СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дневник исследователя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дневник исследователя»





Дневник исследователя







Ф амилия имя









Пояснительная записка

На протяжении работы с Дневником исследования, мы с вами погрузимся в таинственный мир, который не можем увидеть невооруженным взглядом.

Чтобы стать настоящим исследователем нужно уметь:

  1. видеть проблему исследования;

  2. выстраивать гипотезу, предположения исследования;

  3. выстраивать свои суждения в виде вывода.

Для развития данных умений вам поможет данный Дневник исследователя.

Дневник исследователя – это брошюра, в которой собрано описание опытов и к них сформулированы специальные задания, например, зарисуй вид объекта исследования под микроскопом, опиши объект несколькими прилагательными и т.д.

Целью Дневника исследователя является развитие исследовательских умений.

Основными задачами его являются:

1) углубление и закрепление полученных при обучении теоретических знаний, умений и навыков;

2) определять проблема исследования;

3) выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

4) вести наблюдения окружающего мира.

Каждый компонент Дневника исследователя выделен специальным знаком:




Проблема





Гипотеза




Ход работы





Вывод



При работе с Дневником исследователя соблюдай следующие правила:

- Дневник исследователя является школьным документом учащегося, ответственность за его обязательное аккуратное введение несет сам ученик;

- для выполнения некоторых заданий Дневника вам понадобятся цветные карандаши;

- записи ведутся аккуратно, разборчиво, грамотно;

- требуется заполнение всех подготовленных пробелов Дневника (начиная с титульного листа);

- посторонние записи и рисунки не допустимы;

- рвать страницы, черкаться недопустимо;

- хранить Дневник следует в обложке, для сохранения его внешнего вида.


Желаю успехов!









Оглавление

  1. Что прячет в себе пыль?

  2. Клетки лука

  3. Лист фиалки

  4. Вот такой мой волос

  5. Волшебный песок

  6. Мед

  7. В чем отличие масла и воды?

  8. Хлопковая нить

  9. Свойства воды

  10. Защищайте воду

  11. Чем отличаются перья перелетных птиц и зимующих?

  12. Свойства сахара

  13. Овощи и фрукты

  14. Что такое крахмал?

  15. Крахмальное яблоко



























Опыт №1

«Что прячет в себе пыль?»


Сформулируй проблемный вопрос исследования, заполнив пропущенные слова:


Как ____________ пыль, при использовании __________ под ____________?


(вспомогательные слова - воды, выглядит, микроскопом)


Сформулируй гипотезу, закончив фразу:


Предположим, что если использовать воду, то внешний вид __________________________________.



Ход работы

  1. Пройдитесь ватной палочкой загрязнённой поверхности.

  2. Рассмотрите собранную пыль в микроскопе под средним увеличением.

  3. Нарисуйте в первом окошке таблицы «Различия сухой и мокрой пыли» изображение сухой пыли.

  4. Рассмотрите мокрую пыль. Нарисуйте во втором окошечке таблицы «Различия сухой и мокрой пыли» то, что вы увидели.















«Различия сухой и мокрой пыли»

Сухая пыль

Мокрая пыль




  1. Запишите вывод

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________












Опыт №2

«Клетки лука»


Сформулируй проблемный вопрос исследования, заполнив пропущенные слова:


Как ____________ шелуха лука, при использовании __________ с разным ____________ увеличения?


(вспомогательные слова - окуляров, выглядит, масштабом)


Сформулируй гипотезу, закончив фразу:


Предположим, что если использовать окуляры микроскопа с разным масштабом увеличения, то внешний вид __________________________________.


Ход работы

  1. Рассмотрите шелуху лука невооруженным глазом.

  2. Нарисуйте в первом окошке изображение шелухи лука.

  3. Рассмотрите шелуху лука в микроскопе под средним увеличением.

  4. Нарисуйте во втором окошечке то, что вы увидели.

  5. Рассмотрите шелуху лука в микроскопе под большим увеличением.

  6. Нарисуйте в третьем окошке увиденный результат.













