Доклад
из опыта работы учителя начальных классов
МКОУ СОШ№105 Купинского р-на
Оноприенко О.Г.
по теме «Проектная деятельность в начальной школе
в рамках реализации ФГОС НОО»
«Единственный путь, ведущий к знаниям,- это деятельность".
В данной школе я работаю с 1997 года, по программе «Школа России».
Изучая стандарты второго поколения, я поняла, что особое место в обучении отводится проектной деятельности, поэтому тема моего выступления: «Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО»
Считаю, что актуальность заявленной темы обусловлена современной стратегией обновления образования. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок.
Образовательной программой «Школа России» предусмотрено время на проектную деятельность. Кроме того в школе введён курс « Решение проектных задач», реализуемый с целью развития УУД младших школьников. Также ведётся курс внеурочной деятельности «Мир моих интересов», программа которого предусматривает проведение целого цикла исследовательских проектов.
Цель, которую я поставила перед собой, работая в данном вопросе:формирование УУД посредством активного использования технологии проектной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО. Из неё вытекают следующие задачи: слайд2
использовать технологию проектной деятельности с целью формирования УУД;
применять интерактивные формы организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации обучающихся;
развивать творческий потенциал обучающихся;
применить технологию проектов для формирования УУД и достижения планируемых результатов освоения ООП НОО;
внедрить интерактивные формы организации учебного процесса для формирования ключевых компетенций и повышения мотивации обучающихся;
проанализировать качество учебных знаний обучающихся в процессе внедрения проектной технологии;
Под проектной технологией понимается способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Проект - это и форма организации учебного процесса, это и метод обучения, который может применяться на уроке и во внеурочное время. В учебном проекте ученики работают самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности.
Начиная работу с первоклассниками, я выделила для себя ряд проблем с, которыми сталкиваются обучающиеся:
низкий уровень развития основных мыслительных операций;
отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
низкий уровень самостоятельности в учебном процессе;
неумение готовить рабочее место к учебным занятиям;
неумение следовать инструкции (внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием);
Я считаю, что проектный метод как нельзя лучше может справиться с этими проблемами. Он отвечает требованиям, предъявляемым к организации обучения в «новой школе».
Классификация проектов вы можете увидеть на слайде: слайд3
по продолжительности:
Мини – проекты, которые могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты, которые требуют выделения 4 – 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты, которые выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
Годичные проекты, которые могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
По количественному составу различают: индивидуальные, парные и групповые проекты.
По доминирующей деятельности различают следующие виды проектов:
1. Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации.
2. Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах, детская конференция и т.д.
3. Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения принимается в игровой ситуации. Участники выбирают себе определённые роли. Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия.
4. Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Результатом работы может являться реферат, доклад, статья и т.п.
5. Практико-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему
По доминирующей деятельности на практике я чаще всего использую следующие типы проектов:
А также- монопроекты, которые проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
И межпредметные проекты, которые выполняются исключительно во внеурочное время и в различных областях знания.
слайд4 Результаты работы над проектами могут быть самые разнообразные: атлас, видеофильм, диафильм, газета, журнал, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат, публикация, справочник, словарь, экологическая программа, книга, викторина, панно, поделка, праздник, представление, план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, буклет, поделка, сценарий праздника, экскурсия, путешествие, реклама, выставка, инсценировка, спектакль, соревнования, телепередача, научная конференция, ролевая, деловая, спортивная, интеллектуально - творческая игра.
Работу над проектом я провожу по следующим этапам: слайд5
Прежде всего, начиная работу над проектом, я пробуждаю в учащихся интерес к теме проекта. Тему проекта стараюсь сформулировать естественным для детей языком, чтобы вызвать их интерес. Иногда я использую рассказанную сказку, притчу или просто вступление в виде стихотворения. Ведь тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, так как участники проекта - младшие школьники.
На этапе погружения в проект мы с обучающимися вместе находим проблемное поле. Из поставленной проблемы проекта выделяем цель и задачи проекта. Задачи проекта - организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта.
На следующем этапе я организую деятельность детей. Если проект групповой, то объединяю детей в группы (чаще всего по 4 или 6 человек), определяем цели и задачи. По необходимости - определяем роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта.
После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже ЧЕТВЁРТЫЙэтап. Здесь я становлюсь « наблюдателем». Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как я их подготовила. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает такой момент, и ребята обращаются за помощью в решении ставшей проблемы. Я на контроле: помогаю справиться с трудностями и одновременно контролирую, как идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности остальных учащихся.
Следующий этап - этап презентации, как один из этапов проектной деятельности и, с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя, бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа, проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы.
Защита проекта происходит в классе, в основном на уроке.
Ребята защищают свой проект, отвечают на следующие вопросы: слайд6
- как они готовили проект (самостоятельно или при помощи родителей)?
- где находили нужную литературу?
- какие трудности испытывали при выполнении проекта?
- достиг ли проект поставленных целей?
- что бы они изменили, если бы делали этот проект заново?
По итогам защиты поощряю не только тех обучающихся, кто хорошо проводил свою защиту, но и в особенности тех детей, кто задавал умные, интересные вопросы к выступающим одноклассникам. Я стараюсь поощрить каждого ученика, участвовавшего в проекте. Это может быть подготовленный заранее смайлик или звезда .
При оценивании я использую следующие критерии: слайд7
Значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике.
Полнота раскрытия темы.
Самостоятельность работы над проектом.
Оригинальность решения проблемы.
Качество выполнения продукта.
