Доклад на родительском собрании.
ТЕМА:
Общие требования к выпускнику начальной школы.
Модель ученика.
Княжиха
2016 год
«Модель выпускника» начальной школы — это предполагаемый результат реализации образовательной программы ФГОС, общий ответ на вопрос о том, какой «продукт» должен получиться в результате деятельности педагогического коллектива на каждой из ступеней образования.
«Модель выпускника» является ориентиром для построения образовательного процесса, согласования деятельности различных ее звеньев и структур, проектирования индивидуальных образовательных маршрутов.
Нормативно-правовой базой создания модели выпускника школы являются: Конституция Российской Федерации;
Закон «Об образованиив Российской Федерации»;
Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10 2009 г. № 373, образовательная программа ОУ.Таким образом, модель выступает как норматив.
Выстраивая образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника – это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа.
Формирование личности не является следствием лишь школьного воспитания, оно зависит от генетических предпосылок и воздействия дошкольного времени, влияния средств массовой информации, а, главное, воспитания в семье. Поэтому воспитание, образование и развитие возможно только совместными усилиями школы и семьи.
Современному обществу нужен человек, способный к самообразованию, к самостоятельному приобретению новой информации, способный принимать верные решения, поэтому развитие ребенка с помощью школы строится через самореализацию, самообразование, самоопределение и саморазвитие.
Роль педагогов нашей школы в формировании личности ребенка можно определить следующими словами: педагогическая помощь, поддержка и продвижение.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако в Стандарте определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое.
В ФГОС НОО определен портрет выпускника.
Когда мы выстраиваем свою работу по созданию модели выпускника, то прежде всего сравнили портрет выпускника начальной школы и портрет выпускника основной школы. И в ходе сравнения определили, что…
Определен «портрет» выпускника начальной школы:
-любящий свой народ, свой край и свою Родину;
-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
-владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Портрет выпускника начальной и основной школы по ФГОС |
Портрет выпускника начальной школы | Портрет выпускника основной школы | любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. | любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; -умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; -социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; -уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; -осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; -ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человекав интересах устойчивого развития общества и природы | |
|
Главная цель начального образования в нашей школе– сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физического и психического развития, формирование умения учиться.
Каким должен быть выпускник начальной школы, какие качества необходимо у него сформировать, чтобы сохранить его стремление учиться, развить потребность самостоятельно учиться и творчески решать различные познавательные задачи, обеспечить условия для успешного обучения в основной школе? Какова «модель» выпускника начальной школы?
Выпускник начальной школы должен:
1. Освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками).
2. Овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.
3. Освоить способы деятельности (познавательную, речевую, алгоритм работы с информацией, порядок организации деятельности: установление последовательности действий, выполнение инструкций, определение способов контроля, определение причин возникающих трудностей, нахождение и самостоятельное исправление ошибок и др.).
4. Овладеть основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления.
5. Сформировать потребность самостоятельно учиться, желания учиться, понимания взаимосвязи явлении внешнего мира.
6. Овладеть основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Родители, отдавая своего ребёнка в начальную школу, ориентируются не только статус школы, систему обучения, но и на личностные качества педагога. Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок учился в современных, комфортных условиях, а учитель был не только профессионалом, но и интересной творческой личностью. В их понимании результат обучения - это база знаний, которая позволит ребёнку успешно учиться на последующих ступенях обучения, а также сохраненное здоровье.
Выпускник начальной школы, кроме усвоения основной программы, должен быть положительно мотивирован на дальнейшее обучение.
Учителя начальных классов нашей школы формируют у обучающихся умение учиться и способность к организации своей деятельности, самостоятельному поиску и усвоению информации, умения проявлять творческий подход при решении поставленных задач.
Обязательно должно быть сотрудничество между учителями начальной школы и среднего звена.
Выпускник начальной школы должен быть готов к обучению в среднем звене. А готов к этому он будет, если будет здоров. С современными образовательными технологиями это возможно. Он должен уметь самостоятельно добывать знания, быть воспитанным, коммуникативным, творческим и с желанием идти в школу.
Учителя начальных классов учат детей не только писать, читать и считать, но и прививают им потребности к самостоятельному добыванию знаний. Наши педагоги способствуют формированию у учащихся потребности развития своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных, физических возможностей.
Мы осознаём, что каждый ребенок имеет свой индивидуальный и неповторимый образ, и помогаем ему в его развитии.
- Какими же ключевыми компетенциями должны обладать выпускники
начальной школы?
Обладать компетентностью - значит иметь определенные знания, быть осведомлённым в чём-либо, в какой-либо сфере.
В начальной школе мы выделяем компетенции:
1. Учебно- познавательные. ( Ученик добывает знания непосредственно из окружающей действительности, владеет приёмами решения учебно-познавательных проблем, действий в разных (нестандартных ) ситуациях. Например,4класс. Окружающий мир. Тема «Природная зона-тундра». Обобщающий урок.
