КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
Служба по устройству детей в семью
Доклад на тему:
«Особенности семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»
Подготовила педагог-психолог, дефектолог: Рыбина В.М.
2018г.
Особенности семейного воспитания ребенка с ОВЗ
Современный подход к приемной семье, воспитывающей ребенка с
ограниченными возможностями здоровья, рассматривает ее, как
реабилитационную структуру: приемная семья осуществляет функцию
социализации ребенка, т.к. в ней складываются первые представления о
человеческих ценностях, нормах поведения, характером
взаимоотношений между людьми. В семье дети не только подражают
родителям, но и ориентируются на их социальные и нравственные установки.
Основными целями воспитания и обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья - сформировать навыки самообслуживания,
умения социально адаптироваться , знакомиться с окружающим миром, овладеть навыками культурного поведения. И все это можно сделать в условиях приемной семьи. Во многих семьях не только не созданы адекватные условия для развития детей, но и, напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка.
Причины такого воздействия:
•высокий уровень психической травматизации членов семей вследствие принятия в семью ребенка с ОВЗ;
•отсутствие как мотивов к оказанию помощи проблемному ребенку, так и элементарных психолого-педагогических знаний у родителей;
•непринятие особенностей ребенка;
Потрясение от диагноза, настоятельное и неотложное желание узнать как можно больше; постоянная изматывающая необходимость ухода за больным, прерываемого внезапными кризисами; многочисленные и неотступные денежные проблемы; постоянное столкновение со страданиями ребенка; возможно, супружеские проблемы, отягощенные усталостью и неотступным горем; беспокойство о благополучии других детей; множество проблем, в том числе проблема справедливого распределения в семье времени, денег и забот, — вот с чем приходится иметь дело родителям ребенка с ОВЗ.
Влияние нарушений развития ребенка на родителей
«Ограничение жизнедеятельности – это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью»
Нарушение способности осуществлять ту или иную деятельность может быть от рождения или приобретено позже, может быть временным или постоянным.
Назологии заболеваний у детей с ОВЗ
Умственно отсталые дети
•Воспитание ребенка воспринимается как признак наличия несвойственных человеку характеристик («Он не такой, как все»).
•У родителей такого ребенка окружающие начинают выискивать отклонения от нормы и воспринимать их как психически больных лиц либо как людей с вредными привычками. Родители боятся и стыдятся диагноза их ребенка.
•С одной стороны, несостоятельность умственно отсталых детей заставляет матерей их опекать и контролировать. С другой стороны - проявляется усталость, раздражение, желание наказать ребенка.
Дети с детским церебральным параличом
•Преобладающим стилем воспитания в семьях является гиперопека
•Такое отношение к ребенку сопровождается возникновением у родителей эмоционально-волевых проблем (тревожности, фрустрированности), матери фиксируются на физической и психической беспомощности их детей.
•Среди семей, воспитывающих детей с двигательной патологией, существуют и такие, в которых имеет место эмоциональное отвержение больного ребенка, проявляющееся в жестоком обращении.
Аутичные дети
• Травмирующим фактором, влияющим на эмоциональный статус родителей, является нарушение способности ребенка к установлению адекватного контакта с окружающим социумом и с ними лично.
• Родители тяжело страдают из-за отсутствия потребности у ребенка к адекватному контакту (прижаться, приласкаться к матери или отцу, посмотреть им в глаза, побеседовать). Наиболее страдающая область семейной жизни - семейный отдых. Родители однако с крайней неохотой ходят вместе с ними в такие места, где их видят посторонние.
Дети с ЗПР, осложненной выраженными нарушениями поведения
• Сопутствующие нарушения, возникающие в ряде случаев у детей с психогенной и органической задержкой, вызывают у родителей психопатоподобные расстройства поведения, осложняющие процесс развития ребенка с ЗПР.
• Как правило, психогенная задержка возникает как результат социальной депривации ребенка, когда-либо отсутствует по каким-то причинам семейная среда, либо применение родителями неадекватных моделей воспитания оказывает деформирующее воздействие на детскую личность.
• Искажается коммуникативное взаимодействие с социальным окружением, в первую очередь с самими родителями.
Дети с нарушениями речи
• Нарушение речи или ее полное отсутствие является предпосылкой к возникновению коммуникативного барьера, отчужденности и отгороженности в родительско-детских отношениях.
• Проблемы речевого развития выступают как фактор, снижающий возможности социального общения ребенка. Такой ребенок может рассматриваться родителями как имеющий меньшие социальные перспективы в будущем.
Дети с сенсорными нарушениями
• Для нормально слышащих родителей появление глухого ребенка является фрустрирующим препятствием к установлению социального контакта и межличностных связей. Это влечет за собой искажение внутрисемейных отношений и родительских позиций.
• Предметом особого беспокойства для родителей детей с нарушениями зрения являются трудности пространственной ориентировки детей, транспортная проблема.
• У детей с нарушениями зрения часто формируются инфантильные и эгоистические черты, личностная незрелость, проявляется «эмоциональная глухота» к потребностям родителей. Родительско-детские отношения часто характеризуются как неадекватные.