СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Общая биология»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа по курсу «Общая биология» предназначена для учащихся 9-11 классов, рассчитана на 72 часа, продолжительность курса – 1 год.

Факультативный курс позволяет повысить мотивацию к изучению базового учебного предмета «Биология», улучшить качество знаний, выявить проблемные зоны в усвоении учебного материала школьниками, дает возможность заинтересовать широкий круг учеников и популяризировать биологические  знания.

 Занятия по программе предполагают:

-      использование разнообразных наглядных  материалов - слайдовых презентаций, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые сопровождают теоретический материал и способствуют  своевременному закреплению знаний;

Актуальность программы в том, что профильное биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую грамотность, которая необходима специалистам многих современных отраслей производства, здравоохранения, сельского хозяйства, а также необходимо для успешной сдачи выпускного экзамена по биологии за курс основной школы.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Общая биология»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Детский эколого-биологический центр города Ишимбай муниципального района Ишимбайский район



«Принято на заседании

методического совета

МБОУ ДО «ДЭБЦ» г.Ишимбай

пр. № от



«Утверждено»:

Директор МБОУ ДО «Детский эколого-биологический центр» города Ишимбай муниципального района Ишимбайский район РБ

_____________ А.А. Тимиргалин

«_____»____________________2021








Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа естественнонаучной направленности

«Общая биология»




Направленность:

естественнонаучная


Возраст детей, на которых

рассчитана программа:

15-16 лет

Срок реализации:


1 год.

Составитель:

Таратунина Анна Геннадьевна, педагог ДО

Год разработки программы:


2021














Ишимбай - 2021







Оглавление


1. Пояснительная записка 3 стр.

1.1. Цели и задачи программы 3 стр

1.2. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 3 стр

1.3. Сроки реализации дополнительной образовательной программы 3 стр

1.4. Формы и режим занятий 3 стр

1.5.Ожидаемые результаты и способы их проверки 3 стр

1.6.Формы подведения итогов реализации программы 3 стр

2.Учебно-тематический план 4 стр

3. Содержание образовательной программы 4 стр

4. Материально-методическое обеспечение программы 6 стр

5. Перечень необходимого материала и оборудования 6 стр

Приложения 7 стр





























\

1.Пояснительная записка

Данная программа по курсу «Общая биология» предназначена для учащихся 9-11 классов, рассчитана на 72 часа, продолжительность курса – 1 год.

Факультативный курс позволяет повысить мотивацию к изучению базового учебного предмета «Биология», улучшить качество знаний, выявить проблемные зоны в усвоении учебного материала школьниками, дает возможность заинтересовать широкий круг учеников и популяризировать биологические  знания.

 Занятия по программе предполагают:

-      использование разнообразных наглядных  материалов - слайдовых презентаций, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые сопровождают теоретический материал и способствуют  своевременному закреплению знаний;

Актуальность программы в том, что профильное биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую грамотность, которая необходима специалистам многих современных отраслей производства, здравоохранения, сельского хозяйства, а также необходимо для успешной сдачи выпускного экзамена по биологии за курс основной школы.

1.1. Цели и задачи программы

Цель: углубленное изучение курса «Общая биология»

Задачи:

Образовательные: повторение, углубление и закрепление учащимися знаний по биологии, овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, находить и анализировать информацию о живых объектах, формирование умения работать с текстами, рисунками, схемами.

Воспитательные: формирование у обучающихся социальной активности, навыков здорового образа жизни;

Развивающие: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации, развитие самоконтроля и самооценки с помощью различных форм тестирования.

1.2. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Данная образовательная программа предназначена для работы с детьми от 15 до 16 лет.


1.3. Сроки реализации дополнительной образовательной программы – 1 год.

Количество часов в неделю – 2 ч, в год – 72 ч.

Оптимальное число обучающихся в 1 год обучения – 15.


1.4. Формы и методы проведения занятий.

Дифференцированный подход к учащимся  с учетом уровня их обучаемости  за счет повторения  разделов биологии  на базовом уровне.

Кроме того, прилагаемые задания систематизированы по разделам, темам и типам, что позволяет эффективно контролировать степень усвоения, как отдельных тем, так и всего курса в целом. Достаточно большое количество заданий способствует углублению знаний  и расширению кругозора в области биологии.

Формы организации образовательной деятельности: групповая (15 чел.) и звеньевая (7-8чел.).


1.5. Ожидаемые результаты и способы их проверки

Ожидаемые личностные результаты – знание принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни, сформированность экологического сознания и экологической культуры.

Ожидаемые метапредметные результаты – умение сравнивать, обобщать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, овладение исследовательской и проектной деятельностью в области экологии растений.

Способы проверки: с помощью тестовых материалов и заданий, составленных по  контрольно-измерительным материалам  ОГЭ  по биологии за предыдущие годы  

Ожидаемые предметные результаты – успешная сдача ОГЭ по биологии


1.6. Формы подведения итогов реализации программы

Подтверждением эффективности данной программы являются результаты ОГЭ, поступление детей в профильные ССУЗы.


