Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное бюджетное государственное образовательное
учреждение высшего образования
«Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»
ИПП и ФСО КБГУ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ДНЕВНИК
учебной практики
«ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»
44.02.02. Преподавание в начальных классах
Студента(ки)
Фамилия, имя, отчество, номер группы
База практики_________________________________________________________
Учитель и класс_______________________________________________________
Руководитель практики от педагогического колледжа:
______________________________________ _______ _____________
Ф.И.О. оценка подпись
Руководитель практики от организации:
______________________________________ _______ _____________
Ф.И.О. оценка подпись
Нальчик, 2020
Дневник составлен в соответствии с рабочей программой учебной практики «Введение в специальность», разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 44.02.02. «Преподавание в начальных классах».
Дневник содержит цели и задачи практики; тематику и содержание заданий анализ их выполнения.
Дневник адресован обучающимся педагогических колледжей специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах для использования при организации учебной практики «Введение в специальность».
Организация-разработчик:
Педагогический колледж ИПП и ФСО Федерального бюджетного государственного образовательного учреждения высшего образования
«Кабардино-Балкарский государственный университет им.Х.М.Бербекова».
Пояснительная записка
Учебная практика «Введение в специальность» позволяет студентам познакомиться с методической стороной работы учителя начальных классов, приобрести опыт наблюдения и анализа уроков в начальной школе.
Цель практики: формирование умения вести наблюдение и анализировать учебно-воспитательную деятельность, приобрести опыт взаимодействия с участниками педагогического процесса и навыки самоорганизации.
Задачи:
- сформировать целостное представление о виде профессиональной деятельности учителя начальных классов;
- изучить специфику труда педагога: функции, профессиональные обязанности; роль учителя в процессе планирования и организации образовательного процесса;
- приобрести опыт взаимодействия с участниками педагогического процесса;
- формировать интерес и мотивацию к избранной профессии;
- учить самоорганизации, развивать педагогическое мышление и речь, формировать профессионально значимые черты характера;
-формирование умений вести записи наблюдений, обрабатывать, обобщать полученную в ходе наблюдений информацию.
Содержание практики направлено на формирование общих и профессиональных компетенции и включает следующие виды работ:
-составление календарного плана прохождения педагогической практики;
-знакомство с базой образовательных учреждений, в которых организована практика;
-изучение специфики труда учителя;
- знакомство с школьной документацией и порядком ее ведения;
-проведение наблюдения и определение стиля общения учителя со школьниками;
- наблюдение и анализ уроков, выполнение заданий к ним;
-документальное оформление результатов педагогических наблюдений;
-составление отчета по практике
Практика осуществляется в 4 семестре в объеме 36 часов. В начале практики организуется установочная конференция, целью которой является определение цели, задач и содержания практики «Введение в специальность». Для каждого дня практики разработаны задания и рекомендации по их выполнению. Результаты выполненных заданий проверяются руководителем практики и заносятся в оценочные листы. На основании разработанных критериев выставляется итоговая оценка за практику.
Соблюдение правил трудовой дисциплины
В период практики в общеобразовательной школе студент обязан подчиняться правилам внутреннего распорядка школы, распоряжениям директора школы, завуча, руководителей практики. Студент несет ответственность за выполняемую им работу и ее результаты наравне со штатными работниками школы.
Студент обязан соблюдать трудовую дисциплину; полностью выполнять задания, предусмотренные программой педагогической практики; тщательно готовиться к проведению уроков и других видов работ; посещать открытые уроки, методические занятия.
Студент обязан ежедневно затрачивать на все виды деятельности (проведение уроков, посещение уроков, проведение мероприятий, написание документации, помощь школе и др.) не менее 6 часов в день.
По результатам практики студент получает дифференцированную оценку. Для получения положительной оценки необходимо полностью выполнить программу практики и своевременно сдать итоговую документацию. Общая оценка работы студента выводится в результате обсуждения групповым руководителем, учителем начальных классов, методистом. Утверждается оценка на защите результатов практики после проверки документации руководителем практики.
