СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка с.1-8
Учебный план с.8-13
Содержание изучаемого курса с.14-15
Методическое обеспечение дополнительной образовательной
программы. с.15-17
Список литературы с.17-19
Календарный учебный график с.20-28
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Непоседы» составлена на основе программ:
программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова (Образовательная система «Школа России» Сборник программ.
Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008;
- образовательной программы «Основы театрального искусства» Похмельных А. А. (Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей. Детско-юношеский центр г.
Петрозаводска);
-авторской программы Е.Р. Ганелина «Школьный театр». Программа обучения детей основам сценического искусства. Методическое пособие. Санкт-Петербург. 2002г
Театр как искусство учит видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру
1.Дополнительная общеобразовательная программа «Театральная студия»
имеет художественную направленность и способствует профессиональному самоопределению обучающихся.
2.Актуальность предлагаемой образовательной программы состоит в том, что посредством театральной деятельности естественным образом происходит формирование личности, складывается определенная система ценностей, развивается чувство ответственности за общее дело, стимулируется развитие основных психофизических процессов обучающихся. Актуальность определяется необходимостью формирования у школьников качеств, которые станут залогом их успешности в будущем: выразительности, умения излагать свои мысли, эмоциональной устойчивости, ответственности и трудолюбия.
Цель программы: развитие мотивации к познанию и творчеству, развитие творческих способностей, создание условий для творческой самореализации личности ребенка.
4.Задачи образовательной программы:
Обучающие:
-обучать основам сценической грамоты;
-расширять знания в области театрального искусства;
-вызвать интерес к самостоятельному и творческому поиску;
-обучить саморегуляции и самоконтролю;
-сформировать умение самостоятельно получать знания, применять их в практической деятельности и в новой ситуации; -учить создавать образы с помощью жеста и мимики; Развивающие:
- развивать наблюдательность, творческую фантазию и воображение, внимание и память, ассоциативное и образное мышление, чувство ритма;
-развивать творческие артистические способности детей;
-развивать индивидуальность, личную культуру, коммуникативные способности;
-развивать художественный вкус и творческую активность; Воспитательные:
-воспитывать эстетический вкус;
-сформировать у обучающихся нравственное отношение к окружающему миру, активную жизненную позицию;
-привить любовь к духовным и культурным ценностям мировой культуры, к искусству;
-сформировать такие качества как целеустремленность, дисциплинированность, исполнительность, аккуратность.
Метапредметные:
-обучение созданию выразительных образов;
- развитие художественного вкуса и творческой активности;
-развитие памяти, фантазии, умения видеть прекрасное
-развивать познавательные способности;
-развивать интеллектуальные и творческие способности;
-развивать коммуникативные качества.
Личностные:
-будет сформирована система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, его результатам, ответственности за результаты своего труда;
развитие устойчивого интереса к актерскому творчеству;
выработаны навыки по технике речи и актерскому мастерству, сценическому движению;
5. Отличительные особенности программы
Программа составлена в соответствии с требованиями САН ПИН от 04.07.2014 г. № 41, методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242).
При разработке данной программы учитывался принцип разноуровневости. Уровень данной программы «Стартовый». Программа предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания материала.
Программа опирается на личностно - ориентированный и компетентностный подходы, создание условий для самостоятельного самоопределения личности, становления ее гражданской ответственности и социальной компетентности.
Данная программа является модифицированной.
В основе программы методики программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова (Образовательная система «Школа России» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под
научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008;
- образовательной программы «Основы театрального искусства» Похмельных А.А. (Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей. Детско-юношеский центр г.
Петрозаводска);
-авторской программы Е.Р. Ганелина «Школьный театр». Программа обучения детей основам сценического искусства. Методическое пособие.
Санкт-Петербург. 2002г
Основная идея программы – включить механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации. Основные принципы реализации программы:
В основу данной программы положены следующие педагогические принципы:
-принцип самоценности личности; -принцип увлекательности; -принцип креативности.
-принцип дифференциации и индивидуализации обучения;
-принцип увлекательности и творчества способствует развитию творческих способностей детей;
-принцип сотрудничества предполагает совместную деятельность детей и педагога;
-принцип комфортности: атмосфера доброжелательности, создание ситуации успеха;
Личностно-ориентированный, интегрированный и культурологический подходы к образованию позволяют реализовать концепцию настоящей программы в полном объеме и добиться стабильных позитивных результатов.