2. Учебно – тематический план



Название темы

Всего часов

Теорет.

Практич.

Экс

Массов. меропр

1.

Биология как наука. Методы биологии.

2

1

1



2.

Многообразие организмов.

8

4

4



3

Клетка как биологическая система

6

3

3



4

Признаки организмов.

12

6

6



5

Царство Бактерии

2

1

1



6

Царство Грибы

2

1

1



7

Царство Растения

12

6

6



8

Царство Животные

6

3

3



9

Эволюция живой природы

6

3

3



10

Человек и его здоровье

14

7

7



11

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

2

1

1




ИТОГО:

72

36

36




3. Содержание образовательной программы



  1. Биология как наука. Методы биологии. (2 ч.)

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.

Решение демонстрационных тестовых заданий


  1. Многообразие организмов (8 ч.)

    1. Царства живой природы. Многообразие организмов и их классификация. Основные систематические категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство.

    2. Сходство и различия животных и растений.

    3. Структурные элементы организмов. Уровни организации организмов

    4. Строение и жизнедеятельность клеток. Сравнительная характеристика построению, функциям клетки эукариотических организмов (грибы, растения). Ткани растений и животных.

    5. Решение демонстрационных тестовых заданий


  1. Клетка как биологическая система. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы (6 ч.)

    1. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Неорганические вещества: вода и минеральные соли.

    2. Органические вещества клетки – белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ.

    3. Гены и хромосомы.

    4. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов.

    5. Строение эукариотической клетки.

    6. Мембранные и немембранные органоиды. Органоиды клетки, их структура, назначение в клетке.

    7. Органоиды клеток представителей разных таксонов.

    8. Включения клетки, цитоскелет – принципы организации, функции в клетке. Вирусы – неклеточные формы жизни.

    9. Решение демонстрационных тестовых заданий


  1. Признаки организмов. (12 ч.)

4.1 Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Хромосомы.

4.2. Ткани, органы, системы органов растений и животных

4.3. Жизненный цикл клетки. Интерфаза. Митоз и мейоз. Оплодотворение.

4.4. Метаболизм. Анаболизм и катаболизм на клетки. Фотосинтез. Хемосинтез

4.5. Автотрофы и гетеротрофы. Энергетический обмен. Роль АТФ

4.6.Биосинтез белка. Механизм биосинтеза белка.

Решение демонстрационных тестовых заданий 1ч.


  1. Система, многообразие и эволюция живой природы. Царство бактерии (2 ч.)

    1. Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности.

    2. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека.

Решение демонстрационных тестовых заданий


  1. Царство Грибы. (2 ч.)

    1. Царство Грибы.

    2. Лишайники. Организация, классификация, роль и место в биосфере, значение для человека.

Решение демонстрационных тестовых заданий 1ч.


  1. Царство растений (12 ч.)

    1. Систематический обзор царства Растения: водоросли, мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые).

    2. Органы высших растений. Видоизменения органов

    3. Однодольные и Двудольные. Сходства и различия. Двудольные: семейства Крестоцветные (Капустные), Бобовые (Мотыльковые) и Пасленовые

    4. Семейство Розоцветные и Сложноцветные. Однодольные: семейства Злаковые и Лилийные

    5. Типы плодов и способы распространения семян.

    6. Циклы развития водорослей, мхов и папоротников

    7. Циклы развития голосеменных и покрытосеменных

Решение демонстрационных тестовых заданий 1ч.

  1. Царство животные (6 ч.)

    1. Царство Животные. Систематический обзор царства Животные.

    2. Общая характеристика беспозвоночных животных. Тип Кишечнополостные, Тип Плоские черви, Круглые черви

    3. Тип Кольчатые черви, Моллюски, Членистоногие

    4. Тип Хордовые. Надкласс Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие .

Решение демонстрационных тестовых заданий 1ч.



  1. Эволюция живой природы (6 ч.)

    1. Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. Основные положения его теории..

    2. Изменчивость. Виды изменчивости. Борьба за существование и естественный отбор и их формы.

    3. Микроэволюция и макроэволюция. Биологический прогресс и регресс.


Решение демонстрационных тестовых заданий.


  1. Человек и его здоровье (14 ч.)

    1. Сходство человека с животными и отличие от них. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

    2. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система дыхания

    3. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет

    4. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.

    5. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины

    6. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Покровы тела и их функции

    7. Размножение и развитие организма человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение

    8. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Органы чувств, их роль в жизни человека

    9. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность

    10. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

    11. Приемы оказания первой доврачебной помощи.

Решение демонстрационных тестовых заданий


  1. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (2ч.)

11.1 Экосистемная организация живой природы.