Содержание практики направлено на формирование общих и профессиональных компетенции и включает следующие виды работ:
№ п\п | ПМ, осваиваемые ОК, ПК | Задания* |
1. | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | 1. Качественно выполнять задания по практике |
2. Подготовка отчётной документации |
2. | ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | 1.Организуйте свою деятельность: составьте индивидуальный план работы и действуйте в соответствии с планом. |
2.Самостоятельно выполняйте задания практики. |
3.Проанализируйте свою деятельность. |
3. | ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | 1.Осуществите поиск и используйте научно-методическую информацию при написании паспорта ОУ и его анализа. |
2. Осуществите поиск и используйте научно-методическую информацию при написании анализа составления расписания уроков детей младшего школьного возраста. |
3.Изучите функции, профессиональные обязанности учителя в процессе планирования и организации образовательного процесса. |
4. | ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. | 1.Конструктивно взаимодействуйте с обучающимися, преподавателями и руководителями практики в ходе практики и при выполнении заданий практики. |
2.Соблюдайте нормы профессиональной этики при работе в команде. |
5. | ПК 1.4. Анализировать уроки (анализ функций учителя на уроке) | 1.Ведите целенаправленное наблюдение на уроках. |
2. Оформляйте качественно протокол наблюдения. |
3. Выполняйте аналитические действия (сравнение, обощение, выделение главного, установление причинно-следственных связей) в процессе анализа уроков, бесед с учителем. |
Перечень заданий и документов, входящих в портфолио и дневник студента
ПМ | Объекты оценивания | Перечень заданий и документов |
ПМ 01 Преподавание по программам начального общего образования | ОК 1-6 | Ознакомительная справка и паспорт школы и характеристика учителя. Список игр для организации внеклассной и внеурочной деятельности детей. Индивидуальный доклад, задание, описание собственных выводов и предложений по результатам практики для конференции Эссе. «Портрет мастера – педагога» Характеристика на одного ученика класса по образцу Результаты осмысления своих профессиональных и личностно значимых качеств, заполнение таблицы |
ПК 1-4. Анализировать реализацию функций учителя на уроке | Перечень документов, регламентирующих работу учителя начальных классов. Протокол анализа посещенных учебных занятий учителя школы по теме «Особенности общения учителя с обучающимися» Протокол анализа посещенных учебных занятий учителя школы по теме «Приемы и методы педагога по воспитанию у детей навыков самоорганизации и дисциплины». Протокол анализа посещенных учебных занятий учителя школы по теме «Особенности реагирования детей на оценочные высказывания учителя; разные приемы поощрения и порицания». |
| Обязательные документы | Отчет по итогам практики с описанием выводов, дневник. Аттестационный лист по итогам практики |
Организация работы на практике
День первый
Тема: Установочная конференция по учебной практике «Введение в специальность».
План:
Требования к организации практики.
Виды и объем работ в период практики.
Разъяснение профессиональных компетенций, овладение практическим опытом, умениями в ходе освоения профессионального модуля.
День второй.
Задание 1. Проведи наблюдение за учащимися класса практики. Ознакомься со списком класса и его характеристикой. Узнай какое расписание уроков в этом классе, расписание звонков и какие внеурочные занятия посещают учащиеся.
Проведи беседу с учителем класса, где проводится практика, с зам. директора по УВР в начальной школе, с директором школы. Узнайте все сведения о классе практики и педагогической деятельности учителя: Ф.И.О., возраст, образование, квалификация, стаж работы, категория, тема по самообразованию. Запиши результаты беседы в виде ознакомительной справки.
Сведения о школе и классе
№ п/п | Показатели | Содержание информации |
1. | Общие сведения: | __________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
| __________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
| ______________________________________________ |
| ______________________________________________ |
| ______________________________________________ ______________________________________________ |
| количество административных работников _________ количество педагогических работников____________ имеют высшую квалификационную категорию______ первую квалификационную категорию_____________ вторую квалификационную категорию_____________ |
| ____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ |
| 1-х ______ 4-х ______ 7-х ______ 10-х ______ 2-х ______ 5-х ______ 8-х ______ 11-х _____ 3-х ______ 6-х ______ 9-х ______ |
количество кружков, секций, детских объединений, и их названия | ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Награды ОУ, традиции и достижения школы в различных областях деятельности | ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
2. Организация учебного процесса в классе: | | ____________________________________________________________________________________________ |
Сведения об учителе класса, где организована практика | ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
| ____________________________________________________________________________________________ |
| ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
| девочек - __________ мальчиков - ______________ неуспевающих (второгодников) - _________________ детей из неполных семей - _______________________ детей из малообеспеченных детей - _______________ дети усыновленные, под опекой и попечительством - ___________ |
Характеристика учителя и программ обучения в классе практики:_____________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Расписание звонков
1-й урок - | 3-й урок - |
2-й урок - | 4-й урок - |
Расписание уроков________класса _____ смена
Понедельник 1. | Четверг 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
| |
Вторник 1. | Пятница 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
| |
Среда 1. | Суббота 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
Список учащихся класса
Расписание внеурочных занятий, кружков и спортивных секций
Отчетность по второму дню практики
Дата | Что сделано | Анализ (что получилось, что не получилось) |
13.01. | | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
День третий
Задание 3. Подготовьте 5-6 подвижных и мало активных игр для детей, которые могут применяться учителем на переменах и во внеурочной деятельности. Опишите их, проведите с детьми на переменах и запишите свои наблюдения.
