Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное бюджетное государственное образовательное
учреждение высшего образования
«Кабардино-Балкарский государственный университет им.Х.М.Бербекова»
Педагогический институт
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ДНЕВНИК
учебной практики
«ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»
44.02.02. Преподавание в начальных классах
ФИО студента_______________________
Группа_____________________________
Специальность______________________
База практики_______________________
Руководитель практики_______________
Сроки практики_____________________
Нальчик, 2018
Дневник составлен в соответствии с рабочей программой учебной практики «Введение в специальность», разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 44.02.02. «Преподавание в начальных классах».
Дневник содержит цели и задачи практики; тематику и содержание заданий для обучающихся; приложение.
Дневник адресован преподавателям и обучающимся педагогических колледжей специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах для использования при организации учебной практики «Введение в специальность».
Организация-разработчик:
Педагогический колледж Педагогического института Федерального бюджетного государственного образовательного учреждения высшего образования
«Кабардино-Балкарский государственный университет им.Х.М.Бербекова».
1. Цель и задачи учебной практики студентов
Цель практики: формирование умения вести наблюдение и анализировать учебно-воспитательную деятельность, приобрести опыт взаимодействия с участниками педагогического процесса и навыки самоорганизации.
Задачи:
- сформировать целостное представление о виде профессиональной деятельности учителя начальных классов;
- изучить специфику труда педагога: функции, профессиональные обязанности; роль учителя в процессе планирования и организации образовательного процесса;
- приобрести опыт взаимодействия с участниками педагогического процесса;
- формировать интерес и мотивацию к избранной профессии;
- учить самоорганизации, развивать педагогическое мышление и речь, формировать профессионально значимые черты характера;
-формирование умений вести записи наблюдений, обрабатывать, обобщать полученную в ходе наблюдений информацию;
Обучающийся в ходе освоения учебной практики должен уметь:
- наблюдать организацию и своеобразие педагогического процесса в классе;
- оценивать соответствие педагогического процесса установленным педагогическим правилам, выявлять воспитательно-образовательную эффективность;
- анализировать деятельность учителя и учащихся в учебно - воспитательном процессе, видеть специфические особенности этой деятельности;
- оценивать индивидуальное развитие ребенка под влиянием организованного педагогического воздействия в процессе разных видов деятельности;
- пользоваться методами исследования, количественным и качественным анализом собранных материалов, формулировать обоснованные выводы и педагогические рекомендации.
- анализировать степень собственной готовности к работе с учащимися, определять программу профессионального совершенствования.
2. Содержание практики направлено на формирование общих и профессиональных компетенции и включает следующие виды работ:
№ п\п | ПМ, осваиваемые ОК, ПК | Задания* |
1. | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | 1. Качественно выполнять задания по практике |
2. Подготовка отчётной документации |
2. | ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | 1.Организуйте свою деятельность: составьте индивидуальный план работы и действуйте в соответствии с планом. |
2.Самостоятельно выполняйте задания практики. |
3.Проанализируйте свою деятельность. |
3. | ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | 1.Осуществите поиск и используйте научно-методическую информацию при написании паспорта ОУ и его анализа. |
2. Осуществите поиск и используйте научно-методическую информацию при написании анализа составления расписания уроков детей младшего школьного возраста. |
3.Изучите функции, профессиональные обязанности учителя в процессе планирования и организации образовательного процесса. |
4. | ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. | 1.Конструктивно взаимодействуйте с обучающимися, преподавателями и руководителями практики в ходе практики и при выполнении заданий практики. |
2.Соблюдайте нормы профессиональной этики при работе в команде. |
5. | ПК 1.4. Анализировать уроки (анализ функций учителя на уроке) | 1.Ведите целенаправленное наблюдение на уроках. |
2. Оформляйте качественно протокол наблюдения. |
3. Выполняйте аналитические действия (сравнение, обощение, выделение главного, установление причинно-следственных связей) в процессе анализа уроков, бесед с учителем. |
3. Методические рекомендации по ведению дневника учебной практики, учету и оценке работ студента
Практика осуществляется во 2 семестре в объеме 36 часов.
