СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Развивающее обучение по системе Эльконина - Давыдова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему "Развивающее обучение по системе Эльконина - Давыдова"

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Развивающее обучение по системе Эльконина - Давыдова»

«Развивающее обучение по системе Эльконина – Давыдова»

Овчарова Людмила Викторовна

ГБОУ СОО «СОШ № 8»

Г. Свердловск

lyudmila-teacher@mail.ru

В современных общеобразовательных школах наряду с традиционной системой обучения широко представлены и альтернативные подходы. Одной из наиболее распространённых и перспективных среди них является – система развивающего обучения Эльконина – Давыдова (РО). Это образовательная технология школьного обучения для 1-4 классов по родному языку и математике.

Для современной начальной школы совершенно недостаточно просто научить детей считать, читать и писать. Сегодня она также должна помочь становлению личности ребёнка, заложить у него основы целостной картины мира.

Главной целью системы развивающего обучения, разработанной под руководством выдающихся учёных, психологов Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, является формирование у детей умения учиться (то есть умения учить себя самостоятельно). Что является ключевой компетентностью младшего школьника, переходящего из 4 класса в основную школу, которая предполагает:

- стойкий познавательный интерес, желание учиться;

- проявление познавательной активности и инициативности, творческое исследовательское поведение;

- владение общекультурными и предметными знаниями, умениями, навыками;

- владение общими способами учебного познания, гибкости мышления, умения выделять главное и второстепенное;

- умение работать в группе;

- умение планировать, контролировать и оценивать результативность своих действий (так называемая учебная рефлексия), понимание «зачем и почему я это делаю».

Для этого необходимо полностью перестроить содержание обучения в начальной школе, а также пересмотреть отношение между учителем и учеником. В системе РО учитель не указывает ребёнку, что и как делать, а направляет его деятельность и принимает в ней участие. Умело формирует у детей стремления к получению новых знаний, инициативности, положительному отношению к учению – т.е. «умению учиться». Создаёт оптимальные условия для развития личности ребёнка, формирует у ребёнка способность видеть и ставить перед собой цели, находить способы решения, оценивать результаты своей работы. В рамках системы РО ребёнок учится содержательно общаться со сверстниками и взрослыми. Эта система даёт возможность ребёнку сделать первый шаг к самостоятельной «взрослой» жизни, понять, что в ней есть много интересного.

Учителя, выбирающие систему развивающего обучения, имеют больший профессиональный простор и возможности личностного и творческого роста, открыты к сотрудничеству с детским коллективом, не склоны к авторитаризму.

Учебники РО не совсем обычные. В них дети сталкиваются с разными мыслями и разными решениями одного и того же задания, с разными ответами на один и тот же вопрос. Для этого появляются разные персонажи, которые предлагают разные точки зрения. А ребёнку необходимо самостоятельно найти правильное решение. Детям предлагается высказать свою мысль, соглашаться или нет с персонажами, самостоятельно проверив их задания. Такая работа ставит ученика в позицию «того, кто учится», т.е. учит себя сам. В учебниках много заданий и упражнений, которые обозначены специальными обозначениями, которые помогают сориентироваться в выполнении заданий.

В классах РО адаптация к школьной жизни происходит быстрее, так как в этой образовательной системе ребёнок имеет право на ошибку, сомнение и собственное мнение. Курс «Введение в школьную жизнь» снижает тревожность, обеспечивает создание доверительного микроклимата между детьми и между учеником и учителем.

Дети, которые, приходят в 1-й класс зная буквы и даже умея читать, не скучают на уроках РО. Они с увлечением занимаются поиском отношений между звуковой формой слова и его значением. Ребёнку предстоит открыть, осознать и освоить основные, наиболее общие способы письма и чтения.

Букварь В.В. Репкина нужен и для обучения чтению, и для развития учебно-познавательного интереса к изучению языка. Дети с увлечением занимаются поиском отношений между звуковой формой слова и его значения, построением моделей слов. В РО звуковой анализ слова нужен для формирования чтения и письма, как «загадка» языка и выступает для первоклассников отличной базой для формирования действий письма и чтения. А ведь желание разгадать тайну, найти отгадку лежит в основе познавательной активности человека.

