СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Художественное чтение"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способствует повышению интереса к художественному слову, приобщение учащихся к творческой работе.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Художественное чтение"»



Департамент Смоленской области по образованию и науке

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Пржевальский Дом детского творчества»

Демидовского района

Смоленской области

Принята
на педагогическом совете
протокол № 1
от ___09.2023 года

Утверждена приказом № от 09.2023 г.
по МБУ ДО «Пржевальский Дом детского
творчества»
Директор ___________ Е.И.Боброва








Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Художественное чтение»

художественной направленности



Возраст обучающихся: 9-15 лет

Срок реализации программы: 1 год





Автор – составитель:
Егорова Елена Сергеевна,
педагог дополнительного образования











п. Пржевальское

2023г.



Пояснительная записка

Программа составлена с учетом следующих нормативно-правовых документов и рекомендаций:

– Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

– Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

– Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

– Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. Минпросвещения России 28.06.2019
№ МР-81/02вн);

– Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».



Одной из важнейших социально – педагогических проблем в современном начальном образовании является развитие общей культуры человека, приобщения его к духовному богатству современной цивилизации. Особенно актуальной представляется работа с учениками над литературными текстами, которая открывает широкие возможности для формирования умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений, развитие творческих способностей, самореализации личности ребёнка. Среди инструментов этого процесса может быть организованный театр. Характерной особенностью сценической игры является способность к перевоплощению. Участие детей в творческом процессе воплощения пьесы на всех его этапах имеет большой воспитательный смысл. Психологи особо подчёркивают, что детей младшего школьного возраста характеризует синтетический взгляд на мир. Учёт этого фактора позволяет педагогам, использовать синтетическое воздействие театрального искусства на овладение детьми навыками творческого чтения литературных текстов. Образная сила художественного слова литературного произведения при чтении далеко не всегда воспринимается детьми младшего школьного возраста в должной мере, а на сцене благодаря звучащему слову и действию, проявляется с наибольшей полнотой и яркостью. Очень важно, что театр, требуя пристального внимания к интонационной, смысловой выразительности слова, может способствовать развитию у детей интереса к чтению, большей чуткости к изобразительным средствам литературы.

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа «Художественное чтение». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить детей с теорией литературы

Актуальность программы:

Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период, фонтанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

Данная программа для детей является новой, знакомит со средствами выразительности речи, учит красиво и толково говорить, декламировать, играть на сцене.

Особенности программы.

Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Художественное чтение» состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление читательского опыта и знаний, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Полученные знания позволят воспитанникам, в частности детям с особенностями в развитии, преодолеть психологическую инертность, развить творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Процесс занятий строится на основе развивающих методик и, прежде всего, теории ведущего вида деятельности А. Леонтьева, и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Игра для ребёнка - способ познания и освоения окружающего мира, а театральная игра – шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребёнка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания присваиваются в поле проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. Материал постепенно усложняется, происходит знакомство с понятиями как темп, тембр, дикция и др. Происходит знакомство, как с авторскими произведениями, так и с произведениями фольклора. Выразительное чтение стихов, рассказов, постановка сценок - миниатюр. Использование в сценках кукол, костюмов, музыки.

Образовательная программа имеет художественную направленность. Ориентирована на развитие общей и эстетической культуры учащихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. Предмет изучения - основы театрального искусства, азы актерского исполнительского мастерства.

Адресат программы: учащиеся 9-15 лет, интересующихся литературным искусством.

Данная программа предполагает вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья. В случае поступления для обучения детей с интеллектуальными нарушениями /умственным недоразвитием/, разработана адаптированная версия данной программы.

Объём программы: 144 часа.

Форма организации образовательного процесса: очная.

Виды занятий: практические занятия, теоретические занятия, творческие выступления.

Срок освоения программы: 1 год.

Режим занятий: два раза в неделю по 2 часа. Продолжительность занятия 45 минут с перерывом между занятиями 10 минут.

Цель программы: формирование и развитие творческих способностей учащихся через развитие устойчивого интереса и воспитания любви к чтению художественной литературы  для более глубокого понимания литературного произведения и его сценического воплощения в звучащем слове.

Задачи программы 1 модуля

1.Образовательные:

прививать культуру осмысленного чтения;

-уметь разбирать художественное произведение;

-уметь действенно выполнять намеченную задачу;

-умение выразительно читать наизусть;

-анализировать и оценивать образцы художественного слова как художественное и эстетическое целое;

-совершенствовать речь, дикцию.

