Тема урока: «Служение муз не терпит суеты. Прелюдия». 4 класс.
https://sites.google.com/prod/view/musicalschool/4-класс/урок-1-06-04-08-04
Постановка цели и задач урока:
Эпиграф нашего урока «Служение муз не терпит суеты» (А.С.Пушкин.)
Ребята, скажите мне, пожалуйста, что такое эпиграф?
Как вы понимаете «Служение муз не терпит суеты».
«Служенье муз не терпит суеты…» - вдумываясь в это знаменитое пушкинское изречение, понимаешь, что настоящая поэзия не терпит поспешности, необдуманности, неточности.
Кто такие музы?
Как вы понимаете слово Прелюдия?
Актуализация знаний
Сегодня мы с вами поговорим об известно композиторах, которые написали произведение Прелюдия.
Фредерик Шопен родился 22 февраля 1810 года. Уже в детские годы мальчик проявил необыкновенные музыкальные способности. Он был окружён особым вниманием и заботой. Подобно Моцарту, он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом. Его восприимчивость и музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычно. Он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд. Его творчество почти целиком является пианистическим. Хотя редкий композиторский дар мог бы сделать его замечательным симфонистом, его деликатная, замкнутая натура довольствовалась рамками камерного жанра — если не считать, конечно, двух его замечательных фортепианных концертов.
Сейчас я вам предлагаю прослушать Прелюдию № 7.
https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=uKKERyOqhy0&feature=emb_logo
Понравилось вам это произведение?
Какие чувства вызывает эта музыка?
Сейчас мы с вами прослушаем ещё раз Прелюдию № 7, а вы ребята будите дирижировать. Кто желает у доски продирижировать?
Ребята, давайте прослушаем ещё одно произведение Шопена Прелюдия № 20.
Ребята, это произведение вам понравилось?
Какие чувства у вас вызвала эта музыка?
Давайте ещё раз прослушаем Прелюдию №20, а вы ребята, побудите в роли умелых пианистов и покажите игру на фортепиано.
Молодцы!
Согласитесь, что сердце не может оставаться равнодушным, слушая это музыкальное произведение. (Звучит фрагмент из первой части «Концерта № 3»)
- Вы узнали эту музыку? («Концерт 3№ « С. Рахманинова)
Рахманинов Сергей Васильевич родился 1 апреля 1873 г.
С раннего детства он владел игрой на фортепиано. У Рахманинова обнаружился большой талант. В девять лет Рахманинов поступает в Петербургскую консерваторию. С 1885 года обучается сначала на младшем (в классе Н. Зверева), а затем на старшем отделении Московской консерватории у А. Зилоти, С. Танеева, А. Аренского. Он получил первую известность еще будучи студентом, так как написал ряд весьма популярных романсов, знаменитую Прелюдию, Первый фортепианный концерт и оперу «Алеко», которую поставили в Большом театре. В своем творчестве он синтезировал две основные русские композиторские школы, московскую и петербургскую, и создал свой неповторимый стиль, ставший жемчужиной классической музыки.
Слайд №1. Что вы знаете о Сергее Васильевиче? Какую музыку он писал?
- Да, он бесконечно любил Россию и посвятил ей всё лучшее. Россия пела в его мелодиях.
Слайд №2. Каким мы его видим на портрете Б.Шаляпина? (думающим, сосредоточенным, в процессе работы)
Слайд №3. Рахманинов писал в различных жанрах.
Откройте учебник на стр. 112. О каком музыкальном жанре пойдёт речь? (прелюдии) Это будет темой нашего урока. Что же такое прелюдия?
Предназначена для исполнения перед более значительной музыкальной пьесой, с 19 века прелюдия стала самостоятельным произведением. Вывод: прелюдия - небольшая инструментальная пьеса. Давайте прочитаем высказывание композитора «Меня вдохновляло…».
А сейчас мы послушаем «Прелюдию до-диез минор». Попробуйте определить жизненный образ, с чем ассоциируется музыка? (картина)
https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=FnX8QYsSsS8&feature=emb_logo
Первое слушание.
- Какая музыка? (выразительная, драматичная) Какие чувства, настроения?
