Этап построение проекта выхода из затруднения | Организовать деятельность постановки цели учебной деятельности и на этой основе - выбрать способ и средства их реализации. | Словесный (беседа«Предположи») Практический «Определи последовательность» | -Ребята, какую цель, мы можем поставить на нашем уроке? -Предположите, какая тема нашего урока? (Наши ближайшие соседи) -Верно, тема нашего урока- наши ближайшие соседи. -Для того, чтобы достичь цели, что мы должны сделать? (составить план) -Ребята, у вас на столах лежат карточки, с перемешанными пунктами плана, вам необходимо в парах посовещаться и отметить правильную последовательность пунктов плана. Давайте вспомним правила работы в паре. (1 пара составит план у доски, 1 пара на смарт доске) План: 1. Узнать ближайших соседей России. 2. Научиться показывать страны на карте. 3. Сделать вывод. 4. Применить полученные знания. -Ребята, обратите внимание на доску, у вас получилось также, как у ваших одноклассников? -Также у вас на столах лежат листы самооценки. На протяжении урока вы будете в них оценивать свою деятельность. | Формулируют цель и тему урока планируют самостоятельно действия по решению учебной задачи; | Фронтальная Парная Фронтальная | Презентация PowerPoint Пункты плана ЛенингАпс https://learningapps.org/watch?v=p2uu076nk25 Листы самооценки | Контроль учителя Взаимоконтроль | | П: формулировать цель и тему предстоящей работы К.: признавать возможность существования разных точек зрения Р.: планировать самостоятельно действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций; | Проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам |
Этап реализации построенного проекта | Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. | Беседа (обсуждение) Наглядный (демонстрация) Практический (Работа с картой) Словесный (рассказ) Наглядный (демонстрация) Практический (разминка) Практический (Работа с текстом, картой) Словесный (обсуждение) | -Какой 1 пункт плана? -Узнать ближайших соседей России. -Посмотрите на слайд, что вы видите? (карту) -Сегодня мы с вами рассмотрим, узнаем кто же живет с нами по соседству. А откуда мы можем узнать, кто живет с нами по соседству? -Откройте учебник на 102 странице. -Как мы понимаем, что это территория одной страны? (Государственная граница — это линия, проходящая по краю государства и отделяющая его территорию от остального мира.) что еще можно узнать с помощью этой карты. Давайте с начала найдем на карте, где располагается сама Россия. -Россия — самая большая по занимаемой территории страна. Поэтому неудивительно, что она граничит со многими государствами. -Обратите внимание на то, что небольшая часть нашей территории (на западе) отделена от остальной части страны. Это Калининградская область и республика Крым. Когда будете показывать на карте границу России, не забывайте показывать и эти отдельно расположенные территории. С большинством стран Россия граничит по суше. Государственную границу между соседними странами, которая проходит по суше, называют сухопутной. -Перечислите по карте сухопутных соседей России в паре (Такую границу Россия имеет с Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Беларусью, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Монголией, Китаем, Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР), Абхазией и Южной Осетией.) И морскую границу с Японией и США, т. е. граница проходит по воде. -На северо-западе Россия граничит с Норвегией. Это самая северная из всех стран, с которыми граничит Россия. Столица Норвегии — Осло. В Норвегии проживает более пяти миллионов человек. Эта страна привлекательна для туристов фьордами — скалами, которые возвышаются над водой, а также возможностью увидеть северное сияние. -Немного южнее Норвегии находится Финляндия. Найдите ее на карте в учебнике. -Кто мне назовет ее столицу? Её столица — Хельсинки. Эту страну называют Землёй тысячи озёр, но на самом деле тут находится более 180 тысяч озёр! Как и в Норвегии, в Финляндии можно увидеть северное сияние. -Россия граничит с другими странами на западе и юго-западе. Вокруг Балтийского моря расположены Латвия, Литва и Эстония. -Латвия — это небольшая страна с населением менее двух миллионов человек. - Кто мне назовет ее столицу? -Столица Латвии — Рига. Одно из самых известных мест этого города — Рижский центральный рынок. -Столица Эстонии — Таллин. В Эстонии проживает чуть более одного миллиона человек. Примерно 50% территории Эстонии покрыто лесами. -Литва граничит только с Калининградом — самым западным городом нашей страны. Столица Литвы — Вильнюс. Проживает в этой стране почти три миллиона человек. Литва славится среди туристов своей архитектурой. -Помимо Литвы, с Калининградом граничит Польша. - Кто мне назовет столицу Польши? -Столица этой страны — Варшава. С давних времён Польша славится янтарём. ФИЗМИНУТКА Мы садимся в самолет, (Дети приседают) Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу») Мы летим над облаками. (Руки в стороны) Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками) Видим, как течет река, (Показывают руками волны) Видим в лодке рыбака. («Забрасывают» удочку) Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят : «ж-жу») Приземляться нам пора! (Приседают) -Ребята, вы готовы дальше продолжить знакомство с соседями РФ? - Сейчас вы получите карточки с текстом. Ваша задача прочитать его и ответить на вопросы. Работать будем в группах. 