Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа № 19»
(МБОУ «СОШ №19»)
Проблемное обучение как средство
активизации познавательной деятельности учащихся
Учитель начальных классов:
Дятловская Любовь Викторовна, I КК
Тулун, 2021
Проблемное обучение как средство
активизации познавательной деятельности учащихся
Тема моего выступления «Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся».
Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы.
Моя главная задача при использовании проблемного обучения заключается в следующем:
- на основе формирования учебной деятельности воспитывать и развивать личность;
- через ситуацию успеха создавать условия для роста личностных достижений;
- формировать межпредметные и метапредметные компетенции у обучающихся.
Работая по данной теме, я выделила следующие преимущества применения технологии проблемного обучения:
более высокий уровень умственного развития обучаемых;
сформирована познавательная самостоятельность;
развит интерес к учебному труду.
Для организации проблемного обучения использую следующие методы: проблемное изложение, поисковая (эвристическая) беседа, самостоятельная поисковая и исследовательская работа. Проблемные ситуации можно создавать на различных этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, контроле изученных знаний. Для этого используем такие приемы:
постановка проблемных задач (вопросов);
подводящий или побуждающий диалог;
выполнение проблемных теоретических и практических заданий.
Проблемные вопросы и ситуации формируют у учащихся мыслительно - аналитические способности: умение делать выводы и умение строить обобщения на основе анализа, синтеза и оценки. Таким образом, новые знания, приобретённые самостоятельно, усваиваются глубоко и прочно. Ученик перестаёт быть пассивным объектом, а становится активным субъектом. А учитель перестаёт быть транслятором информации.
Чтобы учителю создать проблемную ситуацию на уроке, нужно учащегося поставить перед необходимостью выполнения такого задания, где особое место будет занимать неизвестное.
Самым сложным для меня является конструирование проблемных ситуаций, проблемных вопросов, задач на уроке, чтобы они были не проблемой ради самой проблемы, а органично вливались в урок и приносили пользу в развитии и обучении детей.
В свою методическую копилку я собрала разработки разных проблемных ситуаций, вопросов, которые с успехом применяю на уроке. Для примера представлю, как использую проблемные ситуации на уроках математики.
Тема «Выражения со скобками».
Детям предлагается задание: Сравните выражения. Почему в одинаковых выражениях получились разные результаты?
8 – 3 + 4= 9 8 – 3 + 4 = 1
У детей возникает затруднение. Поиск решения приводит к новому понятию «скобки» и к теме урока «Выражения со скобками».
Другой пример. Предлагаю задачу, в которых нет вопроса. Решите задачу: Мартышка сорвала 9 бананов. 3 банана она съела.
(Дети замечают, что решать нечего, так как нет вопроса в задании. Предлагаю самим поставить вопрос и решить. В более сложных задачах дети предлагают различные вопросы, на одном условии получается несколько задач).
В приложении к своему выступлению я представила свою «Методическую копилку» с описанием проблемных ситуаций на уроках, примерами заданий, задач, вопросов. Думаю, что она может быть полезна молодым педагогам. Также могу поделиться методической литературой по проблемному обучению в электронном виде).
В завершении могу сказать, что систематическое использование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе стало эффективным средством развития познавательного интереса моих учеников, повысилось и качество знаний.
Приложение № 1
Материалы из опыта работы
«Методическая копилка»
1. Сравним урок проблемного обучения с традиционным уроком
Урок проблемного обучения: Цель: - усвоение результатов и путей их получения; формирование познавательной деятельности, развитие творческих способностей.
Урок традиционный: Цель- усвоение результатов, вооружение учащихся знаниями.
Урок проблемного обучения: Принцип поисковой учебно- познавательной деятельности учащихся.
Урок традиционный: Принцип передачи готовых выводов науки учащимися.
Урок проблемного обучения: Самостоятельное добывание учащимися новых знаний и как следствие развитие внимания, творческого воображения, умения делать вывод, выдвигать гипотезу и.т.д.
Урок традиционный: Усвоение путем запоминания или подражания учителю.
Цель: усвоение новых знаний-
Урок проблемного обучения: Дети … анализировали, рассуждали, открывали, сочиняли.
Урок традиционный: Дети… слушали, запоминали, следили за мыслью, ( т.е. воспринимали).
Урок проблемного обучения: Вывод: прочные знания, формирование мышления, развитие интеллекта, воспитание активной личности.
Урок традиционный: Вывод: репродуктивная деятельность: пришел. Услышал, запомнил.
Памятка для решения проблемных вопросов
1 этап. Осознание проблемы, вскрытие противоречия.
Выполняются следующие действия:
внимательно читаем вопрос;
ищем условие и требование вопроса;
определяем, что дано в условии и что нужно найти;
выясняем, что уже известно об этом объекте или явлении и какие причинно-следственные связи его объясняют;
сопоставляем знания, ранее полученные и новую информацию;
выясняем сопоставление, противоречие, скрытое в вопросе.
2 этап. Формулирование гипотезы.
3 этап. Доказательство гипотезы.
ставим новый вопрос, исходя из предположений, выдвинутых в гипотезе;
отвечаем на поставленный вопрос;
проверяем ответ, если это возможно.
4 этап. Общий вывод. Отвечаем на вопросы.
Какие ты получил новые знания?
Что ты узнал о причинно-следственных связях, которые объясняют этот объект или явление?
2. Постановка проблемных задач (вопросов)
Проблемные вопросы по окружающему миру:
Одним из средств создания проблемной ситуации в учебном процессе является выполнение проблемных теоретических и практических учебных заданий. Широко использую данный приём на уроках окружающего мира.