Комплексно-целевой подход к образовательному процессу, предполагающий:
-дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания; -демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и обучающегося;
-достижение заданных результатов на разных уровнях позволит интенсифицировать получение качественных результатов юных актёров.
6. Адресат дополнительной образовательной программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа стартового уровня «Непоседы» рассчитана на работу с обучающимися в возрасте от 10 до 14 лет, интересующимися театральной деятельностью. В этой группе занимаются преимущественно учащиеся основного звена. Возраст 11-14-ти лет – это сензитивный период для развития творческого мышления. У подростков усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач.
Занятия театром в подростковом возрасте направлены на:
помощь в становлении самосознания подростка.
освоение пластических возможностей подростка (введение в театральные занятия элементов сценического движения, пантомимы, танца);
знакомство с основами сценической речи: артикуляционные упражнения, упражнения на правильное дыхание, логику речи;
развитие творческого мышления подростка и закрепление театральных технологических элементов в актерском мастерстве («оценка факта», «вес», «мобилизация» и т.д.);
знакомство с драматургией как видом искусства;
участие в эпизодических и небольших ролях студийного спектакля школы.
Постижение языка театрального искусства наиболее плодотворно в сочетании восприятия театрального спектакля со знакомством с искусством, так сказать, «изнутри», через собственное творчество. Большую роль здесь играет участие в любом виде самодеятельности.
Учащиеся, упражняясь в записи диалогов, монологов осваивают особый стиль коллективной работы перед микрофоном, а также получают возможность прослушать, оценить, исправить свою работу. В радиотеатре существуют повествовательные и описательные фрагменты, при исполнении которых школьники осваивают новую ступень художественного чтения. Этой же задаче служит работа в роли ведущего, от лица автора или героя. В работе над радиоспектаклем у подростков формируется стремление говорить красивым голосом и уметь слышать голосовые характеристики.
7.Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 72 часа. Срок освоения программы - 1 учебный год, 36 недель. Режим занятий – 2 раза в неделю по 45 мин.
8.Форма обучения –очная.
9.Занятия групповые. Состав группы разновозрастный, постоянный. Количество детей в группе 15 человек. На обучение принимаются все желающие. Зачисление проводится на основании заявления от родителей (опекунов).
10.Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – общее количество часов в год -72 часа. Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 академических часа, 1 академический час - 45 мин.
11.Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы «Театральная студия»
Планируемые результаты обучения - освоение программы «Непоседы». Сохранность контингента не менее 90 %, участие в муниципальных, школьных и других мероприятиях , проведение праздников, постановка спектаклей.
Обучающиеся будут знать:
-теоретические основы актёрского мастерства;
-этапы работы над спектаклем;
-законы сценического действия;
-историю и виды грима;
-основные приёмы гримирования;
-теоретические основы сценической речи; -принципы построения литературной композиции.
Обучающиеся будут уметь:
владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие; 5. произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
6. читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
7.строить диалог с партнером на заданную тему;
8. подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
12.Формы аттестации
-участие в тестировании;
-показ самостоятельных работ (миниатюры, этюды),
-логичные и доказательные изложения своей точки зрения (анализ увиденного, показанного);
-участие в играх, викторинах, конкурсах, ;
-работа над созданием спектакля;
-коллективное подведение итогов театрального сезона
- выпуск газеты
-участие в ритмической композиции
13.Формы отслеживания и фиксации результатов: аудиазапись, видеозапись, портфолио, материал тестирования, , грамота, фото.
14.Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
аналитический материал по итогам психологической диагностики,
конкурс, концерт, спектакль, защита творческих работ.
15.Материально – техническое обеспечение
Актовый зал с удобной сценой для проведения занятий, рассчитанный не менее чем на 200 человек; компьютер, доступ в Интернет для сбора дополнительной информации, проектор, экран , прожектор;
-реквизит, бутафория, костюмы театральные и карнавальные, атрибуты для игр-драматизаций (домик, забор, цветы, деревья и т.д.), шапочки-маски диких и домашних животных; -грим, декоративная косметика,
16.Информационное обеспечение – аудиаозаписи, видеозаписи, презентации, фото, интернет источники, литературные произведения.