1 группа- Белоруссия, Украина 2 группа- Абхазия, Южная Осетия 3 группа- Грузия, Азербайджан 4 группа- Казахстан, Монголия 5 группа- Китай, Северная Корея (КНДР) 6 группа- Япония, США -Какой пункт плана мы выполнили? Отметь его на доске, а остальные оцените в листах самооценки. -Какой следующий пункт плана? (Сделать вывод.) -Обсудите вывод в парах. (какой вывод сделала ваша пара…) -Давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике на 104 странице. -Какой пункт плана мы выполнили? Отметь его на доске, а остальные в листах самооценки. | Используют предложенный источник для получения информации Показывают на карте мира изученные страны мира; используют предложенный источник для извлечения информации (карта) используют предложенный источник для извлечения информации (карта) Показывают на карте мира изученные страны мира; Используют предложенный источник для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; Используют для ответов на вопросы небольшие тексты о странах; Обобщают полученные результаты и делать выводы; | Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Групповая Фронтальная Индивидуальная Парная Фронтальная Индивидуальная | Учебник с.102 Презентация (Рower Рoint) Карта Учебник+ Презентация (Рower Рoint) Презентация (Рower Рoint) Презентация (Рower Рoint) Карта Презентация (Рower Рoint) Карточки Листы самооценки Учебник с.104 | Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Взаимоконтроль Самоконтроль Взаимоконтроль Контроль учителя Самоконтроль | использовать предложенный источник для получения информации Показывать на карте мира изученные страны мира; использовать предложенный источник для извлечения информации (карта) использовать предложенный источник для извлечения информации (карта) Показывать на карте мира изученные страны мира; Использовать предложенный источник для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; Использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о странах; обобщать полученные результаты и делать выводы; | П: использовать различные источники для поиска информации, К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение; П: находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; Р: предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение; Р:корректировать свои действия при необходимости П:находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном К: проявлять уважительное отношение к собеседнику; К: признавать возможность существования разных точек зрения; Р:осуществлять контроль процесса своей деятельности П:формулировать выводы и подкреплять их доказательствами Р:осуществлять контроль процесса своей деятельности | проявление познавательного интереса, активности, и самостоятельности в расширении своих знаний; проявление познавательного интереса, активности, и самостоятельности в расширении своих знаний; проявление познавательного интереса осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; Применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться; проявление культуры общения, уважительного отношения к людям; |
Первичное закрепление с проговариванием | Организовать повторение учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Практический (подпиши фото) | - Для того, чтобы применить полученные знания, предлагаю выполнить задание в рабочей тетради на странице 58. Прочитайте задание №1, что в нем сказано? (Рассмотри фотографии. С помощью учебника определи, в каких странах они сделаны. Подпиши фотографии) -Выполните задание самостоятельно. -Давайте проверим с помощью документ камеры, так ли у вас получилось, как у вашего одноклассника. (Документ-камера. Проговаривают, остальные сравнивают, если есть другой вариант, то приходят к общему мнению) -Какой пункт плана мы выполнили? Отметь его на доске, а остальные в листах самооценки. | Определяют изученные объекты | Фронтальная Индивидуальная | Рабочая тетрадь с 58 Документ камера Листы самооценки | Контроль учителя Самоконтроль | Определять изученные объекты по фотографии | К: признавать возможность существования разных точек зрения; Р:осуществлять контроль процесса своей деятельности | Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Выявить уровень усвоения нового материала. Организовать самостоятельную фиксацию учащимися нового содержания, изученного на уроке | Практический(тест) | -Сейчас предлагаю вам решить тест самостоятельно, тест выполняется на оценку, не забудьте его подписать. В каждом вопросе 1 верный ответ. 1. Какая часть России отделена от основной территории? А) Калининградская область Б) Волгоградская область В) Кемеровская область 2. Какая самая северная страна имеет сухопутную границу с Россией? А) Финляндия Б) Норвегия В) Нидерланды 3. Какие страны граничат с Россией на западе и юго-западе? А) Финляндия, Турция и Ирак Б) Голландия, Франция и Германия В) Эстония, Латвия, Литва и Польша 4. Какие страны граничат с Россией между Чёрным и Каспийскими морями? А) Абхазия, Южная Осетия, Грузия и Азербайджан Б) Китай, Индия и Египет В) Финляндия, Швейцария и Нидерланды 5. Какое государство имеет самую протяженную границу с Россией? А) Китай Б) Монголия В) Казахстан 6. В какой стране живет больше всего людей? А) В Китае Б) В Индии В) В Монголии 7. Какие морские соседи расположены на востоке от России? А) Китай и Ирак Б) Австралия и Корея В) Япония и США 8. Какой пролив отделяет Россию от Аляски? А) Гудзонов пролив Б) Пролив Барроу В) Берингов пролив - Ребята, а сейчас я предлагаю вам сверить ваши ответы с ответами, представленными на доске. | Используют знания о странах и их составляющих Устанавливают причинно-следственные связи Оценивают собственную деятельность | Фронтальная Индивидуальная Индивидуальная | Карточки с тестом Карточки с тестом Ленинг апс https://learningapps.org/watch?v=pp6uq3dzj25 | Контроль учителя Самоконтроль самоконтроль | Использовать знания о странах и их составляющих Устанавливать причинно-следственные связи | Р: сохранять учебную задачу урока П: применять полученную информацию при выполнении заданий Р: находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины Р: объективно оценивать результаты своей деятельности | Положительное отношение к учебной деятельности осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития |
Этап проговаривания и включения в систему знаний | Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке | Словесный (обсуждение) Практический («соотнесение стран и столиц») Словесный (обсуждение) | -Ребята, давайте вернемся к девизу нашего урока. Мы придерживались его, мы учились? А раз мы учились, теперь мы можем выполнить задание, которое вызвало у нас затруднение? (да) -Давайте вернемся к этому заданию и выполним его правильно. -Давайте на карте покажем с какими странами мы сегодня познакомились. (Если есть время) - Где вы можете применить полученные знания в жизни? | Соотносят результат деятельности с поставленной учебной задачей Проводят простейшую классификацию Высказывают своё мнение | Фронтальная индивидуальная | Карточка | Контроль учителя Контроль учителя | проводить простейшую классификацию | Р: соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей П: классифицировать предложенные объекты; К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение | Положительное отношение к учебной деятельности |