СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Особенности семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему:

«Особенности семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Особенности семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»»

КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»

Служба по устройству детей в семью













Доклад на тему:

«Особенности семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»















Подготовила педагог-психолог, дефектолог: Рыбина В.М.







2018г.

Особенности семейного воспитания ребенка с ОВЗ

Современный подход к приемной семье,  воспитывающей ребенка с

ограниченными возможностями здоровья,  рассматривает ее,  как

реабилитационную структуру: приемная семья осуществляет функцию

социализации ребенка, т.к. в ней складываются первые представления о

человеческих ценностях,  нормах поведения,  характером

взаимоотношений между людьми. В семье дети не только подражают

родителям, но и ориентируются на их социальные и нравственные установки.

Основными целями воспитания и обучения детей с ограниченными

возможностями здоровья -  сформировать навыки самообслуживания,

умения социально адаптироваться ,  знакомиться с окружающим миром,  овладеть навыками культурного поведения.  И все это можно сделать в условиях приемной семьи. Во многих семьях не только не созданы адекватные условия для развития детей, но и, напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка.

Причины такого воздействия:

•высокий уровень психической травматизации членов семей вследствие принятия в семью ребенка с ОВЗ;

•отсутствие как мотивов к оказанию помощи проблемному ребенку, так и элементарных психолого-педагогических знаний у родителей;

•непринятие особенностей ребенка;

Потрясение от диагноза, настоятельное и неотложное желание узнать как можно больше; постоянная изматывающая необходимость ухода за больным, прерываемого внезапными кризисами; многочисленные и неотступные денежные проблемы; постоянное столкновение со страданиями ребенка; возможно, супружеские проблемы, отягощенные усталостью и неотступным горем; беспокойство о благополучии других детей; множество проблем, в том числе проблема справедливого распределения в семье времени, денег и забот, — вот с чем приходится иметь дело родителям ребенка с ОВЗ.





Влияние нарушений развития ребенка на родителей

«Ограничение жизнедеятельности – это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью»

Нарушение способности осуществлять ту или иную деятельность может быть от рождения или приобретено позже, может быть временным или постоянным.

Назологии заболеваний у детей с ОВЗ

 Умственно отсталые дети 

•Воспитание ребенка воспринимается как признак наличия несвойственных человеку характеристик («Он не такой, как все»).

•У родителей такого ребенка окружающие начинают выискивать отклонения от нормы и воспринимать их как психически больных лиц либо как людей с вредными привычками. Родители боятся и стыдятся диагноза их ребенка.

•С одной стороны, несостоятельность умственно отсталых детей заставляет матерей их опекать и контролировать. С другой стороны - проявляется усталость, раздражение, желание наказать ребенка.

 Дети с детским церебральным параличом

•Преобладающим стилем воспитания в семьях является гиперопека

•Такое отношение к ребенку сопровождается возникновением у родителей эмоционально-волевых проблем (тревожности, фрустрированности), матери фиксируются на физической и психической беспомощности их детей.

•Среди семей, воспитывающих детей с двигательной патологией, существуют и такие, в которых имеет место эмоциональное отвержение больного ребенка, проявляющееся в жестоком обращении.

Аутичные дети

• Травмирующим фактором, влияющим на эмоциональный статус родителей, является нарушение способности ребенка к установлению адекватного контакта с окружающим социумом и с ними лично.

• Родители тяжело страдают из-за отсутствия потребности у ребенка к адекватному контакту (прижаться, приласкаться к матери или отцу, посмотреть им в глаза, побеседовать). Наиболее страдающая область семейной жизни - семейный отдых. Родители однако с крайней неохотой ходят вместе с ними в такие места, где их видят посторонние. 

Дети с ЗПР, осложненной выраженными нарушениями поведения

• Сопутствующие нарушения, возникающие в ряде случаев у детей с психогенной и органической задержкой, вызывают у родителей психопатоподобные расстройства поведения, осложняющие процесс развития ребенка с ЗПР.

• Как правило, психогенная задержка возникает как результат социальной депривации ребенка, когда-либо отсутствует по каким-то причинам семейная среда, либо применение родителями неадекватных моделей воспитания оказывает деформирующее воздействие на детскую личность.

• Искажается коммуникативное взаимодействие с социальным окружением, в первую очередь с самими родителями. 

Дети с нарушениями речи 

• Нарушение речи или ее полное отсутствие является предпосылкой к возникновению коммуникативного барьера, отчужденности и отгороженности в родительско-детских отношениях.

• Проблемы речевого развития выступают как фактор, снижающий возможности социального общения ребенка. Такой ребенок может рассматриваться родителями как имеющий меньшие социальные перспективы в будущем.

Дети с сенсорными нарушениями

 • Для нормально слышащих родителей появление глухого ребенка является фрустрирующим препятствием к установлению социального контакта и межличностных связей. Это влечет за собой искажение внутрисемейных отношений и родительских позиций.

• Предметом особого беспокойства для родителей детей с нарушениями зрения являются трудности пространственной ориентировки детей, транспортная проблема.

• У детей с нарушениями зрения часто формируются инфантильные и эгоистические черты, личностная незрелость, проявляется «эмоциональная глухота» к потребностям родителей. Родительско-детские отношения часто характеризуются как неадекватные.