СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по проблемам образования

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДОКЛАД ПО ПРОБЛЕМАМ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.БЫЛ ПРОЧИТАН НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Просмотр содержимого документа
«Доклад по проблемам образования»












Выступление Агабековой Рейхан Казимовны на ШМО учителей русского языка и литературы МКОУ «Аглобинская СОШ» на тему:« Новые формы работы на уроках русского языка »

25.09.2018 год




«Новые формы работы на уроках русского языка»


Проект развития российского образования на период до 2020 года отмечает, что одним из требований современности стало «обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода». Авторы указанного документа пишут: «…важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. При этом речь идет не о заучивании простых алгоритмов, а на овладение умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений…»

Русский язык всегда относился к предметам, занимающим одноиз ведущих мест в школьном цикле. Учащиеся, для которых русский язык является родным, воспринимают его не только как объект изучения, но и как средство овладения содержанием большинства школьных дисциплин. В качестве учебного предмета русский язык позволяет обеспечивать интеллектуальное и духовное развитие школьников, формировать в процессе освоения лингвистической теории, языковой и речевой практики не только внутрипредметные , но обобщенные способы познавательной деятельности.

Очевидно также, что материалы текстов художественной литературы, публицистики, используемые как объекты исследования на уроках, способствуют воспитанию учащихся, формированию их эстетического вкуса, развитию духовной сферы личности. Ведущей целью обучения русскому языку в средней щколе сегодня признается подготовка будущего выпускника к успешной коммуникации в различных сферах общественной и личной жизни .

Материалы по русскому языку, используемые в ходе государственной итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов, в основном ориентированы на контроль полученных знаний и , в некоторых случаях , умений выпускников. Именно поэтому в процессе преподавания русского языка часто происходит подмена формирования и совершенствования компетенций натаскиванием на типы используемых в ЕГЭ заданий. Поэтому возникает потребность в создании контрольно измерительных материалов на компетентностной основе.

Ключевым элементом таких материалов должен стать текст. Каковы принципы подбора такого текста?

Рябухина Елена Анатольевна, кандидат пед. наук, зав. кафедрой методики преподавания русского языка и литературы ПГПУ, советует в первую очередь обращаться к художественным, художественно-публицистическим и публицистическим текстам.

Во –вторых , текст должен быть разнообразным с лингвистической точки зрения, поскольку задания компетентностного характера требуют применения различных способов деятельности.

В-третьих, в предлагаемом тексте должны быть затронуты вопросы духовного, нравственного, культурного, общественного, эстетическогои экологического спектра, способствующие проявлению гражданских качеств школьника.

Тексты, выбираемые для создания контрольно-измерительных материалов на компетентностной основе, могут представлять собой самостоятельные высказывания или фрагменты более крупных текстов, законченные по смыслу. Их объем варьируется в зависимости от возраста учащихся и лингвистической сложности.

Особого внимания заслуживает характер заданий: они могут быть предложены как в тестовой так и текстовой форме. Актуальным является вопрос о месте контрольно-измерительных материалов компетентностного характера в мониторинге качества образования по русскому языку. Они помогают отслеживать уровень сформированности мыслительных операций и способов деятельности у каждого учащегося. Именно поэтому введение контрольно-измерительных материалов на компетентностной основе может происходить на этапе входного контроля на новой ступени обучения (начало обучения в 5 и 10 классах), при этом мониторинг будет ориентирован на остаточные знания и прочно сформированные умения. Возможно также использование данных материалов на этапе промежуточного или рубежного контроля, в частности во втором полугодии 11 класса.


Примерные задания по русскому языку

на компетентностной основе

(11 класс)


Прочитав текст, выполните предложенные к нему задания. Среди них встречаются задания в тестовой форме. В каждом тестовом задании может быть 1, 2 или ни одного правильного ответа.