2.Развивающие:

-развивать эстетическое восприятие;

-развивать творческое мышление;

-развивать навыки общения;

-развивать воображение и наблюдательность;

-развивать творческие способности, художественный вкус;

- самодисциплину, умение организовать себя и свое время.

3.Воспитательные:

- воспитывать художественный вкус;

-воспитывать трудолюбие;

-прививать навыки коммуникативного общения;

-воспитывать любовь и интерес к культуре Отечества и мировой культуре;

-воспитывать ответственность при выполнении работ.

Задачи 2 модуля

Образовательные задачии

  1. Знакомство с правилами (поведение на сцене, дикция)

  2. Формирование личностных качеств (ответственность, коммуникативность, трудолюбие, доброжелательность, скромность, умение работать в команде);

Развивающие задачи

  1. Развить творческие способности.

2.Активизировать познавательные интересы, развитие воображения, самостоятельность мышления.

Воспитательные задачи:

  1. Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей

  2. Формирование навыков культуры общения;

  3. Воспитать уважение к речевому искусству



Планируемые (ожидаемые) результаты программы:

Отличительной особенностью данной программы является личностно-ориентированный подход к обучающимся.

Основное содержание оценки личностных результатов освоения программы «Художественное чтение»:

 повышение уровня сформированности внутренней позиции учащегося, которая находит отражение в эмоционально положительном отношении учащегося к образовательному учреждению, характеру учебного взаимодействия с педагогами, другими учащимися;

 повышение уровня сформированности основ гражданской идентичности - чувства гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

 сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей, к познанию глубинного содержания народной игрушки, на традициях и обычаях русского народа;

В результате освоения программы учащиеся получают комплекс знаний, умений и навыков:

 повышение уровня сформированности внутренней позиции учащегося, которая находит отражение в эмоционально положительном отношении учащегося к образовательному учреждению, характеру учебного взаимодействия с педагогами, другими учащимися;

 повышение уровня сформированности основ гражданской идентичности - чувства гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

 сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

 сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

 знания моральных норм и сформированность морально-этических норм поведения в школе, в семье, в общественных местах и др.; способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Метапредметные − повышенный интерес к качественной художественной литературе;

− увеличенный объем внимания, памяти;

− развитое ассоциативное и образное мышление;

− сформированное стремление к самовыражению.

Предметные − знание основ речевой культуры, норм произношения;

− умение проводить артикуляционную, дикционную и дыхательную разминку;

− знание этапов работы чтеца над литературным материалом;

- навык использования выразительных средств чтеца-исполнителя.


По окончанию первого года обучения обучающиеся должны знать:

Значение понятий: речевая пауза, логическое ударение, интонация,

 орфоэпия, темп речи, тембр голоса, ритм речи;

Определение изобразительно-выразительных средств: эпитет, сравнение,

 метафора;

- Особенности литературных жанров: басня, проза, сказка, стихотворение;

 Разновидности рифм: кольцевая, перекрестная, парная;

 Разновидности жестов: произвольные, ритмические, иллюстративные, подтекстовые;

- Произведения творчества детских писателей: К.Чуковского, Я. Акима, С.Маршака и др.;

Обучающиеся должны уметь:

Выразительно читать поэтические произведения;

 Выразительно читать по ролям;

 Рифмовать существительные и глаголы;

 Находить в поэтических произведениях изобразительно-выразительные средства: эпитеты, сравнения, олицетворения и др.;

Определять мораль басни, выразительно читать басню наизусть;

 Уметь писать мини-сочинения на заданную тему.



Приобретение умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности учащихся. Развитие индивидуальных способностей, появление устойчивого интереса к таким видам искусства, как выразительное чтение, театр, музыка.

Дети лучше будут понимать текст произведений, владеть средствами художественной выразительности. Дети будут более раскрепощенные, научаться без стеснения выразительно читать произведения.

Будут принимать активное участие в жизни класса.

Будут организованы выступления перед воспитанниками д/сада, учащимися, родителями.

Механизмы выявления образовательных результатов программы.

Формы и содержание итоговых занятий:

- входной контроль проводится в форме собеседования педагога с учащимися и их родителями в начале учебного года;

- текущий контроль проводится на каждом занятии в форме наблюдений, устных рекомендаций педагога;

- промежуточный контроль проводится два раза в год (декабрь – январь, апрель – май);

- итоговый контроль проводится по окончании полного курса программы.

Форма аттестации учащихся – зачет, включающий тестирование и творческое выступление.


