СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Формы работы с родителями"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет иолодым специалистам выбрать наиболее удобную форму работы с родителями.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Формы работы с родителями"»

Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей.

Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. В начальной школе классный руководитель выступает и в роли советчика, и в роли консультанта.

Нам с вами повезло, так как родители в начальной школе, особенно в 1 классе, хотят работать, помогать учителю, ждут многого от школы и только от нас зависит, как будут работать они дальше. От согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка.

Основная задача сотрудничества школы и семьи должна заключатся не в морализаторстве и насильственном исправлении «неудобных» родителей, а в оказании им психолого-педагогической помощи и поддержки в образовании и воспитании детей;

- создание благоприятных условий для обучения и развития детей;

- повышение педагогической культуры родителей;

- содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение их в жизнедеятельность класса;

-выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей;

- пропаганда успешного опыта семейного воспитания.

Выделяем следующие способы взаимодействия с родителями:

  • организация родительских конференций, собраний, индивидуальных встреч родителей и учителей;

  • организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителем или получить консультацию по поводу домашнего задания и способов его выполнения;

  • использование средств телекоммуникации и регулярной почты;

  • разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект;

  • создание родительского клуба или центра в школе;

  • проведение неформальных встреч родителей, детей, и учителей

( праздники и т.д.)

Формы работы с родителями:

* индивидуальные;

* групповые;

* коллективные;

*посещение на дому;

*приглашение в школу;

*индивидуальные консультации педагога;

*переписка;

*родительский лекторий;

*тематические консультации;

*классные детские мероприятия;

*родительские вечера

*классные родительские собрания;

*общешкольные родительские собрания;

*дни открытых дверей;

*концерты;

*выставки учебных работ;

*творческие отчеты.

Рассмотрим некоторые из них.





Индивидуальные консультации и беседы педагога.

Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.

Беседы проводятся по мере необходимости. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).

Как вести себя, если возникла проблемная ситуация и вы встретились с родителями для неприятной беседы?

Любой разговор начинайте с положительных моментов.

·  Ваша встреча не должна быть наказанием для школьников. Всегда приглашайте родителей поговорить. И обязательно – заранее. 
Приглашая родителей в школу, спросите себя: что я хочу получить в результате? Если просто выговориться, осудить действия школьника или методы воспитания родителей, то этот путь неэффективен. Попробуйте найти конструктивное решение, ведь это облегчит, прежде всего, вашу работу.

· Во время обсуждения в присутствии школьника помните: как бы он ни был виноват, родители всегда (по крайней мере, на людях) должны быть адвокатами своих детей. Двое на одного – это нечестно!

· Не полагайтесь на слухи. Говорите только о достоверно известных фактах.

· Побольше конкретики! Старайтесь не употреблять неопределенных выражений типа «плохо себя ведет», «не хочет учиться».

· Выражайтесь ясно: «Не выполнил  задание по… (такому-то предмету)», «Отказался отвечать на уроке… (таком-то)» и так далее. Тогда родителям будет легче проконтролировать дальнейшую учебную деятельность школьника.

· Совместно с родителями определите дальнейшие целенаправленные пошаговые действия. Если родители поймут, что вы способны оказать им реальную помощь, их доверие к вам как к специалисту возрастет. Они будут чаще обращаться к вам за советом, а вы, в свою очередь, получаете прекрасную возможность проследить за развитием школьника в семье.

· Предлагая возможные способы решения проблемы, не провоцируйте взрослых на насилие, когда закончится «разбор полетов», – этим вы лишь настроите школьника против себя. Как результат: школьники приложат все усилия, чтобы ваши дальнейшие встречи с их родителями не состоялись.

· Обсуждая неприятный поступок школьника, спросите себя: нет ли здесь вашей вины как более мудрого и опытного человека? Школьники многое делают по незнанию!

· Не обижайтесь, если родители при встрече будут излишне эмоциональны.  В  конце  концов,  они  доверяют  вам  самое  дорогое, что у них есть, – своих детей.

· Заканчивая встречу, спросите себя: оправдались ли ожидания участников от этой встречи? С каким чувством родители уходят домой? Как посмотрит на вас школьник  завтра?

· И последний, самый главный, совет: улыбайтесь почаще! Это всегда как-то располагает к диалогу.

Приглашение в школу.

Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался. Для участия ребенка в театральной постановке, надо помочь ему изготовить костюм, поучить с ним слова роли и т. д.

Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе.

Переписка.

В работе с родителями переписка используется довольно широко. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или очень далеко живут. Может быть с помощью SMS сообщений или по электронной почте.

Общение в телефонном режиме необходимо, если нужно узнать срочную информацию о ребенке или донести информацию до родителей.