Раскрытие содержания проекта на презентации.
Умение отвечать на вопросы оппонентов, аргументированность ответов.
Артистизм и выразительность выступления.
Очень часто возникает вопрос- проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Конечно, проекты, представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов.
слайд8 В первом классе работа над проектом по полной структуре конечно невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать. Поэтому в первом полугодии я провожу подготовительный этап, в который включаю: творческие работы обучающихся (рисунки), устные рассказы, а также проектные задачи, в которых дети с моей помощью поэтапно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. Для работы в этот период я обязательно привлекаю родителей, но с условием – ребенок тоже участвует в работе над проектом: отбирает фотографии, рисует, клеит, высказывает свои мысли, воспоминания, а родители записывают и оформляют проект.
Ребятами моего класса было выполнено много интересных проектов, я познакомлю вас лишь с некоторыми из них.
Одни из первых были проекты по окружающему миру « Моя малая Родина», «Мой класс и моя школа». Сначала мне хотелось, чтобы дети поняли смысл понятия «Малая Родина». Мы ходили на экскурсию по нашему городу, проводили беседы, дети спрашивали у родителей о городе, в котором они живут. В результате у обучающихся развилось чувство гордости за свою страну и семью, они получили первые навыки поиска информации и эстетического оформления проектов, выработалось положительное отношение к выполнению проектов, выработались первые критерии оценивания своей работы и других.
Вторым большим проектом стал проект «Моя семья». слайд9
Проект построен на тематике, эмоционально близкой каждому ребенку. Это повод для его содержательного общения с другими членами семьи, в ходе, которого, ребенок учится задавать целенаправленные вопросы. Это первый опыт по подбору материала в виде семейных фотографий, из которых складывается альбом. Каждый ребёнок, взяв на себя роль экскурсовода, познакомил одноклассников со своей семьёй.
Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному вместе со мною. слайд10 В этот период мы учились работать в простых краткосрочных коллективных и групповых творческих проектах на уроках обучения грамоте. Первый такой проект назывался «Живая азбука», он был интересен тем, что были сделаны страницы –азбуки, как с помощью родителей, так и самостоятельно.
И следующие проекты(показать на слайде)- « Цифры от 1 до 10», «Моя клумба»; по окружающему миру «Мои питомцы» ребята делали с минимальной помощью родителей. Этому способствовало то, что дети научились писать (до этого в основном только раскрашивали), а для оформления проекта старались делать это наиболее старательно и аккуратно.
По технологии и изобразительному искусству проекты были, как коллективно- творческие «Панно из цветов», «Украшение окна снежинками», «Праздник птиц», «Чайный сервиз»и др., так и индивидуальные- "Птицы наши друзья. Кормушка", "Вторая жизнь мусора" и др. Один из таких проектов будет представлен на моём открытом уроке.
Наиболее сложной при работе над проектами оказалась всё таки коллективная работа и в группах, но чем сложнее задача, тем лучше результат. Дети развили не только свои познавательные и творческие задатки, но и коммуникативные качества, научились работать в коллективе, договариваться и уступать друг другу.
Этому способствовали такие проекты, как "Пасхальный венок","Всё начинается с мамы!", "Великая победа", которые выполнялись на занятии кружка «Маленькие мастера», который веду я.
С большим интересом ребята выполняли проекты- исследования - «Мой прадед участник Великой Отечественной Войны», "Мой город Купино", "Дети- герои ВОВ"," Моя Родина Россия", "Я и моё имя", "Мыльные пузыри". В прошлом году ребята моего класса принимали участие в районной научно- практической конференции "Юный исследователь" и получили диплом в проекте «Может ли вода течь вверх».
Нравится ребятам работать и с информационными проектами, некоторые из них я представляю вашему вниманию- «Красная книга. Книжка- малышка.». «Города России», «Страны мира»
"Животные нашего края", "Водоёмы нашего края", "Кто нас защищает", и др.
слайд 11 Вне урока с удовольствием ребята приняли участие в социальном проекте и выполнили открытки ко Дню пожилого человека "Родные люди" и совместно с представителями Молодёжного центра вручили бабушкам и дедушкам в доме ветеранов. К 8 марта группа ребят приняла участие в районном проекте "Подарок для мамы"(изготовление пряника для мамы) на базе районного краеведческого музея. Ребятам очень понравилось общение вне школы и я планирую использовать этот тип проекта в своей работе.
слайд12 Также я применяю в своей работе и метод проектных задач. Ведь он, как нельзя лучше подготавливают детей к проектной деятельности. Одну из проектных задач я представила на межрайонном семинаре у.н.к.- "Интерьер кукольного домика".
слайд13 Мои ребята вместе со мною принимают активное участие во внутришкольных коллективных творческих проектах оформительской направленности«Фабрика Деда Мороза», «День знаний», «День учителя», и т.д. Они с удовольствием изготавливают элементы для будущего оформления сцены, кабинетов, либо коридоров школы.(цветы, снежинки, осенние листья, буквы, цифры и т.д.).
Подводя итог хочется отметить, что проекты в начальной школе являются первой ступенькой для более серьезной исследовательской работы в основной школе, ведь метод проектов помогает готовить школьников к научно – исследовательской деятельности.
слайд14 В результате проделанной работы считаю, что этот метод чётко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и обучающимися. Работа над проектом помогает проявить себя с самой неожиданной стороны. У детей есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.
В дальнейшем я планирую продолжать работу по данному вопросу и использовать другие виды проектов, которые не использовала ранее.
Спасибо за внимание!