В начале практики организуется установочная конференция, целью которой является определение цели, задач и содержания практики «Введение в специальность».
Для каждого дня практики разработаны задания и рекомендации по их выполнению. Результаты выполненных заданий проверяются руководителем практики и заносятся в аттестационный лист.
Дневник обучающегося колледжа является документом учета его работы в период практики, в котором ведется последовательная хронологическая запись просмотренной в базовых учреждениях деятельности учителя начальных классов с указанием даты каждой записи, вида и содержания деятельности в соответствии с требованиями к ведению дневника.
Оформляя дневник, нужно помнить, что его качество, как по содержанию просмотренной работы, так и по оформлению будет характеризовать уровень общей и профессиональной компетентности практиканта. В записях необходимо не только констатировать содержание просмотренной работы, но и уделять внимание анализу специфики работы учителя начальных классов.
Дневник практики проверяется руководителем практики. Состояние дневников учитывается при выставлении отметок.
По окончании учебной практики студенты представляют руководителю практики следующую документацию:
- презентацию к конференции по теме: «Мои первые шаги в профессию».
-отчет о выполнении заданий практики;
Итоги профессионально-учебной практики подводятся на итоговой конференции в колледже. На основании представленных документов и характеристики проводится зачет с дифференцированной оценкой. Для получения положительной оценки необходимо полностью выполнить программу практики и своевременно сдать итоговую документацию.
Общая оценка работы студента выводится в результате обсуждения руководителем практики, учителем начальных классов, методистом. Утверждается оценка на защите результатов практики после проверки документации руководителем практики.
4. Соблюдение правил трудовой дисциплины
В период практики в общеобразовательной школе студент обязан подчиняться правилам внутреннего распорядка школы, распоряжениям директора школы, завуча, руководителей практики.
Студент несет ответственность за выполняемую им работу и ее результаты наравне со штатными работниками школы.
Студент обязан соблюдать трудовую дисциплину; полностью выполнять задания, предусмотренные программой учебной практики; тщательно к ним готовиться; посещать открытые уроки, методические занятия.
Студент обязан ежедневно затрачивать на все виды деятельности (посещение уроков, проведение мероприятий, написание документации, помощь школе и др.) не менее 6 часов в день.
В процессе прохождения учебной практики студенту рекомендуется работа с дополнительной литературой и лекционным материалом.
5. Организация работы на практике
День первый
Тема: Установочная конференция по учебной практике «Введение в специальность».
План:
Требования к организации практики.
Виды и объем работ в период практики.
Разъяснение профессиональных компетенций, овладение практическим опытом, умениями в ходе освоения профессионального модуля.
День второй.
Задание 1. Проведи беседу с учителем класса, где проводится практика, с зам. директора по УВР в начальной школе, с директором школы. Запиши результаты беседы в виде ознакомительной справки. (см. приложение.7 «Сведения о школе и классе»)
Задание 2. Запишите все сведения о классе практики и педагогической деятельности учителя: Ф.И.О., возраст, образование, квалификация, стаж работы, категория, тема по самообразованию.
