СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Семья и школа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад раскрывает новые методы обучения и воспитания в семье 

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Семья и школа"»




























«Маленький человек с первых же дней сознательного отношения к жизни должен понемногу узнавать обо всём, что сделано до него бесчисленными поколениями людей: узнавая это, он поймёт, что сделанное до него - делалось для него»

«Дети - это живые цветы земли» - этими высказываниями выразил глубокие мысли о воспитании ребёнка Максим Горький. А выращивают эти цветы, прежде всего в семье, что предназначено самой природой, а общество уполномочило родителей быть первыми воспитателями своих детей. Именно они вместе со школой помогают детям набраться сил и ума, освоить основы человеческой культуры, подготовиться к самостоятельной жизни и труду. В семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как гражданина.

Помочь семье в воспитании детей и поднять ее ответственность за воспитание подрастающего поколения возможно в результате систематической, последовательной и совместно организуемой работы семьи и школы. Но чаще всего семья старается сделать это сама. Проблема видится в том, что сегодня успешное воспитание не может осуществлять ни одна самостоятельная социальная группа, будь то школа или семья.

Взаимодействие школы и семьи - это взаимосвязь педагогов, учащихся, родителей в процессе их совместной деятельности и общения.

Самое главное место в этой системе занимает, конечно, семья. Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы коллектива, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка.

Как организовать взаимодействие семьи и школы, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь к школе таких занятых и далеких от педагогических теорий современных пап и мам, как аргументировать необходимость их участия в школьной жизни ребенка? Эти вопросы воспитания относятся к разряду вечных. Однако в решении этих вопросов каждая школа, и каждый педагог идут своим путем

Основная цель всех форм и видов взаимодействия с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и учителями, объединение их в одну дружную команду, воспитание потребности делиться своими проблемами и совместно их решать.

Семья - малая социально - психологическая группа, основанная на браке, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Семья дарит детям первичную подготовку к жизни, которую школа все-таки не может дать, потому что необходимо непосредственное соприкосновение с миром близких, к которому ребенок с самых первых лет привыкает. А уже потом рождается важное чувство самостоятельности, которое школа должна поддерживать». Каждая семья - это большой и сложный мир. В каждом из них свои привычки, традиции, отношения. Во всем этом надо хорошо разобраться, выявить сильные и слабые стороны в воспитании детей. Изучение внутрисемейных отношений дело сложное, но нужное. Без этого трудно дать конкретные советы родителям. Посещая регулярно семьи учащегося, классный руководитель накапливает ценный материал, изучает взаимоотношения между детьми и родителями, добивается, чтобы родители стали ближайшими помощниками школы.

Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным только тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

Воспитание детей - это главная задача родителей, педагогов и общественности. Объединившись, мы сумеем достичь поставленных задач - чтобы наши дети были воспитанными, образованными.

Прямым организатором взаимодействия школы и семьи является классный руководитель.

Классный руководитель - учитель, выполняющий функции ответственного организатора классного ученического коллектива.

Сущность деятельности классного руководителя заключается в координации внешних влияний, оказываемых на конкретного ученика, а также в организации воспитательной, образовательной, развивающей внеучебной деятельности в классе. Отсюда - четыре основные функции классного руководителя: координирующая, образовательная, развивающая и воспитательная.

Направления работы классного руководителя составляют воспитание в процессе обучения; внеклассная воспитательная деятельность в школе; внешкольная воспитательная деятельность через взаимодействие с семьей школьника, детскими и юношескими организациями и объединениями, учреждениями дополнительного образования.

Содержание работы классного руководителя определяют основные виды деятельности: педагогический мониторинг, проектировочная, организаторская и диагностическая деятельность. При этом в каждом виде деятельности классный руководитель формирует, корректирует, развивает отношения, складывающиеся у участников педагогического процесса. Именно отношения составляют содержание воспитания и являются центром внимания педагогической деятельности учителя.

Система воспитательной работы классного руководителя - это совокупность его последовательных действий, расположенных определенным образом в течение учебного года и поставленной цели.

Деятельность классного руководителя обычно начинается с изучения класса и каждого ученика в отдельности.

Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от чуткого проникновения его во внутренний мир детей, от понимания их переживаний и мотивов поведения. Изучить, чем живет школьник, каковы его интересы и склонности, особенно воля и черты характера, - это значит найти верный путь к его сердцу, использовать наиболее приемлемые методы педагогического воздействия.

А.С. Макаренко говорил: « Ваше собственное поведение - самое главное воспитание»

Одно из значимых профессиональных обязанностей классного руководителя - это организация такого сотрудничества с родителями учащихся, которое бы дополняло его педагогические действия, составляя неповторимую сферу родительского влияния. Для классного руководителя общение с родителями - неизбежная и сложная часть работы. Первый признак успешного классного руководителя - довольные и счастливые родители. Организовать взаимоотношения с родителями непросто. Это требует от классного руководителя терпения, такта, больших усилий, умения применять разнообразные формы работы с родителями учащихся. Классный руководитель также должен проявлять творческие способности, применять индивидуальный подход к каждому ученику и родителю. Для успешной работы с родителями учащихся классный руководитель должен применять разнообразные формы работы с родителями.

Популярные формы взаимодействия школы с семьей

Актуальной задачей деятельности учреждений общего среднего образования является разработка и внедрение модели взаимодействия семьи и школы, основанной на современных подходах.

