СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на ШМО учителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача классного руководителя - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на ШМО учителей»

Доклад на ШМО учителей

МОУ Рязанцевской СШ

Разумовской Елены Николаевны



«Работа классного руководителя по проведению мероприятий в образовательных организациях, направленных на повышение толерантности



В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие – наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный руководитель.

Задача классного руководителя - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой.

Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.

21 век – век компьютеризации, инноваций, новых технологий. В стране идет образовательный бум, предлагают различные теории воспитания, апробируют новые системы воспитательного процесса. На лицо прогресс. Но проблема воспитания остается одной из самых важных проблем на данном этапе времени.

Общество испытывает духовно-нравственный кризис. Мир не справляется со своими детьми. Наблюдается рост детских домов, жестокое обращение с детьми, увеличивается количество родителей, лишенных родительских прав. Агрессия и безнравственность поглощает молодое поколение.

Родители не успевают приспособиться к постоянно меняющимся обстоятельствам жизни. Некогда лишний раз обнять ребенка, поинтересоваться его делами, почитать с ним книгу или просто обсудить насущные проблемы.

По данным многочисленных социологических опросов, около 8 % педагогов обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. А родители, в свою очередь, не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. Попав в ножницы между школой и семьей, ребенок вынужден лавировать, приспосабливаться, что отрицательно сказывается на формировании личности. Некоторые родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Однако есть большая группа родителей, которые еще до рождения заранее определяют, каким он должен быть, как он должен учиться, какую профессию ему предопределено иметь. Ни для кого не секрет, что педагогу порой трудно находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителем по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка. Иногда родители просто боятся вынести свою проблему за порог дома, опасаясь, что она станет доступной учителям и школьной администрации.


По своему педагогическому опыту знаю, что педагоги делают порой просто невозможное, чтобы взаимодействие с учениками и их родителями было эффективным. А результативным сотрудничество будет только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности понимаются как основа жизни, достойной Человека.

И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в будущей семье - все берет свое начало в детстве. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью. Если отец и мать стремятся постичь науку отцовства и материнства, если демонстрируют свое разумное поведение и поступки, у них есть шанс добиться успехов в деле воспитания своих детей. При этом родители должны стать не только помощниками классного руководителя, но и его друзьями, людьми, которым не безразлично, какими вырастут их дети. Не менее важна для ребенка и встреча с такими взрослыми, которые ему будут помогать учиться искусству жизни. Но это возможно только в том случае, если взрослый, с которым ребенок общается, авторитетен для него, и не важно, родители это или его учитель, которому он откроет свою душу и сердце.

На мой взгляд, роль классного руководителя огромна – он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей. Поэтому свою задачу как классного руководителя я определила так: стать другом детей, помощником и советчиком для родителей, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия.

Я сторонник принципа единства воспитания  и  изучения личности ребенка. Именно изучение – педагогическое  и  психологическое – исходная точка моей педагогической деятельности. Я тесно связываю умственное  развитие  с развитием чувств. Считаю, что нравственное чувство – барометр самосовершенствования человека. Поэтому обращаю внимание детей на положительные примеры поведения, помогаю достигнуть успеха в построении себя как личности. Постоянно учу каждого ребенка искусству распоряжаться своими мыслями: направлять их, сдерживать или  корректировать.

Приступая к работе в должности классного руководителя, педагог должен четко представлять себе целевые ориентиры. Для своей работы я определила следующие:

моделирование и построение воспитательной системы, направленной на развитие  индивидуальности ребенка, любознательной, творческой, трудолюбивой личности, знающей историю и традиции родного края, ведущей здоровый образ жизни;

свободное развитие личности, создание условий для самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого учащегося.

Исходя из намеченных целей воспитания, я определила следующие задачи:

Способствовать развитию гражданско-патриотических качеств, умению ориентироваться в социальной, политической и культурной жизни общества через вовлечение учащихся в различные виды деятельности, через систему работы по воспитанию человека культуры, способного к духовному и физическому самообразованию и самореализации.