Отчетность по второму дню практики
Дата | Что сделано | Анализ (что получилось, что не получилось) |
12.01. | | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Сведения о школе и классе
Выделите характерные особенности, признаки, определяющие тип и вид образовательного учреждения
№ п/п | Показатели | Содержание информации |
1. | Общие сведения: | ______________________________________________________________________________________________________________________ |
| ______________________________________________________________________________________________________________________ |
| ___________________________________________________________ |
| ___________________________________________________________ |
| ___________________________________________________________ |
| количество административных работников ___________________ количество педагогических работников: ___________________ имеют высшую квалификационную категорию ________________ первую квалификационную категорию _______________________ вторую квалификационную категорию________________________ |
| ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ |
| _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
| _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
| 1-х ______ 4-х ______ 7-х ______ 10-х ______ 2-х ______ 5-х ______ 8-х ______ 11-х _____ 3-х ______ 6-х ______ 9-х ______ |
| ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
| ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
|
2. | Организация учебного процесса в классе: | ______________________________________________________________________________________________________________________ |
| ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
| ______________________________________________________________________________________________________________________ |
| ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ |
| девочек - __________ мальчиков - ______________ неуспевающих (второгодников) - ____________________________ детей из неполных семей - __________________________________ детей из малообеспеченных детей - __________________________ дети усыновленные, под опекой и попечительством - ___________ |
| |
Характеристика учителя и программ обучения в классе практики:_________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Расписание уроков________класса
__ смена
Понедельник 1. | Четверг 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
Вторник 1. | Пятница 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
| |
Среда 1. | Суббота 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
| |
Расписание звонков
1-й урок -
2-й урок -
3-й урок -
4-й урок -
Расписание внеурочных занятий, кружков и спортивных секций
День третий
Задание 3. Подготовьте 5-6 подвижных и мало активных игр для детей, которые могут применяться учителем на переменах и во внеурочной деятельности. Провести их с детьми на переменах и записать свои наблюдения.
(Описание игр представить в портфолио практики)
Задание 4. Составьте характеристику на одного ученика класса по следующим пунктам:
Общие сведения об ученике. (Здесь следует указать фамилию, имя, отчество, возраст, национальность, в каком классе учиться ребенок, а так же информацию, касающуюся его семьи.)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Состояние здоровья ученика. (Необходимо указать особенности физического развития ребенка. Если ребенок занимается определенным видом спортом или посещает какие-либо секции, необходимо отобразить и эту информацию.)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________3. Интересы ученика. (Здесь необходимо уделить внимание способностям ученика в школе, а так же его внешкольным интересам (посещение каких-либо кружков и т.д.).
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
4. Интеллектуальное развитие ребенка. (Необходимо раскрыть информацию, касающуюся памяти ребенка, мышления, внимательности, развития речи, умения анализировать и отвечать на вопросы.)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Коммуникабельность. (Данный пункт предполагает характеристику коммуникабельным способностям ученика. Следует описать его отношения с одноклассниками и друзьями.)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6. Моральные, а так же этические качества ученика. (Целесообразно отобразить личные качества ребенка, такие как чуткость, честность, справедливость и др. исходя из определенных ситуаций.)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________7. Поведение учащегося на уроках и на переменах, физическая активность.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отчетность по третьему дню практики
Дата | Что сделано | Анализ (что получилось, что не получилось) |
13.01. | | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
День четвертый
Задание 5. Документация учителя начальных классов.
После беседы с учителем, посмотрите содержание и перечислите ниже документы, регламентирующие работу учителя начальных классов в школе практики: Нормативные правовые документы и инструктивно - методические
материалы, регламентирующие деятельность начального общего среднего
образования (у каждого учителя личная папка); Должностная инструкция учителя начальных классов; учебные рабочие программы; календарно - тематическое планирование на учебный год; ежедневные планы уроков; классный журнал; план воспитательной работы на учебный год (полугодие); анализы и тексты контрольных и проверочных работ; отчеты учителя и т.д.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Задание 6. Познакомьтесь с должностной инструкцией учителя начальных классов. Выделите её основные разделы и дайте их краткую характеристику. Опишите должностные обязанности учителя.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Отчетность по четвёртому дню практики
Дата | Что сделано | Анализ (что получилось, что не получилось) |
14.01. | | |
| |
| |
| |
| |
| |
День пятый
Задание 7. Используя предложенную примерную схему анализа учебного занятия, проведи анализ посещенных учебных занятий учителя школы по теме «Особенности общения учителя с обучающимися».
Сделайте вывод по результатам наблюдения, какой стиль общения учителя с детьми более благоприятен для их обучения и воспитания и почему.
Схема №1. Анализ учебных занятий по теме: «Особенности общения учителя с обучающимися».