Результаты наблюдения





























  1. Запишите вывод

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Опыт №3

«Лист фиалки»


Сформулируй проблемный вопрос исследования, заполнив пропущенные слова:


Является ли _____________ фиалка, живым _____________?


(вспомогательные слова - организмом, цветок)


Сформулируй гипотезу, закончив фразу:


Предположим, что если клетка цветка фиалка соответствует растительной клетке, то цветок фиалка ______________ ____________________________________________________


Ход работы

  1. Рассмотрите лист фиалки в микроскопе под средним увеличением.

  2. Зарисуйте в данном окошке то, что вы увидели.




  1. Сравните два полученных изображения и сделайте вывод ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт №4

«Вот такой мой волос!»


Сформулируй проблемный вопрос исследования, заполнив пропущенные слова:


Как выглядит человеческий _______________ под _________________________?


(вспомогательные слова - микроскопом, волос)


Сформулируй гипотезу, заполнив начало фразы:


Предположим, что если _______________________________

_____________________________________, то он выглядит не совсем ровным, гладким.



Ход работы

  1. Рассмотрите волос невооруженным глазом.

  2. Определите, какая картинка соответствует увиденному результату (обведите соответствующее изображение зеленым карандашом).

  3. Рассмотрите в микроскопе повреждённый волос.

  4. Определите, какая картинка соответствует данному типу волос (обведите соответствующее изображение красным карандашом).

  5. Рассмотрите в микроскоп здоровый волос.

  6. Определите, какая картинка соответствует данному типу волос (обведите соответствующе изображение синим карандашом).



















  1. Запишите вывод

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




















Опыт №5

«Волшебный песок»



Сформулируй проблемный вопрос исследования, заполнив пропущенные слова:


Из ____________ состоит ____________?


(вспомогательные слова - чего, песок)


Сформулируй гипотезу, закончив фразу:


Предположим, что песок состоит из _________________.

Ход работы

  1. Рассмотрите сухой песок невооруженным глазом.

  2. Заполните соответствующие ячейки таблицы с характеристиками сыпучесть и цвет.

  3. Рассмотрите сухой песок через микроскоп.

  4. Заполните соответствующие ячейки таблицы с характеристиками состав, размер.

  5. Добавьте в горсть песка 2-3 столовой ложки воды.

  6. Рассмотрите мокрый песок невооруженным взглядом

  7. Заполните соответствующие ячейки таблицы с характеристиками сыпучесть и цвет.

  8. Рассмотрите мокрый песок через микроскоп.

  9. Заполните соответствующие ячейки таблицы с характеристиками состав, размер.

  10. Заполните таблицу по критериям к мокрому песку.










Свойства песка


Сухой песок

Характеристика для сравнения

Мокрый песок


Сыпучесть



Цвет



Состав



Размер



7. Запишите вывод _________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт №6

«Мёд»


Сформулируй проблемный вопрос исследования, заполнив пропущенные слова:


________________ ли свойства у ___________ и ___________ мёда?


(вспомогательные слова - липовый, цветочный, одинаковые)


Сформулируй гипотезу, закончив фразу:


Предположим, что свойства липового и цветочного меда ____________________.


Ход работы

  1. Рассмотрите липовый мёд невооруженным глазом.

  2. Возьмите резиновые перчатки и потрогайте липовый мед.

  3. Запишите в таблице о его структуре одним прилагательным по каждому пункту описания.

Липовый мед:

Цвет __________________________

Текстура _______________________


  1. Рассмотрите цветочный мёд невооруженным глазом.

  2. Возьмите резиновые перчатки и потрогайте цветочный мед.

  3. Запишите в таблице о его структуре одним прилагательным по каждому пункту описания.


Цветочный мед:

Цвет __________________________

Текстура_______________________

  1. Рассмотрите липовый мёд под микроскопом и определите, какая картинка соответствует данному типу мёда (подпишите синим карандашом).

  2. Рассмотрите цветочный мёд под микроскопом и определите, какая картинка соответствует данному типу мёда (подпишите желтым карандашом).









