СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дневник по практике "Введение в специальность"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дневник по практике "Введение в специальность" для группы 2опН специальности "Преподавание в начальных классах"

Просмотр содержимого документа
«Дневник по практике "Введение в специальность"»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кабардино-Балкарский государственный университет им.Х.М.Бербекова»

Педагогический институт

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ









ДНЕВНИК

учебной практики

«ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»

44.02.02. Преподавание в начальных классах



ФИО студента_______________________

Группа_____________________________

Специальность______________________

База практики_______________________

Руководитель практики_______________

Сроки практики_____________________















Нальчик, 2017


Дневник составлен в соответствии с рабочей программой учебной практики «Введение в специальность», разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 44.02.02. «Преподавание в начальных классах».

Дневник содержит цели и задачи практики; тематику и содержание заданий для обучающихся; приложение.

Дневник адресован преподавателям и обучающимся педагогических колледжей специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах для использования при организации учебной практики «Введение в специальность».



Организация-разработчик:


Педагогический колледж Педагогического института Федерального бюджетного государственного образовательного учреждения высшего образования

«Кабардино-Балкарский государственный университет им.Х.М.Бербекова».
































1. Цель и задачи учебной практики студентов


Цель практики: формирование умения вести наблюдение и анализировать учебно-воспитательную деятельность, приобрести опыт взаимодействия с участниками педагогического процесса и навыки самоорганизации.

Задачи:

- сформировать целостное представление о виде профессиональной деятельности учителя начальных классов;

- изучить специфику труда педагога: функции, профессиональные обязанности; роль учителя в процессе планирования и организации образовательного процесса;

- приобрести опыт взаимодействия с участниками педагогического процесса;

- формировать интерес и мотивацию к избранной профессии;

- учить самоорганизации, развивать педагогическое мышление и речь, формировать профессионально значимые черты характера;

-формирование умений вести записи наблюдений, обрабатывать, обобщать полученную в ходе наблюдений информацию;


Обучающийся в ходе освоения учебной практики должен уметь:

- наблюдать организацию и своеобразие педагогического процесса в классе;

- оценивать соответствие педагогического процесса установленным педагогическим правилам, выявлять воспитательно-образовательную эффективность;

- анализировать деятельность учителя и учащихся в учебно - воспитательном процессе, видеть специфические особенности этой деятельности;

- оценивать индивидуальное развитие ребенка под влиянием организованного педагогического воздействия в процессе разных видов деятельности;

- пользоваться методами исследования, количественным и качественным анализом собранных материалов, формулировать обоснованные выводы и педагогические рекомендации.

- анализировать степень собственной готовности к работе с учащимися, определять программу профессионального совершенствования.












2. Содержание практики направлено на формирование общих и профессиональных компетенции и включает следующие виды работ:


п\п

ПМ,

осваиваемые ОК,ПК

Задания*

Отчетный документ

1.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

1. Качественно выполнять задания по практике

Дневник по практике

2. Подготовка отчётной документации

Дневник по практике, аттестационный лист

2.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

1.Организуйте свою деятельность: составьте индивидуальный план работы и действуйте в соответствии с планом.

Индивидуальный план работы студента, сведения о школе, расписание уроков

2.Самостоятельно выполняйте задания практики.

Характеристика руководителя практики, аттестационный лист

3.Проанализируйте свою деятельность.

Отчёт по практике

3.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

1.Осуществите поиск и используйте научно-методическую информацию при написании паспорта ОУ и его анализа.

Анализ паспорта школы

2. Осуществите поиск и используйте научно-методическую информацию при написании анализа составления расписания уроков детей младшего школьного возраста.

Анализ составления расписания уроков детей младшего школьного возраста.


3. Изучите функции, профессиональные обязанности учителя в процессе планирования и организации образовательного процесса.

Анализ профессиональных обязанностей учителя начальной школы

4.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

1.Конструктивно взаимодействуйте с обучающимися, преподавателями и руководителями практики в ходе практики и при выполнении заданий практики.

Характеристика руководителя практики, аттестационный лист

2.Соблюдайте нормы профессиональной этики при работе в команде.

