СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на педагогических чтениях "психологические основы урока"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДОКЛАД НА  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЧТЕНИЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОКА

Просмотр содержимого документа
«Доклад на педагогических чтениях "психологические основы урока"»

9





Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя

«Севастопольский колледж сервиса и торговли»









ДОКЛАД НА

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЧТЕНИЯХ


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОКА







Разработал: преподаватель предметов «Психология», «Культура делового общения»

Смолякова Илона Николаевна









г. Севастополь

2017 г.



П С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е


ОСНОВЫ УРОКА



Существенным условием повышения квалификации современного педагога, а следовательно, и повышение эффективности труда является рост его психологической грамотности, углубления знаний по общей, возрастной и педагогической психологии.

Только серьезная психологическая подготовка преподавателя позво­лит ему из всего разнообразия методических указаний и советов, воспи­тывающих и обучающих методов, приемов и средств выбрать то, что дейс­твительно нужно для решения конкретных педагогических задач.

Если преподаватель знает психологию и всякий раз продумывает свои действия со стороны их психологической целесообразности, то со време­нем у него развивается психологическая зоркость. Он обретает возмож­ность прогнозировать поведение учащихся в определенных условиях и, следовательно, меняя условия, предотвращать отрицательные мотивы и действия и стимулировать положительные. Именно в этом и состоит сущ­ность воспитания. Без психологической зоркости преподавателя невозмож­но прогнозировать поведение обучающихся, а без прогнозирования невозможно целенаправленное и управляемое формирование их личности.

В некоторых учебных заведениях все еще значителен процент неуспе­вающих обучающихся. Неуспеваемость часто связана с нежеланием учиться, недисциплинированностью и пренебрежительным отношением учащегося к требованиям отдельных преподавателей или учебного заведения в целом. Таких учащихся принято называть трудновоспитуемыми. Известно, что трудновоспитуемыми дети не рождаются. Они становятся такими в резуль­тате неправильного к ним отношения. И в этом виноваты не только роди­тели или улица, но и те учителя, которые не задумываются над психоло­гической целенаправленностью своих действий и нередко наносят детям труднопоправимую травму.

Так, резкие выговоры, иронические или грубые замечания, сделанные подростку в присутствии сверстников, больно бьют по его самолюбию и чувству собственного достоинства. Ведущим мотивом в этом возрасте яв­ляется желание утвердиться в коллективе однокурсников, завоевать ав­торитет, уважение, внимание товарищей. Всякое же публичное унижение личности подростка порождает в его душе острый конфликт, вспышку внут­реннего протеста, долго непроходимую обиду. В последствии это может стать причиной упорного негативизма, пренебрежения к требованиям взрослых, нелюбви к преподавателю, учебному предмету и в целом к учеб­ному заведению.

Всякий шаг преподавателя, всякое его слово, всякий использованный им прием, хочет педагог этого или не хочет наполнен определенным пси­хологическим смыслом и вызывает соответствующий психологический резо­нанс в сердцах воспитанников. Поэтому и важно каждому педагогу овладеть суммой знаний и навыков, необходимых для психологического анализа сво­ей учебно-воспитательной деятельности.

Роль психологического анализа уроков.

В настоящее время нельзя проводить резкую границу между процессом воспитания и обучения. Задача у них одна - формирование личности уча­щегося, формирование активного, творческого, разностороннего и созна­тельного строителя коммунистического общества. Эта цель осуществляется в обучении и воспитании различными формами, но ведущей и общей формой обучения и воспитания, центральным компонентом всей деятельности пре­подавателя является урок. Именно на уроке преподаватель целостно выражает требования образования и воспитания. Именно на уроках происходит коор­динация и интеграция всех усилий преподавателя, затраченных им во вне­урочное время в кружковых, индивидуальных и других видах работы с уча­щимися.

На основе психологического анализа уроков можно довольно точно прогнозировать, в каком русле будет идти развитие учащихся. Однако, не все преподаватели, завучи и инспектирующие лица достаточно владеют психологическим анализом урока. Анализ часто применяется простым ука­занием на психологические моменты (например, "Внимание учащихся было хорошо организовано", "Преподаватель добился высокой мыслительной активности ребят" и т.д.) или замечания негативного характера ("Вы недостаточно владеете собой, краснеете, теряетесь, не видите группу", "У Вас не было должного контакта с группой, не было дисциплины, внимание обучающихся бы­ло эпизодическим").

Подобные суждения, хотя они и отражают психологическую сторону отдельных моментов, не являются еще психологическим анализом урока. Как бы ни был молод и неопытен преподаватель, он сам обычно понимает на сколько внимательно или невнимательно слушали его ребята, уверенно он вел себя или терялся, увлек он ребят содержанием урока или погасил в них последнюю искру интереса.

