СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по методической теме "Методика реализации межпредметных связей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад по методической теме "Методика реализации межпредметных связей"»

Добрый день. Я рада представить вашему вниманию доклад по моей методической теме:

  1. Методика реализации межпредметных связей

Говорят, что талант дизайнера – это умение трансформировать чужие идеи через своё видение… А в чём заключается талант педагога?



Как сказал американский писатель Уильям Артур Уорд:

Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. (Уильям Уорд)

К этому я хотела бы добавить, что, как учитель иностранного языка, я стараюсь привить интерес обучающихся к английскому языку посредством реализации межпредметности    

Что же такое Межпредметные связи?

В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке.

Одним из наиболее полных определений является следующее:

– это педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную функции в их единстве.

Актуальность выбранной мною темы обусловлена стремительным увеличением объема информации, подлежащей усвоению в период школьного обучения. Знания учащихся разрознены и расчленены по предметным признакам. Именно поэтому возникла необходимость дать учащимся целостное представление об окружающем мире и показать неразрывную связь между школьными дисциплинами. Кроме того, межпредметность дает возможность максимально развивать творческие и интеллектуальные способности.



ЦЕЛЬ, которую я ставлю перед собой, как учителем - это: совершенствование процесса преподавания иностранного языка посредством реализации межпредметности.

ЗАДАЧИ, реализуемые мной, как учителем - это:

  • осуществить отбор эффективных с точки зрения межпредметности методик преподавания иностранного языка и их реализовать;

  • разработать  и апробировать задания межпредметного характера, направленных на формирование метазнаний и метаумений;

  • реализовать личностно-ориентированный подход в обучении;

  • поддержать интерес к формированию познавательной активности через мотивацию.

Каким же образом можно применять межпредметные связи для достижения лучших результатов в изучении английского языка?

В обучении английскому языку существует два вида межпредметных связей:

-через общность знаний;

-через общность умений.

И тот и другой вид предполагает синтез материала, изучаемого на уроках английского языка, с материалом других учебных предметов. С какими же предметами связан английский язык? Наверное, со всеми: и с русским языком, и с литературой, и с литературой, и с историей и т.д

Это для слайда:

Возможные межпредметные связи

Такие темы, как здоровый образ жизни, продукты и питание, позволяют мне связать их с повседневной жизнью учащихся и изучать эти темы с практическим использованием английского языка. Например, по теме «My favourite food» в учебнике для 3 класса дается задание составить меню, используя знания о рациональном питании. Как вы думаете, знания по какому предмету понадобятся учащимся начальной школы для выполнения этого задания? Конечно же, по Окружающему миру. Именно из уроков по предмету Окружающий мир ребята узнают о режиме питания, о полезных и вредных продуктах; и успешно применяют эти знания на уроках английского языка. В качестве выполнения задания учащиеся делают презентации своих проектов с описанием блюд и ингредиентов на английском языке.

При изучении на уроке английского языка темы «The continents and oceans on our planet» в 6 классе, я опираюсь на знания и умения, полученные на уроках географии (умение пользоваться картой, знание сторон света и географических терминов).

При изучении на уроке английского языка темы «The discovery of America» в 6 классе, мы знакомимся с историей открытия Америки известным европейским мореплавателем Х. Колумбом и образом жизни коренных американцев до 1492 г. и после даже раньше, чем это изучается по истории. Т. о., учащиеся получают возможность применить знания, приобретенные на уроках английского языка позже, когда они начнут изучать аналогичную тему в 7 классе на уроках истории.



Использование межпредметных связей в преподавании английского языка, позволяет мне формировать у учащихся целостное представление о роли языка в жизни человека, об общих человеческих ценностях, культуре языка и общения.

А какие приемы можно использовать для реализации межпредметных связей?

Много и разных. Я остановлюсь лишь на некоторых:

1. Например, на уроках в начальной школе я применяю прием «Графический диктант» (учащиеся не пишут слова под диктовку, а рисуют те предметы и явления, которые я им диктую). Т.е. я реализую межпредметную связь Английский язык – ИЗО.

2. На уроках в среднем звене, реализовать межпредметность помогает прием «Удивляй!» - предлагаю рассмотреть известные факты с новой точки зрения. Например, в 5 классе на уроке “London Bridges” я прошу учащихся назвать самый старый и самый красивый мост в Лондоне, и они очень удивляются, когда узнают, что это не один и тот же мост. А еще больше они удивляются, когда я рассказываю им историю о том, как в ХХ веке один американский миллионер купил Лондонский мост за 2,5 миллиона долларов и перевез его в США. По легенде, он точно также перепутал Лондонский мост с Тауэрским. Этот прием помогает изучать английский язык с точки зрения интересных исторических фактов. Т.е. я реализую межпредметную связь Английский язык – История.

3. На уроках в старших классах я часто использую прием «Облако слов». Как вы думаете, связь с каким предметом прослеживается в этом облаке слов? С Экологией. Т.е. на уроке в 10 классе “Ecologocal Problems” учащиеся опираются на знания и умения, полученные на уроках экологии.

Широкие возможности в моем совершенствовании как педагога раскрывает тема «Методика реализации межпредметных связей». Изучая материал по теме, я понимаю, что у неё нет границ. Свой педагогический опыт я повышаю и распространяю ежегодно на семинарах, мастер-классах и курсах повышения квалификации. (слайд с грамотами и сертификатами).

Нельзя не заметить, что работая по теме я сталкиваюсь и с некоторыми противоречиями:

- между традиционными формами обучения, направленными на передачу готовых знаний, и ориентацией на развитие творческого поиска учащихся;

- между необходимостью выработки глубоких, прочных, осознанных знаний и острым дефицитом учебного времени из-за насыщенности программы;

- уменьшение учебной нагрузки на учащихся с сохранением объёма знаний.

Проанализировав и обобщив результаты деятельности, можно сделать следующие выводы:

  • данная технология обучения помогает формировать у школьников целостную картину мира, в которой сам иностранный язык выполняет специфическую функцию – является средством познания и общения;

  • такой подход к уроку расширяет содержательный план обучения иностранному языку и ведёт к формированию и развитию широких интересов учащихся, их склонностей и способностей к различным видам деятельности;

  • переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет ученику переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает изучение предмета и повышает интерес к изучению других предметов;

  • такая методика позволяет снизить вероятность субъективного подхода в определении межпредметной емкости учебных тем и формировать познавательные интересы учащихся средствами самых различных учебных предметов в их органическом единстве.

  • Реальная возможность применения английского языка в будущей профессиональной деятельности делает мотивацию изучения английского языка особенно высокой. УБРАТЬ!

  • И в заключение, хотелось бы добавить:

  • Чтобы быть хорошим учителем, надо, прежде всего, любить тех, кому преподаёшь. У педиатров есть правило: перед встречей с ребёнком – согрей руки… а учителю нужно помнить не только о тепле рук, но и души…