Характеристика группового руководителя, аттестационный лист

5.

ПК 1.4. Анализировать уроки (анализ функций учителя на уроке)

1.Ведите целенаправленное наблюдение на уроках.

Протокол наблюдения урока

2. Оформляйте качественно протокол наблюдения.

Протокол наблюдения урока

3. Выполняйте аналитические действия (сравнение, обощение, выделение главного, установление причинно-следственных связей) в процессе анализа уроков, бесед с учителем.

Протоколы бесед с учителем и выводы.

Отчёт.

Характеристика руководителя практики.


*- формы и схемы выполнения заданий даны в приложении

3. Методические рекомендации по ведению дневника учебной практики, учету и оценке работ студента


Практика осуществляется во 2 семестре в объеме 36 часов.

В начале практики организуется установочная конференция, целью которой является определение цели, задач и содержания практики «Введение в специальность».

Для каждого дня практики разработаны задания и рекомендации по их выполнению. Результаты выполненных заданий проверяются руководителем практики и заносятся в аттестационный лист.

Дневник обучающегося колледжа является документом учета его работы в период практики, в котором ведется последовательная хронологическая запись просмотренной в базовых учреждениях деятельности учителя начальных классов с указанием даты каждой записи, вида и содержания деятельности в соответствии с требованиями к ведению дневника.

Оформляя дневник, нужно помнить, что его качество, как по содержанию просмотренной работы, так и по оформлению будет характеризовать уровень общей и профессиональной компетентности практиканта. В записях необходимо не только констатировать содержание просмотренной работы, но и уделять внимание анализу специфики работы учителя начальных классов.

Необходимо помнить, что дневник является одним из средств обучения студентов систематическим рабочим записям, которые нужны не только в период учебной практики, но и для самостоятельной работы после окончания колледжа.

Дневник практики проверяется руководителем практики. Состояние дневников учитывается при выставлении отметок.

По окончании учебной практики студенты представляют руководителю практики следующую документацию:

  • дневник практики с анализом посещенных уроков и занятий;

- презентацию к конференции по теме: «Мои первые шаги в профессию».

-отчет о выполнении заданий практики;

  • отдельные разработки заданий;

  • итоги выполнения заданий.

Итоги профессионально-учебной практики подводятся на итоговой конференции в колледже. На основании представленных документов и характеристики проводится зачет с дифференцированной оценкой. Для получения положительной оценки необходимо полностью выполнить программу практики и своевременно сдать итоговую документацию.

Общая оценка работы студента выводится в результате обсуждения руководителем практики, учителем начальных классов, методистом. Утверждается оценка на защите результатов практики после проверки документации руководителем практики.




4. Структура дневника по практике


  1. Титульный лист.

  2. Введение (цель и задачи практики, содержание практики).

  3. Памятка студенту (рекомендации по соблюдению правил техники безопасности на практике, по соблюдению правил трудовой дисциплины и т.п.).

  4. Организационная работа с заданиями по учебной практике.

5. Сведения о школе

6. Аттестационный лист.

7. Перечень документов для портфолио (фото, видео, аудио материалы) по итогам прохождения практики.

8.Приложения.



5. Соблюдение правил трудовой дисциплины


В период практики в общеобразовательной школе студент обязан подчиняться правилам внутреннего распорядка школы, распоряжениям директора школы, завуча, руководителей практики.

Студент несет ответственность за выполняемую им работу и ее результаты наравне со штатными работниками школы.

Студент обязан соблюдать трудовую дисциплину; полностью выполнять задания, предусмотренные программой учебной практики; тщательно к ним готовиться; посещать открытые уроки, методические занятия.

Студент обязан ежедневно затрачивать на все виды деятельности (посещение уроков, проведение мероприятий, написание документации, помощь школе и др.) не менее 6 часов в день.

В процессе прохождения учебной практики студенту рекомендуется работа с дополнительной литературой и лекционным материалом.
















6. Организация работы на практике


День первый

Тема: Установочная конференция по учебной практике «Введение в специальность».

План:

  1. Требования к организации практики.

  2. Виды и объем работ в период практики.

