Внедрение персонифицированных карт учащихся с целью повышения качества образования – Кузнецова В.С.
Управление качеством образования стало сегодня как не когда актуальной задачей. Но без постоянного изучения возможностей каждого ученика, его обученности, без адресной индивидуальной работы, без персонифицированного подхода этот важнейший управленческий аспект так и останется декларацией.
Мониторинг знаний учащихся - предназначен для формирования рейтинговой оценки знаний. Основная задача – непрерывное отслеживание состояния учебного процесса и возможность получения прогноза его развития.
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным»(Сенека) .так вот мониторинг и помогает определить цель и перспективы ее достижения, четко определяя сильные и слабые места в уч. процессе, позволяет проводить непрерывный контроль знаний учащихся и диагностику профессионального мастерства педагогов.
Что же такое «мониторинг», какие виды мониторинга используются в нашем лицее, как педагоги в своей работе пользуются мониторинговыми технологиями. Определений, что такое мониторинг много. Каждый автор трактует его по-разному. Но мне ближе следующее:
Мониторинг – это постоянно организованное наблюдение за каким-либо процессом, отслеживание его хода по определенным показателям.
Применительно к школе можно выделить следующие направления мониторинга образовательного процесса 1.управление образовательным процессом. Поэтому при анализе итогов прошедшего уч.года мы всегда берем динамику прошлых лет....2.Следующее направление- мониторинг успеваемости учащихся по классам.(на примере 1 четверти)
3.Персонифицированный мониторинг профессионального мастерства педагогов.
Диагностической инфоpмацией на администpативном уpовне являются :
1. Сводные опеpативные данные по школе о pезультатах “входных”, “промежуточных” и “итоговых” сpезов,
2. Сpавнительный анализ показателей пpодвижения классов в пpоцессе обучения.
3. Сpавнительный анализ пpедыдущего года обучения с текущим по соответствующим контpольным точкам.
4. Гpафики успеваемости текущего года обучения по четвеpтям или
полугодиям; их сpавнение с пpедыдущим годом обучения.
4.Мониторинг по учебным предметам.
5.Персонифицированный мониторинг знаний учащихся, включающий сбор информации о всех учащихся по классам.(папки мониторинговая диагностика 9,11классов)
Причем накопление всесторонней информации из различных источников, позволяющих составить наиболее полную характеристику учащихся, сопровождается диагностикой каждого ученика, помогающий учителю ориентироваться в выборе разных по сложности заданий , используемых педагогических технологий обучения, объективно оценивать и проводить нормирование домашних заданий, т.е. выработать изначально грамотную стратегию обучения и воспитания, а также намечать траекторию развития каждого ученика, своевременно корректируемую в зависимости от состояния его здоровья.
Исследования показали, что эффективность системы управления качеством образовательного процесса в школе во многом зависит от правильной организации учителем персонифицированного мониторинга, включающего накопление информации о каждом ребенке, состоянии здоровья и необходимых мер по его оздоровлению.
Мониторинг качества образовательного процесса должен сопровождаться персонифицированной оценочной деятельностью в области педагогических измерений и в области психофизиологических характеристик обучаемых. Без этого выработать педагогически грамотную стратегию обучения и воспитания невозможно. Только после сбора и анализа информации можно четко определить цель и задачи управления образовательным процессом, прогнозировать и планировать его результаты, разрабатывать различные виды обеспечения качества образовательного процесса и организовывать его ход в соответствии с целью.
Мониторинг помогает рассматривать результаты в связи со способами их достижения, выявлять тенденции, динамику учебного процесса и его результатов. Диагностирование включает проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, прогнозирование дальнейших способов педагогического взаимодействия учителя и ученика .
Диагностика предметной обученности проводится в несколько следующих этапов.
1. Входная диагностика знаний, умений и навыков проводится в начале учебного года для определения усвоенного в прошлом году, для выявления готовности ребенка к обучению в следующем классе.
2) Тематические. Диагностируются в процессе усвоения каждой темы.
3)Периодические. Диагностируются по разделу или значительной теме с целью определения качества усвоения взаимосвязей между структурными элементами учебного материала. Цель такой диагностики - систематизация и обобщение знаний.
4)Итоговые знания, умении и навыки, приобретенные на всех этапах образовательного процесса. Диагностика проводится в конце каждой четверти и по завершении учебного года для того, чтобы определить качество фактической обученности в соответствии с поставленной на этом этапе целью.
На этом этапе подсчитывается количество учащихся, имеющих пробелы в конкретных знаниях, умениях и навыках в конкретный период обучения. Одновременно по всем показателям приводятся статистические выводы, которые позволяют учителю провести анализ полученных результатов и выявить степень сформированности требуемых умений и навыков школьников в классе.
Анализ результатов диагностики позволяет учителю спланировать дальнейшую работу по коррекции обученности учащихся.
Планирование коррекционной деятельности учителя.(через систему инд-гр. занятий)
Суть и содержание диагностики предметной обученности становится составляющей целостного педагогического мониторинга. Основные потребители информации о результатах образовательного процесса – все его участники: учителя, ученики и родители.
Педагогический мониторинг позволяет учителю при меньших затратах добиваться более значимых результатов, более высокого качества обученности. Это, в свою очередь, положительно влияет на профессиональное развитие учителя, приносит ему удовлетворение, повышает авторитет среди коллег и родителей.
Ученику мониторинг дает возможность отслеживать свой рейтинг, приобретать позитивную мотивацию, успешнее продвигаться к учебной цели. Родители же постоянно видят реальную картину достижений своего ребенка, получают достоверную оценку его учебной деятельности, участвуют в его развитии, т. к. информированы о психологических барьерах ребенка.
Руководители школы получают возможность в динамике контролировать совместную деятельность учителя и учащихся, объективно проводить сравнительный анализ образовательного процесса, целенаправленно, а главное, адресно планировать методическую работу в школе на основе диагностического анализа затруднений учителя и учеников. И, как следствие, компетентно и более эффективно управлять образовательным процессом.
Таким образом, мониторинг направлен на достижение главной задачи - повышение эффективности работы учителя и, соответственно, повышение качества образовательного процесса. Оценивание изменений, происшедших после определения первоочередных задач, на основе мониторинга, разработки и реализации рекомендаций, представляет практический интерес
Использование диагностики и мониторинга на первых этапах работы увеличивает нагрузку учителя, требует постоянного анализа и планирования индивидуальной работы с детьми. Но мы в лицее убедились в резервных возможностях данного направления педагогической деятельности.
Сегодня я остановилась только на тех некоторых видах мониторинга, которые используются в организации учебного процесса в нашем лицее. Надеюсь, что мониторинговые технологии станут для нас способом достижений более высоких результатов в работе.