Критерии оценки учебных результатов программы:

 соответствие уровня теоретических знаний обучающихся программным требованиям;

 свобода восприятия теоретической информации;

 самостоятельность работы;

 осмысленность действий;

 разнообразие освоенных технологий;

 соответствие практической деятельности программным требованиям;

Способы фиксации учебных результатов:

 наблюдения педагога за воспитанниками и их практической

деятельностью;

 беседы и опросы по изучаемым темам;

оценка творческих работ, представленных на выступлениях внутри коллектива;

развитость навыков выполнения художественного прочтения;

умение воплощать свои творческие замыслы;

культура общения и поведения учащихся на занятиях;

сотрудничество с учащимися во время работы.

В конце учебного года подводится итог и определяется индивидуальный рейтинг каждого учащегося по его участию в конкурсных мероприятиях разного уровня.

Методы выявления результатов воспитания.

Результаты воспитания выявляются в процессе анкетирования учащихся, определяющего их отношение к занятиям по изучению культуры.

Анкета «Как ты относишься к изучению культуры»

Тип

отношения

к занятиям

Отношение к занятиям по культуре

                Варианты ответов

Всегда

Иногда

Никогда

А

1. На занятии бывает интересно.

2. Нравится педагог.

3. Нравится, когда хвалят

 

 

 

Б

1. Родители заставляют заниматься.

2. Занимаюсь, так как это - мой долг.

3. Занятие полезно для жизни.

 

 

 

В

1. Узнаю много нового.

2. Заставляют много думать.

3. Получаю удовольствие, работая на занятии.

 

 

 

Г

1. На занятии мне нелегко.

2. С нетерпением жду занятий.

3. Стремлюсь узнать больше, чем требуют на занятии.

 

 

 


Варианты ответов:

В – всегда (оцениваются 2 баллами)

И – иногда (оцениваются в 1 балл)

Н – никогда (оцениваются в 0 баллов)

Методика обработки результатов анкетирования:

вычисление среднего балла по каждой группе:

А – ситуативный интерес;

Б – занятия по необходимости;

В – интерес к предмету;

Г – повышенный познавательный интерес.

Методы выявления результатов развития:

- участие в отчетных концертах и мероприятиях ДДТ;

- выставки работ в творческих конкурсах,

- проведение открытых занятий для родителей и педагогов;

- проведение викторин, тестов, опросов.


Ожидаемые результаты освоения программы.

Повышение уровня общей культуры учащихся.

Приобретение умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности учащихся. Развитие индивидуальных способностей, появление устойчивого интереса к таким видам искусства, как выразительное чтение, театр, музыка.

Дети лучше будут понимать текст произведений, владеть средствами художественной выразительности. Дети будут более раскрепощенные, научаться без стеснения выразительно читать произведения.

Будут принимать активное участие в жизни класса.

Будут организованы выступления перед учащимися, родителями.



Учебный план

1 модуль

№ п/п

ТЕМЫ

Всего часов

В том числе

Формы контроля

Теория

Практика


1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2

2

-


2.

Знакомство с речевым аппаратом.

18

6

12


2.1

Речь – это искусство.

6

2

4

Диагностиче ские задания, наблюдение, опрос

2.2

История родного языка.

6

2

4

Опрос,

Наблюдение

2.3

Речь вокруг нас.

6

2

4

Опрос,

Наблюдение

3.

Техника и культура речи.

28

10

18


3.1

Формы словесного выражения: монолог и диалог.

6

2

4

Наблюдение

3.2

Учусь красиво говорить: интонация, динамика, темп речи.

12

4

8

Наблюдение, тест

3.3

Выразительное чтение; Паузы; Логические ударения.

10

4

6

Наблюдение

4.

Речь при сценическом движении.

16

4

12


4.1

Напряжение и расслабление.

4

1

3

Наблюдение

4.2

Избавление от зажимов.

4

1

3

Наблюдение, игра

4.3

Рече-двигательные координации.

4

1

3

Наблюдение, игра

4.4

Речевая пристройка.

4

1

3

Наблюдение, игра

ИТОГО ЧАСОВ

64 часа




2 модуль


№ п/п

ТЕМЫ

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Теория

Практика


1.

Речевые импровизации.

38

8

30


1.1

Жанры, формы, виды приведений.

12

2

10

Опрос,

Наблюдение

1.2

Анализ произведений.

10

2

8

Опрос,

Наблюдение

1.3

Речевые импровизации.

16

4

12

Наблюдение, игра

2.

Дикция. Орфоэпия.

42

11

31


2.1

Речь устная и письменная.

2

1

1

Наблюдение, игра

2.2

Гласные и согласные звуки.