(Описание игр представьте в портфолио практики)
Задание 4. Составьте характеристику на одного ученика класса по следующим пунктам:
Общие сведения об ученике. (Здесь следует указать фамилию, имя, отчество, возраст, национальность, в каком классе учиться ребенок, а так же информацию, касающуюся его семьи.)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Состояние здоровья ученика. (Необходимо указать особенности физического развития ребенка. Если ребенок занимается определенным видом спортом или посещает какие-либо секции, необходимо отобразить и эту информацию.)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Интересы ученика. (Здесь необходимо уделить внимание способностям ученика в школе, а так же его внешкольным интересам (посещение каких-либо кружков и т.д.).
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________4. Интеллектуальное развитие ребенка. (Необходимо раскрыть информацию, касающуюся памяти ребенка, мышления, внимательности, развития речи, умения анализировать и отвечать на вопросы.)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5. Коммуникабельность. (Данный пункт предполагает характеристику коммуникабельным способностям ученика. Следует описать его отношения с одноклассниками и друзьями.)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6. Моральные, а так же этические качества ученика. (Целесообразно отобразить личные качества ребенка, такие как чуткость, честность, справедливость и др. исходя из определенных ситуаций.)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________7. Поведение учащегося на уроках и на переменах, физическая активность.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Отчетность по третьему дню практики
Дата | Что сделано | Анализ (что получилось, что не получилось) |
14.01. | | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
День четвертый
Задание 5. Документация учителя начальных классов.
После беседы с учителем, посмотрите содержание и перечислите ниже документы, регламентирующие работу учителя начальных классов в школе практики:
Нормативные правовые документы и инструктивно - методические
материалы, регламентирующие деятельность начального общего среднего
образования (у каждого учителя личная папка); Должностная инструкция учителя начальных классов; учебные рабочие программы; календарно - тематическое планирование на учебный год; ежедневные планы уроков; классный журнал; план воспитательной работы на учебный год (полугодие); анализы и тексты контрольных и проверочных работ; отчеты учителя и т.д.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Задание 6. Познакомьтесь с должностной инструкцией учителя начальных классов. Выделите её основные разделы и дайте их краткую характеристику. Опишите должностные обязанности учителя. (Описание должностной инструкции представьте в портфолио практики)
Отчетность по четвёртому дню практики
Дата | Что сделано | Анализ (что получилось, что не получилось) |
15.01. | | |
| |
| |
| |
| |
| |
День пятый
Задание 7. Используя предложенную примерную схему анализа учебного занятия, проведи анализ посещенных учебных занятий учителя школы по теме «Особенности общения учителя с обучающимися».
Сделайте вывод по результатам наблюдения, какой стиль общения учителя с детьми более благоприятен для их обучения и воспитания и почему.
Схема №1. Анализ учебного занятия по теме: «Особенности общения учителя с обучающимися».
Урок______________________________________________________________________
Тема______________________________________________________________________
Задачи:
• пронаблюдать особенности отношения учителя к обучающимся;
• выявить влияние стиля общения учителя с детьми на настроение и поведение детей.
