СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на методическом совете

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка

 

Информационно-коммуникационные технологии заняли прочное место в процессе обучения иностранному языку. Практика показывает, что они имеют множество преимуществ перед традиционными методами обучения:

-индивидуализацию обучения,

-учет индивидуальных способностей и особенностей, каждого обучающегося,

-позволяют соблюдать индивидуальный темп работы каждого учащегося

ИКТ- это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на методическом совете»

смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«САФОНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ-ШКОЛА»










Сообщение на заседании МС

«Использование

информационно-коммуникационных технологий

на уроках английского языка»












БузакТ,А.

учитель первой квалификационной категории

учитель английскогоязыка














д. Клинка

2018 год


Оглавление


1. Понятие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и их роль в образовании

2. Применение ИКТ в изучении английского языка

3. Методы и формы использования ИКТ на уроке

4. Заключение.

5. Список литературы





Информационно-коммуникационные технологии заняли прочное место в процессе обучения иностранному языку. Практика показывает, что они имеют множество преимуществ перед традиционными методами обучения:

-индивидуализацию обучения,

-учет индивидуальных способностей и особенностей, каждого обучающегося,

-позволяют соблюдать индивидуальный темп работы каждого учащегося

ИКТ- это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Использование ИКТ позволяет перейти:

- от обучения как функции запоминания и воспроизведения к обучению как процессу применения полученных знаний;

- от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно волевой регуляции.


Если мы обратимся к справочниками словарям, то мы найдем различные трактовки понятия «информационные технологии»:

Технологии информационные-методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации(Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник+. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. 2006.)

Технологии новые информационные (НИТ)-комплекс образовательных технологий, основанных на внедрении персональных компьютеров в систему обучения и самообразования (Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник+. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. 2006.)

Основной целью использования ИКТ для изучения иностранного языка является формирование у обучаемых иноязычной коммуникативной компетенции и развитие личности обучаемого, способного и желающего овладеть иностранным языком как средством общения и совершенствоваться в этой области.


ИКТ является одним из самых мощных средств развития коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку.


Основными техническими составляющими, необходимыми для применения ИКТ являются компьютер, проектор, интерактивная доска, интернет и компьютерные программы (встроенные или на различных цифровых носителях).

Персональный компьютер (ноутбук, планшет). Без компьютера немыслимо использование ИКТ. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка раскрывает огромные возможности компьютера как эффективного средства обучения. Особенно комфортным является использование на уроке планшетов и ноутбуков, обеспечивающих мобильность. Наличие легко переносимых ноутбуков и планшетов позволяет учителю провести урок, не привязываясь к конкретному кабинету, а переместиться с учащимися, скажем, в библиотеку или даже в школьный двор.

Преимущества использования компьютера на уроках английского языка

  • Повышение мотивации изучения английского языка

  • Создание благоприятного психологического климата

  • Большая степень интерактивности

  • Графические возможности компьютера делают обучение более наглядным

  • Возможность выбрать уровень и темы выполняемых заданий, что способствует индивидуализации обучения

Компьютерный проектор. В отличие от проектора, который мог передавать лишь статическое изображение на экран, современный компьютерный проектор может передавать любое изображение, которое воспроизводится на экране компьютера. Используя такого рода проектор на уроке английского языка учитель может предложить детям просмотр фильмов, видеоклипов, презентаций, фотографий и т.д. С некоторыми ограничениями можно также работать с различными обучающими программами и тренажерами. Это, безусловно, дает огромную возможность разнообразить формы и методы работы, предоставляя учащимся возможность совершенствовать коммуникативные компетенции.

