СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Повышение мотивации на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Повышение мотивации на уроках русского языка»




ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


Вопрос о мотивации к обучению в настоящее время занимает очень важное место. Всё чаще мы, учителя, отмечаем нежелание детей учиться. Особенно это характерно для подростков. Падает интерес к школьным предметам, обучающиеся пассивны и невнимательны на уроках и легко забывают изученный материал.

В чём же причины такого явления?

- Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности.

- Объёмность и сложность материала, подлежащего усвоению и запоминанию.

- Дети, в основном, посещают школу, потому что так нужно.

Таким образом, причин нежелания учиться довольно много. Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание школьников учиться, но и пробудить в них жажду познания?

Человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, то есть

научитьСЯ

развитьСЯ

воспитатьСЯ

Важная роль принадлежит в этом учителю.

Каким должен быть учитель?

Учитель

- любит детей, добрый, открытый, искренний, творческий, находчивый;

- понимает своего ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать;

- заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподаёт;

- умеет сдерживать эмоции и владеет собой;

Именно учитель может создать психологический комфорт на уроке, чтобы детям было легко и хорошо и чтобы они с желанием шли на твой урок.

Одним из главных условий, я считаю, является личностно-ориентированный и дифференцированный подход к каждому ребенку, ведь они такие разные! В центре образовательной системы - личность ребёнка. Необходим приём индивидуализации, при котором каждый ученик, уходя с урока, ощущал бы себя успешным.

Необходимо создать ситуацию успеха для каждого ребенка. В чем она заключается? Во-первых, учителю, входящему в класс, нужно оставить все свои негативные эмоции за дверью: дети не виноваты в наших проблемах. Несмотря ни на что - улыбка на лице, чтобы был доброжелательный визуальный контакт и дети ощущали радость учителя от новой встречи с ними.

На уроке должна царить атмосфера доверия. К каждому мы обращаемся по имени, проявляем постоянный интерес, сопереживание! Не нужны назидательность и авторитарность, важно понимание.

Обязательна мотивация на здоровый образ жизни, наличие физкультминуток, физпауз, которые немного отвлекают детей от тяжелого учебного труда, вот тогда у ребенка появится интерес к учебе и желание идти на занятия.


Социальные



Познавательные






МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ








Волевые



Эмоциональные







ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ:

- Материал объясняем, опираясь на жизненный опыт,

- создаем проблемную ситуацию,

- побуждаем к поиску альтернативных решений,

- даем творческие задания,

- организуем парную и групповую работу,

- выполняем проекты, тогда у ребенка появляется познавательный интерес.


ВОЛЕВЫЕ МЕТОДЫ:

- Предъявляем конкретные учебные требования, чтобы ребенок понимал, что именно требует учитель,

- разъясняем задания тем, кто не понял,

- информируем об обязательных результатах обучения,

- формируем ответственное отношения к учению,

- учим самооценке деятельности и корректируем её,

- проводим рефлексию поведения,

- прогнозируем будущую деятельность.


СОЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ:

- Развиваем у ребенка желание быть полезным обществу,

- побуждаем подражать сильной личности,

- создаем ситуацию взаимопомощи,

- заинтересовываем в результатах коллективной работы,

- организуем взаимопроверку, рецензирование


ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ:

- Поощряем,

- аккуратно порицаем,

- побуждаем к созданию ярких наглядно-образных представлений,

- создаём ситуацию успеха,

- применяем стимулирующее оценивание,

- предоставляем свободу в выборе здания,

- способствуем удовлетворению желания быть значимой личностью.

Таким образом, мотивация – это сложное структурное образование, в котором различные мотивы выступают в единстве и взаимозависимости, поэтому процесс формирования мотивации должен быть комплексным.

Какие же уроки интересны нашим детям?

- Импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.

- урок -КВН,

- урок- путешествие,

- урок- концерт,

- урок-соревнование,

- урок-викторина,

- урок- квест…


Важно не давать детям информацию в готовом виде, а работать так, чтобы ребята сами открывали новые знания. Это позволяют делать современные технологии:

- ИКТ

- Технология критического мышления

- Технология проблемно-диалогического обучения

- Технология КСО

- Технология опорных схем- конспектов

- Проектная и исследовательская деятельность

Кроме того, существуют различные упражнения и приёмы, повышающие мотивацию:

- Игра «Знаете ли вы, что…?»

- «Кластер» (графическое оформление в виде грозди).

- Приём «Плюс-минус-интересно» (автор Эдвард де Боно).

- Приём «Мозговая атака», или «Мозговой штурм»

- Приём «Толстые и тонкие вопросы». («Тонкие» требуют ответа ДА/НЕТ; «Толстые» вопросы: Объясните, почему…? В чем различие…? Согласны ли вы…? Верно ли…?)

- Приём «Закончи предложения».

- Приём «Верите ли вы…?» или «Верю - не верю»

- Приём «Рефлексивные вопросы».


Создание ситуации успеха также позволяет направить ребят на активную работу во время урока. Приучаю во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: "Я знаю, что…". Порой наблюдаю, как растёт на глазах уверенность учеников в своей лингвистической компетенции


Опора на жизненный опыт. Записывая тему урока на доске, очень важно вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к новой теме, в это время происходит её осмысление.

-Слышали ли вы что об этой теме? Где? Что именно? -Подберите слова или составьте предложения на эту тему… -Вы молодцы! Ваша память уже это хранит! Значит, это нужно! Я опираюсь на жизненный опыт ученика, а в этом есть признание личности подростка.

Кредит доверия. В некоторых случаях я ставлю отметку выше. Для меня важно дать понять, что я верю в него, есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.

Свобода от домашнего задания! В качестве поощрения не задаю домашние задания на каникулы особо отличившимся ученикам. Поняла, что это мотивирует учащихся. Некоторые стараются. Так было у пятиклассницы в прошлый год, «малограмотной троечницы». Теперь она одна из лучших в «слабом» классе, всегда готова к уроку и имеет «4».

Оценка- это не отметка! Оценку нельзя отождествлять с отметкой. Каждый успех, даже за старание или хороший почерк в отдельной работе ученика, озвучиваю, поощряю ребенка добрым словом. Главная цель оценки - стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

Образовательная стратегия. -Что нужно, чтобы выполнить работу хорошо?

-Что ты делал, чтобы написать эту работу на "5"? - Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо? Подобные рассказы помогают делиться успешными обучающими стратегиями. «А я не смогу выучить?» – думают некоторые дети. Результат- положительный ! Дети учат себя сами.

Основная цель обучения – помочь ученику пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное.

Решающая роль в этом, я считаю, принадлежит учителю.

Учение должно проходить с увлечением, дети должны радоваться своим открытиям, которые они сделали на уроке. Пусть говорят, высказывают свои мнения. Пусть общаются друг с другом и с учителем, чувствуют себя уверенно, в меру раскрепощённо.

А главное: уроки должны быть добрыми!


Не надо воевать с ребятами,

Смешливыми и плутоватыми,

Самолюбивыми, лохматыми,

Надменными акселератами.

Так как же с нашими детьми нам быть?

А НАДО С НИМИ ПРОСТО ЖИТЬ!


«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика …чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик»

Л.Н.Толстой


3