  3. Разъяснение профессиональных компетенций, овладение практическим опытом, умениями в ходе освоения профессионального модуля.

День второй.

Задание 1. Проведи беседу с учителем класса, где проводится практика, с зам. директора по УВР в начальной школе, с директором школы. Запиши результаты беседы в виде ознакомительной справки. (см. п.7 «Сведения о школе и классе»)


Задание 2. Запишите все сведения о педагогической деятельности учителя: Ф.И.О., возраст, образование, квалификация, стаж работы, категория, тема по самообразованию.


Отчетность по второму дню практики

Дата

Что сделано

Анализ (что получилось, что не получилось)

12.01.













День третий

Задние 3. Проведите анализ составления расписания уроков детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями (Приложение 1).


Задание 4. Подготовьте 5-6 подвижных и мало активных игр для детей, которые могут применяться учителем на переменах и во внеурочной деятельности

Отчетность по третьему дню практики

Дата

Что сделано

Анализ (что получилось, что не получилось)

13.01.















День четвертый

Задание 5. Документация учителя начальных классов.

После беседы с учителем, посмотрите содержание и перечислите документы, регламентирующие работу учителя начальных классов в школе практики. (Приложение 2)


Задание 6. Познакомьтесь с должностной инструкцией учителя начальных классов. Выделите её основные разделы и дайте их краткую характеристику. (Приложение 3)

Отчетность по четвёртому дню практики

Дата

Что сделано

Анализ (что получилось, что не получилось)

14.01.















День пятый

Задание 7. Используя предложенную примерную схему анализа учебного занятия, проведи анализ посещенных учебных занятий учителя школы по теме «Особенности общения учителя с обучающимися» (Приложение 4).

Сделайте вывод по результатам наблюдения, какой стиль общения учителя с детьми более благоприятен для их обучения и воспитания и почему.


Задание 8. Составьте характеристику на одного ученика класса по следующим пунктам:

1. Общие сведения об ученике. Здесь следует указать фамилию, имя, отчество, возраст, национальность, в каком классе учиться ребенок, а так же информацию, касающуюся его семьи.

2. Состояние здоровья ученика. Необходимо указать особенности физического развития ребенка. Если ребенок занимается определенным видом спортом или посещает какие-либо секции, необходимо отобразить и эту информацию.

3. Интересы ученика. Здесь необходимо уделить внимание способностям ученика в школе, а так же его внешкольным интересам (посещение каких-либо кружков и т.д.).

4. Интеллектуальное развитие ребенка. Необходимо раскрыть информацию, касающуюся памяти ребенка, мышления, внимательности, развития речи, умения анализировать и отвечать на вопросы.

5. Коммуникабельность. Данный пункт предполагает характеристику коммуникабельным способностям ученика. Следует описать его отношения с одноклассниками и друзьями.

6. Моральные, а так же этические качества ученика. Целесообразно отобразить личные качества ребенка, такие как чуткость, честность, справедливость и др. исходя из определенных ситуаций.

7. Поведение учащегося на уроках и на переменах, физическая активность.

Отчетность по пятому дню практики

Дата

Что сделано

Анализ (что получилось, что не получилось)

16.01.















День шестой

Задание 9. Используя предложенную примерную схему анализа учебного занятия, проведи анализ посещенных учебных занятий учителя школы по теме «Приемы и методы педагога по воспитанию у детей навыков самоорганизации и дисциплины». (Приложение 5). Сделайте вывод по результатам наблюдения, какие приемы работы по формированию дисциплины у детей более благоприятны для их обучения и воспитания и почему.


Задание 10. Проанализируй свои профессиональные и личностно значимые качества, выполни прогноз и заполни таблицу.

За что меня будут любить мои ученики

За что меня не будут любить мои ученики















Отчетность по шестому дню практики

Дата

Что сделано

Анализ (что получилось, что не получилось)

17.01.

















День седьмой


Задание 11. Используя предложенную примерную схему анализа учебного занятия, проведи анализ посещенных учебных занятий учителя школы по теме «Особенности реагирования детей на оценочные высказывания учителя; разные приемы поощрения и порицания» (Приложение 6)

Сделайте вывод о влиянии на детей положительных и негативных оценочных высказываний учителя и сверстников.



