«Здоровье учащихся одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования» Здоровье – понятие комплексное, включающее физическое, психическое и социальное благополучие. Наше здоровье зависит от ряда факторов – наследственности, условий труда и быта, состояния воздуха, воды, качества пищи, места проживания, отношений в семье и школе, но больше всего (от 50% до 60%) от образа жизни. Этот фактор, в свою очередь, зависит от нас самих, - от организации процессов деятельности, поведения, взаимоотношений с окружающими.
Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного процесса очень высока, что является существенным фактором ослабления здоровья. В учебном плане есть только один предмет, который может в определённой мере компенсировать отрицательное влияние интенсификации учебного процесса: возрастание гиподинамии, снижение двигательной активности – это уроки физической культуры.
К основным факторам здорового режима жизни относятся:
Здоровая окружающая среда.
Правильное питание ( рациональное соотношение основных продуктов питания – белки, жиры, углеводы, витамины, соли, минералы и т.д.)
Умеренная физическая нагрузка.
Закаливание.
Отказ от дурных привычек: курения, алкоголя, наркотиков.
Положительные эмоции.
«Самое главное в режиме сохранения здоровья – есть занятия физическими упражнениями, а затем уже режим пищи и сна» - писал Абу-Али Ион Сина. Физическая активность – это движение тела при помощи мышечной силы, сопровождающееся расходом энергии. Научные исследования убедительно доказали, что низкая физическая активность способствует повышению артериального давления, является фактором риска развития болезней сердца и сосудов, сахарного диабета и других.
Важнейшим требованием современного урока является обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с учетом их состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностью развития психических свойств и качеств соблюдения гигиенических норм.
Одним из универсальных средств борьбы с болезнями является физическая культура. Физические упражнения повышают умственную и физическую работоспособность, а также формируют и совершенствуют физические качества и жизненно важные умения и навыки: силу, ловкость, выносливость, быстроту, гибкость. Двигательная активность и, в частности, физические упражнения, являются естественной потребностью человеческого организма, непосредственно воздействуя на функции всех органов и систем. Установлено, что физически подготовленные люди в два раза реже болеют. Еще в 18 веке знаменитый французский врач Тиссо писал, что ни одно лекарство в мире не может заменить действия движения. Великий русский физиолог И.П.Павлов говорил о “мышечной радости” после выполнения физических упражнений. Занятия физкультурой и спортом развивают не только физические качества, но и формируют характер, способствуя успешной трудовой и профессиональной деятельности. Регулярность тренировок, преодоление физических нагрузок, соревновательная конкуренция, дисциплинированность, командная сплоченность способствуют подготовке к будущей профессии, помогают найти решение в сложной ситуации, формируют целеустремленность, самообладание, стойкость характера. Примеров тому великое множество, когда люди, состоявшиеся в спорте, добивались карьерного роста в профессиональной деятельности, далекой от спорта.
Однако движения должны быть рациональными, оптимальными для организма в зависимости от пола, возраста и индивидуальных особенностей. В школьном возрасте происходит формирование основных органов и систем, и важнейшую роль в этом играют систематические занятия физическими упражнениями. Особенно важно следить за осанкой, улучшать деятельность дыхательной мускулатуры. Формирование опорно-двигательного аппарата происходит при оптимальном уровне физических нагрузок. Исследования ученых показали, что двигательная активность школьников снижается по мере их взросления. Недостаток движений ведет к излишней полноте. Дети растут вялыми, не играют в подвижные игры, уклоняются от уроков физкультуры. Физическая неполноценность отражается на их характере. Тучные малоподвижные дети меньше общаются с товарищами, становятся замкнутыми.
Следовательно, без преувеличения можно сказать, движения столь же необходимы для нормального роста и гармонического развития молодого организма, как и прием пищи. Дети мечтают стать такими же ловкими, быстрыми, сильными, какими видят на стадионе, в кино или по телевизору прославленных мастеров спорта. И это их желание надо всячески поддерживать. Яркие впечатления, связанные с играми и спортом в детстве остаются в памяти на всю жизнь. Сама природа наградила детей естественной потребностью в движении. Разнообразные движения, особенно на свежем воздухе, необходимы для роста и жизнедеятельности ребенка. Неоценимую услугу здоровью оказывают даже кратковременные занятия физическими упражнениями. Это лучше, чем полная бездеятельность. Однако, наибольшую пользу приносят упражнения, выполняемые в системе, в определенное время дня, в разных формах, в сочетании с закаливанием организма. Все это - составляющие понятия “физическое воспитание”.
Цели и задачи физического воспитания в семье – укрепление здоровья, улучшение физического развитии, воспитание правильной осанки и культуры движений. Соблюдение принципов рационального режима дня создает условия для гармоничного развития подростка, помогает освоить сложную школьную программу, укрепить здоровье, поддерживать и совершенствовать физическую форму, организовать свободное время учащегося, развить кругозор и предупредить болезни. Понятие «качество образования» находится в тесной связи с понятием «качество здоровья», они неотделимы друг от друга. Без качественного здоровья не может быть качественного образования. Школа, содействующая здоровью, включает в себя такие элементы:
Образование в области здоровья как необходимая составляющая часть общей культуры человека.
Физическое воспитание, представляющее собой школьную программу на весь курс обучения физическим умениям и навыкам, физической активности.
Школьная медицинская служба, ориентированная на профилактику болезней, организацию взаимодействия с медицинскими учреждениями, организацию питания в школе.
Психологодиагностическая служба.
Формирование здоровой школьной среды, предполагающей обеспечение позитивного физического и психологического климата в школе, вовлечение родителей и общественности в дело по сохранению и укреплению здоровья школьников.
В связи с этим требования учащиеся Новодонецкой и Иванковской основной школы начали посещать учебные занятия в Капитоновской СШ с 2011-2012 учебного года. На физическую культуру отводится 2 часа в неделю для ресурсных школ.
За время проведения физической культуры в школе так же были проведены внеклассные мероприятия для ресурсных школ «День Здоровья», «Веселые старты». В связи с тем, что в школах нет спортивного зала и необходимого инвентаря на уроках физической культуры, учащиеся в основном проходили те темы, которые не возможно было провести в основных школах, легкая атлетика, спортивные игры, лыжная подготовка.
Мы должны понимать, что для улучшения здоровья требуется индивидуальный подход к каждому ученику, учителю, родителю – ко всем, кто находится во взаимодействии с детьми. Особую значимость приобретает работа школы по формированию у учащихся правильного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Ребенок способен на многое! Надо только правильно оценить его реальные возможности, сочетая научные знания об общих закономерностях развития с индивидуальным подходом.