Проведение диагностических работ по выявлению освоения обучающимися метапредметных результатов обучения
В начале своего выступления, я бы хотела обратиться к проблеме ключевой компетентности ФГОС: «Научить детей учиться», Чему учить? Метапредметные результаты. Что это?
В соответствии с ФГОС общего образования определение метапредметных результатов определяется как универсальные учебные действия плюс межпредметные понятия.
Как учить? Это, в первую очередь применение различных технологий, методов и средств обучения в рамках учебного занятия. Вспомним основные аспекты учебного занятия?
Учебное занятие – это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) педагога и обучающегося, включающая содержание, формы, методы и средства обучения, систематически применяемая для решения задач образования.
Дидактические модели учебного занятия (урока) характеризуются:
целью, объединяющую модель в целое;
характером учебного занятия (информационный, мотивационный, диалогический, проектный);
составляющими элементами учебного занятия (организационный момент, подготовка к восприятию темы, целеполагание, объяснение темы, закрепление, подведение итогов урока);
характером взаимосвязей и взаимозависимостей элементов учебного занятия;
режимом проведения учебного занятия
На фрагменте урока по теме: «Клетка», которую мы изучаем в 5 классе на примере растительной клетки и в 7 классе на примере животной клетке я попрошу вас построить дидактическую модель урока, целью которого является формирование метапредметных универсальных учебных результатов.
Итак, существует ряд подходов при изучении данной темы:
использование виртуальной лаборатории (Наглядная биология/Виртуальная лаборатория/Virtulab),
лабораторная работа с использованием образовательного комплекса 1С: Школа. Биология. 7 класс.
лабораторный практикум с использованием готовых микропрепаратов и в идеале лабораторный практикум по приготовлению микропрепарата кожицы лука.
На уроке детей можно разделить на группы и использовать вариативность по интересам: увлеченным биологией нужно предложить самим приготовить микропрепарат, пассивным поработать с готовыми микропрепаратами, склонным к информационной среде, а это большинство, детей зайти на сайт.
В целях рационального использования времени моего выступления мы рассмотрим первые два варианта. Работая в группах, я предлагаю вам зайти на сайт: «Виртуальная лаборатория» в раздел Биология 7класс, другие участники группы рассмотрите готовый микропрепарат кожицы лука по большим и малым увеличением.
В обоих случаях мы видим одно и тоже изображение. Сразу же обращаем внимание, что в световой микроскоп мы видим только клеточную оболочку и ядро.
Давайте определим увеличение микроскопа с помощью которого мы видим изображение. Это можно рассчитать следующим образом: увеличение микроскопа = увеличение окуляра * увеличение объектива
При большом увеличении мы получили увеличение в 400 раз (40*10), при малом в 100 раз (10*10).
В 5 классе мы обращаем внимание на основные компоненты растительной клетки: клеточная оболочка, ядро, пластиды, вакуоли с клеточным соком.
Для ориентации в мире таких сложных биологических терминов я предлагаю учащимся следующий прием.
С чем можно сравнить компоненты растительной клетки на всероссийском уровне (страна), на муниципальном уровне (город Льгов)
№ п.п.
Органоид клетки
Функции
Всероссийский уровень
Муниципальный уровень
1.
Ядро
Главный компонент клетки, регулирует все процессы, обеспечивает хранение наследственной информации
Правительство России, (Москва, Кремль, Путин В.В.)
Администрация
г. Льгова
2.
Клеточная оболочка
(стенка)
Поддерживает определенную форму клетки, защищает клетку, осуществляет транспорт веществ из клетку и наоборот
Границы страны, федеральная таможенная служба пост ДПС
г. Льгова
3.
Хлоропласты
Фотосинтез- синтез углеводов, содержащих пигмент жизни зеленого цвета-хлорофилл)
Крупнейшие синдикаты по производству кондитерских изделий
(ленные богатства страны)
Кондитерские мастерские, пекарни города
4.
Вакуоли
Органоид с клеточным соком, содержащим питательные вещества и продукты жизнедеятельности клетки
Крупнейшие промышленные и продовольственные базы
Супермаркеты города
В 7 классе материал более сложный. Рассматривая, органоиды животной клетки, остановимся на некоторых из них, работая в группах, найдите соответствие между функциями органоида и ассоциируйте их с понятиями на всероссийском и муниципальном уровнях (Приложение 1.):
№ п.п.