Задание 12. Напиши эссе. «Портрет мастера – педагога».


Отчетность по седьмому дню практики

Дата

Что сделано

Анализ (что получилось, что не получилось)

18.01.

















Отчётность в дневнике заканчивается выводами о собственной теоретической и практической подготовке (что нового узнал, чему научился, какой опыт приобрел). Результаты самодиагностики и предполагаемые перспективы профессионального саморазвития оформите в отчёте студента по практике.

7. Сведения о школе и классе

Выделите характерные особенности, признаки, определяющие тип и вид образовательного учреждения

№ п/п

Показатели

Содержание информации

1.

Общие сведения:

  • наименование ОУ


______________________________________________________________________________________________________________________

  • адрес

______________________________________________________________________________________________________________________

  • телефон

___________________________________________________________

  • ФИО директора

___________________________________________________________


  • ФИО зам директора по УР в начальной школе

___________________________________________________________


  • Кадры:

количество административных работников ___________________

количество педагогических работников: ___________________

имеют высшую квалификационную категорию ________________

первую квалификационную категорию _______________________

вторую квалификационную категорию________________________

  • реализуемые программы в начальной и средней школе

___________________________________________________________

___________________________________________________________


  • предметы регионального компонента

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • предметы школьного компонента

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • количество классов

1-х ______ 4-х ______ 7-х ______ 10-х ______

2-х ______ 5-х ______ 8-х ______ 11-х _____

3-х ______ 6-х ______ 9-х ______

  • количество кружков, секций, детских объединений, и их названия

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • традиции и достижения школы в различных областях деятельности

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2.

Организация учебного процесса в классе:

  • Ф.И.О. учителя класса


______________________________________________________________________________________________________________________

  • Сведения об учителе класса, где организована практика

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • УМК по которому работает учитель

______________________________________________________________________________________________________________________

  • сведения об учебной и воспитательной работе в классе с учащимися

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________


  • количественный и качественный состав учащихся

девочек - __________ мальчиков - ______________

неуспевающих (второгодников) - ____________________________

детей из неполных семей - __________________________________

детей из малообеспеченных детей - __________________________

дети усыновленные, под опекой и попечительством - ___________




Характеристика учителя и программ обучения в классе практики:_________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Расписание уроков________класса

__ смена


Понедельник

1.

Четверг

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

Вторник

1.

Пятница

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.



Среда

1.

Суббота

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.




Расписание звонков

1-й урок -

2-й урок -

3-й урок -

4-й урок -


Расписание внеурочных занятий, кружков и спортивных секций














9.Аттестационный лист по учебной практике «Введение в специальность»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

Наименование профессионального модуля: _ПМ 01. Преподавание по программам начального общего образования_______

Вид практики: Введение в специальность_______________________________________

  1. Ф.И.О. студента ____________________________________________________________

  2. Группа___________ Учебный год __2016-2017_ Семестр____

  3. Специальность ___44.02.02. Преподавание в начальных классах_________________

  4. Место проведения практики (организация)___МКОУ СОШ № 32____________________

  5. Время проведения практики____с 12 по 18 января 2017 г.___________________________

  6. Количество часов практики___36___

  7. Виды, объем и качество работ, выполненные студентом во время практики:

Виды работ

Затраченное время

Количество баллов

1

Организационная деятельность, оформление дневника по практике с соблюдением всех требований.

Умение анализировать свою деятельность, строить умозаключения и делать выводы в процессе наблюдения.

4

7

2

Беседа с учителем класса, где проводится практика, с зам. директора по УВР в начальной школе, с директором школы. Составление ознакомительной справки о школе и классе

3

7

3

Ознакомление с должностной инструкцией учителя начальных классов. Выделение её основных разделов, их краткая характеристика.

2

4

4

Анализ документации учителя начальных классов.

Просмотр и перечисление документов, регламентирующих работу учителя начальных классов.

2

4

5

Анализ составления расписания уроков детей младшего школьного возраста.

2

4

6

Составление характеристики на одного ученика класса по образцу.

