СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Художественное слово»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  «Художественное слово»  Рассчитана на 1 год  обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю ,  программа рассчитана на  37 недель, всего в год запланировано 74 часа.

Общеразвивающая программа  «Художественное слово» имеет  своей целью как развитие

практических навыков устного речи и  выразительного чтения, так и ознакомление с определенными теоретическими сведениями.

Рассказывание как особая форма выразительной речи дает простор для творчества школьников.

Занятия состоят из нескольких разделов.

1. Ознакомление с техникой речи. Средствами логической и эмоционально-образной выразительности. Практические упражнения по технике и логике речи. Упражнения по развитию воображения, умению общаться со слушателями, передавать им свои мысли, чувства. Свое «видение».

2. Практическая работа всей группы над литературными произведениями в целях выразительного чтения их. Практические работы всей группы над  рассказыванием литературных произведений.

3. Индивидуальная работа над литературными произведениями, выбранными для выразительного чтения. Индивидуальная работа над выбранными для рассказывания текстами.

4.  Участие в  творческих конкурсах выразительного  чтения   в течение года.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Художественное слово»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Центр образования « Школа –сад №7»





РАССМОТРЕНО

на заседании МС

Протокол от

Руководитель МС_______/__________/



СОГЛАСОВАНО

с зам. директора по УВР

________/Костырко С.В.

« ____ » августа 2019 г

УТВЕРЖДЕНО приказом директора

МОБУ «ЦО ШС №7»

___________Букренева К.Г.

«____» сентября 2019 г.



Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа




«Художественное слово»





Предназначена для детей 5-11 класса

Рассчитана на 1 год обучения



Составитель Житкова Л.К.,

педагог дополнительного образования


Ханты- Мансийск


2019г.




Программа «Художественное слово» Рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю , программа рассчитана на 37 недель, всего в год запланировано 74 часа.

Общеразвивающая программа «Художественное слово» имеет своей целью как развитие

практических навыков устного речи и выразительного чтения, так и ознакомление с определенными

теоретическими сведениями.

Рассказывание как особая форма выразительной речи дает простор для творчества школьников.

Занятия состоят из нескольких разделов.

1. Ознакомление с техникой речи. Средствами логической и эмоционально-образной выразительности. Практические упражнения по технике и логике речи. Упражнения по развитию воображения, умению общаться со слушателями, передавать им свои мысли, чувства. Свое «видение».

2. Практическая работа всей группы над литературными произведениями в целях выразительного чтения их. Практические работы всей группы над рассказыванием литературных произведений.

3. Индивидуальная работа над литературными произведениями, выбранными для выразительного чтения. Индивидуальная работа над выбранными для рассказывания текстами.

4. Участие в творческих конкурсах выразительного чтения в течение года.


Основная цель занятий

пробудить любовь к художественным произведениям, развить умение творчески анализировать тексты, вызвать желание выразительно читать их.

Задачи:

  • учить слушать, видеть, понимать литературные произведения;

  • учить приёмам исполнительского мастерства;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; прививать любовь к чтению;

  • воспитывать бережное отношение к людям, которые нас окружают, к природе, уважение к собственному труду и труду окружающих;

  • расширять кругозор обучающихся посредством рассматривания и чтения книг различных жанров;

  • развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, художественную память.

Планируемые результаты:

1. Повышение уровня языкового развития школьников.

2. Повышение речевой культуры учащихся.

3. Совершенствование навыков лингвистического анализа.

4. Повышение любознательности, зоркости к явлениям и фактам языка.

5. Развитие самостоятельности и творческой инициативы учащихся.

6. Формирование социальной активности и коммуникабельности.

Обучающийся должен уметь:

1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене

2. Образно мыслить

3. Концентрировать внимание

4. Ощущать себя в сценическом пространстве приобрести навык:

1. Общения с партнером (одноклассниками)

2. Элементарного актёрского мастерства

3. Образного восприятия окружающего мира

4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители

5. Коллективного творчества

Основные формы работы :

коллективная мыслительная и речевая деятельность, индивидуальная подготовка


Содержание программы

История происхождения выразительного чтения.

Развитие навыка выразительного чтения и рассказывания.

Культура речи-понятие многостороннее. Понимание богатства русского языка и умение пользоваться им в речи. Работа над гибкостью голоса. Умение пользоваться силой и высотой звука. Умение пользоваться темпом речи.

Практические индивидуальные занятия. Подготовка к конкурсу.

Техника чтения, ее особенности.

Ознакомление с техникой речи. Ознакомление с средствами логической и эмоционально-образной выразительности. Обучение выразительному чтению стихотворений, методика их чтения. Драматизация при чтении текстов.

Развитие навыка выразительного чтения и рассказывания.

Логика речи

Средства логической выразительности речи (ударение, паузы, логическая мелодия).

Логическое ударение. Логическая мелодия.

Практические индивидуальные занятия. Подготовка к конкурсу

Эмоционально-образная выразительность

Основа эмоционально-образной выразительности. Проявление в чтении мыслей и эмоционально-волевых устремлений читающего. Средства выразительности: сила звука, высота звука, тембр, темп, психологическая пауза. Формы общения с аудиторией(прямое и косвенное)


Тематическое планирование




Название раздела


Развитие навыка выразительного чтения.