Изучение букв отличается от традиционного обучения, дети, в процессе обучения убеждаются, что все гласные могут выполнять две «работы» (называть себя и указывать на твёрдость или мягкость впереди стоящих согласных). Это даёт детям ключик к разгадке одной из самых любопытных тайн русского письма – обозначение гласных звуков после шипящих. Дети без труда убеждаются в том, что у согласных Ж, Ш нет мягких пар, а писать букву Ы после них нельзя, так как у неё всегда две «работы», значит надо писать И. Письмо транскрипции слова помогает конкретнее понять соотношение между письмом и звучанием слова, для овладения нормами литературного произношения, а дальше для изучения иностранного языка.

В пособии для обучения каллиграфического письма, «Прописи И.П. Старагиной», выбран путь «повторения без повторения», путь обсуждения успехов и неудач как основы формирования действий самоконтроля и самооценки. Эти прописи решают намного больше задач, чем традиционные аналогичные пособия. По программе развивающего обучения языку – буквы, как значки для обозначения звуков появляются на уроках не сразу, хотя дети работают в Прописях с самых первых дней. Упражнения «добукварного периода» направлены на формирование координации движений, развивают моторику мелких мышц пальцев, что в дальнейшем способствуют успешному формированию навыков письма. Дети учатся по опорным точкам восстанавливать всевозможные фигуры, значки, развивающие воображение, фантазию, мимолётную память и внимание, знакомятся с историей письма.

В «послебукварный период», когда уже выучены все буквы, предложены специальные задания, выполнение которых способствуют развитию непроизвольной памяти, что, как показывают современные психологические исследования, лежит в основе навыка грамотного письма.

Учебник – тетрадь по математике А.М. Захаровой, принципиально отличается от всех ныне действующих – как содержанием обучения и способом подачи материала, так и своей структурой. Это не просто учебники, а учебники – тетради, в которых дети работают – выполняют задания, проверяют работу, исправляют ошибки. В отличие от других учебников по математике, это «живой» учебник. Ребёнок, обучающийся по нему, становится маленьким учёным, делающим математические открытия. Все задания, содержащиеся в учебнике, нацелены на то, чтобы развивать руку ребёнка, его речь и внимание, научить думать, рассуждать, исследовать, общаться как со сверстниками, так и со взрослыми. Состоит он из 4 частей.

Уже с 1 класса учебник математики РО не похож на привычный учебник с картинками яблок и монет, со столбиками примеров, с текстами задач. В учебнике РО совсем другие картинки – предметы сравниваются по длине и ширине, по площади и объёму, по форме и цвету и т. д. В задачах отсутствуют числовые данные, зато присутствуют – буквенные. Научившись работать с величинами, дети более осмысленно производят аналогичные действия с числами. И лишь после того, как дети выяснят, что число – это отношение величин, появятся и привычные примеры, и задачи с числами. Такой подход обеспечивает успешность освоения не только натуральных, а и дробных, и рациональных чисел. Умение различать и проводить параллели между действиями с величинами и действиями с числами, обеспечивает учащимся в дальнейшем большие преимущества в изучении математики в 5-6 классах, а также при изучении алгебры и геометрии. С первых дней ребёнок сталкивается с необходимостью исследовать различные учебные ситуации, условия задач, выделить свойства и отношения каких – либо объектов. Для этого используются различного вида модели, схемы, таблицы и формулы.

В классах РО могут учиться дети с разными уровнями развития. Дети, участвуя в учебном диалоге на уроке, прислушиваясь к суждениям одноклассников, соглашаясь или высказывая сомнения, обнаруживает и свою собственную причастность к рождению нового знания. Это мотивирует их познавательную активность и устраняет неуверенность в индивидуальной работе. Дети в таких классах всегда отличаются дружелюбием и взаимопомощью, показатели интеллектуального развития выше. Они в большей степени готовы к решению нестандартных проблем, готовы к обсуждению всех гипотез и предложений. Обучаясь по системе РО, ребёнок оказывается более подготовленным к усвоению научных знаний, которые составляют содержание учебного материала в средней школе.


2