Органоиды клетки
Функции
Ассоциаци
Всероссийски уровень
Муниципальный
уровень
Цитоплазма
Обеспечивает сообщение и внутриклеточный транспорт веществ в клетке
Транспортная система страны (железные и автомобильные дороги, морской и речной транспорт)
Автобусы, маршрутное такси города
Рибосомы
Осуществляют синтез белка
Комбинаты пищевой промышленности по производству мясной, молочной, кондитерской промышленности
Сеть пищевых объединений
Митохондрии
Энергетические станции, обеспечивают синтез АТФ
АЭС, теплоэлектростанции, гидроэлектростанции
Парогазовая электростанция г. Льгова
Лизосомы
Внутриклеточное переваривание за счет расщепления высокомолекулярных веществ
Мусороперерабатывающие комбинаты
Муниципальные жилищно-коммунальная служба города
Аппарат Гольджи
Накопление белков, жиров и углеводов
Оптовые продовольственные базы
Супермаркеты города
Осуществляя проверку, видим, что все дети справились с заданием. При рассмотрении данной темы, обращаю внимание детей не только на спектр сложных биологических терминов, но и правильное их написание, например: словарные слова- энергия, объектив, аппарат; проверяемые гласные: ядро (ядра), окуляр (око), правильное написание буквы «и» после «ц» цитоплазма (исключая, «цыган подошел к цыпленку на цыпочках и цыкнул цыц»
На дом я предлагаю учащимся составить схему: «Государство клетка» или «Город клетка»
А теперь вернемся к проблемным вопросам, поставленным в начале моего выступления, работая в группах.
Первый вопрос: Чему учить?
Метапредметные результаты = УУД + межпредметные понятия
Какие метапредметные результаты можно сформировать в рамках данного занятия, исходя из таблицы детализации (Приложение 2).
Детьми отмечено, что осуществили связь с географией, историей, обществознанием, математикой, русским языком. Можно сформировать такие метапредметные результаты, зашифрованные в таблице как:
МР 6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
МР 7.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
МР 11. 11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами
Переходим ко второму вопросу: Технологии, методы и средства обучения в рамках учебного занятия
Какой прием был использован?
Коллегами отмечено, что был использован прием аналогий или «ассоциативный ряд».
На каких еще уроках биологии можно применить данный прием и с какими учебными предметами это можно связать:
-«Диффузия»: газообмен в клетках и тканях
-«Осмос»: избирательная способность клеточной мембраны; процесс засаливания пищи
-«Опорно-двигательная система»: статическая работа-работа, связанная с удержанием определенной позы или груза, динамическая работа-работа, связанная с перемещением груза или тела в пространстве, амплитуда мышц- размах движений, связанный с длиной мышц, а сила мышц зависит от поперечного сечения мышечного пучка
-«Химический состав клетки»- элементы-органогены (углерод, водород, кислород, азот, сера, фосфор)
«Строение атома» - грецкий орех (ядро и ядрышко)
«Единица измерения драгоценных камней карат»- дерево каратина силиква, косточка плодов которого (их также называют царьградскими рожками) весит ровно 0.2г. Этот точный вес косточки имеют всегда: в любой год и на любом дереве. Поэтому ювелиры древности и применяли для своих весов такие гирьки. Так, можно предложить подсчитать массу в граммах алмаза Орлова, который блистает на скипетре нашего государства, если известно, что он весит 300 карат тут же и связь с математикой.
«Бинарная номенклатура» - бинарное название в систематике и бинарные химические соединения
-«Земноводные»- двойственность с позиций химии амфотерные соединения, тут же и связь с историей амфитеатр, амфора и физика- амфибия - плавающее и сухопутное средство передвижения
- «Гомогенные и гетерогенные смеси»: связь с гомогенными и гетерогенными организмами
-«Массовая для растворенного вещества» -приготовление растворов и расчет процентного отношения веществ
«Антонимы и синонимы»: мышцы синергисты и антогонисты
-Функциональная сердечно-сосудистая проба (определение ЧЧС), определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки, построение вариационного ряда и вариационной кривой-расчет по формулам и построение графиков; расчеты задач по генетике.
Попрощу и вас привести свои примеры
Третий вопрос: Для чего учить?
-Предлагаю составить кластер - ценности (Я), коллегами была составлена схема:
для жизни
самоопределение
Я самореализация
достижение цели
Таким образом, мы подошли к выводу, что основой формирования метапредметных УУД является формирование всесторонне развитой гармоничной личности, способной мобилизоваться и быстро приспосабливаться к меняющемуся миру современности.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БАНИЩАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Льговского района Курской области
307724 с.Банищи
Тел. 8(47140)97-2-32
E- mail:[email protected]
Доклад
На тему:
«Проведение диагностических работ по выявлению освоения обучающимися метапредметных результатов обучения»
Подготовил: учитель биологии
1 квалификационной категории
Алмосова Наталья Ивановна
МБОУ «Банищанская СОШ»
2017г.