17.Кадровое обеспечение
По дополнительной образовательной программе «Непоседы» будут заниматься обучающиеся 5-7 классов под руководством педагога МАОУ
«СОШ села Поповка» Кухта Н.А.
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование раздела и темы занятия | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | | | |
1.1 | Вводная беседа. Знакомство с особенностями театрального искусства. Инструктаж по ТБ. Повторение правил БДД | 1 | 1 | | Беседа, опрос. | |
2 | Культура и техника речи | 10 | 1 | 9 | | |
2.1 | Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции. | 4 | 0,5 | 3,5 | Беседа. Опрос, тренинг | |
2.2 | Миниатюры. Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса. | 2 | | 2 | Участие в играх, миниатюра х. |
2.3 | Игры по развитию внимания (Чувствование слова и умение мыслить | 2 | | 2 | Участие в играх, миниатюра |
| нестандартно). | | | | х. |
2.4 | Тестирование «особенности эмоций». Анализ теста. | 1 | | 1 | Тестирован ие |
2.5 | Смешенное дыхание. Работа над стихотворным текстом. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, |
3 | Ритмопластика | 10 | 1 | 9 | |
3.1 | Испытание пантомимой. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа. Тренинг. Танец |
3.2 | Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. | 1 | | 1 | Тренинг. Ритмическа я композиция . |
3.3 | Развитие координации движений. | 1 | | 1 | Тренинг. Игра, танец |
3.4 | Тренировка ритмичности движений. | 1 | | 1 | Тренинг, показ самостояте льных работ. Ритмическа я композиция . |
3.5 | Пантомимические этюды на тему БДД. | 5 | | 5 | Показ самостояте льных работ. Этюды. Пантомима. |
3.6 | Совершенствование осанки и походки. | 1 | | 1 | Тренинг. Игра. |
4 | Театральная игра | 42 | 5,5 | 26,5 | |
4.1 | Освоение предлагаемых обстоятельств, сценических заданий «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах…» (А.С. Пушкин). | 1 | 1 | | Беседа, участие в играх, тренинг, работа с текстом |
4.2 | Основа актерского | 1 | 1 | | Беседа, |
| творчества – действие. «Главное - не в самом действии, а в с естественном зарождении позывов к нему». (К.С. Станиславский) | | | | работа с текстом. |
4.3 | Общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких лиц. | 1 | | 1 | Показ самостояте льных работ Игра, этюд. |
4.4 | Подготовка спектакля «Новогодняя сказка» | 10 | 1 | 9 | Работа над созданием спектакля. Беседа, работа с текстом, игра, работа с гримом , репетиции, мизансцены , показ спектакля. |
4.5 | Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор. | 1 | | 1 | Игра, тренинг. |
4.6 | Техника грима. | 3 | 1 | 2 | Беседа, работа с гримом. Показ самостояте льных работ. |
4.7 | Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова. Сценические этюды. | 1 | | 1 | Работа с текстом, работа с гримом, с костюмом, игра. |
4.8 | Работа над инсценировкой по сказке «Масляничные гуляния» | 5 | 0,5 | 4,5 | Работа над созданием спектакля Беседа, работа с |
| | | | | текстом, игра, работа с гримом, репетиции, мизансцены , показ спектакля. |
4.9 | Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский). | 1 | | 1 | Участие в играх, этюдах |
4.1 0 | Работа над упражнениями, развивающими силу и полетность речевого голоса | 1 | | 1 | Участие в играх, упражнени я с движениям и. |
4.1 1 | Подготовка спектакля миниатюр « Школьные годы чудесные». | 8 | 0,5 | 7,5 | Работа над созданием спектакля Беседа, работа с текстом, тренинг, репетиции, мизансцены , показ спектакля. |
4.1 2 | Анализ работы. Работа над ошибками. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, тренинг |
4.1 3 | Работа над миниатюрами на тему БДД. | 5 | | 5 | Тренинг. |
4.1 4 | Этюды на движение, характерное для заданного образа (7-8 человек одновременно). | 3 | | 3 | Тренинг, этюды. |
5 | Этика и этикет | 9 | 4 | 5 | |
5.1 | Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи. | 2 | 1 | 1 | Беседа, работа текстом. | с |
5.2 | Нормы общения и поведения. | 2 | 1 | 1 | Беседа, работа текстом. | с |
5.3 | Память человека, семьи, народа. Без памяти нет совести. Творческая работа «Святая память». | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа, работа текстом. Конкурс работ. | с |
5.4 | Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (Обсуждение, собирание материала, распределение обязанностей). | 1 | | 1 | Газета. | |
5.5 | Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи.БДД | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, работа текстом, участие игре, тренинге. | с в |
5.6 | Подведение итогов. | 1 | 1 | | Тестирован ие. Награжден ие. |
| Итого | 72 | 14% | 86% | |
III СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1.Вводное занятие-1ч
1.1 Вводная беседа. Знакомство с особенностями театрального искусства.
