Тема:" Развитие творческого потенциала младших школьников, как условие успешной социализации личности"
Наталия Николаевна Алимбаева
учитель начальных классов ГУ «Основная общеобразовательная школа №2 Щербактинского района»
Павлодарская область, с.Шарбакты
В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.
А.Бебель
Актуальность проблемы.
Актуальность данной темы объясняется следующими положениями. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С моей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность. Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество. Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в младшей школе. В настоящее время одно из актуальных значений приобретает проблема развития творческих способностей личности.
Соотношение обучения и развития является основной проблемой образовательного процесса. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Стремление к творчеству присуще всем людям и задача учителя – развивать творческие способности в маленьком человеке. Творчество требует от личности высокой компетентности в той области, в которой она хочет творить. А.С.Макаренко подчеркивал, что развитие творческих возможностей личности – это всегда трудно, так как творчество связано с напряжением всех сил человека, с преодолением лености мысли, с проявлением самостоятельности личности, с поиском нового.
Работая над данной темой я пришла к выводу, что ведущей деятельностью является «межличностное общение» учащихся, «общественно значимая для ребенка деятельность». Именно в этом возрасте у школьников появляется стремление к общению с товарищами вне класса, к участию во всех происходящих в школе событиях, тяга к поиску, исследованию, к самореализации. Опираясь на современные достижения педагогики необходимо использовать все многообразие приемов и методов обучения главной цели - научить учащихся учиться. Научить свободно ориентироваться в огромном потоке информации, которую сегодня получают современные ученики. Научить выделить главное, последовательно излагать свои мысли, то есть сформировать такие умения, которые позволили бы школьникам пополнять знания в порядке самообразования в последующей трудовой деятельности. Эффективным будет считаться лишь то обучение, которое ведёт за собой развитие. Развивающим будет лишь то обучение, в котором дидактические воздействия обеспечивают развитие как познавательных возможностей учащихся, благодаря чему они оказываются в состоянии овладеть знаниями, умениями и навыками на адекватно их способностям уровне, так и творческих способностей.
Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика. Практический опыт школы убеждает, что как общее развитие ученика, так и развитие его творческих способностей, может идти в процессе учебной деятельности. При решении проблемы развития творческих способностей учащихся предполагается учёт и введение в систему специальных развивающих средств. Познавательные задачи проходят через весь учебный процесс, выполняя в нём самые различные функции: активизируют и мотивируют учащихся, побуждают их к учебной деятельности, удерживая ход процесса учения на высоком уровне, являются инструментом для выявления результатов учения. От качества познавательных задач зависит качество знаний, умений и навыков и уровень развития способностей ребёнка.
В процессе обучения в школе необходимо включать интегрированные задачи, которые синтезируют информацию из различных областей знания. Очень важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддаётся воспитанию и развитию творческих способностей ребёнка. Благодарный детский возраст наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся, создать ситуацию заинтересованности.
Творческий подход к развитию творческих способностей учащихся начальных классов помогает решить ряд задач, а именно: развивает самостоятельное мышление, воображение, речь, помогает установить доверительные отношения между обучающимися, позволяет ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать своё мнение. В своей работе использую систему познавательных задач, позволяющую целенаправленно осуществлять работу по развитию творческих способностей детей.
Работа, направленная на развитие творческих способностей школьников, решение системы познавательных задач путём целенаправленного включения учащихся на всех этапах урока в продуктивный, творческий учебный диалог, обучение на основе принципов, методов и других средств развивающего обучения, использование достижений психологии, внимание к проблемно-поисковым и творческим задачам, значительно повышает уровень творческих способностей учащихся. Творческая деятельность наиболее присуща тем детям, которые достигают ускоренного развития в самых разнообразных областях: нравственной, умственной, физической. Творчество можно расценивать как одно из проявлений разностороннего, гармонического развития личности школьника.