6

2

4

Опрос,

Наблюдение

2.3

Работа над текстом произведений.

8

2

6

Опрос,

Наблюдение

2.4

Логическая перспектива произведения.

2

1

1

Наблюдение, игра

2.5

Развитие образа. Репетиционная деятельность (по произведениям)

16

2

14

Наблюдение, игра

2.6

Генеральная репетиция

2

1

1

Наблюдение, игра

2.7

Премьера

4

1

3

Наблюдение

2.8

Итоговое занятие. Планы на будущее.

2

1

1

Наблюдение

Всего:


ИТОГО ЧАСОВ (1 – й и 2 –й модули)


80 часов


144 ч.




Содержание учебного плана

Раздел 1: «Вводное занятие» 2 часа

Теория: знакомство с программой, игры на знакомство, правила поведения в студии, беседа о художественной речи.

Практика: игры на знакомство «Имя – жест», «Молекулы», «Здравствуй, друг», игра

«Слово».


Раздел 2: «Знакомство с речевым аппаратом» 18 часов
Теория (6 часов): Знакомство с понятием «Дикция», речевой тренинг.

Практика (12 часов): игры для выявления умений строить диалог с партнером на заданную тему; дыхательные тренинги, речевые тренинги, изучение скороговорок.


Раздел 3: «Техника и культура речи» 28 часов

Теория (10 часов): Формы словесного выражения: монолог и диалог. Правильность постановки ударения в словах. Эмоциональные ударения. Интонация речи: сила, темп, тембр, мелодика.

Практика (18 часов): умение запоминать произведения художественный литературы; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию.


Раздел 4: «Речь при сценическом движении» 16 часов

Теория (4часа): комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».

Практика (12 часов): развитие умений произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развитие координации движений; умение создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений; упражнения для развития дикции и дыхания.

Раздел 5: «Речевые импровизации» 38 часов

Теория ( 8 часов): развитие скорости и вариативности мышления; умение свободно и легко выражать свои мысли; заразительность, эмоциональность и яркость речи

Практика (30 часов): игры и тренинги «Способности речи»

Раздел 6: «Дикция. Орфоэпия» 42 часа

Теория(11 часов): работа над произведением, знакомство с художественной литературой, стихотворением, прозой, басней, подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника.

Практика (31 час): выступление на сцене с произведением художественной литературы. Умение пересказывать произведения: сказки, прозы; развитие памяти для заманивания текстов: басен, стихотворений, сказок; развитие умений пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи, отчёт, показ любимых произведений.



Практика: выступление на сцене с произведением художественной литературы. Умение пересказывать произведения: сказки, прозы; развитие памяти для заманивания текстов: басен, стихотворений, сказок; развитие умений пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи, отчёт, показ любимых произведений.


1.4 Планируемые результаты

Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы:

- развитие творческих умений и навыков социально активной, творческой личности средствами художественного слова;

  • воспитание основ зрительской культуры;

  • развитие навыков исполнительской деятельности;

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

    • развитие коммуникативных навыков и личностных качеств;

  • развитие речевого аппарата, дикции;

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они приобретут процессе освоения программы:

    • использование в реальных жизненных ситуациях изученный материал (приёмы запоминания, упражнения на развитие внимания и памяти);

  • формирование адекватной оценки окружающих, самооценку, уверенность в себе



Календарный учебный график

1 модуль



№ п/п

М

ес яц

Дата по план у

Форма занятия

Кол. ча с.

Тема занятия

Место провед ения

Форма контроля

1

Сен.

(6)



12.09

Комбини рованное

2

Введение в программу. Для чего нужна речь. Работа

над дикцией.

Актов ый зал

Диагностиче ские

задания, наблюдение

2


14.09

Комбини рованное

2

Устная и письменная речь. Работа над

дикцией.

Каб.204

Наблюдение

3


19.09

Комбини рованное

2

Учусь слушать. Декламация. Чтение прозаического произведения.

Актов ый зал

Наблюдение

4


21.09

Комбини рованное

2

Разговорная речь. Декламация. Чтение прозаического

произведения.

Каб.204

Наблюдение

5


26.09

Комбини рованное

2

Научная,

художественная, речь радио,

телевидения. Чтение текстов.

Актов ый зал

Опрос,

Наблюдение

6


28.09

Комбини рованное

2

Техника речи:

громкость, окраска голоса.

Каб.204

Наблюдение

7

Окт.

(9)

03.10

Комбини рованное

2

Техника речи: громкость, окраска

голоса.

