Доклад на тему:
Обзор учебников и методической литературы по технологии.
Учитель технологии МКОУ «СОШ» с.п. Этоко
Бижев Аскер Азарталиевич.
22.08.2015г.
Социально-экономические изменения в стране, быстрый рост наукоемких технологий приводят к тому, что приобретенные знания и навыки быстро устаревают. Сегодня обществу нужны специалисты, способные приобретать знания по мере необходимости, умеющие быстро адаптироваться в новой обстановке, находить проблемы, потребности людей, выдвигать идеи, оценивать технические возможности и экономическую целесообразность их воплощения, уметь претворять их в жизнь в сфере промышленности, в сфере услуг и бизнеса, оценивать промежуточные и окончательные результаты своей деятельности. Современное производство с его разделением труда и коллективной ответственностью за его результаты, изменило психологию работника, произошла переориентация ценностей, снизился уровень культуры труда, причем, как физического, так и умственного. Необходимо больше внимания уделять нравственному воспитанию в процессе изучения образовательной области «Технология», формировать новую трудовую этику, развивать общечеловеческие ценности: трудолюбие, добросовестность, творческое отношение к делу, ответственность за результаты своего труда, навыки самоконтроля и самооценки.
Существенную роль в решении проблем, стоящих перед обществом и личностью должно сыграть образование.
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества.
Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим учреждением самостоятельно. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок (формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся).
Особая роль в формировании и всестороннем развитии личности и подготовки ее к самостоятельной жизни на благо общества принадлежит трудовому и профессиональному обучению. Для этого в учебном плане общеобразовательных школ 24 марта 1993 г. на базе предмета «Трудовое обучение» появилось образовательная область «Технология».
Многие ученые работают над разработкой концепции образовательной области «Технология», содержанием программы и методическим обеспечением: В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев, М.В. Ретивых, Н.В. Матяш, М.Б. Павлова, В.А. Поляков, П.Р. Атутов, И.А. Сасова, С.Н. Чистякова, П.Н. Андрианов, В.М. Казакевич, и др.
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
■ формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;
■ освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
■ формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
■ овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
■ овладение обще трудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
■ развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
■ формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
■ воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
■ профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
Я, как и большинство учителей технологии, занимаюсь по УМК, разработанному Симоненко В.Д., который учитывает мировой и отечественный опыт личностно-ориентированной педагогики и сохраняет опыт традиционного трудового обучения, придавая ему более развивающий характер. Обучение по предмету формирует у выпускника систему обще трудовых и специальных знаний и умений: от поиска потребностей общества в той или иной продукции или услуге, оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности выполнения работ, поиске идеи и технологии ее воплощения, выполнении идеи в материале, до оценки промежуточных и окончательных результатов своей деятельности, развивает инициативность и творческие способности личности.
Освоение учителем программы технологического образования требует от него не только знания содержания программы и методов обучения, но и перспективного и оперативного планирования отдельных занятий с учетом личных возможностей, учебно-материальной базы, уровня способностей и подготовленности учащихся и т.д. Авторским коллективом ВНИК Технология: В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых, H.J1. Бронников, Н.В. Матяш и др. выпущены учебники «Технологии» с 1 по 11 классы, издана методика проведения занятий по технологии.
Разные условия (личностные, материальные, региональные и др.) требуют разных вариантов, возможности выбора. Необходим поиск альтернативных вариантов программ и методик проведения занятий, обеспечивающих этот выбор в рамках единого образовательного пространства и адаптивность к местным условиям.
В процессе реализации данной программы возникают некоторые трудности и противоречия.
1. Использование на уроках технологии комплексного обучающего метода проектов начинается со 2-го класса и предполагает, чтобы учащиеся имели определенную графическую подготовку. Однако на практике не ведется целенаправленной систематической работы по формированию у школьников 2-4 класса графической грамотности и графической культуры. В школах России графику преподают в основном в 7-9 классах, иногда в 10-11 классах. Уровень начальной графической подготовки при переходе в 5 класс низкий. Дети не умеют в достаточной мере различать графические изображения и условные обозначения на них, правильно проводить линии разной толщины, строить прямоугольники с помощью угольника и линейки на нелинованной бумаге, определять форму развертки конусов, цилиндров, пирамид, строить правильные многоугольники, откладывать размеры в миллиметрах.
Причины отсутствия у младших школьников графических знаний, умений и навыков заключаются в следующем:
-уроки технологии в начальной школе ведут, как правило, учителя, не имеющие технологической, в том числе графической подготовки. Опросы и анкетирование учителей начальной школы показывают, что большинство из них сами не могут прочитать простейшие чертежи, правильно определить форму разверток геометрических тел;
- количество часов, выделяемых начальной школе на графику в курсе «технология» настолько мало, что даже графически грамотный учитель не сможет сформировать у учащихся младших классов изложенные в программе графические навыки за 4-6 часов учебного времени;
- во многих образовательных учреждениях учащиеся начальной школы изучают интегрированный курс «Математика и конструирование» по программе МО РФ.
2. Отсутствуют программы и методические разработки для малокомплектных школ, где деление класса на две группы (мальчики, девочки) нецелесообразно. Программы по ведению сельского хозяйства устарели и не удовлетворяют потребности современного села. И в тоже время материально-техническое оснащение многих сельских образовательных учреждений не позволяет вводить в программу изучение многих ремесел, которые могли бы представить интерес как для мальчиков так и для девочек.
3. Современные технологические процессы невозможны без использования компьютера. Программы по технологии включают в себя задачи по использованию ИКТ и имеют приложения в электронном виде. Но не имея соответствующего компьютерного оснащения в кабинете, эти задачи остаются нереализованными.
Обучение учащихся технологии будет эффективным если:
1. Будет разработана программа, учитывающая потребности общества и личности, региональные и местные особенности и разработаны методические пособия для учителя по всем разделам программы обучения учащихся технологии.
2. Будет проводиться диагностика уровня готовности учащихся к освоению навыков в практической, репродуктивной и творческой деятельности, осуществляться целенаправленное развитие зрительной памяти, пространственного представления, воображения и технического мышления, обеспечивающее адаптивность программы к уровню развития детей, повышающее качество знаний, умений и навыков учащихся.