Задания, которые начинаются словами: докажи, определи, пронаблюдай, рассмотри, сравни, подумай, исследуй, прокомментируй, предложи и т. д.
- Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев – живой организм.
- Определи, что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются? и т. д.
- Рассматривание явлений, действий, ситуаций с различных позиций и точек зрения.
- На какой планете Солнечной системы Новый год встречают в 4 раза чаще, чем на Земле и почему?
- Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет Солнце?
- Почему в природе больше всего страдают красивоцветущие и полезные растения?
- Что случится, если растения исчезнут?
- Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий девясил
- Люди нередко меняются своими квартирами, переезжают из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? и т. д.
3. Проблемные вопросы по русскому языку
1) Являются ли родственными (однокоренными) слова:
- Страна, странник, странный, странствие, сторона, пространство, просторный?
- Земля, земной, земляной, землица, землистый, земляк, земляника, землекоп?
- Праздник, праздничный, праздный, праздность, упразднить, праздновать, празднество? и др.
При работе с такими словами возникает большое количество вопросов. Дети не могут сразу ответить на поставленный вопрос, приходится обращаться к словарям и справочной литературе, что развивает самостоятельность и учебную активность.
2) Что объединяет записанные слова? Какое из них “лишнее”?
- Стульчик, диванчик, огурчик. (Лишнее слово огурчик по количеству слогов и по морфемному составу)
- Мозоль, тюль, шампунь. (Мозоль – имя сущ. женского рода, остальные – мужского)
4. Постановка проблемных задач по математике
Это могут быть задачи с недостаточными или избыточными исходными данными. Такие задачи полезны для формирования умения внимательно изучать текст задачи и анализировать его на предмет необходимости и достаточности данных.
- В вазе лежит 10 апельсинов. Незнайка съел 3 апельсина, Гунька съел 4 апельсина. Сколько апельсинов съели они вместе?
- Какое число в задаче не понадобилось для решения? Почему? Задайте вопрос так, чтобы это число потребовалось.
- Велосипедист ехал со скоростью 12 км/ч. Сколько километров он проехал? (Данных недостаточно, не указан отрезок времени, который велосипедист был в пути).
5. Задачи с заведомо допущенными ошибками
Широко использую такой приём: помоги какому - либо сказочному герою или персонажу найти и исправить ошибки в решении или проверь, как выполнил он задание. Дети очень любят выступать в роли учителя, проверяющего работу. Данный приём развивает внимание, активизирует мыслительную деятельность учащихся.
Иногда предлагаю “найти ошибки” в заданиях, которые выполнены верно. Чтобы проанализировать готовое решение, детям необходимо сначала самим правильно решить задачу. Проанализировав, сравнив, приходят к выводу, что решение верное. Но бывает, что ребёнок сам допускает ошибку. Возникает проблемная ситуация. Тогда на помощь приходит класс или учитель.
Другой приём: даю правильное решение одной и той же задачи несколькими разными способами и предлагаю найти “верное” решение. Детям приходится проанализировать различные способы решения задачи, доказать, что все варианты верны, выбрать самый доступный или рациональный.
6. Задачи с противоречивыми данными
- На столе лежит 10 яблок и 6 груш. Сколько апельсинов лежит на столе?
В автобусе ехало 32 человека. На остановке вышли 9 человек, а 14 вошли в автобус. Сколько километров проехал автобус за 2 часа?
(Дети отмечают, что вопрос не соответствует условию, формулируют свой и решают полученную задачу)
7. Нестандартные тексты задач
-Нестандартные тексты задач активизируют внимание, позволяют процесс решения задач сделать интересным и увлекательным, что тоже способствует активизации познавательной деятельности. Огромный интерес вызывает у детей решение задач из “Задачника” Г. Остера.
8. Творческие задачи
-Это задачи, при выполнении которых необходимо найти новый алгоритм решения.
Выполнение проблемных теоретических и практических заданий.
Проблемное обучение, как показывает опыт, можно успешно применять на всех видах занятий при условии, что учитель, дети и учебный материал подготовлены к занятию и учителем выработан четкий план его проведения.
9. Приёмы создания проблемной ситуации
Типы проблемных ситуаций | Типы противоречий | Приёмы создания проблемной ситуации |
Ситуация с удивлением | Противоречия между двумя и более фактами. | Одновременно предъявить противоречивые теории, факты. «Столкнуть» разные мнения учащихся практическим действием или вопросом. |
Противоречия между житейскими представлениями детей и научными фактами. | Практическим заданием с «ловушкой» или вопросом обнажить житейское представление детей. Экспериментом, сообщением или презентацией предъявить научный факт. |
Ситуация с затруднением | Противоречия между необходимостью и невозможностью выполнить задание педагога. | Даётся практическое задание, не выполнимое вообще. Даётся практическое задание, не сходное с предыдущим. Даётся невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим, а затем доказать, что оно учащимися не выполнено. |
Каждый из этих приёмов подходит к тому или иному уроку по предмету в большей или меньшей степени.
Проблемные ситуации на уроках математики
Тема «Задачи»
На дереве сидело 5 синиц, прилетело еще 2 синицы.(1 кл)
Учащимся задаются вопросы:
Докажи, что теперь задачу точно можно будет решить?
1. Задачи с несформулированным вопросом.
Пример. Шоколад стоит 15 руб., коробка конфет 30 руб. Задайте все возможные вопросы по условию данной задачи.
2. Задачи с недостающими данными.
Пример. Из двух пунктов вышли одновременно навстречу друг другу два пешехода. Скорость одного пешехода равна 7 км/ч, а скорость другого – на 1 км/ч больше. Какое расстояние будет между пешеходами через 2 часа?
Учащимся задаются вопросы:
Почему нельзя дать ответ на вопрос задачи?
Чего не хватает?
Что нужно добавить?
Докажи, что теперь задачу точно можно будет решить?
А можно ли что-нибудь извлечь даже из имеющихся данных?
Какое заключение можно сделать из анализа того, что дано?
3. Задачи с излишними данными.
Масса 11 ящиков яблок 4 ц 62 кг, а масса 18 ящиков груш 6 ц 12 кг. В магазин привезли 22 ящика яблок и 6 ящиков груш. На сколько килограммов масса одного ящика яблок больше массы одного ящика груш.
4. Задачи с несколькими решениями.
Пример. За три дня в магазине продано 1280 кг яблок. В первый день продали 25% всех яблок, а во второй день – 45% всех яблок. Сколько килограммов яблок продали в третий день? Решите задачу несколькими способами. Какой из них наиболее простой.
Тема: «Подготовка к изучению устных приемов сложения и вычитания»
Этап выявления места и причины затруднения.
- Теперь предлагаю вам выполнить работу на карточках, которые лежат у вас на столах. Переверните их.
5+6 | 4+7 |
7+4 | 7+5 |
2+9 | 3+8 |
5+7 | 6+5 |
8+3 | 2+9 |
- Работаем в парах.
- Соедините примеры в пары и назовите ответы.
- Кто закончил, поднимите руку.
- По какому признаку вы их соединяли?
- Почему получились одинаковые ответы?
(- Одинаковые слагаемые.
- Потому что мы пользовались свойством «от перестановки слагаемых сумма не меняется».)
-Как правильно называется это свойство?
(- Переместительное свойство сложения.)
-Для чего нужно знать и уметь применять эти правила?
(Что-бы быстрее, легче и удобнее считать.)
-Подумайте, чем будем заниматься на уроке?
Кто может предположить, какие правила мы узнаем? Вспомните, что мы уже выполнили на уроке.
- Верно. Соответственно чему будем учиться, зная эти правила?
- Хорошо, давайте проверим себя. В учебнике на с.57-й прочитайте задачи урока.
- Правильно мы сформулировали задачи урока?
- Какая тема сегодняшнего урока?
Десяток
Посчитайте, сколько на данном рисунке треугольников? Сколько здесь четырёхугольников? Какие ещё фигуры вы здесь видите? Сколько всего геометрических фигур?
Проведите прямую линию так, чтобы она пересекла кривую линию в двух точках; затем в трёх точках; в четырёх точках; в семи точках.
Пронумеруйте нарисованные здесь дома по высоте, начиная с самого высокого дома.
Пронумеруйте нарисованные здесь дома по высоте, начиная с самого низкого дома.
Прочитайте записанные числа и назовите «лишнее» число: 8, 3, 4, 10, 1, 6, 9.
Запишите пропущенное число в столбике:
3 4 5 6
4 5 6 3
5 6 3 4
∆ 3 4 5
Место числа в натуральном ряду
Посчитайте на рисунке цветы. Цифрами запиши числа, которые называем при счёте. Проверьте получившийся ряд чисел. Он должен быть таким: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Расскажите, как мы получаем каждое следующее число.
Назовите числа, пропущенные в этом ряду: 1, *, 3, 4, *, *, 7, *, 9.
Выберите такой ряд чисел, которым можно будет пользоваться при счёте предметов:
9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.
1, 2, 4, 3, 6, 5, 8, 7, 9.
1, 9, 2, 8, 3, 7, 4, 6, 5.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Запишите данные числа в порядке возрастания:
8, 9, 5, 6, 1, 3, 2, 4, 7. Какой у вас получился ряд чисел? По какому правилу вы его записали?
Сколько листов между четвёртым и седьмым листами блокнота? Между вторым и шестым листами тетради? Между пятым и девятым листами альбома?
«Принцип образования натурального ряда чисел»
Назовите соседей чисел: 7, 6, 2, 1, 4.
Увеличьте на 1 следующие числа: 2, 4, 5, 9, 6.
Запишите числа, которые меньше на 1, чем: 7, 5, 8, 9, 1.
Назови число, которое равно сумме всех чисел, предшествующих ему в ряду.
Запиши числа в последнем ряду:
7
6 6
5 5 5
4 4 4 4
… … … … …
Каких чисел не хватает в этом ряду? 555554444_ _ _221.
Запишите числа: 3, 4, 5, 6, 7. На сколько следующее число больше предыдущего? Считается ли этот ряд чисел натуральным? Запишите самостоятельно ещё один отрезок натурального ряда чисел.
Деревянная лестница состоит из 9 ступенек. Как вы думаете, какая ступенька будет находиться на середине лестницы?
На лугу растут красивые цветы. Восемь пчёл выбрали себе по цветку и сели на них собирать нектар. К свободному цветку подлетела бабочка и тоже села на него. Скажите, какой по счёту будет цветок, на который села бабочка?
«Сравнение чисел»
Какие числа нужно зачеркнуть, чтобы среди тех, что остались каждое следующее число было на 3 больше предыдущего: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Выберите те числа из строки, которые меньше 7: 2, 3, 9, 6, 7, 1, 5, 8,4. Назовите эти числа по порядку.