Учитель
Класс
Тема наблюдения : «Особенности общения учителя с обучающимися»
Задачи:
• пронаблюдать особенности отношения учителя к обучающимся;
• выявить влияние стиля общения учителя с детьми на настроение и поведение детей.
План наблюдения:
Определите по внешним признакам (мимике, жестам, интонации), в каком настроении учитель начал урок, рад ли он общению с детьми:
в бодром, энергичном, жизнерадостном;
в подавленном, сниженном, вялом;
в раздраженном, сердитом, возбужденном.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Пронаблюдайте, как настроение учителя в течение урока влияет на детей:
дети равнодушны, безучастны к происходящему на уроке;
у детей наблюдается состояние волнения, страха перед учителем.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Обратите внимание, как учитель обращается к детям в течение урока:
приветливо, доброжелательно, улыбается детям;
безучастно, равнодушно;
агрессивно, повышает голос на детей, кричит.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Обратите внимание, как учитель называет детей, как к ним обращается:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Пронаблюдайте, нет ли различий в том, как учитель обращается к разным детям:
со всеми ли он одинаково доброжелателен, а где необходимо требователен;
выделяет отдельных детей: чаще, чем других, хвалит, поощряет, ставит в пример;
проявляет неприязнь к отдельным детям, чаще называет их по фамилии, делает в их адрес множество замечаний.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Выслушивает ли учитель мнение детей:
-всегда терпеливо выслушивает ребенка до конца, проявляет тактичность, вежлив с детьми;
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Сделайте вывод о том, какой же стиль общения характерен учителю:
авторитарный (не считается с мнением детей, использует приказ, угрозы);
попустительский (безразличен к поведению детей, редко хвалит и редко порицает их);
демократический (учитель сотрудничает с детьми, доброжелателен с ними, вежлив; в меру строг и требователен).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Отчетность по пятому дню практики
Дата | Что сделано | Анализ (что получилось, что не получилось) |
16.01. | | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
День шестой
Задание 8. Используя предложенную примерную схему анализа учебного занятия, проведите анализ посещенных учебных занятий учителя школы по теме «Приемы и методы педагога по воспитанию у детей навыков самоорганизации и дисциплины». Сделайте вывод по результатам наблюдения, какие приемы работы по формированию дисциплины у детей более благоприятны для их обучения и воспитания и почему.
Схема №2. Анализ учебных занятий по теме: «Приемы и методы педагога по воспитанию у детей навыков самоорганизации и дисциплины».
Учитель
Класс
Тема наблюдения: «Приемы и методы педагога по воспитанию у детей навыков самоорганизации и дисциплины»
Задачи:
пронаблюдать особенности проявления дисциплинированности младших школьников;
выявить сформированность у детей навыков организации собственной деятельности и поведения;
выявить приемы и методы, применяемые учителем для организации детей и дисциплины.
План наблюдения:
Пронаблюдайте, как дети готовятся к уроку:
достают из портфеля все необходимое к уроку до звонка, аккуратно раскладывают на парте;
забывают подготовиться к уроку, достают все необходимое к уроку со звонком или после звонка;
готовятся до звонка, но торопливо, небрежно.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пронаблюдайте, как каждый ребенок организует работу в ходе урока:
успевает за темпом всего класса, быстро включается в любой вид работы;
постоянно отстает, проявляет несобранность, неорганизованность.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Обратите внимание, кто из детей нарушает дисциплину (мешает работе одноклассников разговорами, берет без спроса чужие вещи, пытается испортить работу другого ученика и т.п.). Подумайте, почему ребенок ведет себя недисциплинированно:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Пронаблюдайте, как учитель приучает детей к самоорганизации:
какие дает указания по организации рабочего места, разных видов работ на уроке;
какие рекомендует детям приемы самоконтроля при выполнении разных видов работ;
как поощряет, как порицает за проявление неорганизованности, несобранности, недисциплинированности.