Эту пьесу композитор сочинил в 19 лет. Эту музыку называют «маленькой трагедией», «схваткой человека с судьбой». Звучит прелюдия меньше 3 минут. А сыграть её может только опытный пианист.
- В главной музыкальной мелодии всего 3 звука (играю). Как звучит мотив?
(тревожно, угрожающе). Это целая музыкальная мысль. О чём? (грозное повеление судьбы). Ей противостоит другая интонация (играю). Какая по характеру? (тема сомнений) Можно звучание этих мотивов назвать диалогом? (да) Это основная тема всей прелюдии, мы будем следить за её развитием. Какое в целом преобладает настроение? (переживание, сомнение, страдание).
- Проследим, как дальше развивается музыка? (играю начало средней части),
(музыка бушует как океан, человек сопротивляется, не хочет сдаваться)
Слайд №4. Созвучна ли эта картина музыке? Почему? (люди не сдаются, не смотря на смертельную опасность)
- Кто знает автора и название картины?
Слайд №5. (Девятый вал» И.Айвазовский)
На гребне волны возникает основная тема. Как она звучит? (колокольность)
- Что отличает эту музыку от первой части? (динамика - громко, грозная несокрушимая сила)
Рахманинов представляет слушателю решить самому: кто же победит в схватке? Как заканчивается? (играю) Человек смиряется с судьбой или это затишье? (теплится огонёк надежды) Как вы думаете, какую музыкальную форму выбрал композитор для «Прелюдии»? (трёхчастную)
- Кто же победил в схватке?
Второе слушание «Прелюдии».
(Ответы учащихся: человек набирает силы перед очередной схваткой)
В «Прелюдии» композитор даёт клятву «не отступать от заветных помыслов» Клятву - сдержал. В своём искусстве «он оставался певцом больших чувств и неугасимых надежд.
«В каждой ноте Россия»! Уехав в 1917 году, Сергей Васильевич сердцем оставался с Родиной.
Слайд №6. Созвучно ли это стихотворение с творчеством С.В.Рахманинова?
«Среди берёз».
Пусть меня бы спросили – где родился и рос?
Я отвечу – в России среди русских берез.
Где раздольное поле, где раздумчивый дол,
Там где солнцем наполнен и теплом отчий дом.
Пусть меня бы спросили – где ты силы берешь?
Я скажу – у России, среди русских берез.
Я душою взрослею, счастлив я и горжусь,
Что живу в стране я с добрым именем Русь.
Пусть меня бы спросили – что сквозь годы пронес?
Я отвечу – Россию белоствольных берез.
Без нее нет мне жизни, перед ней я в долгу,
Без России – Отчизны дня прожить не могу.
Почему вы так решили?
Слайд №7. Рахманинов не дожил до победы. Он умер 28 марта 1943 г. и похоронен на кладбище Кенсико в городке Валхалла штат Нью-Йорк.
Американский пианист Ван Клиберн привез землю с могилы П.И.Чайковского и посадил куст белой сирени, которую Сергей Васильевич очень любил.
Слайд №8. Родину Рахманинов любил всей душой и воспевал в музыке.
«Я русский композитор. Моя музыка это плод моего характера, и поэтому это русская музыка». С. Рахманинов
Слайд №9. Что роднит эти пейзажи русских художников с музыкой С.Рахманинова? Мокрый луг. Ф.Васильев
Слайд №10. Среди долины ровныя… И.Шишкин (Образ Родины).
Мы с Вами познакомились замечательными композиторами на одном уроке не случайно.
Какое сходство вы заметили в жизни этих людей?
Динамическая пауза.
Молодцы, я вам предлагаю спеть песню «С чего начинается Родина»
https://www.youtube.com/watch?time_continue=41&v=-E6eXmnLFuc&feature=emb_logo
https://www.youtube.com/watch?time_continue=17&v=EyytVjzjFuw&feature=emb_logo
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колёс
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своём сердце принёс.
Рефлексия.
Ребята, о каких композиторах мы сегодня говорили на уроке?
С какими музыкальными произведениями мы познакомились?
Какое музыкальное произведение вам больше всего понравилось? Почему?
Что вам больше всего понравилось и запомнилось в сегодняшнем уроке?