СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Воспитательный процесс на уроках физической культуры в начальной школе".

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вытупление на школьном методическом объединении учителей физической культуры. Доклад на тему: "Воспитательный процесс на уроках физической культуры в начальной школе"

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Воспитательный процесс на уроках физической культуры в начальной школе".»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Октябрьская начальная школа»












Выступление на школьном методическом объединении

учителей-предметников на тему:

«ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»











Выступление подготовила:

учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

Пономарёва С.Н.











с. Октябрьское,

2022

Воспитание является одной из важнейших составляющих особенностей образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

Урок физической культуры обладает рядом специфических особенностей, позволяющих рассматривать его как возможный фактор воспитания учащихся.

Во-первых, это повышенная двигательная активность, свобода передвижения и возможность устанавливать частые межличностные контакты и общение, что приводит к трудности организации деятельности учащихся, особенно в младших и средних классах.

Во-вторых, повышенный эмоциональный фон, вызванный яркими, глубокими позитивными и негативными эмоциями в случае успеха или неудачи, которыми сопровождается применение соревновательного и игрового методов.

В-третьих, преодоление различных препятствий с проявлением волевых усилий. Как утверждают социальные психологи, занятия физической культурой – это модель быстропротекающих социально-психологических явлений. В связи с этим вклад урока физической культуры в развитие личностных качеств учащихся достаточно существен.

В теоретических исследованиях по проблемам воспитания в последние годы понятие "воспитательное пространство" стали использовать как особый акцент в описанном ранее образовательном пространстве. Ученый С. Д. Поляков выделил следующие компоненты воспитательного пространства:

- содержание урока;

- используемые методы обучения;

- действия учителя и учащихся;

- отношения, возникающие в процессе взаимодействия учитель-ученик, ученик-ученик.

Воспитательное пространство – понятие, которое позволяет учителю осознать механизм реализации воспитательных функций урока физической культуры.

Содержание учебного материала урока физической культуры в основном состоит из двигательных действий, которые приобретают форму физических упражнений. Специфические (объективные) особенности двигательных действий по своему содержанию одинаковы для всех учащихся, выполняющих их, и ведут к образованию примерно одинаковых качеств организма и личности.

Целесообразно подобранные двигательные действия, которые характеризуются оптимальной трудностью, новизной, эмоциональностью, практической значимостью, позволяют формировать необходимые качества.

Например, упражнения, направленные на развитие выносливости, формируют волевые качества через волевые усилия, прилагаемые на стадии утомления.

Занятия физическими упражнениями происходят в условиях изменяющейся внешней (природной) среды. Такие факторы, как рельеф местности, метеорологические условия (дождь, ветер, жара и холод), увеличивают трудность выполнения упражнения и предъявляют повышенные требования к проявлению волевого усилия для достижения цели.

Степень воздействия содержания учебного материала ограничена степенью включенности школьников в учебный процесс, которая во многом определяется методами, используемыми учителем. Метод, по определению Ю. Ф. Курамшина [ТФВ], это - система действий педагога, применение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащихся, обеспечивающую освоение ими двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности.

В связи с этим на уроках физической культуры широко используются современные методы обучения, среди которых игровой и соревновательный методы.

Игровой метод, основу которого составляет упорядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии с образным или условным сюжетом (замыслом, планом игры) – это метод, в котором предусматривается достижение цели многими дозволенными способами в условиях постоянного, и в значительной степени случайного, изменения ситуации. Этот метод характеризуется наличием активного взаимодействия занимающихся, эмоциональностью, что при его применении, безусловно, содействует воспитанию нравственных черт личности: коллективизма, творчества, сознательной дисциплины и т. д.

Игра – сильнейшее средство социализации ребенка (становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу).

Игра дает возможность моделировать разные жизненные ситуации, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессии.

Игра – это пространство самореализации (в котором раскрываются возможные или имеющиеся проблемы у человека и моделируется их снятие).

Игра – деятельность коммуникативная. Она вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений.