_____________________


______________________


  1. Запишите вывод

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


















Опыт №7

«Свойства растительного масла»


Сформулируй проблемный вопрос исследования, заполнив пропущенные слова:


____________________ ли растительное масло в _________?


(вспомогательные слова - растворяется, воде)


Сформулируй гипотезу, закончив фразу:


Предположим, что растительное масло, не _______________ _______________________.



Ход работы

  1. Рассмотрите, как выглядит масло под микроскопом.

  2. Зарисуйте увиденный результат в соответствующем окошке.

  3. Рассмотрите, как выглядит масло, смешанное с водой под микроскопом.

  4. Зарисуйте увиденный результат в соответствующем окошке.

Свойства масла


Характеристика для описания

Описание

Состояние


Цвет


Запах


Растворимость


Легче или тяжелей воды



  1. Запишите вывод

____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________













Опыт №8

«Хлопковая нить»



Сформулируй проблемный вопрос исследования, заполнив пропущенные слова:


Зависит ли ______________ ткани от структуры и ________________ содержащегося в ней ________________.


(вспомогательные слова - крепость, количество, хлопка)


Сформулируй гипотезу, закончив фразу:

Предположим, что чем больше процент хлопка в ткани, тем структура ткани ______________________.


Ход работы

  1. Рассмотрите кусок ткани ситец под микроскопом.

  2. Зарисуйте в первом окошке увиденное.

  3. Рассмотрите кусок ткани бязь под микроскопом.

  4. Зарисуйте во втором окошке увиденное.





  1. Запишите вывод

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Опыт №9

«Свойства воды»


Сформулируй проблемный вопрос исследования, заполнив пропущенные слова:


____________________ вода бывает ___________ и _____________.


(вспомогательные слова – твердой, почему, жидкой)


Сформулируй гипотезу, закончив фразу:


_______________, что имеет, много _______________________.


Ход работы

  1. Рассмотрите, как выглядит лед невооруженным взглядом.

  2. Отметьте критерии, которые заметили за данным свойством в таблице «Свойства воды» под столбиком «Лед».

  3. Рассмотрите, как выглядит лед, под микроскопом.

  4. Зарисуйте его в таблице «Под микроскопом»

  5. Рассмотрите, как выглядит кипяток невооруженным взглядом.

  6. Отметьте критерии, которые заметили за данным свойством в таблице «Свойства воды» под столбиком «Кипяток».

  7. Рассмотрите, как выглядит кипяток, под микроскопом.

  8. Зарисуйте его в таблице «Под микроскопом».

  9. Рассмотрите, как выглядит вода из-под крана невооруженным взглядом.

  10. Отметьте критерии, которые заметили за данным свойством в таблице «Свойства воды» под столбиком «Вода из-под крана».

  11. Рассмотрите, как выглядит вода из-под крана, под микроскопом.

  12. Зарисуйте его в таблице «Под микроскопом».

Примечание: отметить свойства воды, которые удалось наблюдать знаком «+»:

Свойства

Лед

Вода из-под крана

Кипяток

Твёрдая




Жидкая




Газообразная




Прозрачная




Бесцветная






Вид под микроскопом

Лед


Кипяток


Вода из-под крана




  1. Запишите вывод

____________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________











Опыт №10

«Защищайте воду»


Сформулируй проблемный вопрос исследования, заполнив пропущенные слова:


____________________ вода из ___________ ______________ от _____________ воды.


(вспомогательные слова –лужи, чистой, почему, отличается)


Сформулируй гипотезу, закончив фразу:


_______________, что грязная вода, отличается от ___________________.


Ход работы

  1. Рассмотрите, как выглядит чистая вода, под микроскопом.

  2. Зарисуйте увиденное в первом окошке.

  3. Рассмотрите, как выглядит вода из лужи под микроскопом.

  4. Зарисуйте увиденное во втором окошке.



  1. Запишите вывод

____________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



































Опыт №11

«Чем отличаются перья перелетных птиц и зимующих?»


Сформулируй проблемный вопрос исследования, заполнив пропущенные слова:


_________________ ли структура перьев у ________________ и ___________________ птицы.


(вспомогательные слова - отличается, перелетных, зимующих)


Сформулируй гипотезу, закончив фразу:


Предположим, что у перелетных и зимующих птиц структура перья ____________________________________.