Найдите ошибки в данных выражениях: 6=6, 73.
На роликовых коньках катались 8 девочек и 6 мальчиков. Кого из детей было больше? Запишите неравенство. А кого было меньше? Запишите тоже неравенство.
Вставьте пропущенные числа в «окошки», чтобы записи были верными.
□□ 5□ 3
«Сотня»
- Запишите цифрами числа, соответствующие каждому рисунку. Скажите, чем рисунки похожи? А в чём их различие? Чем похожи числа? А чем они отличаются?
֍֍֍֍
֍֍֍֍֍
֍֍
- Запишите и назовите всевозможные двузначные числа, используя цифры 3 и 5.
- Прочитай числа: 81, 44, 32, 90, 14. Назови «лишнее» число.
- Запиши числа в порядке убывания:
а) 87, 78, 69, 96, 54, 45, 31, 13.
б) 43, 44, 34, 75, 57, 18, 22, 90.
- Назовите числа от 67 до 76 в порядке возрастания.
- В электричке 15 вагонов. Бабушка села в восьмой вагон. Сколько вагонов впереди восьмого вагона и сколько их сзади восьмого вагона?
- В поезде 18 вагонов. Назовите вагоны, которые находятся в середине этого поезда.
- Найдите закономерности и продолжите ряды чисел:
а) 90, 60, 80, 50, 70, 40, 60, 30, ….
б) 10, 30, 20, 40, 30, 50, 40, 60, ….
- Сколько домов находится на улице между номерами №35 и №66?
- В сборнике сказок «Золушка» начинается на 15 странице, а заканчивается на 32. Сколько всего страниц занимает сказка «Золушка»?
- Назовите соседей числа: 60, 90, 30.
- Увеличьте на 1 числа: 50, 80, 20.
- Запишите числа, которые на 1 меньше, чем: 40, 70, 90.
- Вставьте пропущенные цифры в «окошко», чтобы равенства стали верны:
□-1=□ □+1=□
- Запишите числа, между которыми называют при счёте число: 88, 44, 99, 11.
- Вставьте пропущенные числа, чтобы неравенства стали верными:
∆∆ ∆77 ∆
- Найди и исправь ошибки: 6676; 43=34; 2777.
- Назовите числа из строки, которые больше чем 52: 25, 83, 41, 33, 27, 90, 53.
- Вставьте пропущенные числа, чтобы равенства были верны:
40+□=45; □+8=28; □+□=63; □+□=99.
- Выберите и подчеркните «лишнюю» пару слов. Объясните свой выбор:
*шестьдесят два;
*сорок три;
*восемьдесят восемь;
*два десятка;
*тридцать девять.
- Сколько всего единиц в данных числах: 51, 20, 19, 32, 88, 45, 54?
- Что больше: 6 десятков или 6 единиц? 3 единицы или 30? 8 десятков или 80?
- Заполни пропуски: 2 дес.= … ед. 30 ед.= … дес. 8 дес.=… ед. 90ед.= …дес.
- Скажите, что обозначает цифра 6 в записи числа 66?
- Сравните числа: 87 и 78. В чём их сходство и различие?
- Запиши ряд чисел и продолжи дальше: 15, 25, 35, 45, ….
- Разбейте числа на две группы: 6, 27, 40, 7, 3, 67, 76, 81, 4, 0. По какому признаку вы это сделали?
- Какое число здесь «лишнее» и почему? 25, 45, 75, 82, 95, 65.
- Назовите сходство и различие чисел 72 и 27; 35 и 53; 91 и 19.
- Запишите все числа, в которых 3 десятка. Сколько чисел у тебя получилось?
- Запишите числа и их название
* Записать разные трёхзначные числа цифрами 3 и 8. Сколько таких чисел получилось?
* Назови «лишнее» число: 888, 926, 604, 2345, 698, 108.
* Сколько всего трёхзначных чисел?
- Заполни пропуски в ряду: 88885, …, …, …., 88888; 2020, …, …, …., 2016.
- Выясни закономерность и продолжи ряд чисел: 900, 600, 800, 500, 700, 400, ……
- В нашем доме на первом этаже квартиры с номерами: 136, 137, 138, 139. Назовите, какие будут номера следующих четырёх квартир этажом выше.
- Запишите числа, между которыми при счёте стоят эти числа:
…, 2000, …; …, 50000, …; …, 800000, … .
- Продолжи ряды чисел по данному правилу:
2000, 2100, 2200, … . 4000, 3900, 3800, … . 100, 300, 500, … . 7000, 6700, 6400, … .
- Запишите числа, которые следуют при счёте за числами:
* сорок две тысячи девятьсот пятьдесят один;
* пятьсот девяносто шесть тысяч восемьдесят четыре;
* восемьсот одна тысяча сто сорок четыре.
- Вставьте пропущенные числа, чтобы равенства и неравенства стали верные:
□46445; 963=□63; □55=1□□; □□
- Найдите и исправьте ошибки в неравенствах:
17781777; 3333350000; 8888
- Перечислите те числа, которые меньше 666: 668, 662, 665, 689, 676.
- Запишите и назовите все трёхзначные числа, у которых в разряде сотен стоит цифра 7, а в разряде единиц цифра 2.
- На сколько можно увеличить число 2432, чтобы изменилась цифра, которая стоит в разряде: тысяч, сотен, десятков, единиц.
- Запишите данные числа в виде суммы разрядных слагаемых:
6074; 9084; 4709; 3540; 3030.