Родительские лектории знакомят родителей с системой коррекционно-воспитательной работы в школе, дать практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка в семье и т.д. На практике применяются редко, обычно включаются в родительские собрания.

Родительское собрание – это основная форма совместной работы учителя и родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома:

- Психологическое просвещение родителей. Психологическое консультирование родителей чаще всего проводится как помощь в организации эффективного детско-родительского общения. Но бывают и ситуации, когда консультирование родителей является поводом для получения дополнительной диагностической информации от родителей о влиянии семейной ситуации на благополучие ребенка в школе. В любом случае, итогом консультирования родителей бывает договор о совместных действиях родителей и психолога в решении задач сопровождения ребенка в период его обучения в школе.

- Тренинги для родителей с определенной тематикой. Так в начале 1-го класса проводится тренинг “Наши общие цели и задачи”, позволяющий познакомить родителей друг с другом, выработать мнение, что развитие и воспитание ребенка – это общая задача семьи и школы, что только сотрудничество школы и семьи даст положительные результаты.

Огромную роль в сотрудничестве родителей учащихся класса и руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом (организация праздников, походов, участие в классных и школьных мероприятиях), общение взрослых и детей. Без помощи родительского комитета классному руководителю трудно организовать посещение театров, музеев и т.д. польза огромна - это интересно не только детям, но и родителям - увидеть своего ребенка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребенком и другими детьми.

- Анкетирование – анкета должна быть ёмкая, полная, информативная, но не большая на несколько листов. В ней мы выясняем кроме общих данных особенности здоровья ребенка, его увлечения, интересы, его отношение к учебе и многое другое. Анкету можно составить самим или скачать в интернете.

- Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов на родительских собраниях, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. В ходе собрания учитель может дать рекомендации родителям.

Этапы проведения чтений следующие:

-на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;

-учитель собирает и анализирует информацию;

-определяет список литературы по данному вопросу;

-изучение литературы родителями;

-изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.

Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет. Примерные темы:

1. Талантливый ребенок в семье.

2. К чему может привести тревожность детей.

3. Как помочь ребенку учиться.

4. Как развить познавательную сферу.

Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерная тематика:

1.Первый год ребенка, каким он был.

2.Каким я вижу будущее своего ребенка.

3.Друзья моего ребенка.

4. Праздники нашей семьи.



Посещение семьи на дому – самая крайняя мера.

Посещая учащихся на дому, выясняются условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку, об ориентации родителей в вопросах воспитания позволяет индивидуально работать с семьей, а также более точно определить направления и средства коррекционного воздействия на ребенка в школе. Нас интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой поддержки.

Очень важно, чтобы родители были уверены, что учитель приходит в семью не для выговора ученику, не с жалобами на него, а как помощник в деле воспитания ребенка. Жалобы учителя на ученика или обвинения родителей только удручают родителей и вызывают нередко жестокое и несправедливое отношение к ребенку, а со стороны ученика – озлобленное конфликтное отношение к учителю и потерю интереса к учению.

Родители заранее предупреждаются о приходе.

При посещении учащегося на дому соблюдаются следующие правила:

  • проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и комплиментов;

  • исключать жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать пути их решения;

  • беседовать в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требовать конфиденциальной встречи;

  • не предъявлять претензий к родителям;

  • всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой воспитанника;

  • советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих требований и возможности семьи;

  • договариваться о конкретных совместных делах;

  • не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных случаях, выражать осторожный оптимизм.

Различные формы работы с семьёй, их разнообразие в школе помогает родителям выбрать тот вид общения с педагогами и иными специалистами школы, который для них наиболее приемлем. Эти формы работы должны быть наиболее эффективными.

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями могут примерно быть такими:

  • Родителям нужна поддержка, помощь совет. Если вы ими располагаете,- создайте необходимые условия для общения с вами!

  • Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем – договоритесь на другое время о встрече.

  • Разговаривайте с родителями спокойным тоном, старайтесь не поучать, не назидать, а только рекомендовать, иначе это вызовет раздражение и негативную реакцию

  • Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим проблемам.

  • Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от них услышали!

  • То о чём родители вам поведали, не должно стать достоянием других!

  • Готовясь к встрече с семьёй ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но, в первую очередь хорошее, дающее шанс на будущее.

  • Если в какой-то ситуации педагог затрудняется дать ответ, лучше предложить им обратиться за консультацией к специалистам.

  • Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы.



Очень важно, чтобы родители обращали внимание не только, на учебную работу детей, но и проявляли заботу об их физическом, нравственном и. эстетическом воспитании.

Любой успех ребенка зависит от родителей и учителя в равной степени.