Инструктаж по технике безопасности-1ч
Культура и техника речи-10ч
Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции-4ч
Миниатюры. Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса-2ч
Игры по развитию внимания (Чувствование слова и умение мыслить нестандартно)-2ч
Тестирование «особенности эмоций». Анализ теста.-1ч
Смешенное дыхание. Работа над стихотворным текстом.-1ч
Ритмопластика-10ч
Испытание пантомимой-1ч
Психофизический тренинг, подготовка к этюдам-1ч
Развитие координации движений-1ч
Тренировка ритмичности движений-1ч
Пантомимические этюды -5ч
Совершенствование осанки и походки-1ч
Театральная игра-42ч
Освоение предлагаемых обстоятельств, сценических заданий «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах…» (А.С. Пушкин)-1ч
Основа актерского творчества – действие. «Главное - не в самом действии, а в с естественном зарождении позывов к нему». (К.С.
Станиславский)-1ч
Общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких лиц-1ч
4.4Подготовка спектакля «Новогодняя сказка»-10ч
4.5 Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор-1ч 4.6 Техника грима-3ч
Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова.
Сценические этюды-1ч
Работа над инсценировкой по сказке «Масляничные гуляния» -5ч 4.9 Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский)-1ч
Работа над упражнениями, развивающими силу и полетность речевого голоса-1ч
Подготовка спектакля миниатюр «Школьные годы чудесные»-8ч
Анализ работы. Работа над ошибками-1ч
Работа над миниатюрами-3ч
Этюды на движение, характерное для заданного образа -5ч
Этика и этикет-9ч
Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи-2ч
Нормы общения и поведения-2ч
Память человека, семьи, народа. Творческая работа «Святая память»-
2ч (К Дню Победы)
Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (Обсуждение, собирание материала, распределение обязанностей)-1ч
Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи-1ч
Подведение итогов-1ч
IV МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы применяются следующие формы и методы обучения:
-словесный метод: рассказ, беседа, дискуссия, объяснение, речевые игры, упражнения (скороговорки, чистоговорки, стихи, пословицы, считалки, загадки, небылицы, дразнилки);
-проблемно-поисковый метод применяется для постановки системы перспектив в самостоятельной работе воспитанников, построении мизансцен и взаимодействия партнёров на сценической площадке в этюдахимпровизациях.
-практический и игровой методы являются ведущими, на каждом занятии отводится большая часть времени на создание ситуации успеха через ряд упражнений и игр: «Снежный ком», «Голосовая имитация», «Страна
Вообразилия» и др
-метод моделирования применяется для выстраивания этюдов игровых и сюжетов жизненных ситуаций, репетиции сказок, литературных произведений.
-исследовательский метод –создание ситуации творческого поиска и совместного нахождения лучшего решения сценического действия, анализа ремарок и комментариев автора, создание биографии образа персонажа.
- методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Для реализации программы применяются следующие формы и методы обучения:
Методы проведения занятий:
1. Словесные методы обучения:
устное изложение материала беседа
обсуждение и анализ этюда
2. Практические методы обучения:
выполнение детьми упражнений, импровизаций, инсценировок
пластические и речевые тренинги
упражнения на развитие актерского мастерства
театрализованные игры
Самостоятельная творческая работа
Беседа.
