Патриотическое воспитание детей с ОВЗ.
Проблема патриотического воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учебным процессам.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из самых важных задач школы. Работа по патриотическому воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к родному краю, стране, её природе, национальной и самобытной культуре. Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходим поиск современных форм в гражданско-нравственном направлении.
Чтобы вырастить сознательного, ответственного гражданина России, способного и готового жить во имя ее процветания и развития, необходимо вводить систему патриотического воспитания, как целостный процесс, заложенный в основу учебно–воспитательной работы в школе, однако нравственные качества не могут возникнуть самостоятельно. Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит от средств, форм и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.
Систематическая работа с учащимися с ОВЗ по патриотическому воспитанию не менее важна и актуальна. Она направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому и принципам толерантности, как к многонациональному государству.
В процессе обучения детей с ОВЗ создаются условия для полноценной реализации их способностей, для актуализации душевных и духовных потребностей, формирования личности и самосознания, таким образом, принцип обучения направлен на структуризацию личностного роста, с учетом патриотической составляющей в учебном процессе.
Ключевая идея педагогической деятельности направлена на формирование активной гражданской позиции школьника. В условиях становления гражданского общества и правового государства за основу патриотического воспитания необходимо взять воспитание гражданских качеств, таких как: способность к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью; понимание ценности семьи и семейных отношений; уважение к истории и традициям своего народа, государства, любовь к Родине и готовность ее защищать.
Ступенями развития гражданственности школьников можно считать:
воспитание гражданского отношения к себе через осознание себя частью окружающего мира;
воспитание гражданского отношения к семье через осознание себя частью своей семьи;
воспитание гражданского отношения к детскому сообществу через осознание себя частью классного коллектива;
воспитание гражданского отношения к окружающим людям через осознание себя частью общества;
воспитание гражданского отношения к Отечеству через осознание себя его частью.
С этой целью в план педагогической работы включаются мероприятия, посвященные важным датам России: День конституции, День Победы, посещение музеев, возложение цветов к памятнику погибшим воинам.
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма невозможно создать сильную державу, а так же привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.
Содержание патриотического воспитания в школе.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии личности учащегося. Только на основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, Отечеству, появляется чувство ответственности за её могущество, честь, независимость, развивается достоинство личности.
Формирование культурных эмоций, профилактика и коррекция недостатков эмоциональной сферы остается актуальной проблемой, которая должна по праву рассматриваться в качестве наиболее важной, приоритетной задачи воспитания. И если говорить о воспитании детей, очень важное чувство – это чувство любви к родине. На нем основано психическое здоровье нации и оно заложено во всяком нормальном человеке.
Истинный патриотизм включает в себя уважение к другим народам и странам, к их обычаям и традициям. Патриотизм и культура межнациональных отношений тесным образом связаны между собой, выступают в единстве и определяются в педагогике как нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, осознание и переживание её славы, проявление к ней любви и верности, стремление беречь её честь и достоинство, укреплять могущество и независимость.
Содержание понятия «патриотизм» включает в себя:
чувство привязанности к тем местам, где родился и вырос человек;
уважительное отношение к языку своего народа;
заботу об интересах Родины;
осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства;
проявление гражданских чувств;
гордость за своё Отечество, за символы государства;
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа;
гуманизм, толерантность, милосердие и общечеловеческие ценности.
Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
В общей системе патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственные начала в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.
Патриотизм – это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан.
Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.
Патриотизм формируется в процессе обучения и воспитания школьников.
Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняет семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры, учреждения здравоохранения, учреждения социальной защиты населения и другие. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.
Основные направления патриотического воспитания.
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:
Гражданско – патриотическое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, постоянной готовности к служению своему народу.
Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно – нравственной и культурно – исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Героико – патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, которая ориентируется на пропаганду героических профессий, знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков.
Духовно – нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Историко – краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко – культурных корней, осознание неповторимости Отечества.
Спортивно – патриотическое. Направлено на развитие морально – волевых качеств, воспитание силы, ловкости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование готовности к защите Родины.
Основные формы работы по патриотическому воспитанию.
классные часы, викторины, посвященные России и Дню Города;
акции “Бессмертный полк”;
встречи с ветеранами В.О.войны;
уроки мужества и памяти;
конкурс патриотической песни;
участие в районных конкурсах и мероприятиях патриотической направленности;
конкурс чтецов;
просмотр картин военного времени;
рассказы о героях прошлого и настоящего;
проведение мероприятий по изучению государственной символики России;
посещение памятных мест города (Вечный Огонь, Могила Безымянного Солдата);
экскурсии по родному краю;
выездные экскурсии на места, представляющие патриотические ценности;
организация изучения краеведческих материалов на уроках истории, географии, литературы. Проведение литературно-музыкальных композиций.
Формы работы по патриотическому воспитанию постоянно обновляются и осуществляются через учебную и внеклассную деятельность школы.
Предполагаемые результаты патриотического воспитания учеников с ОВЗ:
работа над совершенствованием системы патриотического воспитания молодежи;
формирование готовности у учеников к патриотическому действию, к активной гражданской позиции;
отвлечение подростков от противоправной деятельности;
формирование таких ценностей как: семья, Отечество, свобода, культура, мирное существование народов разных стран, толерантность, сострадание, экологическое благополучие;
привитие уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям, культуре, старшим поколениям, родителям;
заполнение свободного времени подростка социально значимыми, интересными делами.
Эффективное патриотическое воспитание детей сегодня – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность такого воспитания проявляется в системе отношений ребенка к действительности, его творческой самоотдаче. Показатель его действительности – убежденность, патриотическая направленность поступков и всей жизни учеников.
Результативность работы школы по патриотическому воспитанию измеряется степенью готовности и стремлением школьников к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, родного города.
Таким образом, система военно-патриотического воспитания помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников.
Успех патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома.