Тема: «Внеурочная деятельность по ФГОС в начальной школе»
2010 году новые ФГОС, или иначе Федеральные Государственные Образовательные Стандарты, были введены во всех российских школах. На которые выделена 10 часов в неделю . Важное изменение было внесено во внеурочную деятельность начальной школы. Что же подразумевает внеурочная деятельность в начальной школе, и почему она так важна? Внеурочная деятельность в начальной школе – это работа педагога с ребёнком в соответствии с его индивидуальными особенностями, направленная на развитие и проявление его талантов, интересов, способностей в различных сферах и видах деятельности. Существует ещё одно определение внеурочной деятельности: это такая деятельность младших школьников, проводимая вне уроков, которая даёт возможность решать задачи воспитания и социализации детей признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Но многие родители, к сожалению, считают важным и значимым лишь основную программу начальной школы, а факультативы и классные часы не являются для них чем-то важным. Раньше, до введения нового ФГОС, школа очень мало внимания уделяла социальной жизни школьников. Но сейчас всё изменилось – именно во внеурочной деятельности ребёнок может познать свои возможности и раскрыть таланты. Однако, стоит заметить, что школа не имеет права заставлять детей ходить на эти занятия, она может лишь попробовать заинтересовать школьников. Внеурочная деятельность в начальной школе очень подходит родителям тех учеников, которые не имеют возможности водить своих детей в секции и кружки по каким-либо причинам. Однако, и те дети, которые посещают секции вне школы, могут совмещать школьную внеурочную деятельность и дополнительные занятия вне стен школы. Часы внеурочной деятельности в начальной школе отличаются от традиционного урока.
ОНИ ОРГАНИЗУЕТСЯ ПО СЛЕДУЮЩИМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.
Общекультурное направление
• Организация экскурсий,, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
• Работа ИЗО студии, вокального и танцевального кружка;
• Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района.
Духовно-нравственное направление:
• Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;
• Выставки рисунков.
• Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян;
• Встречи с участниками «горячих точек»;
• Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.
• Конкурсы рисунков.
• Фестивали патриотической песни.
Социальная деятельность:
• Проведение субботников;
• Работа на пришкольном участке.
• Разведение комнатных цветов.
• Акция «Спаси дерево», «Помоги птицам»
• Акция «Тёплый дом».
Главная цель таких занятий – воспитание социально активной и разносторонне развитой личности, вобравшей в себя духовно-нравственные ценности и культурные традиции России Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. А ТАКЖЕ важная, неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста.
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
1. Выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности.
2. Создание условий для индивидуального развития ребёнка в избранной сфере внеурочной деятельности.
3. Формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности.
4. Развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей.
5. Создание условий для реализации приобретённых знаний, умений, навыков
Описание модели
Раздел вариативной части учебного плана «Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации обучающихся, воспитательные программы.
При организации внеурочной деятельности обучающихся будут использованы собственные ресурсы (учителя- предметники,
Коллектив школы должен стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Дети идут на занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей)
Содержательное и методическое обеспечение занятий внеурочной деятельностью детей оформляется следующим образом (утверждённая программа внеурочной деятельности, оформленный журнал посещаемости).А работа осуществляется через посещение кружков школы,
ЧТОБЫ ОБНАРУЖИВАТЬ АНАЛИЗИРОВАТЬ И РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ СУЩЕСТВУЮЩИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ СФЕРЕ НУЖНО ПРОВОДИТЬ
Диагностику эффективности внеурочной деятельности школьников
Целью диагностики является выяснение, того - являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.
.. Исходя из этого, можно выделить три основных предмета диагностики.
Первый предмет диагностики - это личность самого воспитанника
В каком направлении происходит развитие личности ученика? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания? Узнать об изменениях, происходящих в личности школьника, можно различными способами. Это может быть наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно - деятельностных играх, погружающих ученика в сложный мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам. Это может быть анализ письменных работ школьников: дневников, сочинений . Второй предмет диагностики — это детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика. Традиционно в российских школах внеурочная деятельность организуется главным образом в коллективе: классе кружке, спортивной секции, детском общественном объединении и т. д. Современный ребёнок развивается как личность в нескольких разных коллективах — разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ученика многоаспектно: за счёт одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, её усреднения, за счет других — развивать индивидуальность ученика, его творческий потенциал.
Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива, а также характер взаимоотношений школьников в детском коллективе (для диагностики этих отношений целесообразно использовать методику социометрии).
Третий предмет диагностики — это профессиональная позиция педагога, ещё одно важнейшее условие развития личности ученика. Позиция — это единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей .
В связи с этим важно выяснить: является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога (или педагог всего лишь выполняет возложенную на него обязанность, какие профессиональные ценности сформированы у педагогов (или такие ценности вовсе отсутствуют, и педагог осуществляет свою работу формально, равнодушно)?
Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности её диагностики должно позволить педагогам :
- подбирать такие формы внеурочной деятельности , которые гарантируют достижение результата определённого уровня .
- выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого .
- оценивать качество программ внеурочной деятельности ( по тому . на какой результат они претендуют , соответствуют ли избранные формы результатов деятельности.
В нашей школе работают такие направление внеурочной деятельности как :
- Общекультурное направления - которое включает в себя работу кружка «ИЗО» , «Танцевального» , «Вокального» и «Умелые руки»
Они рассчитаны на учащихся , которые увлекаются этими видами деятельности . Эти занятия благотворно влияют на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию.
У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях района
Младшие школьники музыкальны, ритмичны, достаточно исполнительны и дисциплинированы, они с удовольствием участвуют на классных, общешкольных мероприятиях .
Таким образом, ребенок, вовлеченный в разные виды деятельности, приобретает необходимый социальный опыт, развивает качества, помогающие успешному личностному развитию.
Вся внеурочная деятельность соответствует требованиям ФГОС. Когда ученик делает, он осваивает нечто новое и продвигается по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он завязывает отношения, которые развиваются в результате этой деятельности. Он пробует различные инструменты, которыми может впоследствии воспользоваться, расширяет свою познавательную сферу. приобретает новую пищу для мышления, осваивает некоторые социальные действия, которые его утверждают в социуме.
Закончить своё выступление мне хотелось бы словами Василия Александровича Сухомлинского
« Дети должны жить в мире красоты , игры . сказки , музыки , рисунка, фантазии, творчества . Этот мир должен окружать ребёнка и тогда когда мы хотим научить его читать и писать . Да, от того , как будет чувствовать себя ребёнок , поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания , что он будет переживать , зависит весь его дальнейший путь к знаниям !!!!! »