3

4

7

Анализ своих профессиональных и личностно значимых качеств, выполнение прогноза педагогической направленности и заполнение таблицы.

2

4

8

Написание эссе. «Портрет мастера – педагога»

4

5

9

Проведение анализа посещенных учебных занятий учителя школы по теме «Особенности общения учителя с обучающимися».

2

5

10

Проведение анализа посещенных учебных занятий учителя школы по теме «Приемы и методы педагога по воспитанию у детей навыков самоорганизации и дисциплины».

2

5

11

Проведение анализа посещенных учебных занятий учителя школы по теме «Особенности реагирования детей на оценочные высказывания учителя; разные приемы поощрения и порицания».

2

5

12

Оформление портфолио по практике в соответствии с перечнем документов и соблюдением всех требований

4

6

13

Участие в конференции по итогам практики с индивидуальным выступлением, выполнением индивидуального задания, высказыванием собственных выводов и предложений по практике

4

30

Всего:

36 часов

90

Результаты практики оценены__________________________ Дата «___»_________2016г.

Подписи руководителя практики________________________________________________

Ответственного лица организации _______________________________________________

10. Перечень документов, входящих в портфолио студента


Профессиональный модуль

Объекты оценивания

Перечень документов

ПМ 01 Преподавание по программам начального общего образования

ОК 1-6

  1. Ознакомительная справка и паспорт школы и характеристика учителя.

  2. Список игр для организации внеклассной и внеурочной деятельности детей.

  3. Анализ составления расписания уроков детей младшего школьного возраста.

  4. Индивидуальный доклад, задание, описание собственных выводов и предложений по результатам практики для конференции

  5. Эссе. «Портрет мастера – педагога»

  6. Характеристика на одного ученика класса по образцу

  7. Результаты осмысления своих профессиональных и личностно значимых качеств, заполнение таблицы

ПК 1.4. Анализировать реализацию функций учителя на уроке


  1. Перечень документов, регламентирующих работу учителя начальных классов.

  2. Протокол анализа посещенных учебных занятий учителя школы по теме «Особенности общения учителя с обучающимися»

  3. Протокол анализа посещенных учебных занятий учителя школы по теме «Приемы и методы педагога по воспитанию у детей навыков самоорганизации и дисциплины».

  4. Протокол анализа посещенных учебных занятий учителя школы по теме «Особенности реагирования детей на оценочные высказывания учителя; разные приемы поощрения и порицания».


Обязательные документы по итогам практики

  1. Отчет по итогам практики с описанием выводов, дневник.

  2. Аттестационный лист по итогам практики




Отчет работы студента

по практике профессионального модуля: _ПМ 01. Преподавание по программам начального общего образования_______

УП.01.01. Введение в специальность

  1. Ф.И.О. студента_____________________________________________________________

  2. Специальность __________44.02.02. Преподавание в начальных классах_____________

  3. Курс_______, группа_________

  4. Время проведения практики____с 12 по 18 января 2017 г.___________________________

  5. Место проведения практики (организация)___МКОУ «Гимназия №1»________________

  6. Класс практики__________

  7. Ф.И.О. учителя______________________________________________________________

  8. Содержание проведенной работы, выполненной во время практики:

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  1. Во время практики я научился (лась)_______________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. Во время практики я узнал(а)_____________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. Как повлияла ли практика на профессиональное самоопределение?__________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. Какие профессионально значимые качества проявились на этой практике?____________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. На практике мне больше всего было интересно____________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. Предложения по совершенствованию профессиональной подготовки и организации производственной практики______________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Подпись студента_____________________________________________________

Подпись руководителя практики ___________________________/____________/

11.Приложения

Приложение 1

Гигиенические требования к составлению учебного расписания.


Организму ребенка свойственна незавершенность развития важных для обучения органов и функциональных систем. Речь идет прежде всего о центральной нервной системе, зрительном и слуховом анализаторах, опорно-двигательном аппарате, нормальное развитие которых может нарушено при нерациональной организации учебно-воспитательного процесса в школе. В то же время правильно организованное обучение способствует не только приобретению прочных знаний, но и благоприятному росту и развитию учащихся, укреплению их здоровья.