Интерактивная доска-самое современное и совершенное на данном этапе развития техники средство, представляющее настолько большие возможности для работы учителя и учащегося, что их трудно описать полностью. Для работы с интерактивной доской есть ряд программ, каждая из которых имеет свои нюансы и преимущества. На уроках английского языка можно порекомендовать программы интерактивных комплексов “Active Studio” и "Active Inspire". Суть программ в том, что они действительно позволяют взаимодействовать ученику и учителю с объектами на интерактивной доске. Все можно двигать, и картинки, и слова; изменить размер, цвет, форму объекта; сделать запись и сохранить ее, чтобы вернуться к ней позже; выйти в интернет; послушать аудиозапись и посмотреть видео. Можно воспользоваться готовыми разработками, а интереснее составлять задания самим. Учащиеся перемещают слова, строят схемы, вписывают пропущенные буквы и т.д., тем самым подкрепляя аудио и видео восприятие материала практическими действиями. Все это способствует формированию и совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции.

Используя ИКТ, я организовываю на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы, провожу различные игры, демонстрирую презентации и т.д. Применение ИКТ в процессе обучения английскому языку способствует интеллектуальному и творческому развитию учащихся.

Использование ИКТ на уроках иностранного языка - это тенденции времени, а так же требования ФГОС. Однако нужно помнить, что у любого средства обучения есть как свои плюсы, так и свои минусы.

К преимуществам можно отнести:

  • индивидуализацию обучения;

  • развитие самостоятельности;

  • снижение тревожности из-за неверного ответа (од­ноклассники не видят ошибок);

  • использование ИКТ способствует релаксации учащихся в процессе познаватель­ной деятельности, что само по себе активизирует мышление, а следовательно, и усвоение изучаемого материала;

  • формируется конструктивное мышление;

  • реально осуществляются поэтапное управление учебной деятельностью и ее формирование на основе оптимально сконструированных алгоритмов;

  • обеспечивается оперативная обратная связь, прежде всего внутренняя (в системе «учебный материал — обучающийся»);

  • происходит эффективное обучение самоконтролю, самоуправлению и коррекции учебной деятельности.

К недостаткам можно отнести:

  • снижение (а в некоторых случаях и ликвидацию) обучения в группе, что уменьшает развивающий и воспитывающий по­тенциал обучения;

  • слабое развитие творческой активности;

  • снижение непосредственного влияния личности учителя, воз­можность живого общения друг с другом;

  • невозможность интеллектуального и эмоционального воздей­ствия личности педагога на ученика;

  • педагогический процесс это не только обучение, но и форми­рование личности; компьютер, к сожалению, этого не обеспе­чивает;

  • дисплеи (в отличие от других ТСО) вредят здоровью, так как вызывают утомление.

Перечисленные недостатки реальны, но их, при желании, можно преодолеть, если найти оптимально сочетание учитель-компьютер.

Нужно помнить, кто использование ИКТ на уроке – это лишь средство активизации познавательной деятельности учащегося на уроках иностранного языка. Средства ИКТ не могут заменить живого и эмоционального общения с одноклассниками и учителем.

Эффективное применение ИКТ на уроках ИЯ обеспечивает

-психологический комфорт;

-эффективность использования времени (погружение в языковую среду);

- смену видов деятельности;

-языковая наглядность;

-контроль;

- навыки самостоятельной работы

Я использую ИКТ приобучении:

- фонетике

- грамматике

- лексике

- чтению

- аудированию

- говорению

- переводу



При обучении фонетике

  • Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя ее в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов. Использование микрофона и автоматического контроля произношения позволяет скорректировать фонетические навыки. Компьютер предлагает список слов для перевода и фонетической отработки. Возможна запись произносимого слова или фразы ученика с целью контроля, самоконтроля и корректировки;

При обучении грамматике

  • Использование ИКТ на уроке грамматики возможно при изучении практически любой темы. При правильном расположении, удачном цветовом оформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении (произношение примеров на иностранном языке) материал воспринимается легче и быстрее школьниками. Меньшими станут и затраты времени на уроке - исчезнет необходимость записывания материала на доске.

  • С помощью ИКТ интереснее можно провести контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ и оказание справочно-информационной поддержки (автоматизированные справочники по грамматике, системы обнаружения грамматических ошибок на морфологическом и синтаксическом уровнях).