Актов ый зал

Наблюдение

8


05.10

Комбини рованное

2

Какую речь хочется слушать? Как мы

говорим. Дикция.

Каб.204

Тест,

Наблюдение

9


10.10

Комбини рованное

2

Дыхание. Дыхательные упражнения.

Скороговорки.

Актов ый зал

Наблюдение

10


12.10

Комбини рованное

2

Мимика и жесты в устной речи.

Каб.204

Наблюдение

, игра

11


17.10

Комбини рованное

2

«Какие книги мне нравятся?» Сказки А.С. Пушкина,

Рассказы о

Актов ый зал

Опрос,

Наблюдение






животных.



12


19.10

Итоговое

2

Практическая работа

«Составь рассказ»

Каб.204

Игра,

Наблюдение

13


24.10

Комбини рованное

2

Чтение и рассказывание русских народных

сказок.

Актов ый зал

Наблюдение

14


26.10

Комбини рованное

2

Подготовка стихов к конкурсу

«Литературная гостиная».

Каб.204

Наблюдение

15


31.10

Конкурс

2

Конкурс

«Литературная гостиная».

Актов ый зал

Выступлени е

16

Ноя.

(9)

02.11

Комбини рованное

2

Богатство речи. Слово и его

значение. Логика речи.

Каб.204

Опрос,

Наблюдение

17


07.11

Комбини рованное

2

Чтение стихов

зарубежных писателей.

Актов ый зал

Наблюдение

18


09.11

Комбини рованное

2

Чтение сказок зарубежных

писателей.

Каб.204

Наблюдение

19


14.11

Комбини рованное

2

Правильность постановки ударения в словах.

Эмоциональные ударения.

Актов ый зал

Наблюдение

, тест

20


16.11

Комбини рованное

2

Правильность постановки ударения в словах.

Эмоциональные ударения.

Каб.204

Наблюдение

, тест

21


21.11

Комбини рованное

2

Интонация речи: сила, темп, тембр,

мелодика.

Актов ый зал

Наблюдение

22


23.11

Комбини рованное

2

Чтение стихов о природе.

Особенности чтения.

Актов ый зал

Наблюдение

23


28.11

Комбини рованное

2

Подготовка к конкурсу стихов о

зиме

Каб.204

Наблюдение



24


30.11

Конкурс

2

Конкурс стихов о зиме.

Актов ый зал

Выступлени е

25

Дек.

(8)

05.12

Комбини рованное

2

Скороговорки, упражнения

«Связная речь»,

«Дебаты».

Каб.204

Наблюдение

, тест

26


07.12

Комбини рованное

2

Чтение рассказов А.П. Чехова,

М. Горького

Актов ый зал

Наблюдение

27


12.12

Комбини рованное

2

История ораторского искусства

Каб.204

Наблюдение

, опрос

28


14.12

Комбини рованное

2

Ораторское мастерство как вид

искусства

Актов ый зал

Наблюдение

, игра

29


19.12

Тренинг

2

Тренинг по ораторскому мастерству

«Говорим красиво»

Каб.204

Наблюдение

, игра

30


21.12

Комбини рованное

2

Слово и мысль. Что делает нашу речь выразительной?

Правила хорошей речи. Поиск нужного слова.

Актов ый зал

Наблюдение

, игра

31


26.12

Комбини рованное

2

Подготовка стихов к

конкурсу про новый год.

Каб.204

Наблюдение

32


28.12

Конкурс

2

Конкурс стихов про новый год.

Актов ый зал

Выступлени е

Календарный учебный график 2 модуль



№ п/п

Ме сяц

Дата по плану

Форма занятия

Ко л.

ч ас.

Тема занятия

Место провед ения

Форма контроля

1

Янв.

(7)


09.01

Комбинир ованное

2

Скороговорки, упражнения

«Связная речь»,

«Дебаты».

Актов ый зал

Наблюдение

, тест

2


11.01

Комбинир ованное

2

История ораторского искусства

Каб.204

Наблюдение

, опрос



3


16.01

Комбинир ованное

2

Ораторское мастерство в

деятельности чтеца

Актов ый зал

Наблюдение

, игра

4


18.01

Тренинг

2

Тренинг по ораторскому мастерству

«Говорим красиво»

Каб.204

Наблюдение

, игра

5


23.01

Комбинир ованное

2

Ролевая игра по сказке «Колобок».

Актов ый зал

Ролевая игра

6


25.01

Комбинир ованное

2

Чтение по ролям сказки «Волк и

семеро козлят».