Цель психологического анализа не в простой констатации неудач и успехов, а в том, чтобы установить причины неудач и успехов отдиффи­ренцировать случайный успех, когда преподаватель не знает как это по­лучилось, от успеха заранее им предвиденного и подготовленного. Такой успех связан с пониманием преподавателя психологических закономернос­тей процессов обучения и воспитания, с его умением использовать свои знания в осуществлении урока. Все это требует серьезной психологичес­кой подготовки.

Сущность и задача развивающего обучения.

В процессе подготовки к уроку учитель мобилизует все свои духов­ные и физические силы. Стержнем мобилизации творческой энергии препо­давателя является задача урока. По свидетельству многих преподавате­лей, ясная осознанность урока создает определенный эмоционально-воле­вой настрой.

Не все преподаватели одинаково понимают задачу урока, т.к. по-разному определяют роль урока в системе учебно-воспитательной рабо­ты учебного заведения. Осознание задачи урока предполагает ответ на вопросы: чему учит учащихся на уроке и как учить? В решении этих воп­росов выявляются две тенденции. Первая тенденция центром внимания на уроке делает объем и содержание программы, а вторая - личность обучающе­гося. С первой тенденцией связаны намерения преподавателя охватить на уроке как можно больше программных вопросов и добиться от студентов усвоения как можно большего количества фактов и правил, предусмотренных прог­раммой. Из второй тенденции вытекают качественно иные намерения препо­давателя: как можно лучше использовать программу, чтобы развить у уча­щихся потребность самостоятельно добывать информацию и совершенство­вать способы своей умственной работы, чтобы научить учащихся связывать теорию с практикой.

Образование, полученное в образовательной организации, лишь в том случае будет надежной базой для дальнейшего пополнения знаний если учебное заведение сформирует у обучающихся, потребность постоянной учиться, если разбудит в них творческие силы, вооружит их рациональными способами умственной работы, научит их ориентироваться в большом потоке информации и добывать нужные сведения словом, разовьет у них активную самостоятельную работу мысли, на это и нацеливает современное развивающееся обучение.

Сущность развивающего обучения как раз в том и состоит, что оно интенсифицирует, ускоряет развитие интеллектуально-волевых качеств учащихся. Исходя из принципов развивающего обучения, преподаватель заботится не о том, чтобы научить всему, а о том, чтобы научить главному; не о том, чтобы «выдать» программный материал, а о том, чтобы на основе сформировать у обучающихся необходимые психические процессы, свойства и качества. Преподаватель стремится, чтобы основная нагрузка в процессе обучения приходилась не на память учащихся, а на их мышление, чтобы основой обучения была не воспроизводящая деятельность обучающихся, а творческая; чтобы существенную часть знаний учащиеся усваивали не в готовом виде (со слов учителя, учебника и т.д.), а в процессе самостоятельного поиска, информации и способов решения новых задач.

Главная задача развивающего обучения заключается в формировании активного, самостоятельного, творческого мышления учащихся и в осуществлении на этой основе постепенного перехода обучения в самообучение.

Применение проблемного и исследовательского методов обучения вызывает у учащихся большой интерес к учебе, чем сообщающие методы. Развивающее обучение, связано с организацией на уроках самостоятельных поисков и открытий обучающимися новых для них научных истин, не только формируют положительное отношение к учению, но и стимулирует учеников преодолевать трудности способствует более быстрому развитию творческого мышления и воображения. Безусловно, все сказанное не исключает необходимость информационно-сообщающего изложения учебного материала. В практике обучения следует разумно сочетать то и другое, исходя как из конкретной цели урока, так и из общих задач развития личности учащихся.


Цель урока.


Преподаватель по той или иной причине игнорирующий принципы развивающего обучения, не может правильно определить перспективу своей работы и вычленить из нее задачу каждого конкретного урока. Такой преподаватель приходит на урок нередко с единственной целью добиться от обучающихся усвоения ими определенных программных вопросов.

Бесперспективность в работе преподавателя неблагоприятно сказывается на учащихся. Такая работа приносит больше вреда, чем пользы.

Педагогический стратегический план развития обучающихся – это не надстройка на обычной повседневной деятельностью преподавателя, а ее фундамент, без которого рухнет все здание воспитания, это не сверх нормы учительского труда, а сама норма. Поэтому правильнее говорить не о «сверхзадачи», а о совершенно обязательной психологической целенаправленности урока, без которой преподаватель из воспитателя и кузница душ превращается только в урокодателя, а сами уроки теряют свой изначальный смысл и превращаются «в часы занятий» учащихся.