- Назовите отличие чисел друг от друга в каждой паре:
704 и 4704, 2469 и 4469, 80118 и 81018.
- Разбейте числа на две группы. По какому признаку вы это сделали?
309, 670, 2740, 501, 1840, 902, 54703, 7620.
- По какому правилу записаны числа в каждом столбике? В какой столбик ты можешь сам дописать числа по тому же правилу?
3746 5009 8051
3674 5900 8510
3647 5090 8150
Русский язык
1. Русский язык. 2 класс. Тема: Правописание слов с безударными гласными звуками в корне
Словарная работа.
- На доске записаны слова. (Б.рёза, .дежда, р.сунок, сах.р, .блоко, с..сна).
- Как вы думаете, какое задание надо выполнить? (Вставить пропущенные буквы).
-Запишите словарные слова в тетрадь. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга. Если нашли ошибку, аккуратно исправьте карандашиком.
- А как можно проверить словарные слова? (Запомнить или по орфографическому словарю.)
-Какое слово оказалось здесь «лишнее»? (сосна).
-Итак, можем ли мы слово сосна записать без раздумий? (Нет)
- Почему?
-Слышится без ударения а, а надо писать о.
-Почему?
- Это не словарное слово.
-Возникает проблема, опасное место в слове.
-Какой вывод можем мы сделать?
- Безударный гласный звук не всегда совпадает с написанием.
4. Постанова темы и цели урока.
Тема: Безударные гласные в корне слова.
«Дима написал своему другу Коле записку:
«Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.
- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт.
Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
- Почему так получилось?
- Какое правило не знал автор записки?
- Как правильно записать это слово?
Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?
Правописание безударной гласной в корне слова.
- Какую цель мы поставим перед собой?
Учиться писать слова с безударной гласной в корне слова
-Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня?
2. Русский язык, 3 класс. Класс делится на группы. Каждая группа записывает ответ на листочке и вывешивает его на доску.
Учитель: От слов «стакан» и «диван» образуйте новые слова с помощью суффиксов –чик- и –щик-.
- Прочитайте получившиеся слова.
Ученики: Стаканчик и стаканщик, диванчик и диванщик.
Учитель: Что же получилось? Задание было одно. А как вы его выполнили? (Здесь происходит побуждение к осознанию противоречия)
- Давайте подумаем, почему так вышло? Чего мы с вами не знаем?
Ученики: Мы не знаем условий выбора того или иного суффикса.
Учитель: Итак, какая будет тема урока?
Ученики: Тема урока: «Правописание суффиксов –чик-, -щик-.
Типы проблемных ситуаций
Не могу! | Даётся практическое задание вообще не выполнимое. |
Несоответствие | Даётся задание, где надо использовать знания в новой ситуации. |
Конфликт | Ситуация, которая рассматривает противоположности. |
Неожиданность | Вызывает удивление необычностью, парадоксальностью. |
Неопределённость | Неоднозначные решения в виду недостатка или лишних данных. |
Выбор | Даётся несколько готовых решений. Надо выбрать правильное. |
Ошибка! | Задания, с заведомо допущенной ошибкой. |
Приёмы создания проблемной ситуации
Проблемные ситуации «с удивлением»
Учитель предъявляет классу одновременно противоречивые научные теории, факты, взаимоисключающие точки зрения.
Например:
Математика, 3 класс.
На доске запись:
7+8×5= 75 7+8×5=47
- Дети удивлены. Почему?
- При одинаковых примерах разные ответы.
- О чём мы должны подумать?
- Почему так получилось?
Русский язык, 3 класс.
Дети читают слова: грусть, грустный, грустно, грустить. Учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта – в одних словах «т» произносится, а в других – нет.
- Что можно сказать об этих словах? Что заметили интересного? (побуждает к осознанию противоречия)
- Какой можно задать вопрос? (побуждает к формулированию проблемы)
- Почему «т» не произносится в некоторых словах? Какая будет тема урока?
(«Непроизносимые согласные в корне слова»)
Окружающий мир, 3 класс.
Ученики слушают диалог двух детей:
- Я считаю, что грибы – это растения, так как они не могут передвигаться.
- А я думаю, что если грибы не зелёные, значит они животные.
- Что здесь удивляет в этом разговоре? (побуждает к осознанию противоречия)
- Какой вопрос возникает? (побуждает к формулированию проблемы)
- Что такое грибы – растения или животные? Тема урока? («Что такое грибы?»)
Учитель сталкивает разные мнения детей, не предъявляя им другие точки зрения. Классу предлагается практическое задание или вопрос на новый материал. У учеников возникает разброс мнений, что вызывает у них удивление.
Например:
Окружающий мир, 2 класс. На зимних каникулах школьники собрались на экскурсию – одна группа едет в Египет, а другая – в Новосибирск. Нужно помочь собрать им вещи. Класс работает по группам, составляя списки собранных вещей. Разные мнения вызывают реакцию удивления. Задание одно, а как вы его выполнили? Проходит побуждение к осознанию противоречия. Почему так получилось? Чего мы не знаем? Учитель побуждает к формулированию проблемы. Какая сейчас погода в Египте? Проблема звучит как вопрос.
Русский язык, 3 класс.
Класс делится на группы. Каждая группа записывает ответ на листочке и вывешивает его на доску.
Учитель: От слов «стакан» и «диван» образуйте новые слова с помощью суффиксов –чик- и –щик-.
- Прочитайте получившиеся слова.
Ученики: Стаканчик и стаканщик, диванчик и диванщик.