Игра – это особое «поле самовыражения».

Игра должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить только развлекательными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.  Игру можно назвать методом воспитания положительного отношения к учению.

Соревновательный метод – это один из вариантов стимулирования интереса и активизации деятельности занимающихся с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо физическом упражнении при соблюдении правил соревнований. На уроке физической культуры он используется чаще всего в элементарных формах. Например, проведение испытаний на лучшее исполнение отдельных элементов техники движений: кто больше забросит в кольцо баскетбольных мячей, кто устойчивее приземлится, кто быстрее преодолеет дистанцию бегом или на лыжах и т. п.

Фактор соперничества в процессе соревнований, а также условия их организации и проведения (определение победителя, поощрение за достигнутые успехи и т. д.) содействуют мобилизации всех сил человека и создают благоприятные условия для максимального проявления физических, интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий, способствуют развитию соответствующих качеств.

Соперничество и связанные с ним межличностные отношения в ходе борьбы за первенство могут содействовать формированию не только положительных (взаимопомощи, уважения к противнику, зрителям и т. п.), но и отрицательных нравственных качеств (эгоизма, тщеславия, чрезмерного честолюбия, грубости). Поэтому необходимы методические приемы, позволяющие целесообразно использовать соревновательный метод [5]. Формирование личности происходит благодаря той деятельности, в которую она включается. По мнению доктора педагогических наук И. Ф. Харламова [6], решающее значение в ее развитии имеют те отношения, которые возникают и упрочиваются в процессе этой деятельности. Именно в деятельности и связанных с ней отношениях изначально коренятся истоки личностного формирования растущего человека. Это означает, что воспитание происходит путем включения учащегося в разнообразные виды деятельности (учебную, спортивную, физкультурно-оздоровительную) и благодаря развитию и укреплению тех отношений, которые возникают в процессе этой деятельности.

Можно привлекать учащегося к занятиям физической культурой, но для формирования глубокого интереса к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности необходимо так организовать ее, чтобы она вызывала положительные эмоции, внутреннее возбуждение и радость. Если переживания будут носить негативный характер (страх, смущение, вызванные реакцией других занимающихся), это не только не будет способствовать формированию интереса к физической культуре, но, наоборот, вызовет отвращение.

Важным условием эффекта воспитывающего, личностно развивающего воздействия урока является учительское поведение, учительская коммуникация. Вызывает ли учитель у школьников своей интонацией, жестами, позой, мимикой, пространственным расположением, передвижением, другими экстра- и паралингвистическими и невербальными средствами чувство безопасности, признания, поддержки достижений или противоположные им: страха, отчуждения, отвержения, неуверенности?

Характер отношений "педагог-учащийся" должен строиться на основе принципов взаимодействия участников учебного процесса:

принцип гуманизации педагогического процесса. Данный принцип реализуется через ряд правил его осуществления:

  • педагогический процесс необходимо строить на полном признании гражданских прав учащегося и уважения к нему;

  • знать положительные качества учащегося и в ходе педагогического процесса опираться на них;

принцип демократизации. Его сущность состоит в предоставлении учащемуся определенной интеллектуальной и нравственной свободы для саморазвития, саморегуляции и самоопределения. Обучение и воспитание эффективны тогда, когда учащиеся проявляют познавательную активность, являются ее субъектами. Это невозможно без определенной "степени свободы" учащегося;

принцип природосообразности (сообразно природе ребенка). Данный принцип предполагает выстраивание процесса обучения в соответствии с внутренним миром, степенью созревания организма, состоянием здоровья (физического, психологического, социального). Таким образом, воспитательный потенциал урока физической культуры реализуется через создание его воспитательного пространства: позитивный образ учителя, развиваемый и подкрепляемый соответствующим поведением и действиями педагога, процесса учебной работы, предметного содержания. Влияние учителя на развитие личности ученика осуществляется не на основе специальных воспитательных задач, а посредством характера общения и отношений, складывающихся при решении собственно обучающей задачи.