Психологическая целенаправленность урока предполагает перспективный план последовательно разрешаемых психологических задач, направленных на разносторонне формирование личности. В числе этих задач – овладение учащимися определенной суммы знаний и навыков, воспитания у них познавательных интересов, стимулирования мыслительной активности и самостоятельного поиска информации, вооружения их рациональными способами умственной работы и навыками самоорганизации, формирование высоких чувств и убеждений, эстетических вкусов и многое другое.

Невозможно на коком либо одном уроке поставить и тем более разрешить весь этот комплекс психологических задач, чтобы каждый урок, как и всякая другая преднамеренная встреча преподавателя с обучающимися имел дальнейший психологический прицел.

Образовательная и воспитательная задачи урока, логика и методика его проведения должны быть подчинены общей психологической цели – формированию полноценной структуры личности учащегося в соответствии с принципами развивающего обучения.


Самоорганизация преподавателя.


Творческое рабочее самочувствие преподавателя на уроке.

От творческого рабочего самочувствия учителя на уроке зависит половина успеха. Тщательно подготовленный, всесторонне продуманный и прочувственный урок может пройти неэффективно только потому, что у преподавателя перед уроком испортилось настроение. Хорошее же настроение педагога обязательно предполагает наличие бодрости, жизнерадостности и активного отношения ко всему происходящему на уроке. В то же время это настроение обязательно должно соответствовать тому, что будет изучаться на уроке. (Пример, «Урок о конфликтах или о этикете»).

Бережное, тактичное отношение к творческому рабочему самочувствию преподавателя – одно из существующих условий эффективности урока. Недопустимо отвлекать преподавателя перед уроком посторонними вопросами и разговорами, тем более делать преподавателю замечания или обсуждать неудачи его работы и т.д. К сожалению, такие факты не относятся к числу редких исключений.

Как бы ни был опытен и подготовлен преподаватель он никогда не сможет предусмотреть все, что произойдет на уроке, но он может и должен быстро и точно ориентироваться в возникающих ситуациях, перестраиваться в соответствии с обстановкой, не теряя при этом психологической цели урока и логической связи его структурных компонентов. Только четкая психологическая целенаправленность и совершенно свободное владение материалом помогут преподавателю несмотря на любые неожиданности, сохранить на уроке хорошее рабочее самочувствие, остаться верным своему стилю, не потерять самого себя и добиться осуществления задуманного, гибко варьируя в соответствии с обстоятельствами структуру урока, виды действий и формы работы. Творческое рабочее самочувствие преподавателя, как компонент его самоорганизации на уроке, всегда находится в тесном взаимодействии с другими компонентами – психологическим контактом с группой.

Психологический контакт с группой.


Преподавателю необходимо в ходе урока следить за движением мысли и чувства каждого обучающегося. В случае недопонимания, сомнения, недоумения мелькнувшего в глазах студента преподаватель должен уметь объяснить материал по другому, усилить экспрессию или подчеркнуть строгую логичность, привести дополнительный аргумент, если нужно, вернуться назад, повторить ход рассуждения и т.д. Это помогает обучающимся не только лучше понимать учебный, но и установить нормальное отношения с преподавателем.

Взаимоотношения преподавателя с группой формируется не только на уроках, но и во внеурочное время, в процессе любого общения с каждым обучающимся.

Межличностные отношения между преподавателем и студентами могут принимать характер либо психологической несовместимости, либо предубежденности, либо высокой контактности.

Встречаются преподаватели, которые добросовестно выполняют свои обязанности, но тем не менее не могут расположить к себе ребят, добиться их доверия, поддержки, уважения.

Известно, что некоторые преподаватели сравнительно легко устанавливают контакт с группой, добиваются не только уважения, но и обожания детей, буквально привораживают их сердца. Психологические исследования взаимодействий преподавателя и обучающихся показывают, что очаровать сердца ребят могут только преподаватели, работающие творчески и с увлечением. Но творчество не должно быть эпизодическим: есть настроение – учитель загорается идеями, строит планы интересных дел, увлекает ребят, но вот творческое настроение прошло – и все погасло, хороший план остался невыполнимым. Остывают и ребята, и главное в них гаснет интерес и вера в преподавателя.

Творчество преподавателя должно быть постоянным, ежедневным, неистощимым. И это не подвиг, а норма педагогического труда. Творчески работающий преподаватель постоянно заботится о своем кругозоре, о пополнении своих психологических знаний, т.к. успех работы с детьми возможен только тогда, когда она строится в соответствии с их возрастными и индивидуально-психологическими особенностями.

Обязательным условием высокой контактности между преподавателем и учащимися является педагогический такт.

