Эффективные приемы и методы для формирования читательской грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.
(слайд)Добрый день! Меня зовут Абузярова Венера Муршитовна, я учитель начальных классов Светлинской школы №1. Хочу представить свой опыт по теме: «Эффективные приемы и методы для формирования читательской грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения».
Следуя из требований сегодняшнего развивающегося быстрыми темпами общества, выделяется главное составляющееся – это чтение. Чтение осознанное, направленное на приобретение знаний и тех умений, которые помогут человеку быть конкурентно способной личностью.
На сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, отсюда дефицит знаний и информаций. Одна из важнейших задач современной школы это формирование функционально грамотных людей. А что же такое функциональная грамотность?
(слайд) Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение, работа с информацией. Эффективное обучение невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.
(слайд) Основными составляющимися функциональной грамотности является такие компетентности как читательская грамотность, математическая грамотность, естественно научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
( слайд) Читательская грамотность это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достичь своих целей, расширить свои возможности, участвовать в социальной жизни.
(слайд) Уметь читать в широком смысле этого слова, значит извлечь из мертвой буквы живой смысл. Так говорил великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский.
Читать это еще ничего не значит, что читать и как понимать читаемое, вот в чем главное дело.
Нужно отметить что развитие читательской грамотности, происходит на всех уроках и во внеурочной деятельности, когда ребенок встречается с книгой или с любым источником информации. На уроках можно применять элементы критического мышления. Эти приемы мы все активно применяем. Например, это прием «Тонких и толстых вопросов», кластер, проблемные ситуации и различные творческие задания. На уроках русского языка и литературного чтения я применяю различные приемы для формирования читательской грамотности, но считаю следующие приемы наиболее эффективные:
(слайд) Одним из таких приемов называется «Потерянная буква». Этот прием часто использую на уроках русского языка, проверяя знания словарных слов.
(слайд) Следующий прием называется «Шерлок». Перед детьми в произвольной форме разбросаны слова. Называю одно из слов и прошу ребенка найти его. Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник по пути будет читать другие и запоминать, где они находятся. Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения, скорость чтения. Эту работу можно организовать в парах, группах, даже индивидуально.
(слайд) Следующий прием «Прием мозаика». Это сложение целого текста из частей. Эффективен этот прием в 4 классе при изучении таких тем как «текст. тема текста». Текст разделяется на части, либо предложения, и детям предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. фото
(слайд) Следующий прием, это прием «письмо с пробелами» или реставрация текста. Тоже один из продуктивных приемов в работе с текстом. Этот прием подойдет в качестве проверки ранее усвоенных знаний.
(слайд) один из приемов «Крестики – нолики» проводится в паре. После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (крестик или нолик). Побеждает тот, кто первым выстроил первый ряд своих знаков ( по горизонтали или вертикали).
(слайд) следующий Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
(слайд) Приём «Уголки» я использую на уроках литературного чтения при
составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
(слайд) Если мы систематически и целенаправленно будем использовать методические приемы в работе над развитием чтения, то формируем читательскую самостоятельность школьников, а ценность чтения книг вновь станет неоспорим.
Только творческий подход и разнообразные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника. Ребенок которому легко читать, обязательно будет читать, читать без принуждения.
(слайд) Давая возможность ребенку работать с текстом, преобразовывать его, обсуждать, делая выводы, мы способствуем развитию логического мышления, письменной и устной речи, тем самым формируем читательскую грамотность.
В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задачи которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным, интересным соучастником этого процесса и тогда каждый из нас может уверенно сказать: «Мои ученики будут узнавать не только от меня, они будут открывать это новое сами».
(слайд) Спасибо за внимание.