Способствовать формированию эмоционально-положительных отношений к учебному труду, школьным традициям, ориентированным на вечные ценности, через всестороннюю организацию интеллектуально-познавательной деятельности.

Способствовать формированию высоких нравственных принципов (честность, порядочность, сострадание, трудолюбие и т.д.), научить детей следовать им в повседневной жизни.

Установление благоприятного психологического климата в коллективе.

Учить строить отношения на принципах добра, взаимопонимания и компромисса.

Создание в классном коллективе атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки.

Формирование основы коммуникативной культуры учащихся.

Стимулирование мотивации к саморазвитию.

Способствовать развитию самостоятельности, инициативы, самотворчества в коллективе.

Воспитание чувства ответственности, дисциплины.

Воспитание в учащихся культуры поведения в школе, на улице в общественных местах.

Формирование индивидуального стиля познавательной и творческой деятельности учащихся посредством выбора способов восприятия, запоминания, мышления и самовыражения.

Просветительская и профилактическая работа с семьями учащихся.

При этом необходимо учитывать, что сегодняшние дети чрезвычайно информированы в различных областях знаний, не боятся высказывать свое мнение, умеют  быть независимыми. Правда, зачастую информация не рассчитана на их возраст, бессистемна, откровенно безнравственна и противоречива.

Еще один негативный аспект – часто дети растут в однодетных семьях, родители увлечены своей профессиональной деятельностью, карьерным ростом. Ребята мало общаются друг с другом, живое общение и подвижные игры во дворе заменил компьютер, телевизор и т.д.

Огромную важность приобретает воспитание с самого раннего детства качеств толерантности у каждого члена общества. Толерантность в переводе с английского - это возможность услышать другого, понять иного. Иногда толерантность переводится как «терпимость» в значении терпимости по отношению друг к другу.

Толерантность - искусство жить рядом с непохожими на тебя людьми, способ решения конфликтов, искусство цивилизованного компромисса. Насколько успешно сумеют наладить взаимодействие и совместную жизнь люди, придерживающиеся различных, зачастую противоположных норм и ценностей, настолько проще будет справиться с любыми глобальными проблемами.

В школу приходят дети разных национальностей, из разных семей с разным социальным статусом, с разными материальными возможностями. Необходимо научить младших школьников уважать не только себя, но и тех, кто рядом.

В процессе воспитательной работы ставлю перед собой следующие задачи:

- воспитание личности, которая осознаёт достоинство человека;

- воспитание терпимости (сам по себе высокий и полезный принцип толерантности нуждается в правильном понимании: это не означает терпимости к злу и преступности);

- воспитание гуманности;

- формирование умения разрешать конфликты ненасильственным путём.

В начальной школе формирование толерантного отношения к окружающим людям имеет своей целью воспитание у младшего школьника чувства уверенности в себе и уважения самого себя и других. Трудно переоценить значение рассказов, из которых дети извлекают уроки и нравственные выводы. Именно, читая, их мы обращаем внимание детей на добрые дела и поступки.

Воспитанию доброго отношения к одноклассникам способствует участие в совместных делах класса (конкурсы, игры, соревнования, которые развивают воображение). Обязательно участие во всех мероприятиях, как мальчиков, так и девочек.

В классе нередко случаются конфликты. Классному руководителю необходимо всегда подчёркивать мысль о том, что любая проблема разрешима. Для разрешения конфликтных ситуаций необходимо:

1. Определить проблему; обсудить с детьми, которых коснулась эта проблема, их поведение.

2. Оставаясь нейтральным, дать возможность высказаться всем участникам конфликта, никого не прерывая.

3. Продумать ряд решений, узнать у детей, как они смогли бы разрешить проблему.

4. Обосновать решения.

5.Добиться согласия по выбранному решению.