Весь класс превращается в научную станцию. Идёт самостоятельная исследовательская работа уч-ся. Дети делятся на группы: ученые-географы, ботаники, экологи,зоологи. Перед каждой группой стоит определенная задача, которая изложена в карточках «помогайках». Защищают свои мини-исследования в конце урока, используя рисунки, фотографии, рефераты. В процессе таких заданий мы развиваем познавательный интерес, учим выбирать из общего материала главное и приводить в систему.
2. Ценностно - смысловые компетенции. (Связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение.)
Например, по плану воспитательной работы в 4 классе проводилось открытое школьное мероприятие « Я и мои права» Ребёнок должен знать права и свои обязанности, быть уверенным в себе, иметь собственное достоинство.
3. Коммуникативные компетенции. (Навыки владения работы в группе, коллективе с различными социальными ролями.Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, заявление заполнить анкету, задать вопрос, вести дискуссию)
Например, на уроке математики в 4 классе работают консультанты. Они проверяют сделанную работу на своём ряду, исправляют ошибки. Такой вид деятельности развивает у детей взаимопомощь, взаимопроверку, навыки работы в группах.
4. Остановлюсь ещё на одной ключевой компетенции, связанной с трудовой деятельностью. За период обучения с 1-4 класс учащиеся приобретают начально - технические знания; умения и навыки по изготовлению изделий из различных материалов; навыки самообслуживания.
Урок трудового обучения.Тема: «Изготовление модели ракеты». Учащиеся работают в парах, получая инструкционную карту последовательности изготовления ракеты. Дети поэтапно выполняют работу.
Дизайн ракеты придумывают сами. В процессе таких заданий обогащается трудовой опыт детей; развиваются навыки и умения конструирования.
5. Информационные компетенции
Владение современными средствами информации ( телевизор, телефон, компьютер, принтер) и информационными технологиями...( аудио- и видеозапись, Интернет..)
Метод проектов по своей дидактической сути нацелен на формирование способностей, обладая которыми выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменениям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора. Проектная деятельность в школе является эффективным инструментом формирования самых различных видов компетенций, а также полной совокупности компетенций – функциональной грамотности.
Работа над проектами многое даёт учащимся. Это и активная мыслительная деятельность, и развитие познавательной и социальной активности, и заинтересованность в обучении, и расширение кругозора, и возможность осознанно получать знания и использовать их. Кроме того, школьники учатся работать над проблемой, обретать навыки сбора и обработки информации, умения и навыки исследовательской деятельности, учатся применять знания. Проектная деятельность дает ученикам и возможность сотрудничать с учителем, обсуждать и предлагать свою точку зрения.
Проекты запланированы в течение всего года практически по всем предметам школьной программы. Дети с удовольствием выполняют эти работы. Им нравится открывать для себя и своих одноклассников что-то новое, быть исследователями неизвестного для них материала.
6. Здоровьесберегающие компетенции.
Знание и соблюдение норм здорового образа жизни; знание и соблюдение личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность в выборе образа жизни.
Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.
К четвертому классу у большинства детей уже складывается
индивидуальный стиль учебной работы, намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше. Это зависит от особенностей детей, их работоспособности, специфики познавательного развития, переработки информации, неодинакового интереса к различным учебным предметам и т.д.
Несмотря на некоторые индивидуальные особенности выпускника начальной школы, к концу его обучения в начальном звене, должны быть сформированы следующие основные компоненты его ведущей деятельности – учебной:
- достаточно высокий уровень овладения учебными навыками и действиями;
- умение действовать по алгоритму, применять приобретенные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях, логически мыслить, использовать операции анализа и синтеза, строить умозаключения и делать выводы, воспринимать и удерживать в памяти необходимую информацию (особенно данные умения развивались в ходе учебного курса «Информатика» во 2-3 классах);
- развитие познавательной сферы должно соответствовать уровню, актуальному возрастным нормам;
- обладать достаточно развитым мышлением и нормальным уровнем интеллектуального развития;
- нормальный или высокий уровень учебной мотивации, сформированные учебно-познавательные мотивы;
- наличие сформированного контроля и самоконтроля;
- наличие положительной самооценки;
- хорошо развитую и в соответствии с возрастом стабильную эмоциональную сферу.
Особое место в психологическом портрете нашего выпускника занимает формирование его коммуникативной компетентности, так как при переходе в среднее звено ведущей деятельностью становится общение. Формировать эту компетентность помогает курс «Юный филолог», который ведётся в начальной школе, начиная со второго класса.
Важнейшей линией в портрете выпускника являются и социально значимые качества, прежде всего присущие гражданину: уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой. Т.е. уже на этапе младшего школьного возраста мы стремимся заложить первые “кирпичики” высших чувств – патриотизма, гуманизма, трудолюбия. Помогает в этом учебный курс ОРКСЭ «Основы мировых религиозных культур», который преподается в четвёртом классе, кружки по внеурочной деятельности «Люби и знай свой край», «Туристы-краеведы».