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Пронаблюдайте, какими приемами добивается учитель порядка на уроке, рабочей дисциплины: четкой организацией урока, четкими распоряжениями, указаниями, словесными приемами и методами; - постоянно вовлекает детей в работу, беседу и т.п.;- использует на уроке разные виды работ, интересные практические задания (практические приемы и методы); - использует в ходе урока разнообразный наглядный материал, наглядные приемы и методы (показ, демонстрацию наглядных пособий); - использует прием соревнования на уроке;- оценочные методы и приемы; - применяет метод примера и т.п.)
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Сделайте вывод, какие приемы работы учителя по организации класса и отдельных учащихся, по развитию дисциплины детей наиболее результативны.
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Отчетность по шестому дню практики
Дата | Что сделано | Анализ (что получилось, что не получилось) |
17.01. | | |
| |
| |
| |
| |
День седьмой
Задание 9. Используя предложенную примерную схему анализа учебного занятия, проведи анализ посещенных учебных занятий учителя школы по теме «Особенности реагирования детей на оценочные высказывания учителя; разные приемы поощрения и порицания»
Сделайте вывод о влиянии на детей положительных и негативных оценочных высказываний учителя и сверстников.
Схема №3. Анализ учебных занятий по теме: «Особенности реагирования детей на оценочные высказывания учителя; разные приемы поощрения и порицания».
Учитель
Класс
Тема наблюдения: «Особенности реагирования детей на оценочные высказывания учителя; разные приемы поощрения и порицания»
Задачи:
• пронаблюдать, какие оценочные высказывания применяет учитель в ходе урока;
• выявить, какое воздействие на настроение и поведение детей они оказывают.
План наблюдения:
Пронаблюдайте и зафиксируйте в ходе урока все оценочные высказывания учителя. Например: «Лена, ты молодец, работа сделана тобою аккуратно и правильно»; «Алеша, ты опять отвлекался, допустил много ошибок».
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Проанализируйте, какие оценочные суждения звучат на уроке чаще: позитивные или негативные. В адрес каких детей чаще звучат позитивные оценочные суждения, а в адрес каких - негативные. Подумайте, почему.
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Обратите внимание, как реагируют дети на оценочные высказывания учителя: какие оценочные высказывания поднимают у них настроение и желание работать; какие высказывания учителя оставляют детей равнодушными; какие высказывания оценочного характера вызывают обиду, огорчение, снижение настроения и работоспособности. Подумайте, почему.
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Обратите внимание, привлекает ли учитель самих детей к оценке ответов одноклассников. Если привлекает, то каков характер оценочных высказываний самих детей. Не похожи ли они на оценочные высказывания учителя?
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Сделайте вывод о влиянии на детей положительных и негативных оценочных высказываний учителя и сверстников.
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Задание 10. Напиши эссе. «Портрет мастера – педагога» по результатам наблюдений на практике и собственных жизненных представлений. Эссе размещается в портфолио практики.
Отчетность по седьмому дню практики
Дата | Что сделано | Анализ (что получилось, что не получилось) |
18.01. | | |
| |
| |
| |
| |
| |
Отчётность в дневнике заканчивается выводами о собственной теоретической и практической подготовке (что нового узнал, чему научился, какой опыт приобрел). Результаты самодиагностики и предполагаемые перспективы профессионального саморазвития оформите в отчёте студента по практике.