Частично-поисковый. После разбора какого-либо произведения, детям дается возможность самостоятельно влиться в роль.
Метод индивидуально-группового тренажа
Коллективная импровизация
1.Форма организации образовательного процесса: групповая.
2.Формы организации ученых занятий:
театральные игры,
конкурсы,
викторины,
беседа,
спектакли,
праздники,
собеседование,
наблюдение,
анкетирование,
тренинги,
игры и упражнения
этюды миниатюры
3.Педагогические технологии:
Индивидуальное обучение, групповое обучение
Развивающее обучение
Игровая деятельность
Здоровьесберегающая
4.Алгоритм учебного занятия:
1 этап - Приветствие. Тренинг, в который входят общеразвивающие упражнения:упражнения для губ, дикционные разминки, скороговорки, упражнения по дыхательной гимнастике 2 этап – Знакомство с новым материалом
этап - Практическая работа по теме
этап - Подведение итогов. Разбор ошибок. Домашнее задание 5.Дидактические материалы:
наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты, , настенные иллюстрации, альбомы, портреты писателей.
аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы с мастер-классами, учебные кинофильмы
V.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для преподавателя:
Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 511 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.
Богданов Г.Ф. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического произведения: Учебно-методическое пособие. Вып. 1. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. - 144с.
Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста
Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –176 с. 6. Вечканова И.Г.Театрализованные игры в абилитации дошкольников: Учебнометодическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.
Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.
Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. – М.: Просвещение. – 1978. – 176 с.
Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с.
Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.
Дополнительное образование //Научно-методический журнал, 2001-2009 гг
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Т.М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. - Спб., Речь, 2006. – 208 с.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. - СПб.: Речь, 2006. – 168 с.
Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с англ. – М.: Литература, 1998. – 816 с.
Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса.. – 2000. – 96 с.
Котельникова Е. А. Биомеханика хореографических упражнений. - М.: ВЦХТ ( “Я вхожу в мир искусств”), 2008. – 128 с.
Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 4,5,6 класс: Учебное пособие/ Т.А. Ладыженская. - М.: Издательский Дом «С-инфо»; Издательство «Баласс»,2003. – 160 с.
Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях. – М.: Сфера. – 1998. – 576 с.
Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе).Методическое пособие. - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, ч. 1,2. - 2006. – 56 с.
Нестерина Е.С. Шоколад Южного полюса: Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с.
Основы актерского мастерства по методике З.Я. Корогодского. - М.: ВЦХТ ( “Я вхожу в мир искусств”), 2008. - 192 с.
Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с.
Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.
Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. – 144 с. 26. Пушкин С.И. Детский фольклорный театр: Пьесы с нотным приложением. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусства”), 2008. – 144 с.
Рылеева Е.В. Вместе веселее! – Игры и рабочие материалы – М.: ЛИНКА-ПРЕСС.- 2000. – 144с.
Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. – Спб.: Речь, 2007. – 224 с.
Сальникова Н. Работа с детьми: школа доверия. – СПб.: Питер. – 2003.
Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. - Спб.: Речь, 2007. – 144 с.
Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 221 с.
Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников ( обучение сочинению сказок). – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
Ткачева Е.М. Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 176 с.
Холл Д.Учимся танцевать. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 184 с.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности : Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.
Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208с.
Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 240с.
Я познаю мир: Театр: Дет.энцикл./ И.А. Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». –2002. – 445с.
И.А. Генералов «Театр» для начальной школы (Образовательная система «Школа России» Сборник программ. Дошкольное образование.
Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008;
Похмельных А.А. «Основы театрального искусства» (Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей. Детскоюношеский центр г. Петрозаводска);
Е.Р. Ганелина «Школьный театр». Программа обучения детей основам сценического искусства. Методическое пособие. Санкт-Петербург. 2002г
Список литературы для родителей:
1. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса.. – 2000. – 96 с. 2. Субботина Л.Ю.Детские фантазии: Развитие воображения у детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 192 с.
Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 221 с.
Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях. – М.: Сфера. – 1998. – 576 с. Список литературы для детей:
Я познаю мир: Театр: Дет.энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». –2002. – 445с.
Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика. Упражнения для детей 5-7 лет. – М.: МозаикаСинтез, 2008. – 96 с.
Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.
23