При обучении лексике:

  • упражнения на заполнение пропусков ;

  • упражнения в виде кроссвордов, где при написании слова неправильная буква высвечивается серым, а не чёрным цветом;

  • упражнения в виде игры на составление предложений, во время которой обучаемый наводит курсор на необходимое слово, которое после этого перемещается в составляемое предложение и становится за последним перемещённым словом.

  • упражнения “Найди ошибку“, в котором предлагается исправить то или иное слово в соответствии с данной ситуацией;

При обучении чтению

  • обучение различным видам анализа текста; формирование умения самостоятельного преодоления языковых трудностей;

  • оказание справочно-информационной поддержки (за счет использования автоматических словарей, электронных энциклопедий);

  • контроль правильности и глубины понимания прочитанного текста.

  • овладение умениями извлечения из текста смысловой информации различных видов (основной, второстепенной, уточняющей и т.д.);


Средства применения ИКТ при изучении иностранного языка

Мультимедийные презентации (ММП)

Презентации, в силу удобства и относительной простоты использования, очень широко применяются на уроках и учителем, и учеником. Создаваемые оригинальные учебные материалы хорошо мотивируют и нацеливают учащихся на успех.

Преимущества ММП заключаются в следующем

 Возможность осуществления аудио-, видео- и текстовой наглядности;

 Возможность осуществления наглядной семантизации лексического, грамматического и фонетического материала

 Возможность осуществления опорной поддержки при обучении различным видам речевой деятельности

 Возможность осуществления закрепления и тренировки изучаемого материала

 Осуществление эффективного контроля усвоения новых знаний и систематизации изученного материала;

 Экономия и высокопродуктивное использование времени на уроке;

 Обеспечение эффективности восприятия и запоминания учебного материала и активизация внимания всего класса;

 Поощрение и стимуляция самостоятельной работы учащихся;

 Возможность использования элементов разработанных презентаций (таблиц, схем, графиков и т.д.) в качестве раздаточного материала;

 Развитие творческих способностей, формирование компьютерной компетентности, повышение навыков рациональной организации учебной работы как учителя, так и учащегося;

 Возможность создания индивидуальной мультимедийной библиотеки учителя и ее пополнения за счет обмена с коллегами.

Использование программы Power Point

Данная программа делает процесс обучения привлекательным и лѐгким для понимания. Использование МПП PowerP oint в учебном процессе упрощает применение различных видов языковых и речевых упражнений: имитативных, подстановочных, трансформационных, репродуктивных.

Как можно использовать РРТ:

Урок-экскурсия, урок- путешествие. Хорошо продуманный урок- путешествие по одной из англоговорящих стран, с яркими фотографиями, картами, схемами маршрутов может стать незабываемым для учеников. Примером такого урока может стать разработанный мною урок- путешествие для учащихся 6 класса ― SavingAnimals‖.

Урок - грамматический (лексический) тренинг. Здесь программа РРТ предоставляет богатейший выбор инструментов для того, чтобы наглядно, при помощи движущихся объектов, звуковых и визуальных эффектов продемонстрировать учащимся правила и схемы, по которым происходит образование грамматических и лексических конструкций английского языка. Например, триггеры, при небольшом навыке работы с ними, позволят учителю легко создавать не только схемы, демонстрирующие определенные правила, но и составить множество разнообразных упражнений для закрепления, тренировки и проверки уровня усвоения материала учащимися

Урок комбинированного типа. Это, пожалуй, самый распространенный, тип урока, где РРТ можно органично внедрить и при опросе домашнего задания, и при объяснении материала, для контроля понимания текста или аудиозаписи.

Урок- проект. Проекты учащихся могут преследовать различные цели и способы демонстрации конечного результата. Если в качестве результата проекта дети представляют презентации РРТ, это позволит каждому ученику совершенствовать навыки работы с программой и проявить творчество. Подготовка проекта с использованием РРТ (и других программ) учит детей применить все знания, полученные на уроках, материалы интернета и других источников на практике, создавая свой собственный, неповторимый проект.