Именно в начальной школе проявляются первые способности, склонности, интересы, резервные возможности ребенка, поэтому очень важно именно на этом этапе создать для каждого ребенка ситуацию успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой, необходима положительная эмоциональная оценка любого достижения ученика. Методическое Объединение учителей начальных классов в течение всех четырёх лет обучения привлекает учащихся к участию в различных конкурсах, выставках, олимпиадах разного уровня. География этих конкурсов очень широка и разнообразна. Среди выпускников нашего Центра нет ни одного ученика, который не принял бы участие хотя бы в одном из предложенных конкурсов. Как свидетельство этого – портфолио учащихся, копилка их достижений и успехов.
Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За ее пределами ребенок может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе. Выпускники начальной школы посещают кружки, музыкальные и художественные школы, спортивные секции. В этом направлении учителями начальных классов проводится большая работа по пропаганде внеурочной деятельности среди учеников и их родителей через посещение творческих детских центров, приглашение специалистов в школу и т.д. Многие дети добиваются в этой деятельности хороших результатов.
Модель выпускника начальной школы МОУ Медянской СШ-филиал Княжегорская ОШ в нашем случае отражает Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, специфику ОЦ как образовательного учреждения и состоит из следующих направлений:
нравственный потенциал;
познавательный потенциал;
коммуникативный потенциал;
эстетический потенциал;
физиологический потенциал.
Нравственный потенциал
Любящий родной край и свою страну.
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
Познавательный потенциал
Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.
Владеющий основами умения учиться.
Умеющий высказывать свое мнение.
Коммуникативный потенциал
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера.
Умеющий высказывать свое мнение.
Эстетический потенциал
Способный к эстетическому восприятию предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, имеющий личностное (собственное, индивидуальное) эмоционально окрашенное отношение к произведениям искусства.
Физиологический потенциал
Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Как соотносятся качества личности, заложенные в портрете выпускника с универсальными учебными действиями?
В портрете выпускника начальной школы представлены результаты:
Личностные(самоопределение, смыслообразование, нравственно – этическая ориентация).
Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Соотношение качеств личности в портрете выпускника начальной школы с личностными УУД.
Личностные УУД | Качества личности в портрете выпускника начальной школы |
Самоопределение (внутренняя позиция, «Я – концепция», гражданская идентичность, самоуважение и самооценка) | Любящий свой край и свою страну Уважающий и принимающий ценности семьи и общества |
Смыслообразование (мотивация (учебная, социальная), отношение: к себе, школе, социуму, границы собственного знания и «незнания») | Любознательный, интересующийся, активно познающий мир. Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих |
Нравственно – этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, оценка своих поступков) | Уважающий и принимающий ценности семьи и общества |
Когда мы распределим и соотнесем качество личности, прописанное в портрете выпускника начальной школы с личностными действиями, станет понятно, где, как и при каких условиях мы можем помочь ребенку сформировать эти качества.
Соотношение качеств личности в портрете выпускника начальной школы с метапредметными УУД.
Метапредметные УУД | Качества личности в портрете выпускника начальной школы |
Регулятивный компонент (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность). | Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой. Владеющий основами умения учиться. |
Познавательный компонент (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность). | Владеющий основами умения учиться. Умеющий высказывать свое мнение. |
Коммуникативный компонент (навыки сотрудничества, речевая деятельность). | Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера. Умеющий высказывать свое мнение. |
Результаты обучающихся, освоивших основную образовательную программу НОО предполагают усвоение еще и предметных действий:
Предметные (опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию, применению; система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе научной картины мира)
Модель выпускника начальной школы МОУ Медянской СШ-филиал Княжегорской ОШ в нашем случае отражает Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, специфику ОЦ как образовательного учрежденияи состоит из следующих направлений:
нравственный потенциал;
познавательный потенциал;
коммуникативный потенциал;
эстетический потенциал;
физиологический потенциал.
Нравственный потенциал
Любящий родной край и свою страну.
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
Познавательный потенциал
Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.
Владеющий основами умения учиться.
Умеющий высказывать свое мнение.
Коммуникативный потенциал
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера.
Умеющий высказывать свое мнение.
Эстетический потенциал
Способный к эстетическому восприятию предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, имеющий личностное (собственное, индивидуальное) эмоционально окрашенное отношение к произведениям искусства.
Физиологический потенциал
Выполняющийправила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Формирование модели выпускника начальной школы требует от учителя повышения профессионализма в следующих направлениях:
Базовыми технологиями образовательного процесса должны стать:
Информационные технологии
Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)
Технология, основанная на реализации проектной деятельности
Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения.
На развитие личностных качеств направлена внеурочная деятельность школы. Она предполагают работу с обучающимися. От 3 до 5 часов в неделю мы проводим следующие занятия: «Школа Волшебников», «Голубая планета», «Модульное оригами» ,бисероплетение, и др.
Мы будем очень рады, если выпускники нашей школы научатся понимать и применять в жизни такие понятиями:
«хочу учиться»;
«учусь успеху»;
«контролирую ситуацию»;
«учусь оценивать»;
«думаю, говорю, делаю сам»;
«всегда на связи»;
«в здоровом теле здоровый дух».
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система оценивания достижений учащихся. НО не будут подлежать оцениванию ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.), характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.), индивидуальные психологические характеристики выпускников начальной школы.