Каб.204

Наблюдение

, игра

7


30.01

Комбинир ованное

2

Чтение

юмористических произведений.

Актов ый зал

Наблюдение

8

Фев.

(9)

01.02

Комбинир ованное

2

Дыхательные упражнения.

Дикция.

Каб.204

Наблюдение

9


06.02

Комбинир ованное

2

Характерные особенности при рассказывании

басни. Басни И. Крылова.

Актов ый зал

Наблюдение

10


08.02

Комбинир ованное

2

Характерные особенности при рассказывании

басни. Басни С. Михалкова.

Каб.204

Наблюдение

11


13.02

Итоговое

2

Практическая работа

«Напиши басню»

Актов ый зал

Тест, игра, наблюдение

12


15.02

Комбинир ованное

2

Подготовка стихов ко дню защитника

Отечества.

Каб.204

Наблюдение

13


20.02

Итоговое

2

День защитника Отечества.

Актов ый зал

Выступлени е

14


22.02

Комбинир ованное

2

Практические упражнения по

дыханию и дикции.

Каб.204

Наблюдение

, игра

15


27.02

Итоговое

2

Чтение стихов и рассказов о весне.

Актов ый зал

Наблюдение

16


29.02

Комбинир ованное

2

Подготовка стихов к 8 марта.

Каб.204

Наблюдение

17

Март (8)

05.03

Итоговое

2

8 марта.

Актов ый зал

Выступлени е



18


07.03

Комбинир ованное

2

Подготовка к конкурсу любимых

стихов

Каб.204

Опрос,

Наблюдение

19


12.03

Конкурс

2

Конкурс любимых стихов.

Актов ый зал

Выступлени е

20


14.03

Комбинир ованное

2

Характерные особенности при рассказывании

басни. Басни И. Крылова.

Каб.204

Наблюдение

21


19.03

Комбинир ованное

2

Характерные особенности при рассказывании

басни. Басни С. Михалкова.


Актов ый зал

Наблюдение

22


21.03

Комбинир ованное

2

Практические упражнения по развитию

воображения.

Актов ый зал

Тест, опрос, игра,

Наблюдение

23


26.03

Комбинир ованное

2

Практическая работа над литературными

произведениями.

Каб.204

Опрос,

Наблюдение

24


28.03

Комбинир ованное

2

Практическая работа над рассказыванием литературных

произведений.

Актов ый зал

Тест,

Наблюдение

25

Апр.

(8)

02.04

Комбинир ованное

2

Работа над пересказыванием литературных произведений с

сохранением стиля автора.

Каб.204

Игра,

Наблюдение

26


04.04

Комбинир ованное

2

Практическая работа.

«Эмоциональная окраска литературных

произведений».

Актов ый зал

Игра,

Наблюдение

27


09.04

Итоговое

2

Чтение прозаического

произведения.

Каб.204

Опрос,

Наблюдение

28


11.04

Комбинир ованное

2

Практические упражнения по

дыханию и дикции.

Актов ый зал

Игра,

Наблюдение

29


16.04

Комбинир ованное

2

Чтение сказки

«Теремок» по ролям

Каб.204

Ролевая игра

30


18.04

Комбинир ованное

2

Ролевая игра по сказке «Теремок».

Актов ый зал

Ролевая игра

31


23.04

Комбинир ованное

2

Работа над рассказами Н. Носова.

Произведения К. Паустовского

Каб.204

Игра,

Наблюдение

32


25.04

Итоговое

2

Практическая работа

«Составь рассказ»

Актов ый зал

Опрос, тест, игра,

Наблюдение

33


26.04

Комбинир ованное

2

Подготовка стихов ко Дню Победы.

Каб.204

Наблюдение

34

Май

(8)

02.05

Итоговое

2

День Победы

Актов ый зал

Выступлени е

35


07.05

Комбинир ованное

2

Роль музыкальных произведений в

стихосложении.

Каб.204

Опрос, игра, наблюдение

36


14.05

Комбинир ованное

2

Практическая работа:

Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку

Актов ый зал

Тест, игра, наблюдение

37


16.05

Комбинир ованное

2

Диалоги. Составление собственных

диалогов.

Каб.204

Тест, игра, наблюдение

38


21.05

Комбинир ованное

2

Рассказывание и пересказ прозаических

произведений.

Актов ый зал

Наблюдение

, игра

39


23.05

Комбинир ованное

2

Рассказы учащихся

на основе личных впечатлений.

Каб.204

Наблюдение

40


28.05

Итоговое

2

Подведение итогов

года. Отчётное выступление студии.