Умственная деятельность, связанная с процессом обучения, относится к числу самых трудных детей. Нервные клетки коры большого мозга детей обладают еще относительно низкими функциональными возможностями, поэтому большие умственные нагрузки могут вызвать их истощение. Кроме того, для успешного обучения необходимо наличие устойчивой концентрации возбуждения в коре. А детям, особенно младшего школьного возраста, свойственны неуравновешенность нервных процессов, преобладание возбуждения при относительно слабых процессах активного внутреннего торможения. Именно этим обусловлена трудность сосредоточиться и сохранять внимание на учебном задании во время урока.

В процессе учебы ребенок переходит от урока к уроку в соответствии с расписанием занятий. Оптимальная работоспособность учащихся обеспечивается гигиенически рационально составленным рационом расписанием учебных занятий.

Основные гигиенические требования к составлению расписания уроков:

  1. чередование разных видов деятельности;

  2. распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой работоспособности.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей:

Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки


Классы

Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах

При 6-дневной неделе, не более

При 5-дневной неделе, не более

1

-

21

2-4

26

23

5

32

29

6

33

30

7

35

32

8-9

36

33

10-11

37

34


Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

- для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;

- для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-ти дневной учебной неделе;

- для обучающихся 5-6 классов – не более 6 уроков;

- для обучающихся 7-11 классов - не более 7 уроков.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.

Гигиенические рекомендации к расписанию уроков.

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для обучающихся II и III ступени образования - на 2, 3, 4 уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1, 2, 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.

Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.


Шкала трудности предметов для 1-4 классов


Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

Математика

8

Русский (национальный, иностранный язык)

7

Природоведение, информатика

6

Русская (национальная) литература

5

История (4 классов)

4

Рисование и музыка

3

Труд

2

Физическая культура

1

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; 2- 4 классов - 2-3 уроках; для обучающихся 5-11-х классов на 2-4 уроках.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2-4 уроках.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.

































Приложение 2


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ


  1. Нормативные правовые документы и инструктивно - методические
    материалы, регламентирующие деятельность 1 ступени общего среднего
    образования (у каждого учителя личная папка).

  2. Должностная инструкция учителя начальных классов.

  3. Учебная программа………...

  4. Календарно - тематическое планирование на учебный год.

  5. Ежедневные планы уроков.

  6. Классный журнал.

  7. План воспитательной работы на учебный год (полугодие).

  8. Тематика проведения родительских собраний на учебный год (полугодие).

  9. Анализы и тексты контрольных и проверочных работ, текстов.

  10. Информация о результатах учебной деятельности учащихся за четверть

14.

15.

16.
























Приложение 3


Выписка из приложения к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009г. № 593

Единый квалификационный справочник должностей руководителей специалистов и служащих

Основные составляющие компетентности педагогических работников

Профессиональная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях учебной деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями учебной диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-учебной коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

Информационная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.

Коммуникативная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

Правовая компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.

III. ДОЛЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Должностные обязанности учителя. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области учебной и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения, планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует .проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по- охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию; школьную гигиену; методику преподавания предмета; программы и учебники по преподаваемому предмету; методику воспитательной работы; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним; средства обучения и их дидактические возможности; основы научной организации труда; нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей; и молодежи; теорию и методы управления образовательными системами; методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Приложение 4

Схема №1. Анализ учебных занятий по теме: «Особенности общения учителя с обучающимися».


Учитель

Класс

Тема наблюдения : «»

Задачи:

• пронаблюдать особенности отношения учителя к обучающимся;

• выявить влияние стиля общения учителя с детьми на настроение и поведение детей.

План наблюдения:

  1. Определите по внешним признакам (мимике, жестам, интонации), в каком настроении учитель начал урок, рад ли он общению с детьми:

  • в бодром, энергичном, жизнерадостном;

  • в подавленном, сниженном, вялом;

  • в раздраженном, сердитом, возбужденном.

  1. Пронаблюдайте, как настроение учителя в течение урока влияет на детей:

  • дети равнодушны, безучастны к происходящему на уроке;

  • у детей наблюдается состояние волнения, страха перед учителем.