План наблюдения:
Определите по внешним признакам (мимике, жестам, интонации), в каком настроении учитель начал урок, рад ли он общению с детьми:
в бодром, энергичном, жизнерадостном;
в подавленном, сниженном, вялом;
в раздраженном, сердитом, возбужденном.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пронаблюдайте, как настроение учителя в течение урока влияет на детей:
дети равнодушны, безучастны к происходящему на уроке;
у детей наблюдается состояние волнения, страха перед учителем.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обратите внимание, как учитель обращается к детям в течение урока:
приветливо, доброжелательно, улыбается детям;
безучастно, равнодушно;
агрессивно, повышает голос на детей, кричит.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обратите внимание, как учитель называет детей, как к ним обращается:
по именам;
по фамилиям;
допускает оскорбительные клички, ярлыки и т.п.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пронаблюдайте, нет ли различий в том, как учитель обращается к разным детям:
со всеми ли он одинаково доброжелателен, а где необходимо требователен;
выделяет отдельных детей: чаще, чем других, хвалит, поощряет, ставит в пример;
проявляет неприязнь к отдельным детям, чаще называет их по фамилии, делает в их адрес множество замечаний.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выслушивает ли учитель мнение детей:
- всегда терпеливо выслушивает ребенка до конца, проявляет тактичность, вежлив с детьми;
часто перебивает детей, не дослушивает; мнение детей подвергает критике, негативным оценкам.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сделайте вывод о том, какой же стиль общения характерен учителю:
авторитарный (не считается с мнением детей, использует приказ, угрозы);
попустительский (безразличен к поведению детей, редко хвалит и редко порицает их);
демократический (учитель сотрудничает с детьми, доброжелателен с ними, вежлив; в меру строг и требователен).
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. Внеурочные (внеклассные) занятия в начальной школе.
Схема анализа внеклассного мероприятия
1. Дата ___________________
2. ФИО проводившего занятие _____________________________________________ 3.Класс__________________________
4. Количество присутствующих учащихся _________
5. Тема__________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
6. Форма занятия__________________________________________________________
________________________________________________________________________
8. Цель занятия___________________________________________________________ ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Задачи занятия______________________________________________________ ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
9. Организация подготовки учащихся: · степень участия детей в подготовке_______________________________________________________________ ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
наглядное оформление ____________________________________________________ ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
использование технических средств_________________________________________ ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
10.Содержание и методика проведения занятия; а) соответствие содержания занятия поставленной цели ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
б) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
в) эмоциональная насыщенность; интерес учащихся к занятию; их активность ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
г) приемы и методы, использованные на занятии; их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
11.Особенности личности воспитателя, проводящего занятие; убежденность, эмоциональность, контакт с учащимися, задание для детей. ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
12.Педагогическая ценность занятия. ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
13. Выводы______________________________________________________________ ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Обменяйтесь опытом с учителем – какие формы проведения внеклассных занятий являются наиболее удачными для младших школьников. В чем их привлекательность?_______________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Отчетность по пятому дню практики
Дата | Что сделано | Анализ (что получилось, что не получилось) |
16.01. | | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
День шестой
Задание 8. Используя предложенную примерную схему анализа учебного занятия, проведите анализ посещенных учебных занятий учителя школы по теме «Приемы и методы педагога по воспитанию у детей навыков самоорганизации и дисциплины». Сделайте вывод по результатам наблюдения, какие приемы работы по формированию дисциплины у детей более благоприятны для их обучения и воспитания и почему.
Схема №2. Анализ учебного занятия по теме: «Приемы и методы педагога по воспитанию у детей навыков самоорганизации и дисциплины».
Урок______________________________________________________________________Тема______________________________________________________________________Задачи:
пронаблюдать особенности проявления дисциплинированности младших школьников;
выявить сформированность у детей навыков организации собственной деятельности и поведения;
выявить приемы и методы, применяемые учителем для организации детей и дисциплины.
План наблюдения:
Пронаблюдайте, как дети готовятся к уроку:
достают из портфеля все необходимое к уроку до звонка, аккуратно раскладывают на парте;
забывают подготовиться к уроку, достают все необходимое к уроку со звонком или после звонка;
готовятся до звонка, но торопливо, небрежно.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Пронаблюдайте, как каждый ребенок организует работу в ходе урока:
успевает за темпом всего класса, быстро включается в любой вид работы;
постоянно отстает, проявляет несобранность, неорганизованность.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обратите внимание, кто из детей нарушает дисциплину (мешает работе одноклассников разговорами, берет без спроса чужие вещи, пытается испортить работу другого ученика и т.п.). Подумайте, почему ребенок ведет себя недисциплинированно: ему скучно на уроке; ему неинтересно; ему не хватает доброго отношения, привык, что его относят к "плохим”?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пронаблюдайте, как учитель приучает детей к самоорганизации:
какие дает указания по организации рабочего места, разных видов работ на уроке;
какие рекомендует детям приемы самоконтроля при выполнении разных видов работ;
как поощряет, как порицает за проявление неорганизованности, несобранности, недисциплинированности.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пронаблюдайте, какими приемами добивается учитель порядка на уроке, рабочей дисциплины: четкой организацией урока, четкими распоряжениями, указаниями, словесными приемами и методами; - постоянно вовлекает детей в работу, беседу и т.п.;- использует на уроке разные виды работ, интересные практические задания (практические приемы и методы); - использует в ходе урока разнообразный наглядный материал, наглядные приемы и методы (показ, демонстрацию наглядных пособий); - использует прием соревнования на уроке;- оценочные методы и приемы; - применяет метод примера и т.п.)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Сделайте вывод, какие приемы работы учителя по организации класса и отдельных учащихся, по развитию дисциплины детей наиболее результативны.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отчетность по шестому дню практики
Дата | Что сделано | Анализ (что получилось, что не получилось) |
17.01. | | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
День седьмой
Задание 9. Используя предложенную примерную схему анализа учебного занятия, проведи анализ посещенных учебных занятий учителя школы по теме «Особенности реагирования детей на оценочные высказывания учителя; разные приемы поощрения и порицания»
Сделайте вывод о влиянии на детей положительных и негативных оценочных высказываний учителя и сверстников.