Актов ый зал

Выступление



Методическое обеспечение



№ п/п

Название темы (базовые разделы)

Форма проведения занятий

Методы и приемы проведения

занятий

Дидактические материалы, техническая оснащенность программы

Форма подведения итогов

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Индивидуальн о-групповая

Лекция опрос беседа

Платы, схемы, литература

Беседа

2.

Орфоэпия.

Индивидуальн о-групповая

Лекция Беседа опрос

Платы, схемы, литература

Опрос

Педагогическ ое

Наблюдение

3.

Лексика.

Индивидуальн о-групповая

Лекция Игровые

Статьи Литература Схемы

Круглый стол, беседа

4.

Средства

художественной выразительности.

Индивидуальн о-групповая

Лекция

Литература

Беседа

5.

Основы стихосложения.

Индивидуальн о-групповая

Круглый стол

Литература

Беседа

Наблюдение

6.

Понятие «текст»,

«главная мысль текста».

Индивидуальн о-групповая

Лекция Беседа опрос

Схемы

Круглый стол, беседа Опрос

7.

Творчество писателей 19 века.

Индивидуальн о-групповая

Лекция, беседа

Литература

Круглый стол, беседа

8

Жанры лирических произведений.

Индивидуальн о-групповая

Круглый стол

Литература

Беседа

Наблюдение

9

Техника речи

Индивидуальн о-групповая

Лекция Беседа опрос

Схемы

Круглый стол, беседа Опрос

10

Дыхание

Индивидуальн о-групповая

Лекция, беседа

Литература

Круглый стол, беседа

11

Дикция

Индивидуальн о-групповая

Лекция, опрос,

Платы, схемы, литература,

видео- и

аудиозаписи.

Беседа, групповые и индивидуальн ые занятия.

12

Золотой век русской поэзии

Индивидуальн о-групповая

Лекция, опрос,

Платы, схемы, литература,

видео- и

аудиозаписи.

Беседа, групповые и индивидуальн ые занятия.

13

Итоговое занятие. Выступление.

Индивидуальн о-групповая

Выступление.

Слайды

Выступление в актовом зале.

Формы подведения итогов

Проверка эффективности данного курса осуществляется через итоговые творческие часы, открытые уроки, премьерные показы спектаклей, где учащиеся демонстрируют своё театральное мастерство.

Подведение итогов реализации программы осуществляется путём организации выставок работ учащихся (куклы, декорации, маски, костюмы), показа спектаклей, участия в конкурсах чтецов.

Формы аттестации.

Текущим и промежуточным контролем являются творческие задания учащихся, выступления на классных и общешкольных праздниках, торжественных и тематических мероприятиях; (инсценирование сказок, сценки). Участие детей в творческих литературных вечерах, конкурсах чтецов. Участие в районных конкурсах и фестивалях. Промежуточная аттестация проходит в форме театрализованного представления, праздника или конкурса чтецов.

Литература для педагога

  1. Базанов, В. В. Сцена XX века: учеб. пособие для студентов театр. вузов и сред. спец. учеб. заведений / В. В. Базанов. - Ленинград: Искусство, Ленингр. отд-ние, 2010. - 238 с.


  1. Бауэн, Н. Игры со светом в 3ds max. Освещение и световые эффекты / Н. Бауэн. - М.: НТ Пресс, 2007. - 432 с.

  1. Березкин, В. И. Искусство сценографии мирового театра: вторая половина ХХ в.: В зеркале Праж. Квадриеннале 1967-1999 гг. / В.И. Березкин; Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ. - М.: УРСС, 2011. - 807 с.

  2. Благов, Ю.А. В содружестве с Мельпоменой / Ю.А. Благов - Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2013. - 187 с.

  3. Бланк, Б. В защиту дизайнерской сценографии / Б. Бланк, на вопр. "ДИ" отвечает худож. и реж. Борис Бланк // Декоративное искусство. - 2014. - N 2. - С. 52-55 Беседа о том, чем должна быть современная сценография - дизайнерством или содержательным элементом спектакля.

  4. Беляев Д.А. История культуры и искусств: словарь терминов и понятий, учебное пособие / Д.А. Беляев Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2013. - 81 с.

  5. Буйлова, Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы. Методическое пособие [Текст] / Л.Н. Буйлова. Педагогическое общество России, 2015. – 272с.

  6. Гвоздев, А. А. История европейского театра: театр эпохи феодализма / А.А. Гвоздев. - Москва: URSS; Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2013. - 330 с.: ил.- (Школа сценического мастерства).