Учитель: Что же получилось? Задание было одно. А как вы его выполнили? (Здесь происходит побуждение к осознанию противоречия)
- Давайте подумаем, почему так вышло? Чего мы с вами не знаем?
Ученики: Мы не знаем условий выбора того или иного суффикса.
Учитель: Итак, какая будет тема урока?
Ученики: Тема урока: «Правописание суффиксов –чик-, -щик-.
Математика, 2 класс.
Решение примеров. Ученики вспоминают алгоритм выполнения вычисления. Один ученик – у доски, остальные работают в тетради. Примеры решаются с проговариванием алгоритма: 76-34; 43-13; 89-65. Дети выполняют практическое задание на новый учебный материал. Следующий пример дети решают на листочках фронтально: 80-63. Учитель побуждает к осознанию противоречия после того, как пример решён. У детей получились разные ответы. Почему так получилось – пример один, а ответы разные? Такие примеры ещё не решали. Чем этот пример отличается от тех, которые мы решали раньше? В уменьшаемом отсутствуют единицы. Следовательно, будем учиться решать примеры на вычитание двузначных чисел, где в уменьшаемом отсутствуют единицы. Тема записывается на доске.
Следующий приём выполняется в два шага. С помощью практического задания «на ошибку» или вопроса педагог выясняет представление детей. Далее, в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации ученикам предъявляется научный факт.
Например:
Русский язык, 4 класс
На доске учитель записывает два столбика слов: 1-ый: меткий, жидкий, мягкий;
2-ой: метко, жидко, мягко. Что можно сказать об этих словах?
- Это родственные слова: прилагательные и наречия.
Далее дети выполняют разбор слов каждого столбика по составу.
Шаг 1. В словах второго столбика дети выделяют окончание – о. но эти слова – наречия. Дети вспоминают определение, что такое наречие. Это неизменяемая часть речи. Следовательно, у наречий не может быть окончания.
Шаг 2. Итак, что мы сначала думали по поводу «о»? А что же оказалось? Идёт побуждение к осознанию противоречия, затем побуждение к формулированию проблемы. Что такое «о» в наречиях? Проблема в виде вопроса.
Математика, 1 класс.
Урока знакомства с геометрическим материалом. Дети рисуют в тетради точку. Сколько лучей можно построить из одной точки? Дети пробуют выполнить задание, рисуют один, два луча. Это шаг 1. Затем детям предлагается отгадать загадку про солнышко. Дети испытывают удивление. Это шаг 2. Что же оказывается на самом деле? В чём возникла проблема и в чём мы будем сегодня разбираться на уроке? Побуждение к формулированию проблемы.
Окружающий мир, 4 класс.
Тема: Растительный мир пустынь. Учитель выясняет у детей, много ли растений в пустыне. Дети из своего опыта отвечают, что мало, почти совсем нет. Это шаг 1.
Далее учитель предлагает ученикам послушать отрывок из научно-популярной статьи о цветении растений пустыни в апреле. Учащиеся испытывают удивление. Шаг 2. Затем, сравниваем наши первоначальные ответы, как мы привыкли представлять себе пустыню, а что узнали из текста. Возникла проблема. В чём мы должны разобраться на уроке? Каким образом растения выживают в пустыне?
Проблемные ситуации «с затруднением»
Учителем предлагается задание, которое вообще невыполнимо. Это вызывает у детей явное затруднение.
Например:
Математика, 2 класс.
Ученикам предлагают ряд заданий, которые сводятся к вычислению одинаковых слагаемых: 3+3+3+3=12. А потом предлагается задача: «На один халат пришивают 8 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 860 халатов?» второклассниками такое задание невыполнимо вообще.
Русский язык, 3 класс.
Работа с существительными, образованными суффиксальным способом. Дети читают слова и образовывают от них существительные с помощью суффикса –ник-.
Выполнимое задание: сапог – сапожник, удар – ударник, салат – салатник, кофе – кофейник, чай – чайник, ель – ельник.
Далее, предлагают детям проделать то же самое с другими словами.
Невыполнимое задание: буфет, стол, портрет. Дети испытывают затруднение.
- От этих слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса –ник-.
Возникает вопрос: почему от некоторых слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса –ник-?
После выявленных закономерностей и выполнения заданий дети формулируют тему урока: «Существительные с суффиксом –ник».
Учитель даёт практическое задание, не похожее на предыдущее, с которым обучающиеся ещё не сталкивались.
Например:
Математика, 2 класс.
На доске записан ряд чисел. Детям даётся задание – выписать в столбик однозначные числа и прибавить 4. Дети легко справляются с этим. Потом другое задание – выписать двузначные числа и тоже прибавить 4. Дети испытывают затруднение.
- Почему это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего?
Побуждение к осознанию противоречия.
- Сформулируйте тему нашего урока.
- «Сложение двузначного числа и однозначного».
Один из самых сложных приёмов выполняется в два шага. Сначала детям даётся задание, похожее на предыдущее. (Шаг 1) Они выполняют его, применяя имеющиеся знания и не замечают подвоха. Затем, учитель доказывает аргументированно, что задание школьниками не выполнено. (Шаг 2) у детей возникает затруднение. В данном приёме первый шаг заставляет ребёнка ошибиться, а второй шаг разоблачает эту оплошность.
Например:
Русский язык, 4 класс.
Дети изучают тему «Спряжение глаголов». На уроке учитель даёт задание – поупражняться в определении спряжения глаголов. Дети это задание выполняют легко, применяя известное правило.