6.Выполнение решения.

Необходимо научить детей принимать друг друга такими, какие они есть. Критика должна быть конструктивной. Данная критика не может быть направлена на конкретную личность, она должна быть обращена к трудной ситуации. Нельзя навешивать ярлыки «ты неумеха», « ты лентяй» и т. п. Такая обобщенная критика унижает достоинство ребёнка, и он отказывается от решения трудных для себя задач.

Методические и игровые приёмы.

«Утро начинается с улыбки» 
Каждый день в начале первого урока предлагаю детям посмотреть друг на друга поздороваться и улыбнуться. Это прекрасный заряд настроения, а с таким зарядом и работа спорится.

«Почта дружбы»
Дети пишут друг другу письма. Два раза в неделю почтальон разносит их адресатам. (Развивает умение и желание общаться, стеснительным детям гораздо легче выразить свои чувства и мысли на бумаге, чем посредством устной речи)

«Обида»
Каждый ребёнок иногда испытывает обиду. Совместно с детьми выработали такое правило (способ избавления от чувства обиды):
«Ты обиду не держи, поскорее расскажи»
« Дружеская мойка»

Дети выстраиваются в два ряда на большом расстоянии друг от друга. Один ребёнок проходит между рядами (через «мойку»), другие дети поочередно пожимают ему руку, дружески похлопывают по спине, одновременно произносят слова похвалы, симпатии, поощрения (в результате такой «мойки» появляется сияющий, радостный и счастливый ребёнок). Целесообразно, пропускать через «мойку» 1-2 человек в день.

«Мусорное ведро»

Учитель ставит на середину класса небольшое ведёрко и предлагает детям порассуждать. Зачем человеку нужно мусорное ведро и почему необходимо постоянно освобождать его от мусора. Потом детям предлагается представить себе жизнь без мусорного ведра, кода мусор постепенно наполняет комнаты, становится тяжело дышать, передвигаться, люди начинают болеть. Но ведь также и с чувствами. У каждого из нас скапливаются чувства, часто ставшие ненужными и бесполезными. И некоторые любят копить эти чувства, например, копить свои обиды или страхи. Предлагаю детям выбросить ненужные обиду, гнев, страх в «мусорное ведро». Для этого дети на листочках бумаги записывают чувства, от которых они хотят освободиться, например: «Я обижаюсь на …», «Я злюсь на…», «Я боюсь…». Затем сворачивают листочки комочками, выбрасывают в мусорное ведро, а дежурный выносит это ведро в мусорный ящик (таким образом, дети учатся справляться с чувством обиды, гнева)

«Сюрприз для победителя»

Ребёнок, победивший в каком-либо конкурсе, будет вдвойне рад, если его одноклассники поздравят его от души. Для этого ребёнка, обязательно придумываем и исполняем какой-нибудь концертный номер.

« Тренируем эмоции»
Школьники должны попробовать:
- нахмуриться как осенняя туча; рассерженный человек; 
-улыбнуться, как хитрая лиса; как радостный ребенок; 
-позлиться, как человек, которого ударили;
-испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу.
Научившись понимать чувства других, ребенок научиться бескорыстию, взаимности и будет благополучен в общении. 

Для формирования качеств толерантности очень полезно знакомство с образом жизни, традициями, ценностями других народов. В данном случае посещаем историко-этнографический музей, картинную галерею.

Кроме того, в начальной школе родители ещё достаточно легко идут на контакт с классным руководителем. Поэтому, я организую, семейные вечера в классе, где в атмосфере человеческого тепла и взаимной щедрости воспитывается желание подарить людям радость. Одним из первых вечеров может быть встреча под названием «В кругу друзей», где каждая семья представляет себя: членов семьи, их фото, любимые песни, стихи, блюда, рассказы о семейных традициях.

В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеёмся над ними? Потому что мы боимся их, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Проявлять толерантность - это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, строить мирное будущее.