8

Техника чтения, ее особенности.

4

Логика речи

4

Эмоционально-образная выразительность

4

Анализ художественного произведения и его исполнение.

4

Практические индивидуальные занятия. Подготовка к конкурсу

50

Итого

74




Календарно-тематическое планирование



Название темы



Развитие навыка выразительного чтения и рассказывания.

Практические индивидуальные занятия. Подготовка к конкурсу


18

Культура речи-понятие многостороннее. Понимание богатства русского языка и умение пользоваться им в речи.

2

Работа над гибкостью голоса.

2

Умение пользоваться силой и высотой звука.

2

Умение пользоваться темпом речи.

2

Практические индивидуальные занятия. Подготовка к конкурсу

2

Практические индивидуальные занятия. Подготовка к конкурсу

2

Практические индивидуальные занятия. Подготовка к конкурсу

2

Практические индивидуальные занятия. Подготовка к конкурсу

2

Практические индивидуальные занятия. Подготовка к конкурсу

2


Техника чтения, ее особенности.

Практические индивидуальные занятия. Подготовка к конкурсу

14

Ознакомление с техникой речи. Ознакомление с средствами логической и эмоционально-образной выразительности.

2

Обучение выразительному чтению стихотворений, методика их чтения. Драматизация при чтении текстов.

2

Развитие навыка выразительного чтения и рассказывания.

2

Развитие навыка выразительного чтения и рассказывания.

2

Развитие навыка выразительного чтения и рассказывания.

2

Развитие навыка выразительного чтения и рассказывания.

2

Развитие навыка выразительного чтения и рассказывания.

2


Логика речи. Практические индивидуальные занятия. Подготовка к конкурсу

14

Средства логической выразительности речи (ударение, паузы, логическая мелодия).

2

Логическое ударение. Логическая мелодия.

2

Практические индивидуальные занятия. Подготовка к конкурсу

2

Практические индивидуальные занятия. Подготовка к конкурсу

2

Практические индивидуальные занятия. Подготовка к конкурсу

2

Практические индивидуальные занятия. Подготовка к конкурсу

2

Практические индивидуальные занятия. Подготовка к конкурсу

2


Эмоционально-образная выразительность. Практические индивидуальные занятия. Подготовка к конкурсу

14

Основа эмоционально-образной выразительности. Проявление в чтении мыслей и эмоционально-волевых устремлений читающего.

2

Средства выразительности: сила звука, высота звука, тембр, темп, психологическая пауза. Формы общения с аудиторией(прямое и косвенное)

2

Практические индивидуальные занятия. Подготовка к конкурсу

2

Практические индивидуальные занятия. Подготовка к конкурсу

2

Практические индивидуальные занятия. Подготовка к конкурсу

2

Практические индивидуальные занятия. Подготовка к конкурсу

2

Практические индивидуальные занятия. Подготовка к конкурсу

2


Анализ художественного произведения и его исполнение. Практические индивидуальные занятия. Подготовка к конкурсу

14

Определение жанра выбранного произведения и отражение его особенностей в устной передаче. Выяснение всех компонентов произведения . Тема, идея, композиция, характеристика героев. Отношение автора к изображаемой действительности, особенности языка автора.

2

Составление исполнительской партитуры. Деление на части и куски, определение подтекстов, выяснение исполнительской задачи.

2

Практические индивидуальные занятия. Подготовка к конкурсу

2

Практические индивидуальные занятия. Подготовка к конкурсу

2

Практические индивидуальные занятия. Подготовка к конкурсу

2

Практические индивидуальные занятия. Подготовка к конкурсу

2

Практические индивидуальные занятия. Подготовка к конкурсу

2


Итого

74





Литература


1. Аванесов Р.И. Ударение в современном русском литературном языке. М., Учпедгиз, 1958

2. Аксенов В.Н. Искусство художественного слова. М., «Искусство»,

1954.

3. Арго А.М. Восторги и вдохновения. М., «Детская литература»,


1965.


4. Артобелевский Г.В. Очерки по художественному чтению, М., Учпедгиз, 1959.


5. Блинов И.Я. Выразительное слово учителя-словесника. М., Учпедгиз, 1963.


6. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание учителя. М., «Просвещение», 1965.


7. Завадская Т.Ф. Искусство чтения в художественном развитии подростка.М., «Просвещение», 1968.

8. «Звучащее слово». М., «Искусство», 1969.

9. Найденов Б.С, Выразительность речи и чтения.М., «Просвещение», 1969.

10. Розенталь Д.Э. Культура речи. Изд-во МГУ, 1964.


11. Стракевич М.М. Работа над выразительным чтением». М., «Просвещение», 1964.


12. Хватцев М.Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей.

М., Изд-во АПН 1962.

13. Шевелев Н.Н. Выразительное чтение в 5-8 классах. М., АПН 1961.

14. Язовицкий Е.В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания.

Л., Учпедгиз, 1963.

15. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. М.-Л., «Просвещение», 1969.