Творческая деятельность младших школьников формируют такие средства обучения родному языку как сказки и загадки; уроки чтения, заслуживающие названия уроков искусства; языковые игры и различные олимпиады, конкурсы, викторины; выступления учащихся на утренниках, на уроках – доклады, сообщения по литературному чтению, приобщение к музыкальному искусству. На уроках литературного чтения исполнительская деятельность возвышается до подлинного творчества: это особый вид чтения – чтение сопереживание героям, полное погружение в мир героев книг (эмоционально-творческий), отсюда вытекает выразительное чтение, драматизация, иллюстрирование прочитанного; часто учащиеся изменяют сюжет рассказа или сказки, вводят новые эпизоды или переставляют их (логический – составление плана, моделирование сюжета, творческий пересказ с введением сюжетных изменений, новых героев, а также иллюстрирование.
Много внимания уделяю самостоятельной работе на уроках. Учащиеся сами ищут способ деятельности, самостоятельно ориентируясь в данных ситуациях. Включение «конфликтных» слов в задание повышает внимание учащихся, отучает от шаблона в мышлении, ставит их в условия постоянной готовности к поиску новых способов решения. На своих уроках я создаю благоприятные условия для всестороннего развития индивидуальных способностей учащихся и воспитания творческой личности. Это способствует развитию у детей абстрактного мышления, пространственного воображения, произвольного внимания, речи. Это побуждает детей к активности, самостоятельности, воспитывает взаимовыручку, уважительное отношение друг другу.
В своей работе я стараюсь использовать различные методы и приемы организации деятельности учащихся, но общим является вовлечение в творческую деятельность. В урочной деятельности использую такие формы работы, которые способствуют развитию творческих способностей учащихся: работа в парах, группах, в парах сменного состава. Использую методики развивающего обучения: КМД, КСО, Степ бай степ, Карусель, Ёжик – методику получения обратной связи, Критического мышления, личностно- ориентированного подхода в обучении. Часто провожу нетрадиционные уроки: Уроки-путешествия, экскурсии, интегрированные уроки . В урочной и внеурочной деятельности использую идеи 7 модулей Программы Кембриджского университета.
При правильном педагогическом руководстве деятельностью творчество детей достигает относительно высокого уровня развития. Сознание играет ведущую роль в деятельности человека тем более в творческой, где требуется усилие мысли, сила воображения, опирающегося на опыт и знания. Способность анализа критического отношения к качеству своей работы, которые у ребёнка нарастают при творческой деятельности, прокладывают путь к новым достижениям в этой области, создают перспективу для дальнейшего развития и укрепления творческих способностей ребёнка.
Мною была разработана авторская программа работы с одарёнными детьми начальных классов « Клуб Почемучка» для учащихся 1-2х классов, включающая в себя теоретический материал, результаты тестов, анкетирования , разработки всех проведённых мероприятий, творческие работы детей, грамоты победителей, презентация данной авторской работы и красочное иллюстрированное портфолио. Данная программа была рецензирована магистром педагогики, преподавателем ПГПИ Ведилиной Е.А. и рекомендована к изданию.
Ежегодно мои учащиеся принимают участие в конкурсах защиты научных проектов на дне «Науки и самоуправления школы», Областных соревнованиях научных проектов. Среди призеров областных конкурсов хотелось бы выделить научные проекты по темам: «Зачем нужна школьная форма», «Тайна имени», а так же коллективный эколого-патриотический научный проект «Вырастим тюльпаны сами для ветеранов Великой Отечественной Войны» Этот научный проект широко освещался в Щербактинском районе и Павлодарской области. О нем была опубликована статья в районной газете «Трибуна» и областной газете «Твой мир» Дворца школьников. В 2014 году, данный проект был представлен в областном конкурсе научных проектов в рамках проведения областной научно-практической конференции «Дорогою добра». Набрав наибольшее количество баллов, этот проект прошел 3 тура защиты научных проектов и был назван самым творческим и кропотливым.