Путь совершенствования обучения лежит на трассе совершенствования личности – ребенка и педагога одновременно. Нельзя изменить урок, не совершенствуя свое «я».

Учебно-воспитательный процесс является органическим единством процессов обучения, воспитания и развития. Его сущность заключается в передаче педагогами социального опыта и его усвоением воспитуемыми посредством взаимодействия тех и других. В структуре педагогического процесса в качестве основных компонентов выступают обучение и воспитание.

Направленность учебно-воспитательного процесса вытекает из потребностей общества и общей цели воспитания человека. Исходя из нее, определяются частные задачи и цели обучения и развития, а также его содержание. Цели и содержание – важнейшие компоненты педагогического процесса. Они определяются социальным заказом и являются планируемым результатом педагогической деятельности. Общая цель конкретизируется в педагогических задачах, включающих образовательное, воспитательное и развивающее содержание. Все компоненты учебно-воспитательного процесса тесно взаимосвязаны, поскольку решение образовательных задач невозможно в отрыве от воспитания, а процесс воспитания базируется на создании определенных представлений, опирающихся на определенные знания.

Урок физической культуры является основной формой занятий, которой охватываются в обязательном порядке все учащиеся школы. Уроки физкультуры проводятся по твердому расписанию в определенные дни и часы. Они обеспечивают систематическое изучение того минимума знаний и навыков, который предусмотрен программой и составляет основу для разностороннего физического воспитания учащихся (подвижные игры, гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка). На уроках дети знакомятся с новыми для них видами физических упражнений и играми. Среди физических упражнений, применяемых на уроках физкультуры очень много таких, которые имеют жизненно важное  значение и применяются в повседневной жизни в быту (ходьба, бег, различные прыжки, переноска различных предметов).

Как по содержанию, так и по организации уроки физической культуры имеют специфические особенности. Они проводятся в зале, на площадке, а это создает особые условия для организации детей и проведения урока. Дети на уроках занимаются в специальной форме и в иных температурных условиях. Во время урока им неоднократно приходится менять места для выполнения упражнений и входить в многообразное взаимодействие друг с другом. Уроки физкультуры отмечаются большим многообразием двигательных ощущений, воздействующих на организм учащихся. Все эти особенности усиливают ответственность учителя за проведение урока физкультуры и предъявляют современные требования к уроку.

Исходя из опыта работы остановлюсь на следующих:

  1. Каждый урок физкультуры должен иметь определенные образовательные задачи (хочется остановится на том, что у нас нет «темы урока» в том смысле, какой вкладывается в других предметах, а есть задачи: общие, выполнение которых обеспечивается в процессе всех уроков или серии уроков (например, развитие выносливости); и частные (например, изучение техники отталкивания при прыжках в длину с места)

  2. Оздоровительные задачи, как и воспитательные, решаются на каждом уроке

  3. Одним из наиболее важных вопросов является вопрос о построении урока. Он должен быть построен методически правильно. Построение урока зависит от поставленных задач.

Решение задач на уроке физкультуры часто требует усиленной деятельности организма занимающихся, поэтому к работе организм нужно подготовить, а для этого используется основное физиологическое правило – постепенность и тренировка. Любой урок начинается с построения, далее выполняются ходьба с различными заданиями (особую трудность вызывает выполнение упражнений в медленном темпе), бег в медленном темпе, чередование ходьбы, бега, остановок в различном сочетании. Далее идут О.Р.У. (в движении, с предметами) и хорошо известная учащимся игра, не требующая объяснений.

После того, как проведена подготовка, перехожу к решению основной задачи урока. Часто это совпадает с самым большим напряжением и активностью занимающихся, особенно если задача урока стоит такая как совершенствование техники, например, метания или прыжка и т.д.