  7. Головня, В.В. Древнегреческий театр / В.В. Головня в кн.: История зарубежного театра. Театр Западной Европы, т.1, с. 11-54. - М. Искусство 2013. - 400 с.

  8. Карпов Н. В. Уроки сценического движения [Текст]: пособие для вузов / Н. В. Карпов. - М., 2015. - 200с.

  9. Кузнецова Н. А. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей [Текст]: пособие для руководителей и педагогов / Н. А. Кузнецова, Д. Е. Яковлев. - М.: Айрис - пресс, 2014. - 96с.

  10. Латышев, В.В. Очерк греческих древностей / В.В. Латышев - СПб.: Алетейя. Богослужебные и сценические древности, 2007 - 317 с.

  11. Медведева И. А. Улыбка судьбы. Роли и характеры. [Текст]: пособие для вузов / И. А. Медведева.- М.: Линка - ПРЕСС, 2012. - 240с.

  12. Никитина А. Б. Театр, где играют Учащиеся [Текст]: учебно-методическое пособие / А. Б. Никитина. - М.: Владос, 2014. - 288с.

  13. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр [Текст]: пособие для пед. доп. обр. / Н. Ф. Сорокина. - М.: Аркти, 2012. - 208с.

Литература для учащихся и родителей (законных представителей несовершеннолетнего учащегося)


  1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников. [Текст] - М.: Просвещение, 2015. - 126 с.

  1. Бочкарева, Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. [Текст] - Ульяновск, ИПКПРО, 2010. - с.3

  2. Венгер, Л.А., Мухина В.С. Психология. [Текст] - М., 2016. - 483 с.

  1. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок. [Текст] - М., 2015.

  2. Генов, Г.В. Театр для малышей. - М.: Просвещение, 2015. - 154 с.

  3. Ершова, А. Вреден ли театр дошкольникам? // Обруч. - 2013. - № 4. - С.3-4.

  4. Жуковская, Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду. [Текст] - М., 2015.

  5. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2т. - М., 2016. Т. 1. - 682 с.

  6. Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. [Текст] - Ярославль: Академия развития, 2011. - 240 с.

  7. Макаренко, Л. Здравствуй театр: К проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к театральному искусству // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 1. - С.39-44.

  8. Маханева, М.Д. Театральная деятельность дошкольника // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 11. - С.6-14.с.

  9. Неменова, Т. Развитие творческого проявления детей в процессе театральных игр // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 1. - С.19.

  10. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 2008. - 28 с.

  11. Прохорова, Л.Н. Путешествие по Фанталии: Практические материалы по развитию творческой активности дошкольников. - СПб.: Детство-пресс,2009. - 160 с.

  12. Рогов, Е.И. Психология человека. - М.: Азбука психологии, 2009. - 320 с.

  13. Селиванова, Л.Т. Кукольный театр в детском саду // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 12.Томчикова, С.Н. У истоков театра: Программа творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности. - Магнитогорск: МаГУ, 2012. - 69 с.

  14. Фурмина, Я.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театральных играх: Художественное творчество и ребенок / под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 2012. - 99 с.

Эльконин, Д.Б. Психология игры. - М., 2009 – 113с.

Оценочные материалы.

При определении уровня освоения обучающимся программы творческого объединения «Художественное чтение» педагог использует оценки освоения программы: низкий, средний и высокий

Критерии оценивания

Ф.И обучающегося



Показатели


Теоретическая подготовка обучающегося

практическая подготовка обучающегося

умения и навыки учащегося


Учебнокоммуникативные умения и навыки

Учебно-организационные умения и навыки

1.Теоретические знания.

2.владения специальной терминологией

1.практические умения и навыки.

2.участие в соревнованиях выставках

1.умение слушать и слышать педагога. 2.организация совместной деятельности, выслушивание мнения других.

1.навыки соблюдения правил безопасности. 2.выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи.

3.владение различными способами контроля.











Методические материалы.

Для постановок сценок в наличии имеются необходимые костюмы, куклы, маски.

Для занятий имеются необходимые презентации, музыка, мультфильмы, фонограммы мастеров слова. В наличии есть методическая литература: для развития дикции, упражнения для развития темпа и тембра, упражнения для чтения с различной интонацией, игры и упражнения для исправления речевых недостатков, занимательные упражнения по орфоэпии, речевые ситуации, речевые игры, игры в рифмы, пиктограммы, практические работы над дикцией, чистоговорки, скороговорки, небылицы, потешки. Есть методические рекомендации к постановкам кукольных спектаклей.