Особенности развития ценностных ориентаций у школьников
Ценностные ориентации формируются в течение всей жизни, однако наиболее важным для развития нравственно-ценностных ориентации является возраст 6-12 лет, в котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и самого себя.
С поступлением в школу наступает перелом в условиях развития детей. Весь уклад жизни и ценностей становится иными. У младшего школьника происходит интенсивное формирование качеств личности, обусловливающих возможность новых устремлений и необходимого уровня отношений к действительности.
Главным психологическим новообразованием младших школьников являются развивающиеся основы творческого отношения к действительности, умения ориентироваться в различных формах человеческой деятельности, способности оперировать отвлеченными понятиями, формируются личностные рефлексы.
Через обучение происходит последовательное приобщение младших школьников к нравственным общечеловеческим ценностям.
Концепция нравственного воспитания детей 5-12 лет американского педагога П. Хадсона предполагает ("Классный руководитель" №5, 2013г)
·сознание единства человечества для решения таких проблем, как национализм, расизм, имущественное неравенство;
· единство и разнообразие человечества, уважение и поощрение разных народов и культур в мире;
·многогранность воспитания, совмещение нравственного воспитания со всеми предметами школьного курса;
·участие родителей в разностороннем воспитании детей;
·поступательность нравственного воспитания;
·использование консультаций (создание проблемных ситуаций, как эффективного метода решения проблем);
·признание духовных качеств личности.
Программа начального школьного образования предполагает последовательное достижение возрастающих уровней нравственного развития. Занятия, включенные в программу, разделяются на 3 последовательных курса:
1. достижение мира с самим собой;
2. достижение мира с другими людьми;
3. достижение мира со всем человечеством.
Нравственно-эстетическое воспитание многие авторы считают одним из определяющих для формирования личности школьника. Почему? С.А. Герасимов поясняет это так: "Функцией нравственно-эстетического воспитания является развитие у них образного мышления, отличного от понятийного".
ЦЕННОСТЬ – как психолого-педагогическая категория должна осознаваться ребенком.
Традиционно воспитываются общественные ценности, но мы должны работать с ценностной ориентацией личности ребенка. Как?
Через усвоение типического опыта с помощью имитации, идентификации, чувства стыда и чувства вины ( муки совести)
Через накопление личного опыта с помощью личной деятельности, самовоспитания, привычки.
С 2 лет ребенок понимает – НЕЛЬЗЯ
С 7 лет – СТЫДНО
С 14 – СОВЕСТНО
ДОШКОЛЬНИК – нормативность и спонтанность нравственного поведения ( под контролем взрослого старается быть хорошим, но нет взрослого – спонтанное поведение)
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК ( 7 – 10 лет ) - блаженный возраст ( правильный возраст – ребенок усваивает нормы нравственного поведения, у детей типический опыт, развивается познавательный интерес)
МЛАДШИЙ ПОДРОСТОК ( 10 – 12 лет) - возраст крестовых походов
СТАРШИЙ ПОДРОСТОК ( 12 – 14 лет) – инопланетянин ( главная роль референтной группы)
СТАРШИЙ ПОДРОСТОК ( 14 – 16,17 лет) –главное это постижение себя.
Духовный опыт личности мы рассматриваем как совокупность ценностных личностно-смысловых образований, имеющих интенциональные (ценностные ориентации, направленность личности) фиксированные (знания), динамичные (переживания, чувства) и практические (действия, поведение) формы и определяющих отношение личности к себе и окружающему миру, способы взаимодействия с ним.
Духовный опыт ребенка можно рассматривать как совокупность личностно-смысловых образований, включающих ценностные ориентации, культурные потребности, знания и представления о культурных и духовных ценностях и стремление к нравственным поступкам, что позволяет выделить совокупность его компонентов:
ценностно-ориентационный,
мотивационно-потребностный,
гностический,
поведенческий.
Т.Г. Русакова выделяет следующие показатели сформированности духовного опыта ребенка:
ориентация на позитивные примеры и образцы для подражания, руководство в мыслях, действиях и поступках идеалами Красоты, Добра, Истины (ценностно-ориентационный компонент);
альтруистические потребности и мотивы, основанные на чувстве единства с миром и ответственности за мир (мотивационно-потребностный компонент);
знание примеров, образцов, эталонов духовно-нравственного поведения в соответствующих ситуациях и умение выделить необходимые в конкретной ситуации правила поведения (гностический компонент);
конструктивное взаимодействие с окружающими, ведущее к упрочению позиции духовного самосовершенствования (поведенческий компонент).
Содержание духовного опыта младшего школьника по нашему мнению включает:
эмоциональные состояния (эмпатийное переживание душевного состояния другого человека, позитивное восприятие себя и мира);
потребности, мотивы, желания (потребности духовного взаимодействия, мотивация к самосовершенствованию);
представления о духовности (знание примеров и образцов духовных поступков, представления о собственной нравственной ответственности за настроение, самочувствие других);
способы проявления (содействующее поведение, включающее активное проявление сострадания и сорадования, внимания к окружающим).
Становление духовного опыта личности напрямую связано с возрастным развитием, возрастной динамикой организации внутреннего мира ребенка, его отношений с внешним миром. Процесс становления в психологическом контексте рассматривается как «созревание и рост; переход от одного определенного состояния к другому – более высокого уровня; как единство уже осуществленного и потенциально возможного; как единство производящей причины и закономерных следствий в акте развития». Становление духовного опыта в онтогенезе мы рассматриваем как процесс, детерминируемый активностью самого человека и в определенной степени изоморфный процессу развития субъективной реальности, которая в психологической антропологии обозначается также понятиями «душевная жизнь», «внутренний мир человека», «индивидуальный дух».
Становление духовного опыта ребенка – обретение целостности через «накопление» духовных переживаний и идеальных образов, «запуск» внутренних механизмов самоопределения и саморазвития, смыслообразование.