После относительно большого напряжения организма и, как правило, повышенного эмоционального состояния учащихся недопустим резкий переход к состоянию покоя. Поэтому я использую упражнения на восстановление дыхания для саморегуляции, упражнения и игры низкой интенсивности, направленные на развитие внимания. В условиях нашей материальной базы, чтобы методически правильно построить урок, приходится учитывать ряд неблагоприятных факторов: маленький зал, не очень приспособленный  для проведения современного урока, недостаток места для размещения инвентаря, необходимого в процессе урока. Все это создает определенные сложности, но я их успешно преодолеваю и стараюсь целесообразно использовать построения, перестроения, передвижения и методы выполнения упражнений в каждой из частей урока (фронтальный, одновременный, поточный, групповой, индивидуальный). Например, в подготовительной части использую выполнение упражнений одновременным и фронтальными способами. В основной части чаще использую индивидуальный способ, особенно при изучении нового материала или на контрольном уроке. Поточный способ использую при совершенствовании различных элементов. Групповой способ применяю в основном на уроках гимнастики. Например, при выполнении упражнений в группировке.

Большое внимание я уделяю использованию методов обучения, основными из которых являются:

Метод передачи знаний словесный и наглядный. Словесный метод должен быть лаконичным и нести конкретную информацию, необходимую в данный момент, и обязательно подкреплен наглядным методом (чаще всего это показ, т.к. наглядных пособий по физкультуре давно недостаточно), т.к. многие дети затрудняются выполнять упражнения после словесного объяснения. Я практикую выполнение знакомых упражнений словесному методу.

Большую трудность вызывает и расчлененный метод практического разучивания упражнений. Легче дается целостный метод. Поэтому нашим ребятам очень  тяжело освоить правильную технику выполнения упражнений (очень трудно научить правильно метать мяч, прыгать со скакалкой). Поэтому очень часто использую метод предупреждения и исправления ошибок. Исходя из опыта, знаю в каком месте возможна будет ошибка и заранее вычленяю эту ошибку, делаю на этом акцент. Например, при прыжках в длину очень распространенная ошибка это приземление на прямые ноги. Обращаю внимание ребят на это, несколько раз прыгаем вверх на месте и приземляемся на согнутые ноги. Затем один прыгает, а все остальные смотрят и следят за тем, как он приземлится. Это заставляет других учащихся сконцентрироваться на правильном приземлении. Также для предупреждения ошибок в технике упражнений использую подводящие упражнения.

Большое место на уроках физкультуры занимает методика развития физических качеств, улучшение телосложения. Большое внимание уделяю совершенствованию правильной осанки, укреплению свода стопы, корригирующим упражнениям, упражнениям на координацию и ориентировку в пространстве. Для повышения качества проведения уроков ЛФК читаю и изучаю специальную литературу, неоднократно обращалась за помощью к специалисту по ЛФК.

Свои уроки стараюсь строить с учетом особенностей наших ребят, нагрузку на уроке стараюсь дать оптимальную в соответствии с возрастными, физиологическими и медицинскими показателями. Ориентируюсь в основном по внешним признакам и самочувствию ребят. Одним из требований к современному уроку, а именно: урок не должен проводится по одному сценарию, приходится пренебречь. Для того, чтобы урок прошел в соответствии с методическими требованиями, необходимо соблюдать постоянные формы проведения урока и менять их не чаще, чем раз в четверть, иначе ученики теряют ориентировку в пространстве и не могут быстро сориентироваться.

Стараюсь проводить свои уроки так, чтобы ученикам было интересно. Думаю, мне это удается. Дети, в большинстве своём, любят физкультуру и на уроках работают с удовольствием.


Литература

1. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / Сост. С. Г. АбрамоваН. Г. Алексеев и др. - М., 1995. - C. 63.

2. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии / С.Д. Поляков. - М., 2003.

3. Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1999.

4. Селиванова Н. Л. Воспитательная система и воспитательное пространство - эффективные механизмы воспитания человека / Н.Л. Селиванова: сб.: Воспитать человека. - М., 2002.

5. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. - М., 2003.

6. Харламов И. Ф. Формирование личностных качеств / И.Ф. Харламов // Педагогика. - 2003. - № 3. - C. 52-59.