Просмотр содержимого документа
«Доклад "Причины неуспеваемости младшими школьниками"»
Причины неуспеваемости младшими школьниками.
План:
- Понятие неуспеваемость.
- Показатели неуспеваемости.
- Неуспеваемость и отставание.
- Признаки отставания.
- Причины неуспеваемости младшими школьниками.
1.Понятие неуспеваемость.
- В психолого-педагогическом словаре неуспеваемость обучающихся – это негативное явление педагогической действительности, проявляющееся в наличии обучающихся в образовательном учреждении, не освоивших программу учебного года и имеющих академическую задолженность по двум или более предметам.
- Дубровина И.В. трактует неуспеваемость как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формирование опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений .
2.Показатели неуспеваемости:
1)не владеет минимально необходимыми операциями творческой деятельности, комбинирование и использование в новой ситуации имеющихся знаний, умений и навыков;
2) не стремится получать новые знания теоретического характера;
3) избегает трудностей творческой деятельности, пассивен при столкновении с ними;
4) не стремится к оценке своих достижений;
5) не стремится расширять свои знания, совершенствовать умения и навыки;
6) не усвоил понятий в системе.
3. Неуспеваемость и отставание.
Отставание – это невыполнение требований, которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости.
4. Признаки отставания.
Описание признаков отставаний учащихся:
- Ученик не может сказать, в чем трудность задачи.
- Ученик не задает вопросов .
- Ученик не активен и отвлекается .
- Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи.
- Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения.
- Ученик не может воспроизвести определений понятий, формул, доказательств.
5. Причины неуспеваемости младшими школьниками.
- Неуспеваемость, по мнению Ю.З. Гильбуха, можно подразделить на общую и специфическую.
- Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, И.В. Дубровина и другие психологи объединили в две группы, к первой из которых отнесли недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова, а ко второй − недостатки в развитии мотивационной сферы детей.
Психолого-педагогическая типология общего отставания в учении у младших школьников (В.П. Талонов, Ю.З. Гильбух) включает три поведенческих типа:
1. Дети с низкой интенсивностью учебной деятельности.
2. Дети с низкой эффективностью учебной деятельности.
3. Дети с сочетанием признаков низкой интенсивности и низкой эффективности учебной деятельности.