С целью изучения запросов родительской общественности по организации образовательного процесса, психологического микроклимата семьи, мнения родителей об учреждении общего среднего образования могут быть использованы следующие методики: методика выявления мнения родителей об оказании образовательных услуг, оказании педагогической поддержки и необходимого педагогического просвещения; анкетирование родителей с целью выявления уровня комфортности ребенка в семье; методика исследования удовлетворенности родителей работой учреждения общего среднего образования.

Наиболее объективная оценка возможностей семьи по воспитанию личности ребенка складывается при непосредственном контакте с нею. С этой целью учреждение общего среднего образования организует составление объективных социально-педагогических характеристик учреждения общего среднего образования, классов, с помощью которых анализируется социальная ситуация микрорайона школы; осуществляет индивидуальную работу с родителями (индивидуальные беседы, посещение на дому, совместная деятельность).

Дни открытых дверей предоставляют возможность родителям непосредственно ознакомиться с условиями учебы детей в учреждении общего среднего образования, их возможностями получить развитие на различных дополнительных занятиях: факультативных занятиях, кружках, спортивных секциях, творческих коллективах и т.д. Планируя День открытых дверей, администрация определяет его тему.

Обучение родителей

Современным родителям не хватает навыков помощи ребенку при освоении образовательных программ; навыков эффективного общения с ребенком; использования правовых знаний в области. В этой связи в обучении родителей можно выделить три направления: обучение родителя как воспитателя, как учителя своего ребенка, как союзника. Педагогическая наука и практика накопили богатый методический арсенал по проведению работы с родителями в этом направлении.

Родительский университет (педагогический лекторий) - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей.

Родительские собрания являются продолжением родительского университета по изучению педагогических вопросов на уровне классов. Они играют важную роль в просвещении родителей, так как предлагают практическое решение уже назревших проблем, которые требуют незамедлительных мер и оперативного решения.

Родительские конференции имеют огромное значение в системе воспитательной работы учреждения общего среднего образования.

Открытые уроки с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.

Индивидуальные консультации - одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей либо при возникновении проблем, которые часто носят личный характер и требуют безотлагательного решения. В консультациях участвуют специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения проблемы. Родители получают на консультации реальные рекомендации по проблеме, которая их волнует.

Родительские чтения - форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении

Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей.

Деловые игры - форма коллективной творческой деятельности родителей по изучению уровня сформированности педагогических умений у взрослых.

Практика взаимодействия школы и семьи накопила множество различных форм, но современная образовательная ситуация приводит к необходимости использования новых нетрадиционных форм.

Родительский тренинг - активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным.

Родительские ринги - одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители.

Урок-практическое участие родителей знакомит с уровнем развития современного образовательного процесса, приучает родителей, детей и учителя к совместной деятельности.

Анкета для родителей, присутствующих на уроке:

Оцените, пожалуйста, удовлетворены ли вы:

* деятельностью учителя на уроке.

* оформлением класса

* отношениями между школьниками в классе

* взаимоотношениями ребенка с учителем

Анализ родительских анкет, заполнение книги отзывов, которые предлагаются им во время посещения открытых уроков и мероприятий, помогает педагогу проанализировать свою деятельность со стороны, своевременно заметить проблему и выстроить цепочку взаимодействия с целью ее устранения.

Урок-соревнование детей и родителей создает ситуации успеха в учебной деятельности детей, стимулируют их познавательные интересы.

Уроки - совместное изучение информационных технологий знакомят родителей с возможностями современных образовательных технологии. Учитель использует информационные технологии в учебно-воспитательном процессе, в том числе и ресурсы Интернет, организует промежуточный и итоговый контроль знаний учащихся с помощью компьютерных программ. Систематически знакомит учащихся и родителей с новинками в мире обучающих и развивающих программ, добивается осознания необходимости развития компьютерной грамотности в семье и школе, целью которых ставит оптимальное использование новых технологий в развитии личности ребенка, сохранение здоровья ребенка в работе с информационными носителями. Современный уровень образования многих родителей позволяет им и учителю совместно планировать учебно-воспитательную деятельность в классе.

Серьёзная, требующая длительной подготовки и тщательной организации форма- театрализованные представления и драматизации. В театрализованных представлениях формируются группы персонажей, состоящих из родителей вместе со своими детьми. В драматическом действии помощь активных родителей привлекается для исполнения более сложных ролей. Многие из родителей становятся любимчиками всего класса за понравившиеся образы. Маленькие драматизации исполняются для каждого ребенка во время поздравления на дому. Дети готовятся к приему гостей: вывешивают сигнальные знаки (новогодний бант из мишуры, плакат, фонарь), продумывают этикет встречи, готовят художественный номер. Ощущения торжества, ожидания переживает вся семья. Драматизацию можно уверенно использовать для коррекции типов семейных отношений и развития личности ребёнка. Сцена помогает ученику перебороть чувство неуверенности в своих силах, которое мешает его успешному обучению; заставляет мобилизовать многие внутренние резервы. А если рядом родители и твои друзья, самое главное - какая ты личность. Многолетняя практика подтверждает, что дети больше видят, лучше чувствуют, учатся быть людьми, ценить себя и добиваются больших успехов в обучении.

Вот такая кропотливая работа у учителей, направленная на воспитание достойного члена общества, любящего свою семью, школу, Родину!

Демокрит утверждал: «Воспитание детей – рискованное дело. Ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим» А ведь он прав!