В 2014-2015 учебном году на педагогическом совете школы («Развитие творческой активности школьников») прошла презентация моей работы по теме самообразования «Воспитание творческой личности через коллективную деятельность», опытом своей работы я делилась на секционном заседании учителей начальных классов приуроченном к августовской Конференции педагогических работников.
Мои учащиеся регулярно принимают участие в районных , областных, республиканских и международных конкурсах детского творчества «Бүлдіршін», "Жас әнші", "Star tineger", а также интеллектуальных марафонах "Акбота", "Кенгуру", "Русский медвежонок", "Золотое руно" , "Человек и природа", Инфоурок, Меташкола, Интербриг, Снейл, Талантоха, Рассударики и занимают призовые места.
В 2014-2015 учебном году мною было издано справочное пособие о работе над научными проектами с учащимися начальных классов, составлена, апробирована и рецензирована Павлодарским инновационным центром Авторская программа для одаренных детей 3-4 классов «Я и мир»
Работа над развитием творческого потенциала младших школьников ведется мною не только в урочное и внеурочное время, а так же во время школьных каникул. Так же мною была создана Авторская программа организации летнего отдыха учащихся «Путешествие в лето». Много лет она апробируется мной как в загородных, так и в пришкольных оздоровительных лагерях . Об этой программе было много статей в районной газете «Трибуна», в областных газетах «Сарыарка самалы», «Звезда прииртышья», «Педагогика хабаршысы», «Устаздар», «Городская неделя» несколько раз она была представлена на районный, областной и республиканский конкурс организации летнего отдыха в пришкольных и загородных лагерях отдыха учащихся. Данная программа заняла призовое место в Республиканском конкурсе организации летнего отдыха.
В 2012 году ЛОЛ «Чайка»,в котором работа велась по данной Программе, занял 1 место среди загородных лагерей Павлодарской области. А в 2014 году на областном конкурсе вожатского мастерства «Бала достары» команда вожатых под моим руководством заняла Гран-при.
В заключении хочется отметить, что накопление каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых.
Индивидуальная форма позволяет активизировать личный опыт учащегося, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения.
Групповая форма развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей, умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска.
Коллективная форма расширяет возможности учащихся анализировать сложившуюся ситуацию в более широком взаимодействии со сверстниками, родителями, учителями, предоставляет возможность ребенку выяснить различные точки зрения на решение творческой задачи.
Таким образом, эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как между учащимися, так и между учащимися и учителем.
В связи с этим можно сделать некоторые выводы и рекомендации.:
Результаты моих наблюдений, анкетирование учащихся и их родителей свидетельствуют о том, что творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:
наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;
реализация творческих заданий как важнейший компонент не только урочной, но и внеурочной деятельности школьника;
объединение общим тематическим и проблемным вопросом учебных и внешкольных форм работы, на которых дети учатся размышлять над проблемами творчества и воплощать эти размышления в практической деятельности;
- творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях;
- стимулировать родителей учащихся к созданию домашних условий для развития творческих способностей ребенка, включать родителей в творческие дела школы.
Список литературы
1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.
2. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.-1981 г.- с. 55-56.
3.Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований // Актуальные проблемы возрастной психологии - М 1987
4. Давыдов В В Проблемы развивающего обучения -М – 1986
5. Давыдов. Психологическое развитие в младшем щкольном возрасте // Возрастная и педагогическая психология - М 1973
6. Ксензова Г.Ю.Успех рождает успех.// Открытая школа.-2004 г.- №4.- с.52
7. Леднева С.А. Идентификация детской одаренности педагогами.//Научно-практический журнал. – 2002 г. - № 1.- с. 36-42.
8. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа.- 2004 г. - № 6.- с. 33-42.
9. Страхова Н.М.Новые подходы к организации образовательного процесса.// Завуч начальной школы.- 2003 г. - № 3.- с.107.
10. Хуторский А.В.Развитие творческих способностей.- М.: Владос, -2000 г. - с.22.