К.Д.Ушинский справедливо относил это понятие к области психологии. «так называемый педагогический такт, - писал он, - без которого воспитатель, как бы он не изучал теорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателем – практиком, есть, в сущности, не более как такт психологический…»

Такт преподавателя всегда представляет собой единство высокоморального отношения к учащимся и педагогически совершенной формы обращения с ними.

В числе факторов, влияющих на формирование высокой контактности между учителем и классом, следует выделить и заботу преподавателя о развитии дружественных отношений между одноклассниками, о создании такой атмосферы в классе, при которой каждый учащийся чувствовал бы себя равным среди равных. Часто, к сожалению, бывает иначе. Преподаватель постоянно ругает одних и ставя им в пример других, закрепляет неравноправные отношения. Подобные (нормы) действия преподавателя в конечном итоге приводят к тому, что закрепляется самодовольство, самоуверенность одних и чувство неполноценности других, рождается зависть, острое ощущение несправедливости. А.С.Роботова очень верно намечает линию поведения учителя, стремящегося воспитывать правильное отношений в коллективе: не подчеркивать успехи одних и неуспехи других; не противопоставлять сильных слабым; не ругать учащихся при всем классе, чаще беседовать наедине; замечать даже маленькие успехи слабых, но не подчеркивать это резко, как нечто неожиданное; воспитывать понимание, что к хорошему учению лишь одно из многочисленных свойств личности; чаще разговаривать с «неинтересными» ребятами, чтобы заинтересовать ими других; все что происходит с ребятами принимать всерьез.

Увлеченность преподавателя своим делом, его доброжелательное, тактичное и справедливое отношение к каждому учащемуся в классе, его постоянная забота о нормальных отношениях между одноклассниками укрепляют авторитет преподавателя, вызывает к нему уважение и любовь ребят.


Развитие мышления.


Основной задачей развивающегося обучения является формирование у учащихся активного самостоятельного, творческого мышления. Это разные уровни мышления. Активное мышление может и не быть самостоятельным. Самостоятельное – это не всегда творческое. Творческое же мышление обязательно будет и активным и самостоятельным.

Для развития творческого мышления следует чаще ставить учащихся в проблемную ситуацию, в которой требовалось бы от них исследовательское понимание: надо так организовать занятия, чтобы у учащихся возникали не только проблемные вопросы, но и стремление их самостоятельно решать. Творческое решение – основной компонент в настроении исследовательского понимания, когда ученик сам открывает, сам находит неизвестный ему до этого путь к ответу, к разрешению проблемы.

С чего начинается подход к проблеме? С того что в познавательном процессе у ученика возникает затруднение: он не может объяснить с помощью ранее усвоенных знаний, новые, заинтересовавшие его факты и явления. Учащийся сам стремится открыть или усвоить новые сведения, новые способы действия, чтобы снять возникшее противоречие в понимании им данного явления.

Пробудить познавательную потребность на уроке – значит создать проблемную ситуацию. Для того, чтобы включить учащегося в процесс решения проблемы, необходимы еще четкое определение проблемы, ее формулировка и затем решение через выдвижение гипотез, их проверку и обоснование.

В проблемном обучении следует выделить три основных звена: постановку проблемы, ее формулировку и решение. Если преподаватель сам ставит проблему, сам ее формулирует и сам решает, то в лучшем случае он добивается от учащихся соотнесенного понимания. Если же преподаватель какие-то звенья передает учащимся, то он добивается частично-исследовательского понимания.

В том случае, когда учащиеся сами осознают проблему, сами ее формулируют и решают, а преподаватель лишь организует и контролирует их деятельность, они овладевают исследовательским уровнем понимания данной проблемы.

Развитие не только творческого, но и самостоятельного мышления требует такого построения занятий, когда знания даются не в готовом виде, а в значительной степени добываются школьниками самостоятельно. Этому, естественно, помогает применение давно известного, но не везде и не всегда правильно и полно используемого метода передачи знаний путем подведения учащихся к самостоятельным выводам из известных фактов.

Различные виды вопросов, противопоставления, сравнения, использование контр примеров и контрообразов, задач, над которыми нужно задуматься, но которые можно разрешить собственными силами, - все это побуждает, а затем и приучает учащихся к самостоятельному анализу и к самостоятельным обобщениям, проанализированных проблем.

Важным средством активизации мышления является система вопросов, используемая преподавателем во время объяснения. Даже вопрос преподавателя, обращенный к самому себе в ходе изложения нового материала, настораживает учащихся, усиливает работу их мысли.

Побуждая учащихся на каждом уроке сравнивать и противопоставлять, анализировать и обобщать, обосновывать и оценивать, преподаватель не только активизирует мысль обучающихся и приучает ее к самостоятельности, но и подготавливает необходимую психологическую основу для успешного решения творческих работ.