  1. Обратите внимание, как учитель обращается к детям в течение урока:

  • приветливо, доброжелательно, улыбается детям;

  • безучастно, равнодушно;

  • агрессивно, повышает голос на детей, кричит.

  1. Обратите внимание, как учитель называет детей, как к ним обращается:

  • по именам;

  • по фамилиям;

  • допускает оскорбительные клички, ярлыки и т.п.

  1. Пронаблюдайте, нет ли различий в том, как учитель обращается к разным детям:

  • со всеми ли он одинаково доброжелателен, а где необходимо требователен;

  • выделяет отдельных детей: чаще, чем других, хвалит, поощряет, ставит в пример;

  • проявляет неприязнь к отдельным детям, чаще называет их по фамилии, делает в их адрес множество замечаний.

  1. Выслушивает ли учитель мнение детей:

-всегда терпеливо выслушивает ребенка до конца, проявляет тактичность, вежлив с детьми;

  • часто перебивает детей, не дослушивает; мнение детей подвергает критике, негативным оценкам.

  1. Сделайте вывод о том, какой же стиль общения характерен учителю:

  • авторитарный (не считается с мнением детей, использует приказ, угрозы);

  • попустительский (безразличен к поведению детей, редко хвалит и редко порицает их);

  • демократический (учитель сотрудничает с детьми, доброжелателен с ними, вежлив; в меру строг и требователен).

  • Приложение 5


Схема №2. Анализ учебных занятий по теме: «Приемы и методы педагога по воспитанию у детей навыков самоорганизации и дисциплины».


Учитель

Класс

Тема занятия: «»

Задачи:

  • пронаблюдать особенности проявления дисциплинированности младших школьников;

  • выявить сформированность у детей навыков организации собственной деятельности и поведения;

  • выявить приемы и методы, применяемые учителем для организации детей и дисциплины.

План наблюдения:

  1. Пронаблюдайте, как дети готовятся к уроку:

  • достают из портфеля все необходимое к уроку до звонка, аккуратно раскладывают на парте;

  • забывают подготовиться к уроку, достают все необходимое к уроку со звонком или после звонка;

  • готовятся до звонка, но торопливо, небрежно.

  1. Пронаблюдайте, как каждый ребенок организует работу в ходе урока:

  • успевает за темпом всего класса, быстро включается в любой вид работы;

  • постоянно отстает, проявляет несобранность, неорганизованность.

  1. Обратите внимание, кто из детей нарушает дисциплину (мешает работе одноклассников разговорами, берет без спроса чужие вещи, пытается испортить работу другого ученика и т.п.). Подумайте, почему ребенок ведет себя недисциплинированно:

  • ему скучно на уроке;

  • ему неинтересно;

  • ему не хватает доброго отношения, привык, что его относят к "плохим”

  1. Пронаблюдайте, как учитель приучает детей к самоорганизации:

  • какие дает указания по организации рабочего места, разных видов работ на уроке;

  • какие рекомендует детям приемы самоконтроля при выполнении разных видов работ;

  • как поощряет, как порицает за проявление неорганизованности, несобранности, недисциплинированности.

  • Пронаблюдайте, какими приемами добивается учитель порядка на уроке, рабочей дисциплины: четкой организацией урока, четкими распоряжениями, указаниями, словесными приемами и методами; постоянно вовлекает детей в работу, беседу и т.п.

  • использует на уроке разные виды работ, интересные практические задания (практические приемы и методы);

  • Использует в ходе урока разнообразный наглядный материал, наглядные приемы и методы (показ, демонстрацию наглядных пособий);

  • использует прием соревнования на уроке; оценочные методы и приемы

- применяет метод примера и т.п.

  1. Сделайте вывод, какие приемы работы учителя по организации класса и отдельных учащихся, по развитию дисциплины детей наиболее результативны.


Приложение 6

Схема №3. Анализ учебных занятий по теме: «Особенности реагирования детей на оценочные высказывания учителя; разные приемы поощрения и порицания».


