СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад: "Проектная деятельность обучающихся как средство повышения мотивации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад, выступление на педагогическом совете

Просмотр содержимого документа
«Доклад: "Проектная деятельность обучающихся как средство повышения мотивации"»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru

















ДОКЛАД

Проектная деятельность обучающихся

как средство повышения мотивации







Подготовил:

Е.Г. Сапожникова

Заместитель директора по УМР,

учитель-логопед













2022 г

Активные формы обучения являются актуальными и перспективными для современной коррекционной школы. (слайд 1) Одной из таких форм является метод проектов, который открывает значительные возможности для повышения качества образования, позволяет обучать детей с ограниченными возможностями здоровья самостоятельной поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению. (слайд 2) Метод проекта в коррекционной школе имеет и свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, строится с учетом психофизических возможностей обучающихся с нарушениями интеллекта и особенностей их коллективной деятельности.

Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником с ОВЗ. (слайд 3) Как организовать обучение через желание? Как активизировать обучающегося с ОВЗ, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Сегодня как никогда актуальны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные формы и методы обучения.

Проектная деятельность (слайд 4) – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся с ОВЗ, учителя и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Задачи проектной технологии. (слайд 5)Целью проектной технологии является самостоятельное «постижение» различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучающихся. Данная технология предполагает «проживание» обучающимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем мире, конструирование материальных или иных объектов. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно принимаемое обучающимися развернутое решение проблемы. В проекте наряду с познавательной стороной решения всегда присутствуют эмоционально-ценностная (личностная) и творческая стороны. Именно эмоционально-ценностный и творческий компоненты содержания определяют значимость для обучающихся проекта, а это зависит от того, насколько самостоятельно он выполнен. Основной тезис современного понимания технологии проектного обучения звучит таким образом: «все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу это содержание применить». Данная технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся — индивидуальную или групповую, которую школьники выполняют в течение определенного отрезка времени, и предполагает совокупность проблемных методов обучения, творческих по своей сути. Данная технология строится с учетом принципов гуманизации, коммуникативности, индивидуализации, деятельностного, ценностного подходов, ориентированных не только на формирование знаний и умений у обучающихся, но и на самореализацию их личности.

Цели проектного обучения: (слайд 6)

  • способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения;

  • развивать у обучающихся с ОВЗ  коммуникабельность и умение сотрудничать;

  • обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать пути решения поставленной задачи;

Теоретические позиции проектного обучения:

  • образовательный процесс  строится не на  логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика;

  • комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

  • развитие творческого потенциала обучающихся с ОВЗ.

Метод проектов направлен на: (слайд 7)

обучение планированию:

  • обучающийся должен уметь четко определить цель;

  • описать основные шаги по достижению поставленной цели;

  • концентрироваться на достижении цели  на протяжении всей работы;

развитие критического мышления:

  • аналитическое;

  • ассоциативное;

  • логическое;

развитие творческого мышления:

  • пространственное воображение;

  • самостоятельный перенос теоретических знаний в практику;

  • прогностические умения.

умения работать с информацией:

  • отбирать нужную;

  • анализировать;

  • систематизировать и обобщать;

  • выявлять проблемы и их решения;

  • обрабатывать данные;



формирование коммуникативных компетенций:

  • работать в коллективе;

  • владеть культурой коммуникации;

  • умение адаптироваться к действительности;

умение составлять письменный отчет:

  • обучающийся должен уметь составлять план работы,

  • четко презентовать информацию.

формирование позитивного отношения к работе:

  • обучающийся должен проявлять инициативу, энтузиазм;

  • стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы.

Этапы работы над проектом: (слайд 8)

  • выбор темы;

  • формулирование варианта проблем;

  • распределение задач по группам;

  • групповая или индивидуальная разработка проекта;

  • защита проекта.

Какие же бывают типы проектов: (слайд 9)

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью его анализа, обобщения и представления. Выходом такого проекта может быть публикация в школьной газете, на сайте школы. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть любые творческие работы сделанные «своими руками», театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, а также искусство «фотодела». Специфика проектной деятельности подразумевает работу в группах, в результате чего формируется коллектив, дети учатся выстраивать межличностные отношения.

(слайд 10) Проектная деятельность в работе и специфика метода проектов во внеурочной деятельности является одним из важнейших критериев педагогического мастерства, считается результативностью работы учителя.

Известно, что основной критерий для ученика  выражается словами «интересно» - «неинтересно». Любая творческая работа позволяет учителю другими глазами увидеть ученика и оценить уровень его способностей. Направить чувства, волю, мысли к освоению действительности, формировать стремление к поиску в открытии мира, раскрепостить  творческое мышление ученика.

(слайд 11) Неоспорим тот факт, что тренировка и поощрение творческой деятельности должны начинаться в самом начале образовательного процесса и продолжаться на протяжении всей школьной жизни.

Опыт работы учителей коррекционной школы показывает, что применение метода проектов при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья способствует:

  • коррекции недостатков развития  ребенка;

  • развитию мыслительных операций (познавательного интереса), инициативы и творческих способностей;

  • формированию навыков самообразования и самостоятельной работы;

  •  формированию навыков рефлексии, критического и творческого мышления;

  • воспитанию настойчивости, уверенности в своих силах, положительного отношения к учебе и труду;

  • формированию умений публично выступать и работать в команде.

Коррекционная школа должна быть обращена лицом к ребенку, должна обеспечивать реальные условия его обучения и развития, создать для всех детей единую систему общения, адаптации и социализации. Все это поможет максимально раскрыть возможности детей, дать им более широкое образование.

Словом, проектная деятельность в коррекционной школе способствует приобретению необходимых умений и навыков для дальнейшей жизни, выполнению разных социальных ролей для успешной адаптации в обществе обучающихся с ОВЗ. (слайд 12)























Литература

  • И. Стрельникова, Е. Сухаревская: статья «Проекты и исследования» газета «Начальная школа» №5 (630), 1-15.03.2008.

  • Методы обследования речи детей:  пособие по диагностике речевых нарушений / под общ.  ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 4-е изд., доп. – М.: Аркти, 2010. – 240с.

  • Работаем по ФГОС основного общего образования: Программы коррекционной работы / под ред. Е. Л. Черкасовой. – М.: Перспектива, 2015. – 88с.

  • ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего об- разования  / под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачёвой.– М.: Национальный книжный центр, 2016. – 144 с.

  • Шишкова М. И. Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для педагога-дефектолога / М.И. Шишкова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 88 с. (Коррекционная педагогика).