Аттестационный лист по учебной практике «Введение в специальность»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
Наименование профессионального модуля: _ПМ 01. Преподавание по программам начального общего образования_______
Вид практики: Введение в специальность_______________________________________
Ф.И.О. студента ____________________________________________________________
Группа___________ Учебный год __2017-2018_ Семестр_4__
Специальность ___44.02.02. Преподавание в начальных классах_________________
Место проведения практики (организация)___Гимназия № 1____________________
Время проведения практики____с 12 по 18 января 2018 г.___________________________
Количество часов практики___36___
Виды, объем и качество работ, выполненные студентом во время практики:
№ | Виды работ | Затраченное время | Количество баллов |
1 | Организационная деятельность, оформление дневника по практике с соблюдением всех требований. Умение анализировать свою деятельность, строить умозаключения и делать выводы в процессе наблюдения. | 4 | |
2 | Беседа с учителем класса, где проводится практика, с зам. директора по УВР в начальной школе, с директором школы. Составление ознакомительной справки о школе и классе | 3 | |
3 | Ознакомление с должностной инструкцией учителя начальных классов. Выделение её основных разделов, их краткая характеристика. | 2 | |
4 | Анализ документации учителя начальных классов. Просмотр и перечисление документов, регламентирующих работу учителя начальных классов. | 2 | |
6 | Составление характеристики на одного ученика класса по образцу. | 3 | |
7 | Описание подвижных и мало активных игр для детей, которые могут применяться учителем на переменах и во внеурочной деятельности. | 3 | |
8 | Написание эссе. «Портрет мастера – педагога» | 4 | |
9 | Проведение анализа посещенных учебных занятий учителя школы по теме «Особенности общения учителя с обучающимися». | 2 | |
10 | Проведение анализа посещенных учебных занятий учителя школы по теме «Приемы и методы педагога по воспитанию у детей навыков самоорганизации и дисциплины». | 2 | |
11 | Проведение анализа посещенных учебных занятий учителя школы по теме «Особенности реагирования детей на оценочные высказывания учителя; разные приемы поощрения и порицания». | 2 | |
12 | Оформление портфолио по практике в соответствии с перечнем документов и соблюдением всех требований | 3 | |
13 | Участие в конференции по итогам практики с индивидуальным выступлением, выполнением индивидуального задания, высказыванием собственных выводов и предложений по практике | 4 | |
Всего: | 36 часов | |
Результаты практики оценены______________________________ Дата «___»_________2018г.
Подписи руководителя практики_____________________________________________________
Ответственного лица организации ___________________________________________________
П.М.
Отчет работы студента
по практике профессионального модуля: _ПМ 01. Преподавание по программам начального общего образования_______
УП.01.01. Введение в специальность
Ф.И.О. студента_____________________________________________________________
Специальность __________44.02.02. Преподавание в начальных классах_____________
Курс_______, группа_________
Время проведения практики____с 12 по 18 января 2017 г.___________________________
Место проведения практики (организация)___МКОУ «Гимназия №1»________________
Класс практики__________
Ф.И.О. учителя______________________________________________________________
Содержание проведенной работы, выполненной во время практики:
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Во время практики я научился (лась)_______________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Во время практики я узнал(а)_____________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Как повлияла ли практика на профессиональное самоопределение?__________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Какие профессионально значимые качества проявились на этой практике?____________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
На практике мне больше всего было интересно____________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Предложения по совершенствованию профессиональной подготовки и организации производственной практики______________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Подпись студента_____________________________________________________
Подпись руководителя практики ___________________________/____________/
Практические советы начинающему учителю
Начинать всегда нелегко…
Пусть Вам всегда будет интересно.
Приходите за 15 минут до урока, проверьте, все ли готово к уроку. Создавайте тёплую атмосферу общения в подгруппе со своими «коллегами».
Тщательно продумывайте содержание физминуток и подвижных игр. Старайтесь не делать лишних замечаний.
Развивайте собственные коммуникативные навыки в беседе с завучем, учителем, с детьми, родителями. Учитесь располагать людей к себе. Перенимайте опыт педагогов-профессионалов.
Не сопротивляйтесь, когда вдруг обнаружите, что дети хотят Вас чему-нибудь научить.
Не отчаивайтесь, если что-то не получилось так, как Вы задумали.
Совершенствуйте умения вести и оформлять деловую документацию, развивайте деловые качества.
Главное на уроке – работа учеников.
Крик – признак бессилия.
Учитесь видеть и слышать себя со стороны. Продумайте стиль одежды и манеру поведения. Почаще «рефлексируйте».
Совершенствуйте свою личность (путем самообразования и самовоспитания)!