Назову наиболее часто используемые мною элементы ИКТ в учебном процессе:

- презентации РРТ на различных этапах работы (введение новой лексики или объяснение грамматического материала; обобщение знаний по изученной теме; самостоятельное создание обучающимися презентаций при проектной работе);

- просмотр фильмов, видеосюжетов,

- DVD и CD диски с картинками и иллюстрациями (для различных видов работы);


Применение ИКТ уроках английского языка не самоцель, а эффективный инструмент развития умений и навыков. Я применяю информационно-коммуникативные технологии не на каждом уроке, а по мере необходимости, при введении новой темы или ее закреплении, при повторении изученного материала, при подготовке дидактических материалов и проектов, во внеклассной деятельности.

В своей практике применения средств ИКТ я столкнулась с некоторыми проблемами:

 огромное количество информации в интернете делает поиск необходимых материалов затруднительным: результаты поиска часто несоизмеримо малы по сравнению с затраченным временем;

 определенных усилий требует адаптация подобранных материалов к уровню учащихся, так как многие фильмы и статьи содержат лексику, не изучаемую в рамках школьной программы;

 не всегда удается точно прогнозировать эффективность применения того или иного материала, а также время работы с ним на уроке в силу разного уровня учащихся в группе;

 создание презентаций требует достаточно большого количества времени, определенного уровня владения компьютером, а также эстетического вкуса (для учителя и учащегося);

 большой выбор электронных пособий не дает гарантий того, что учитель сможет найти подходящий по изучаемой теме материал.


Таким образом, использование информационных технологий позволяет мне сделать урок высокопродуктивным, современным и эмоциональным. Однако важно не перегружать занятие «эффектами» и исходить из целесообразности применения ИКТ на конкретном уроке. Используя компьютерные технологии в процессе обучения, учитель должен непрерывно повышать свою профессиональную компетентность, что положительно сказывается на процессе обучения и на качестве образования.

Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

 эффективно формировать иноязычную коммуникативную компетенцию во всем многообразии ее компонентов (лингвистического, социолингвистического, социокультурного, стратегического, дискурсивного, учебно-познавательного);

 осознать языковые явления, формировать лингвистические способности и автоматизацию речевых действий;

 создавать разнообразные коммуникативные ситуации;

 проводить уроки на высоком эмоциональном и эстетическом уровне, делать их более продуктивными и разнообразными, обеспечивая тем самым положительную мотивацию обучения;

 обеспечить высокую степень дифференцированного и индивидуального подхода в обучении;

 усовершенствовать контроль знаний;

рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

 обеспечить доступ к различным информационным ресурсам.


Можно сделать вывод, что использование ИКТ в настоящее время является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в средней школе, способствует модернизации общего образования, формированию функциональной грамотности учащихся, позволяет осуществить системно- деятельностный подход в обучении и успешно формировать учебно-познавательную, общекультурную и информационную компетенции учащихся. ИКТ, несомненно, являются эффективным средством формирования коммуникативной компетенции учащихся и предоставляют учителю разнообразное количество форм и методов для работы с детьми по совершенствованию их языковых навыков.





Литература

1. Биболетова М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК ―EnjoyEnglish‖ для средней школы. ИЯШ, №3. 1999.

2. Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002. с 33-41.

3. Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. М., 2007.

4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам М., 2000.

5. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. (в вопросах и ответах). СПБ., 2001.

6. Карпов А.С. Интернет в подготовке будущих учителей иностранного языка. ИЯШ, №4, 2002. с. 73-78.

7. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. — 2004. — № 5. — С.3–21

8. Нелунова Е.Д. К проблеме компьютеризации обучения иностранным языкам. Якутск, 2004.

9. Нелунова Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе. Якутск, 2006.