СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме " Технологическая карта урока по ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическом объединении учителей начальныъ классов по теме"Технологическая карта урока по ФГОС"

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме " Технологическая карта урока по ФГОС"»

(Слайд1) Требование федерального государственного стандарта: формирование универсальных учебных действий учащихся. Организовать урок в соответствии с этим требованием может помочь технологическая карта урока.

Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.

- Какие формы планирования урока вы знаете?

(Слайд 2)

План – заранее намеченный порядок, последовательность осуществления какой-либо программы, выполнения работы.

Конспект – краткое изложение, запись содержания какого-либо доклада, сочинения. В конспекте урока в развернутом виде излагается последовательность действий по проведению урока.

План-конспект – план (краткое описание этапов урока) + конспект (подробное описание деятельности учителя и ученика на каждом из этапов).

- Что такое ,по-вашему, технологическая карта?

Технологическая карта – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование и т.п. (Большой энциклопедический словарь).

Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.

Задача технологической карты – отразить “деятельностный подход” в обучении, помочь отследить свою деятельность и ожидаемые действия учеников на каждом этапе урока.

Основным инструментом планирования урока на современном этапе является технологическая карта урока. Отличия технологической карты от конспекта урока отражены в таблице:

(Слайд 3)







Технологическая карта

Конспект

Отражает системно- деятельностный подход, регламентируя действия всех участников учебной деятельности, включая формы взаимодействия учащихся между собой и с учителем

Составляется в формате сценария, в котором отражаются преимущественно слова и действия учителя, но не учитывается деятельность учащихся.

Технологическая карта учебного занятия по ФГОС характеризует деятельность учеников со схематическим описанием формируемых в процессе обучения УУД

Дает перечень форм и методов работы, которые будут использованы на уроке

Позволяет контролировать каждый этап урока, планируя результаты отдельных.

Перечисляет общие цели учебного занятия

Преимущества технологической карты очевидны, т.к.позволяет учителю:

  • увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по освоению темы с учетом цели курса предмета;

  • полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций, при более тщательном планировании всех этапов урока, приводящих к намеченному результату;

  • корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности;

  • согласовывать действия учителя и ученика;

  • организовать самостоятельную деятельность обучающихся в процессе обучения.

(Слайд 4) Рассмотрим пример технологической карты урока.

Начнём с «шапки».

Образец технологической карты урока по ФГОС

ФИО учителя: ______________________________

Класс: ____________________________________       

Дата: _____________________________________                     

Предмет: __________________________________

Тип урока, его роль в изучаемой теме: (урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления новых знаний, систематизации знаний, рефлексии, развивающего контроля).

Цели урока: (перечислить образовательные, развивающие, воспитательные цели).

Дидактические средства: (для педагога и учащихся). 

Остановимся на том, как сформулировать цели и задачи урока.

(Слайд 5) Цель урока: достижимая, реальная и проверяемая (формулируется существительным – формирование, изучение и первичное закрепление фактов, понятий, законов, положений и способов действий (перечисляются конкретные специальные (предметные) умения):

а) - организация деятельности учащихся по…

  • закреплению понятий (указываются конкретные понятия), правил, принципов, законов и т.п.; умений (перечисляются конкретные умения);

  • применению знаний и способов действий (указываются конкретные знания и умения) в разнообразных ситуациях;

  • самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях; по обобщению и систематизации знаний в рамках темы;

  • коррекции знаний и способов действий

б) - организация проверки и оценки знаний и способов действий, учащихся по теме.

(Слайд 6) Задачи урока: логически связанные с целью. Кратко перечисляет содержание образовательной, развивающей и воспитательной задач (формулируются глаголом совершенного вида – углубить знания о…, расширить представления…).

Основные категории

учебных задач



Ключевые слова для постановки задач




Образовательная

Повторить, дать определение, познакомить, описать, объяснить, демонстрировать, использовать, проконтролировать, обеспечить, закрепить, перечислить, выполнить, систематизировать...



Развивающая

Обеспечить развитие, способствовать формированию умений, учить сравнивать, учить выделять главное, учить строить аналогии,


развивать глазомер, развивать мелкую моторику рук, развивать умение ориентироваться на местности.





