Организация взаимодействия учителя с учащимися, как важное средство формирования у них увлеченности физической культурой.
Пути освоения учителем организации взаимодействия с учащимися начинается с дисциплины.
В установлении дисциплины, учитель физической культуры имеет преимущество перед другими учителями. Зал, когда он в образцовом порядке, манит школьников. Построение можно организовать в любой момент урока. Легко осуществляется разбивка на удобные для урока группы. Особая форма одежды и обуви способствует организованности. Однако не менее важно внутреннее состояние учителя. Раскован ли? Здоров ли? Чувствует ли внутреннее состояние учеников? Если да, то проблем, как правило, не будет. Если нет, то прежде всего нужно выиграть время для восстановления своей собранности, для приведения себя в порядок. Нельзя допускать, чтобы лица учеников слились в один поток, упустишь одного – утратишь всех. Когда учитель не может сразу прийти в рабочее состояние, целесообразно дать учащимся чёткие, конкретные задачи, например новое, но простое в выполнении упражнение. Дети любят на физкультуре разучивать что-то новое ( например элементы акробатики). В шуме учащимся и самим тяжело. Ведь дисциплина не только послушание, подчинение. Это создание рабочей обстановки, наилучших условий совместной работы. Дисциплина создается многими путями. Она может повыситься, если вести урок без простоев, а введя паузу отдыха включить музыку, применять эффективные способы восстановления. Но пожалуй важнее это эмоциональный контакт учителя с классом. Помнит ли учитель свое детство, не событие, а переживание на уроке? Может ли он из повседневного сделать тайну, праздник, загадку? Положительный настрой у ребят создается, если учитель делает акцент на положительном в работе ученика. Найдя в каждом выполненном упражнении «изюминку» даст ученику возможность из любой затруднительной ситуации выйти с почетом. Несколько советов молодым учителям: учитывать различия темпераментов своего и учеников, проявлять терпимость, способность выждать, отложить свой гнев, решение. Быть спокойным, не выговаривать ученикам, дать им почувствовать их промах. Не делать сразу выводы, а предоставить ребятам возможность самим решить возникшую проблему. начав требовать, доведите дело до конца, с юмором. При необходимости, опоздавшего усадить на скамейку «штрафников» - для теоретической тренировки – смотреть интересный урок. Для повышения интересов к занятиям можно заранее вывешивать планы частей урока, а в заключительной части урока использовать игры, танцы, музыкальные вставки. Сюда же относятся важнейшие факторы воздействия на ученика, как интонация (вспомните у А.С.Макаренко 50 интонаций: «Можешь идти»). Изобретательность в выработке навыков дисциплинирует. Например, работая с «трудными», предложить на выдержку простоять по стойке «Смирно!» 20сек. Не всем это удается. Но через пару недель уже все смогут простоять 1 ин. Выделив ключевые моменты задания, своевременно переключив учащихся с одного упражнения на другое. Всегда надо учитывать возрастные и индивидуальные способности детей к длительному поддержанию внимания. Когда дисциплина отлажена, достаточно спокойного слова «Послушайте». Если нет – хоть из стартового пистолета пали, бесполезно. однако надо помнить и то, что сильные стимулы снижают чувствительность к обычным. Поэтому надо предварительно объяснять ребятам, на какие звуковые сигналы необходимо обращать внимание (гонг, свисток).