Ход работы

  1. Рассмотрите перо перелетной птицы невооруженным глазом.

  2. Рассмотрите перо перелетной птицы под микроскопом.

  3. Зарисуйте, увиденное, в соответствующей ячейке таблицы.

  4. Рассмотрите перо зимующей птицы невооруженным глазом.

  5. Рассмотрите перо зимующей птицы под микроскопом.

  6. Зарисуйте, увиденное, в соответствующей ячейке таблицы.






  1. Запишите вывод

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________























Опыт №12

«Свойства сахара»


Сформулируй проблемный вопрос исследования, заполнив пропущенные слова:


____________________ ли сахар в _________?


(вспомогательные слова - растворяется, воде)


Сформулируй гипотезу, закончив фразу:


Предположим, что сахар, не _______________ в _________________.


Ход работы

1.Рассмотрите, водный раствор без добавления сахара под микроскопом.

  1. Зарисуйте увиденный результат в соответствующем окошке таблицы «Свойства сахара».

  2. Рассмотрите, водный раствор с добавлением сахара под микроскопом.

  3. Зарисуйте увиденный результат в соответствующем окошке таблицы «Свойства сахара».



















«Свойства сахара»

Водный раствор без сахара

Водный раствор с сахаром




  1. Запишите вывод

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________














Опыт №13

«Овощи и фрукты»


Сформулируй проблемный вопрос исследования, заполнив пропущенные слова:


Как ____________кожура картофеля, от кожуры __________ под ____________?


(вспомогательные слова -банана, отличается, микроскопом)


Сформулируй гипотезу, закончив фразу:


Предположим, что структура картошки и банана ___________________.

Ход работы

  1. Рассмотрите кожуру банана невооруженным глазом.

  2. Нарисуйте в первом окошке таблицы «Анализ структур картофеля и банана» изображение кожуры банана.

  3. Рассмотрите кожуру банана в микроскопе под средним увеличением.

  4. Нарисуйте во втором окошечке то, что вы увидели.

  5. Рассмотрите кожуру картофеля невооруженным глазом.

  6. Нарисуйте во втором окошке таблицы «Анализ структур картофеля и банана» изображение кожуры картофеля.

  7. Рассмотрите кожуру картофеля в микроскопе под средним увеличением.

  8. Нарисуйте во втором окошечке то, что вы увидели.









«Анализ структур картофеля и банана».


Невооруженным взглядом

Под микроскопом

Картофель



Банан




  1. Запишите вывод

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
















Опыт №14

«Что такое крахмал?»


Сформулируй проблемный вопрос исследования, заполнив пропущенные слова:


____________________ ли крахмал в _____________?


(вспомогательные слова - растворяется, воде)


Сформулируй гипотезу, закончив фразу:


Предположим, что крахмал, не _______________ _______________________.


Ход работы

  1. Рассмотрите, как выглядит крахмал под микроскопом.

  2. Зарисуйте увиденный результат в соответствующем окошке.

  3. Рассмотрите, как выглядит крахмал, смешанный с водой под микроскопом.

  4. Зарисуйте увиденный результат в соответствующем окошке.


Характеристика для описания

Описание

Состояние


Цвет


Запах


Растворимость


Легче или тяжелей воды



  1. Запишите вывод

____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________












Опыт №15

«Крахмальное яблоко»


Сформулируй проблемный вопрос исследования, заполнив пропущенные слова:


____________________ ли фрукты в своем _____________ ________________________?


(вспомогательные слова - имею, составе, крахмал)


Сформулируй гипотезу, закончив фразу:


Предположим, что яблоко содержит в __________ __________________.


Ход работы

  1. Рассмотрите, как выглядит кусочек яблока под малым увеличением микроскопа.

  2. Зарисуйте увиденный результат в соответствующем окошке.

  3. Рассмотрите, как выглядит крахмал, смешанный с водой под микроскопом.

  4. Зарисуйте увиденный результат в соответствующем окошке.













Малое увеличение

Большое увеличение




  1. Запишите вывод

____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________