности дистанционных образовательных технологий при обучении физике позволяют шире и глубже использовать образовательный потенциал учебного предмета, ведь целью становится не обучение готовым фактам и действиям, а ориентаци в материале, в первую очередь с помощью публикаций научного и научно-популярного характера, энциклопедической литературы. При этом активизируется познавательная функция обучаемых, обеспечивается максимальный самоконтроль при оперативной обратной связи с преподавателем-куратором. Спецификой такого обучения физики является опора на средства наглядности, акцент на изучение первоисточников –трудов, статистических, фотографических, справочных материалов.
Неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса является внеклассная работа, которая позволяет углубить предметные знания, развить интересы, склонности и способности учащихся. С этой целью в предметные недели проводятся интеллектуальные игры, КВНы, блиц-турниры, беседы и акции при подготовке и организации которых используются дистанционные технологии.
Компьютерные обучающие программы:
http://www.bestfree.ru/s_obraz.php
электронные учебные пособия:
http://elkniga.ucoz.ru/index/biologija/0-106,
http://kurokam.ru/load/predmety/biologija/31;
компьютерные системы тестирования и контроля знаний:,
http://www.samsdam.net/
http://onlinetestpad.com/ ,
https://www.google.com/search?q=onlinetestpad.com+7+%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81&oq=onlinetestpad.com%2F&aqs=chrome.4.69i58j69i57j0l3j5l3.4932j0j7&sourceid=chrome&ie=UTF-8
http://www.banktestov.ru/test/education/biologiya/,
https://www.uchportal.ru/load/42
http://www.ph4s.ru/books_phys.html,
Перечисленные средства обучения безусловно способны повысить качество знаний обучающихся, ускорить изучение, усвоение учебного материала и контроля знаний.
В своей учебно-методической деятельности я постоянно применяю дистанционные технологии, повышаю ИКТ-компетентность. В этом мне помогает участие в форумах и веб-семинарах.
Хочу отметить преимущества дистанционного обучения и использования в работе дистанционных образовательных технологий:
1. Это более высокая адаптивность к уровню базовой подготовки и способностям обучаемых, и соответственно, лучшие возможности для ускорения процесса получения образования и повышения качества обучения;
2. Повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование компьютерных обучающих образовательных программ, электронных пособий и тестирующих систем;
3. Оперативное обновление и пополнение методического обеспечения учебного процесса;
4. Доступность для обучающихся "перекрестной" информации, поскольку у них появляется возможность, используя компьютерные сети, обращаться к альтернативным ее источникам;
5. Возможность редактировать выполнение практических и контрольных заданий для достижения высокого результата, умение лучше, разумнее планировать свое время в процессе обучения;
6. Повышение творческого и интеллектуального потенциала обучающихся за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения;
7. Практичность обучения, т.к. обучающиеся могут напрямую общаться друг с другом при выполнении групповых проектов, а так же с преподавателем и задавать ему вопросы, возникающие в процессе обучения.
Дистанционное образование и обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.
Литература
- Открытое и дистанционное обучение: тенденции, политика и стратегии. – М.: Изд. ИНТ, 2004, с 13.
- Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С.Полат. — М., "Академия", 2006