Схема №3. Анализ учебного занятия по теме: «Особенности реагирования детей на оценочные высказывания учителя; разные приемы поощрения и порицания».
Урок______________________________________________________________________Тема______________________________________________________________________
Тема наблюдения: «Особенности реагирования детей на оценочные высказывания учителя; разные приемы поощрения и порицания»
Задачи:
• пронаблюдать, какие оценочные высказывания применяет учитель в ходе урока;
• выявить, какое воздействие на настроение и поведение детей они оказывают.
План наблюдения:
Пронаблюдайте и зафиксируйте в ходе урока все оценочные высказывания учителя. Например: «Лена, ты молодец, работа сделана тобою аккуратно и правильно»; «Алеша, ты опять отвлекался, допустил много ошибок».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Проанализируйте, какие оценочные суждения звучат на уроке чаще: позитивные или негативные. В адрес каких детей чаще звучат позитивные оценочные суждения, а в адрес каких - негативные. Подумайте, почему.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Обратите внимание, как реагируют дети на оценочные высказывания учителя: какие оценочные высказывания поднимают у них настроение и желание работать; какие высказывания учителя оставляют детей равнодушными; какие высказывания оценочного характера вызывают обиду, огорчение, снижение настроения и работоспособности. Подумайте, почему.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Обратите внимание, привлекает ли учитель самих детей к оценке ответов одноклассников. Если привлекает, то каков характер оценочных высказываний самих детей. Не похожи ли они на оценочные высказывания учителя?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сделайте вывод о влиянии на детей положительных и негативных оценочных высказываний учителя и сверстников.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 10. Напиши эссе. «Портрет мастера – педагога» по результатам наблюдений на практике и собственных жизненных представлений. Эссе размещается в портфолио практики.
Отчетность по седьмому дню практики
Дата | Что сделано | Анализ (что получилось, что не получилось) |
18.01. | | |
| |
| |
| |
| |
| |
Отчётность в дневнике заканчивается выводами о собственной теоретической и практической подготовке (что нового узнал, чему научился, какой опыт приобрел). Результаты самодиагностики и предполагаемые перспективы профессионального саморазвития оформите в отчёте студента по практике.
Практические советы начинающему учителю
Начинать всегда нелегко…
Пусть Вам всегда будет интересно.
Приходите за 15 минут до урока, проверьте, все ли готово к уроку. Создавайте тёплую атмосферу общения в подгруппе со своими «коллегами».
Тщательно продумывайте содержание физминуток и подвижных игр. Старайтесь не делать лишних замечаний.
Развивайте собственные коммуникативные навыки в беседе с завучем, учителем, с детьми, родителями. Учитесь располагать людей к себе. Перенимайте опыт педагогов-профессионалов.
Не сопротивляйтесь, когда вдруг обнаружите, что дети хотят Вас чему-нибудь научить.
Не отчаивайтесь, если что-то не получилось так, как Вы задумали.
Совершенствуйте умения вести и оформлять деловую документацию, развивайте деловые качества.
Главное на уроке – работа учеников.
Крик – признак бессилия.
Учитесь видеть и слышать себя со стороны. Продумайте стиль одежды и манеру поведения. Почаще «рефлексируйте».
Совершенствуйте свою личность (путем самообразования и самовоспитания)!