Потом ученикам даётся следующее задание (шаг 1) – определить спряжение глаголов «видеть» и «стелить». «Видеть» - глагол 1 спряжения, «стелить» - глагол 2 спряжения. (шаг 2) Учитель спрягает эти глаголы на доске.
- Что вы заметили?
- Видеть – глагол 2-го спряжения, а стелить – 1-го.
Затем идёт побуждение к осознанию противоречия.
- Что вы хотели сделать? Какое правило применили? Получилось выполнить задание? Как вы думаете, что это за глаголы? Какая будет тема урока? Учитель побуждает детей к формулированию проблемы.
- Тема урока: Глаголы – исключения.
Математика, 3 класс.
На доске изображены углы: прямой, острый, тупой.
Учитель: Сравните углы. Каким способом вы сравнивали углы?
Ученики: На глаз.
Далее на доске изображены примерно два одинаковых угла.
Учитель: Сравните теперь эти углы.
Ученики: Эти углы одинаковые.
Учитель: Каким способом вы сравнивали?
Ученики: Так же на глаз.
Учитель: Как вы думаете, это точный способ сравнения углов?
Ученики: Нет, не точный.
Учитель: Можно тогда утверждать, что эти углы равны?
Ученики: Нет.
Возникает реакция затруднения. Дети осознают, что задание не выполнено.
Учитель: Что же вы хотели сделать? Какой способ применили?
Ученики: Сравнить углы. На глаз, визуальный.
Учитель: Выполнили ли вы это задание?
Ученики: Мы не можем утверждать, что выполнили это задание верно.
Происходит побуждение к осознанию противоречия. Далее – побуждение
к формулировке проблемы.
Учитель: Какой будет тема урока?
Ученики: Тема урока: Сравнение углов.
Приём «Яркое пятно»
Математика, 2 класс.
Сказка про нуль.
Жил на свете Нуль. Вначале он был маленьким-премаленьким, как маковое зёрнышко. Нуль никогда не отказывался от манной каши и вырос большим-пребольшим. Цифры 1, 4, 7, худые и угловатые, завидовали Нулю. Такой он был круглый, внушительный.
- Быть ему вожаком, - пророчили вокруг.
А Нуль важничал и раздувался как индюк.
Поставили как-то Нуль впереди двойки, тройки и пятёрки, да ещё запятой отделили от них, чтобы подчеркнуть его исключительность. И что же? Величина цифр уменьшилась вдруг в десять раз! Поставили Нуль впереди других цифр – то же самое. Удивляются все. А кое-кто даже начал поговаривать, что у Нуля только внешность, а содержания никакого.
Услышал это Нуль и загрустил… Но грусть беде не помощник. Надо что-то предпринять. Нуль вытягивался, становился на цыпочки, приседал, ложился набок, а результат всё тот же.
С завистью поглядывал теперь Нуль на другие цифры: хоть и не броские с виду, а каждая что-то значит. Некоторым же удавалось вырасти в квадрат или в куб, и тогда они становились важными величинами.
Попробовал и Нуль подняться в квадрат, потом в куб, но ничего не получилось.
Бродил Нуль по белу свету, несчастный, обездоленный. Однажды увидел он цифры, выстроившиеся в ряд, друг за другом, и потянулся к ним: надоело одиночество. Нуль подошёл незаметно, стал скромно позади всех! О чудо! Он сразу ощутил в себе силу, и все цифры приветливо посмотрели на него: ведь он удесятерил их величину.
Окружающий мир, 2 класс.
- Догадайтесь, о каком материке идёт речь:
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
Они в пустыне пропадают где-то…
- Что интересного, особенного заметили в этом стихотворении?
- Какой у вас возник вопрос? Что это за материк такой, где всё наоборот?
- Это Австралия. И мы будем изучать на уроке материк ……(Австралию)
Русский язык, 1 класс.
- Послушайте стихотворения, которые я вам прочитаю и определите,
какие звуки чаще произносятся в них.
Гром, гром, гром, гром…
Где-то рядом, за холмом
Гневно молния сверкает,
Голубь сжался под кустом,
Гусаки бегут гуськом.
Гулко град стучит по крышам,
Голоса ребят не слышно.
- Чаще здесь слышатся звуки [г], [г']
- Послушайте следующее стихотворение:
-Кар! – кричит ворона –
Кража!
Караул! Грабёж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку!...
- Чаще слышатся звуки [к], [к']
- Тема сегодняшнего урока….(Согласные звуки [г], [г'], [к], [к'].
Проблемные вопросы
Русский язык
- Являются ли однокоренными или родственными слова:
Вода, водица, водитель, водный, подводник, водяной, водолаз?
Земля, землица, земляника, землистый, земляк, землекоп?
Дыхание, вздох, воздух, духовность, душа, дышать, вдохновить? и др.
- При работе с такими словами у детей возникает много вопросов и они не сразу отвечают на поставленный вопрос. Помогают словари, справочная литература. Это развивает у детей самостоятельность и учебную активность.
- Сапоги, санки, каникулы, плоскогубцы, колготки, щипцы. (Лишнее слово сапоги, оно может также употребляться и в единственном числе: сапог)
- Диванчик, карманчик, мальчик. (Лишнее слово мальчик по количеству слогов и по морфемному составу.)
- Кофе, окно, пальто, радио. (Лишнее слово кофе, он мужского рода, остальные среднего рода)
- Шампунь, тюль, мозоль, гриль. (Лишнее слово мозоль, это существительные женского рода, остальные – мужского рода.