Воспитательная

Обеспечить, содействовать формированию, стимулировать, вызвать интерес, пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности, выразить свое отношение, прививать, укреплять навыки



( Слайд 7) Характеристика этапов урока 

Название, содержание и цель этапа урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формы работы на уроке

Результат

1.Организационный момент

Приветствует класс, проверяет готовность к занятию

Приветствуют педагога, проверяют уровень своей готовности к уроку

Фронтальная

Волевая саморегуляция 

2.Проверка домашнего задания

Проводит проверку домашнего задания у всех учеников с целью выявления школьников, не выполнивших данный вид работы; организует повторение базового теоретического материала, заполняет журнал успеваемости

Демонстрируют уровень выполнения домашнего задания, задают вопросы, возникавшие в ходе осуществления самостоятельной работы.

Фронтальная

Умение отличать выполненное задание от невыполненного, определять объем знаний, которые уже были усвоены и которые еще предстоит усвоить.

(Слайд 8)

3. Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников

Озвучивает важные положения ранее пройденной темы, осуществляет постановку учебной проблемы. 

- Поставим цели на урок. Чему вы хотели бы научиться? Что хотели бы узнать?


Отвечают на вопросы педагога, участвуют в процессе постановки учебной задачи. 

Учебная задача - это цель, личностно значимая для ученика, которая мотивирует изучение нового материала.

- Мы познакомимся…

- Мы узнаем..

-Мы вспомним..

- Мы повторим…

- Мы научимся…

Фронтальная

Умение точно выражать свои мысли и формулировать вопросы для получения ответов. Формирование четких мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию. 

(Слайд 9)

4. Изучение новых знаний 

Излагает новый материал, организовывает повторение особо важных моментов для выравнивания условий восприятия информации разными группами учащихся в рамках индивидуальных образовательных маршрутов.

Слушают объяснения учителя, задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Подведение под понятие, целеполагание

(Слайд 10)

5. Первичная проверка понимания изученного

Предлагает индивидуальные задания. 

Выполняют полученные задания в индивидуальном порядке, проводят самоконтроль. 

Индивидуальная

Выработка УУД: оценка, контроль, коррекция.

6. Применение новых знаний, обобщение и систематизация

Устанавливает осознанность учебной деятельности. 

Выполняют типовые задания по установленному алгоритму. 

Фронтальная

Умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач. 

(Слайд 11)

7. Контроль и самоконтроль, коррекция

Организует самостоятельную проверку с применением новых знаний, помогает учащимся выполнять контроль друг друга и самоконтроль. 

Выполняют самостоятельную работу, перекрестный контроль, самоконтроль. 

Индивидуальная

Самоопредление, самоусвоение знаний, определение объема материала, который еще предстоит выучить. 

Подведение итогов урока, рефлексия

Актуализирует внимание на пройденном материале, задает вопросы о задачах урока, побуждает к высказыванию своего мнения, соотносит достигнутые цели с поставленным результатом. 

Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала. 

Фронтальная

Умение контролировать и оценивать учебный процесс, определять результативность образовательной деятельности. 


    1. (Слайд 12) Рекомендации по разработке технологической карты

Записать общие сведения

ФИО учителя: Класс: Дата: Предмет:

Тип урока, его роль в изучаемой теме: (урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления новых знаний….).

Цели урока: (перечислить образовательные, развивающие, воспитательные цели).

Прогнозируемые результаты: личностные, метапредметные, предметные… Дидактические средства: (для педагога и учащихся):

Оборудование:

Не стоит излишне нагружать технологическую карту урока. Это только затруднит еѐ использование во время занятия.

Можно добавить графы: время; использование ИКТ; способ промежуточного контроля и др.

В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить.

Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.

Использовать формулировки, отражающие воспитательный и развивающий характер урока:

способствовать формированию (развитию или воспитанию); создать условия для формирования (развития или воспитания).

Необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты размещаются после технологической карты.

Использование ИКТ ускорит процесс создания технологической карты.

Поскольку существует огромное количество вариаций карт урока, перед составлением собственной, учителю следует ознакомиться с примерами карт.

(Слайд 13)

Табличная форма работы над технологической картой по ФГОС позволяет учителям на этапе разработке учебного занятия: прогнозировать эффективность выбранных методов, форм и видов деятельности; планировать работу и ее результативность на любой период (месяц, четверть, полугодие); достигать запланированных результатов посредством конкретизации педагогических действий; анализировать достигнутые результаты на каждом этапе освоения учебного материала; детализировать содержание занятия; организовать самостоятельную деятельность учащихся и их взаимодействие между собой; согласовывать действия участников учебного процесса на уроке, объективно оценивать достижения; реализовывать на практике межпредметные связи.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества образовательного процесса, так как:

  • образовательный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

  • используются современные и эффективные методы работы с информацией; организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально- познавательная и рефлексивная деятельность учащихся;

обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности [2].