Учитель

Класс

Тема занятия: «Особенности реагирования детей на оценочные высказывания учителя; разные приемы поощрения и порицания» Задачи:

• пронаблюдать, какие оценочные высказывания применяет учитель в ходе урока;

• выявить, какое воздействие на настроение и поведение детей они оказывают.

План наблюдения:

  1. Пронаблюдайте и зафиксируйте в ходе урока все оценочные высказывания учителя. Например: «Лена, ты молодец, работа сделана тобою аккуратно и правильно»; «Алеша, ты опять отвлекался, допустил много ошибок».

  2. Проанализируйте, какие оценочные суждения звучат на уроке чаще: позитивные или негативные. В адрес каких детей чаще звучат позитивные оценочные суждения, а в адрес каких - негативные. Подумайте, почему.

  3. Обратите внимание, как реагируют дети на оценочные высказывания учителя:

  • какие оценочные высказывания поднимают у них настроение и желание работать;

  • какие высказывания учителя оставляют детей равнодушными;

  • какие высказывания оценочного характера вызывают обиду, огорчение, снижение настроения и работоспособности. Подумайте, почему.

  1. Обратите внимание, привлекает ли учитель самих детей к оценке ответов одноклассников. Если привлекает, то каков характер оценочных высказываний самих детей. Не похожи ли они на оценочные высказывания учителя?

  2. Сделайте вывод о влиянии на детей положительных и негативных оценочных высказываний учителя и сверстников.















Приложение 7





Практические советы начинающему учителю


    1. Начинать всегда нелегко…

    2. Пусть Вам всегда будет интересно.

    3. Приходите за 15 минут до урока, проверьте, все ли готово к уроку. Создавайте тёплую атмосферу общения в подгруппе со своими «коллегами».

    4. Тщательно продумывайте содержание физминуток и подвижных игр. Старайтесь не делать лишних замечаний.

    5. Развивайте собственные коммуникативные навыки в беседе с завучем, учителем, с детьми, родителями. Учитесь располагать людей к себе. Перенимайте опыт педагогов-профессионалов.

    6. Не сопротивляйтесь, когда вдруг обнаружите, что дети хотят Вас чему-нибудь научить.

    7. Не отчаивайтесь, если что-то не получилось так, как Вы задумали.

    8. Совершенствуйте умения вести и оформлять деловую документацию, развивайте деловые качества.

    9. Главное на уроке – работа учеников.

    10. Крик – признак бессилия.

    11. Учитесь видеть и слышать себя со стороны. Продумайте стиль одежды и манеру поведения. Почаще «рефлексируйте».

    12. Совершенствуйте свою личность (путем самообразования и самовоспитания)!

























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРАКТИКИ


зан-я

Тема

кол-во

часов

1.

Установочная конференция по учебной практике «Введение в специальность». Цель, задачи и содержание практики, требования к ней; виды и объем работ в период практики. Разъяснение профессиональных компетенций, овладение практическим опытом, умениями в ходе освоения профессионального модуля.

2

2.

Знакомство с базой практики. Выступление завуча начальной школы: характеристика учебно-материальной базы школы; педагогического коллектива, организации деятельности начальной школы; ведение школьной документации. Распределение практикантов по классам; беседа с учителями.

3

3.

Анализ документации, регламентирующих работу учителя начальных классов. Анализ расписания учебных предметов в начальной школе

4

4.

Анализ должностной инструкции учителя начальных классов.

3

5.

Урок-наблюдение: «Особенности общения учителя с обучающимися».

3

6.

Урок-наблюдение: «Приемы и методы педагогической деятельности по воспитанию у детей навыков самоорганизации и дисциплины».

3

7.

Урок-наблюдение: «Особенности реагирования детей на оценочные высказывания учителя; разные приемы поощрения и порицания»

3

8.

Анализ профессиональных и личностно значимых качеств учителя.

3

9.

Эссе «Портрет мастера-педагога»

2

10.

Составление характеристики на ученика

4

11.

Отчет по учебной практике

4

12.

Конференция по подведению итогов учебной практики «Введение в специальность» (выступление замдиректора по УПР; выступления практикантов; выступление группового руководителя о результатах практики).

3


Всего:

36ч



33



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!