Литературное чтение
- Как вы думаете, почему в сказке «Соловей» Андерсена Г. Х., смерть победило пение настоящего живого соловья?
- Как по вашему мнению, почему герой рассказа «Мальчики» Чехова А. П. Володя всё-таки поехал в Америку с Чечевицыным?
- Как вы считаете, нашла ли Русалочка из сказки Г. Х. Андерсена своё счастье или жизнь её оказалась всё-таки несчастливой?
- Сочувствуете ли вы похитителям из рассказа «Вождь краснокожих»? Почему?
- Почему Маленький принц из сказки С. Экзюпери покинул свою планету, а потом решил вернуться назад?
- Назовите, какие открытия совершил Маленький принц в своих приключениях?
Окружающий мир
- Могут ли поменяться квартирами лесные животные так, как люди меняются своими квартирами или переезжают из дома в дом, с этажа на этаж?
- Задержатся ли перелётные птицы, если везде для них развесить
утеплённые птичьи домики?
- Как вы считаете, почему в природе чаще всего страдают красивые цветы и полезные растения?
- Если растения исчезнут, как вы думаете, что может случиться?
- Если исчезнет Солнце, смогут ли существовать кроты и водоросли на Земле?
- Почему высокий девясил называют травой, а низкорослую чернику кустарником?
- Станет ли деревом кустарник, если у него срезать все стебельки и оставить один?
- На какой из планет Солнечной системы Новый год встречают чаще в 4 раза, чем на Земле? Почему?
Проблемные ситуации на уроках окружающего мира
Живая и неживая природа
Проблемные вопросы:
- Как выдумаете, живая и неживая природа и окружающий нас мир это одно и тоже или нет?
- Как вы считаете, горшок с комнатным цветком – это окружающий нас мир или объект природы?
- Подумайте, если исчезнет Солнце, то смогут ли существовать на Земле кроты и водоросли?
2. Проблемные задания:
- Докажите, что фикус, за которым не ухаживали 3 месяца, является живым организмом.
- На столе два стакана: с землёй и водой; вата и блюдце; морковь, репчатый лук, семена пшеницы. Какие объекты неживой и живой природы можно соединить, чтобы через 6-8 дней убедиться в том, что растения – это живые организмы? Докажем это, проведя опыт.
3. Проблемные задачи:
- Какой вывод можно сделать об объектах живой и неживой природы, если при разрушении камня образуется песок, а при гниении старого дерева образуется удобрение.
- Трава, бабочка, человек – это объекты живой природы. Солнце, почва, дождь – это объекты неживой природы. Какие из этих объектов зависят друг от друга?
Части растений
Проблемные вопросы:
- Можно ли сказать, что люди, которые подолгу сидят перед цветущими растениями, работают?
- Почему высокий цикорий называют травой, а низкорослую чернику – кустарником?
- Почему в местах, где пасут домашний скот, никогда не цветут цветы?
- Для чего нужно знать части растения?
- Станет ли деревом кустарник, если у него каждый год срезать все стволики, кроме одного?
- Может ли находиться на одной веточке растения одновременно цветок и плод?
2. Проблемные задания:
- Рассмотрите растение картофель. Найдите у него клубень. Найди другие части растений. Чем клубень картофеля отличается от свёклы?
- Что общего и в чём различие при сравнении стебля и корня?
3. Проблемные задачи:
- Угадай, какими особенностями могут хвастаться друг перед другом плод и цветок растения?
- Чем не может похвастаться плод перед цветком, а также цветок перед плодом? (Запахом, красотой, соком, нектаром, пользой людям, животным, привлечением насекомых и др.)
- В корзине лежат: редис, чеснок, груши, абрикос, крыжовник, малина. Можно сказать, что это растения, а не овощи? Можно ли сказать, что это растения, а не фрукты? Кто может вырастить эти растения, кроме биологов?
Проблемные ситуации на уроках обучения грамоте
Зачем нам нужна речь
Детям даётся задание – рассмотреть рисунки в учебнике и поделиться своими впечатлениями об одном из рисунков. Условия: не произносить ни слова, не говорить о каком рисунке идёт речь. Можно использовать любые движения. Оказывается, что сделать это без речи очень трудно, сложно договориться и передать свои мысли другому человеку. Дети приходят к выводу, что нужно обязательно сказать что-то друг другу словами, чтобы было понятно, о чём идёт речь.
А теперь выполним такое задание – будем говорить о рисунках вместе. Подумайте сначала, что вы скажите по первому рисунку. А теперь вместе скажите свои мысли. Получилось? Дети приходят к выводу, что это неудобно, ничего непонятно и надо говорить по очереди.
Ударение
1. Работа со схемами слов: одна к слову кру'жки, а другая к слову кружки'. Можно ли определить, какая схема к какому слову подходит?
- Схемы одинаковые и определить невозможно.
- Как тогда мы сможем различить схемы слов, если ещё не умеем записывать буквы?
- Нужно поставить ударение в словах. (Формулируется тема урока)
2. «Как помирить слова?» - лингвистическая задача.
- Давным - давно подружились между собой слова «кот» и «мяу». А потом они поссорились, когда решили посчитать, сколько в их словах слогов. Что же их рассорило?
- В этих словах разное количество слогов. Их надо помирить. Как это сделать?
- Нужно изменить слово «кот» так, чтобы стало два слога, например: коты, котик.
- После этого слова снова стали дружить и никогда уже не ссорились.
35