СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме "Самостоятельная работа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по теме "Самостоятельная работа"

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме "Самостоятельная работа"»













































































































 «Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.»



     « Учащиеся - писал А.Л.Хинчин — должны учиться только в процессе изыскания, интеллектуального активного труда, самостоятельно преодолевая трудности, - в этом единственная, но зато абсолютно надежная гарантия того, что знания его не будут только формальными».

Не секрет, что в прошлом главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности – уровень умений и навыков учащихся. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

Самостоятельные работы различаются по способу организации:

- общеклассная (фронтальная) – дети выполняют одну и ту же работу;

- групповая – различные дети работают над разными заданиями;

- индивидуальная – каждый ребенок работает по особому заданию.

Существует 4 типа самостоятельных работ:

  • самостоятельная работа по образцу;

  • творческая самостоятельная работа;

  • вариативная самостоятельная работа;

  • конструктивная самостоятельная работа.

Самостоятельную работу по образцу - при составлении плана решения задачи, таблицы к задачам на нахождение расстояния, скорости, времени движения, или с величинами, составление предложения по схеме и.т.д.

Творческую самостоятельную работу можно использовать при закреплении, завершении работы по разделу учебника (чтение стр 62- сказка о животном), по хорошо доступному материалу ( окружающий мир- карточки картинки живая и неживая природа)

Вариативную самостоятельную работу можно использовать при решении задач разными способами, нахождении значения выражений удобными способами.

Дифференциация содержания учебных заданий:

  • по уровню творчества;

  • трудности, объему;

  • степени самостоятельности учащихся;

  • характеру помощи учащимся;

  • форме учебных действий.

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор

1. Дифференциация учебных задании по уровню творчества.

  • классификация математических объектов (выражений, геометрических фигур);

  • преобразование математического объекта в новый (например, преобразование простой арифметической задачи в составную);

  • задания с недостающими или лишними данными;

  • выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;

  • самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений и др.;

  • нестандартные и исследовательские задания.

2. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.

- первый уровень – базовый; (Математика стр.94)

- второй уровень – повышенной сложности; (Математика стр.95)

- третий – творческий. ( Придумай задания для контрольной работы на основе изученного материала)

3. Дифференциация заданий по объему учебного материала.

Такой способ дифференциации предполагает, что часть учащихся выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

Как правило, дифференциация по объему сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, перфокарт, подобрав упражнения из альтернативных учебников или тетрадей на печатной основе.

Пример 1. Основное задание: "Найдите значения выражений".

15 - 7 12 - 6

13 – 8 16 - 9

14 - 9 11 - 8

Дополнительное задание: "Найдите сумму ответов в каждом столбике"

Пример 2. Основное задание: "Найдите площадь прямоугольного листа бумаги со сторонами 12 см и 8 см."

Дополнительное задание: "От данного листа бумаги отрезали квадрат со стороной 4 см."

1) найдите площадь отрезанной части.

2) найдите площадь оставшегося листа бумаги".

4. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. Для одной группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-й - полусамостоятельная, для 3-й - фронтальная работа под руководством учителя. Школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.

 Место самостоятельной работы на уроке:

 1. работы, организуемые с целью изучения нового материала;

 2. работы, нацеленные на повторение, закрепление знаний;

 3. работы, организуемые с целью применения знаний и формирования умений;

 4. обобщающие самостоятельные работы;

 5. проверочные самостоятельные работы.

   

  Определить место самостоятельной работы на уроке означает также рассчитать время, необходимое для её выполнения. Несоответствие объёма работы, выделяемому времени один из недостатков её организации. Завышение объёма работы вызывает у ребят состояние тревожности, поспешность в действиях, неудовлетворенность качеством выполнения заданий. С другой стороны наблюдается и недооценка возможностей отдельных учащихся, в результате чего постоянно создаются ситуации, при которых часть класса справляется с заданиями раньше других.

 

Самостоятельная работа может носить и индивидуально-групповой характер. Детям даются задания для разных групп. Сами задания составляются таким образом, что цель у всех единая, но ступень достижения этой цели у каждого своя.

Уровень ребенок выбирает самостоятельно, либо по рекомендации учителя.

Самостоятельная работа на уроке имеет определенную структуру.

Здесь четко прослеживаются четыре основных элемента.

I – организационный момент. Это прежде всего подготовка: выдача словарей, пособий, памяток, которые потребуются в работе. Четкая организация – важное условие успешной самостоятельной работы.

II– постановка цели и мотивация. Учителя четко объясняют содержание задания, рациональную последовательность его выполнения. Здесь дети могут обращаться к памяткам, опорным схемам, использовать алгоритмы. Памятка разрабатывается или совместно с детьми, или дается в готовом виде. Кроме этого может быть дан план работы, алгоритм действий для выполнения конкретного сегодняшнего задания.

На этом этапе формируется одно из важных умений учебного труда – умение видеть, отбирать нужное для работы.

III элементом – основным – является непосредственно самостоятельная работа. На этом этапе мы учим ребят вести себя спокойно, не мешать своим товарищам, работать сосредоточенно, соблюдать тишину и порядок, что является не последним в успешной работе, осуществлять самоконтроль и взаимопроверку. На этом этапе учитель и консультант оказывают помощь слабым ученикам. Как правило, это сильные ученики, которые помогают отстающим выполнить задание, проверяют их.

IV заключительная часть – рефлексия. Дать оценку работе класса в целом, необходимо отметить, кто старался, работал с интересом, увлеченно, кто хорошо потрудился сам, помог товарищу.