Часть А

1.Петрович явился с шинелью , как следует хорошему портному. 2. В лице его показалось выражение такое значительное, какого Акакий Акакиевич никогда еще не видал.3. Вынувши шинель, Петрович весьма гордо посмотрел и , держа в обеих руках , набросил весьма ловко на плечи Акакию Акакиевичу; потом потянул и осадил ее сзади рукой книзу; потом драпировал ею Акакия Акакиевича несколько на распашку. 4. Акакий Акакиевич , как человек в летах, хотел попробовать в рукава; Петрович помог надеть и в рукава, - вышло, что и в рукава была хороша. 5. Словом , оказалось, что шинель была совершенно и как раз впору.

6. Акакий Акакиевич расплатился с портным, поблагодарил и вышел тут же в новой шинели в департамент. 7. Петрович вышел вслед за ним и , оставаясь на улице, долго еще смотрел издали на шинель и потом пошел нарочно в сторону, чтобы, кривым переулком, забежать вновь на улицу и посмотреть еще раз на свою шинель с другой стороны, то есть прямо в лицо.

8. Между тем Акакий Акакиевич шел в самом праздничном расположении всех чувств. 9. Он чувствовал всякий миг минуты, что на плечах его новая шинель, и несколько раз даже усмехнулся от внутреннего удовольствия. 10. В самом деле , две выгоды: одно то , что тепло , а другое , что хорошо. 11. Дороги он не приметил вовсе и очутился вдруг в департаменте; в швейцарской он скинул шинель, осмотрел кругом и поручил в особенный надзор швейцару. 12. Неизвестно, каким образом в департаменте все узнали, что у Акакия Акакиевича новая шинель и что капота более не существует. 13. Все в ту же минуту выбежали в швейцарскую смотреть новую шинель Акакия Акакиевича.


А1. Автором отрывка является:

  1. А.С.Пушкин;

  2. Ф.М. Достоевский.

А2. Основная мысль последнего абзаца наиболее точно отражена в высказывании:

1) Шинель – самое дорогое ,что есть у Акакия Акакиевича,
2) Шинель - - форменная одежда служащих департамента

А3. В предложениях 8и 9 найдите выражения , отражающие внутреннее состояние героя . Выпишите их. Какие средства языковой изобразительности в них встречаются?

А4. Проанализируйте различия в средствах связи между предложениями 1 и 2, 8 и 9.

А5. В тексте употреблены устаревшие слова и словоформы. Распределите их в 2 группы.

А6. объясните значение слова драпировал в предложении 3.

А7. Определите к какому стилю речи относится этот фрагмент. Докажите свое мнение.

А8. В слове шинелью

  1. звуков больше , чем букв,

  2. букв больше, чем звуков.

А9. В одном из абзацев текста орфограмма «Непроизносимый согласный» встречается несколько раз. Выпишите слова с этой орфограммой.

А10. В чем разница в орфограммах «Правописание приставок» в словах между словами 7-го и 11-го предложений?

А11. Дайте морфологическую характеристику одному из слов ( на выбор) портному (предложение 1), в швейцарской (предложение 11)

А12. в одном из предложений текста встречаются слова категории состояния. Укажите номер этого предложения

А13. Причастия отсутствуют в предложении:

  1. 3

  2. 9

А14. Произведите синтаксический анализ предложений 6 и 11.

А15. Одна и та же пунктограмма встречается в предложениях:

  1. 3 и 7;

  2. 2 и 6.

А16 . Обращение есть в предложении:

  1. 4;

  2. 12.



Часть В

В 1. Произведите словообразовательный анализ слова надзор в предложении 11. Есть ли в последнем абзаце другие слова , образованные таким же способом?

В2. Найдите особенность, объединяющую глаголы предложения 11. Прокомментируйте ее.

В3. Начертите графическую схему предложения 12 и охарактеризуйте особенности связи его частей.

В4. Составьте на основе тех случаев, которые встречаются во 2-м и 3-м абзацах текста, таблицу «Запятая и ее отсутствие перед союзом и».

Часть С

С1. Напишите небольшое сочинение-рассуждение об отношении автора отрывка к «маленькому человеку»