11.2 Биосфера – глобальная экосистема.

Решение демонстрационных тестовых заданий



4. Материально- методическое обеспечение программы


  1. Борзова З.В., Дагаев А.М. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.

  2. Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии. К учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология: 10-11 классы». М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 286 с.

  3. Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс / Т.А. Ловкова, Н.И. Сонин,– М.: Дрофа, 2003.– 128 с.

  4. Типовые тестовые задания. Биология./ Мазяркина Т.В., Первяк С.В., Богданова Н.А. – М. «Экзамен», 2018.

  5. https://bio-oge.sdamgia.ru

  6. https://neznaika.pro



Необходимое оборудование: ПК; Видеофильмы;


Календарно - тематический план работы


Тема занятия

Часы

Теория

Практика

Дата проведения

Дата фактического проведения

  1. Биология как наука. Методы биологии. (2 ч.)


Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения живых объектов.


Практическое занятие: Решение задач


2

1

1



  1. Многообразие организмов (8 ч.)


Царства живой природы. Многообразие организмов и их классификация. Основные систематические категории.


Практическое занятие: Решение задач


2

1

1



Сходство и различия животных и растений, бактерий и грибов.


Практическое занятие: Решение задач


2

1

1



Структурные элементы организмов. Уровни организации организмов

2

1

1



Строение и жизнедеятельность клеток. Сравнительная характеристика построению

Практическое занятие: Решение задач


2

1

1



  1. Клетка как биологическая система. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы (6 ч.)


Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Неорганические вещества: вода и минеральные соли.


Практическое занятие: Решение задач


2

1

1



Органические вещества клетки – белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ.


Практическое занятие: Решение задач


2

1

1



Мембранные и немембранные органоиды. Органоиды клетки, их структура, назначение в клетке. Вирусы – неклеточные формы жизни. Бактериофаги.


Практическое занятие: Решение задач


2

1

1



  1. Признаки организмов. (12 ч.)


Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Хромосомы.

2

1

1



Ткани, органы, системы органов растений и животных.

Практическое занятие: Решение задач


2

1

1



Жизненный цикл клетки. Интерфаза. Митоз и мейоз. Оплодотворение.

Практическое занятие: Решение задач


2

1

1



Метаболизм. Анаболизм и катаболизм на клетки. Фотосинтез. Хемосинтез.

Практическое занятие: Решение задач


2

1

1



Автотрофы и гетеротрофы. Энергетический обмен. Роль АТФ

Практическое занятие: Решение задач


2

1

1



Биосинтез белка. Механизм биосинтеза белка.

Практическое занятие: Решение задач

2

1

1



  1. Система, многообразие и эволюция живой природы. Царство бактерии (2 ч.)


Царство Бактерии. Строение. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Практическое занятие: Решение задач

2

1

1



  1. Царство Грибы. (2 ч.)


Царство Грибы. Лишайники. Организация, классификация, роль и место в биосфере, значение для человека.

2

1

1



  1. Царство растений (12 ч.)


Систематический обзор царства Растения.

2

1

1



Органы высших растений. Видоизменения органов.

Практическое занятие: Решение задач


2

1

1



Однодольные и Двудольные. Сходства и различия. Семейства Двудольных и Однодольных

2

1

1



Типы плодов и способы распространения семян.

2

1

1



Циклы развития водорослей, мхов и папоротников

Практическое занятие: Решение задач


2

1

1



Циклы развития голосеменных и покрытосеменных

Практическое занятие: Решение задач


2

1

1



  1. Царство животные (6 ч.)


Царство Животные. Систематический обзор царства Животные.Тип Кишечнополостные, Тип Плоские черви, Круглые черви

Практическое занятие: Решение задач


2

1

1



Тип Кольчатые черви, Моллюски, Членистоногие.

Практическое занятие: Решение задач


2

1

1



Тип Хордовые. Надкласс Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.

Практическое занятие: Решение задач


2

1

1



  1. Эволюция живой природы (6 ч.)


Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. Основные положения его теории.


2

1

1



Изменчивость. Виды изменчивости. Борьба за существование и естественный отбор и их формы.


2

1

1



Микроэволюция и макроэволюция. Биологический прогресс и регресс.


2

1

1



  1. Человек и его здоровье (14 ч.)


Сходство человека с животными и отличие от них. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

Практическое занятие: Решение задач


2

1

1



Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система дыхания

Практическое занятие: Решение задач


2

1

1



Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет

Практическое занятие: Решение задач


2

1

1



Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.

Практическое занятие: Решение задач


2

1

1



Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Система выделения.

Практическое занятие: Решение задач


2

1

1



Покровы тела и их функции. Размножение и развитие организма человека. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Органы чувств.

2

1

1



Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность

Практическое занятие: Решение задач


2

1

1



11. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (2ч.)

Экосистемная организация живой природы Биосфера – глобальная экосистема..

2

1

1



Итого: 72 часа

12