Материал для выступления на МО
учителя английского языка ,
Асеевой Татьяны Викторовны
Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков , а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности , определяющие современное образование.
Обязательным требованием ФГОС является сформированность коммуникативной иноязычной компетенции , необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире .
Цели и задачи
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих :
- - речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в 4х основных видах речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование, письмо)
- - языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами
- - социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре и традициям стран изучаемого языка
- - компенсаторная компетенция – развитие умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств
- - учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений
- - развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
Коммуникативные умения и речевые навыки
С принятием стандарта нового поколения меняется отношение к субъекту учебного процесса, он становится центром учебного процесса. В требованиях основной образовательной программы основного общего образования не употребляется термин «должен», а коммуникативные умения и речевые навыки объединены в 2 блока Выпускник научится и Выпускник получит возможность научиться.
Виды речевой деятельности
Выпускник научится
Умения (компетентности учащихся)
говорение
Монологическая речь
* Делать сообщения по теме
* Кратко передавать содержание полученной информации
* Рассуждать о фактах /событиях, приводя аргументы, делая выводы
Диалогическая речь
* Осуществлять запрос информации
* Выражать свое мнение по обсуждаемой теме
аудирование
Выпускник получит возможность научиться
* понимать основное содержания текстов по теме
* выборочно понимать необходимую информации
чтение
• делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
• комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, аргументировать своё отношение к прочитанному/прослушанному;
• кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;
• кратко излагать результаты выполненной работы.
* понимать основное содержания текстов по теме
* выборочно понимать необходимую информации* понять текст полностью
• выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
• отделять в тексте, воспринимаемом на слух, главные факты от второстепенных;
• использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова.
письмо
• читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные в основном на изученном языковом материале;
• догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским/родным языком, по словообразовательным элементам, по контексту;
• пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником.
* делать выписки из текста
* писать короткие
поздравления
* заполнять формуляр
* писать личное письмо
• делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
• составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;
• кратко излагать в письменном виде результаты своей проектной деятельности;
• писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец.
Виды УУД
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, выделяют четыре блока:
- личностный;
- регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
- познавательный;
- коммуникативный.
7
Коммуникативные УУД
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
5
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
управление поведением партнёра
1
4
УУД
3
постановка вопросов
разрешение конфликтов
2
8
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
1
Ученики британской школы будут участвовать в спортивных соревнованиях, возьми интервью у трех своих одноклассников и узнай, в какие виды спорта умеют играть ваши одноклассники, что они умеют делать, определи, в каких соревнованиях, каждый из них может участвовать, и убеди Спортивный комитет взять их на соревнования.
2
Постановка вопросов
На начальном этапе урока для того, чтобы настроить участников на работу, можно использовать упражнения на построение вопросов по схемам.
Возьми интервью у двух своих одноклассников.
3
Разрешение конфликтов
Джим учится в Британской школе, но он очень рассеянный. Помоги ему составить расписание на день, расположив предложения по указанным временам. Затем прочитай расписание одноклассникам.
Управление поведением партнёра
4
Учащиеся разыгрывают диалог «В магазине», затем собеседники оценивают, все ли было понятно в их разговоре, какие ошибки в произношении, грамматике, выборе лексики или построении предложений допустил партнер по общению, какие рекомендации они дали бы друг другу.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
5
а) Построение монологических высказываний
Построение предложений, пересказ от третьего лица, пересказ в отрицательной форме, рассказ о себе (друге), о своем хобби. Также можно отнести проектную деятельность.
б) Аргументация собственного мнения.
Ученик должен рассказать о лучшем друге не называя его, описать так, чтобы остальные догадались, кто это.
Убеди своих родителей купить тебе домашнее животные.
в) Владение диалоговой формой коммуникации.
Ролевые игры: «Журналист», «В магазине игрушек», «В кинотеатре», «В гостях» и т.д
Организация самостоятельной
деятельности обучающихся
4.Развитие коммуникативной компетенции через метод проектов
1. Технология критического мышления на уроках
2.Проблемное обучение как способ развития коммуникативной компетенции
3.Дифференцированное обучение как способ развития коммуникативной компетенции
Варианты упражнений
- Использование невербальных средств общения.
- Приёмы запоминания новых слов
- Упражнения со списком слов
- Работа по цепочке
- Приёмы активизации устной речи
- Поиск недостающей информации
- Плюсы и минусы
- Задания на установления соответствия
Для того чтобы сформировать коммуникативную компетентность вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы , которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей.