СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (художественной направленности) «Смайл».

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данной программы является –   расширение возможностей для творческого, эстетического, интеллектуального и нравственного развития индивидуальности ребёнка, его самовыражения и самореализации посредством приобщения к театрально-исполнительской деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (художественной направленности) «Смайл».»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 6 им. И. З. Шуклина г. Горно-Алтайска»


РАССМОТРЕНО

на заседании НМС

зам. директора по УВР

______ Ракитянская Т. Е.

протокол № 1 от 27.07.2021 г.


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Лицей № 6 г. Горно-Алтайска»

______________ Зырянова Г. И.

Приказ № 224 от 28.07.2021 г.


Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа (художественной)

направленности «Смайл».


уровень программы: базовый

возраст детей: 10-17 лет.

срок реализации: 1 год.


Разработчик:

Мережко Ольга Александровна, педагог дополнительного образования










2021 г.



СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. «Комплекс основных характеристик программы» …………………..................3

  1. Пояснительная записка .................................................... …………………………….3

  2. Цель и задачи программы ……………………………………………….....................8

  3. Содержание программы ……………………………………………………………..10

    1. Учебный план ………………………………………………………...………………10

    2. Содержание учебного плана ………………………………………….......................13

  4. Планируемые результаты …………………………………………………................15

Раздел II. «Комплекс организационно-педагогических условий» ….….………………..18

1. Календарный учебный график …………………………………………………………18

2. Условия реализации программы …………………………………………....................23

3. Формы аттестации ………………………………………...............................................24

IV. Методические материалы …………………………………………………………….25

Список литературы………………………………………………………..........................26













Раздел I. «Комплекс основных характеристик программы»

1.Пояснительная записка

Для детей нужно играть так же, как для взрослых, только еще лучше.

Константин Станиславский

Стремление к актерству, к игре присуще всем детям. Потребность личности в игровом поведении, способность «входить» в игровой режим обусловлены особым видением мира и связаны с силой творчески-преобразующей деятельности. Поэтому умение играть, исполнять роль – это показатель культуры, как личности, так и общества в целом.

Играющий человек стремится к творчеству, к раскрытию собственного социокультурного потенциала, развивает игровое самосознание. Это становится возможным при обеспечении условий для развития личности.

Театральный кружок «Смайл» действует в нашем лицее в течение многих лет. Меняется состав кружка, но остаётся неизменным интерес детей к творчеству.

Дополнительные занятия в атмосфере творчества, тесного общения с театральным искусством способствуют развитию не только творческих способностей, но формируют и развивают коммуникативную культуру личности каждого участника, его игровую культуру, формируют его систему ценностей в человеческом общении. Работа в группе укрепляет «чувство локтя», ребенок осознает свою значимость в общем деле, свою индивидуальность в исполняемой роли, воспитывает в себе чувство ответственности в выполнении каких-либо поручений, обязанностей.

Наряду с этими неоспоримо важными функциями дополнительные занятия в театральном кружке формируют устную речь, развивают ее выразительные и интонационные возможности – в общем, формируют культуру устной и сценической речи, развивают память, формируют художественный вкус ребенка, в целом обогащают его жизнь новыми яркими ощущениями.

Самое главное для педагога в работе с детьми – умение направить ребят на такую деятельность, чтобы они ощущали свою самостоятельность, успешность, удовольствие от творческого процесса, удовольствие от общения друг с другом.

Занятия всесторонне развивают личность детей: они играют на сцене, профессионально играют на музыкальных инструментах, танцуют, учатся выражать свои чувства, своё отношение к своему герою, друг к другу. Именно здесь они проявляют артистичность. Здесь масса возможностей проявить инициативу, творчески самореализоваться.

Не менее важно, что происходит приобщение каждого ребёнка к общечеловеческим ценностям, созданы все условия для культурного социального развития.

Большое значение имеет приобщение детей к родной отечественной русской культуре, воспитывается любовь к своей Родине – России. Это связано с тем, что все мероприятия обязательно основываются на народном творчестве.

Занятие в театральном кружке развивает у детей умение трудиться. Выучить роль, сыграть её так, чтоб понравилась зрителям – это огромный труд… Труд и ещё дисциплина.

Работа театрального кружка невозможна без помощи родителей. Они играют огромную роль в его работе: помогают в оформлении сцены и зала (газет), шьют костюмы детям для спектаклей, снимают видеоролики, дежурят во время спектаклей, концертов.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Смайл», разработана в соответствии с государственной политикой в сфере образования и нормативно- правовыми документами:

1. Федеральный Закон Российской Федерации № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

3.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196;

4. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, утвержденная распоряжением Правительства РФ;

5. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 г.;

7. Устав МБОУ «Лицей № 6 г. Горно-Алтайска»;

8. Положение о дополнительном образовании в МБОУ «Лицей № 6 г. Горно-Алтайска» приказ № 340 от 21.11.2018 г.

Направленность программы - художественная.

Адресат программы

Данная программа адресована подросткам в возрасте от 10 до 17 лет и желающим развить актерское мастерство. В театральное объединение дети приходят без специального отбора, с различным уровнем эмоционального и интеллектуального развития.

На занятиях происходит сплочение детей разного возраста в единый творческий коллектив. В объединении каждый учащийся может узнать самого себя, поверить в себя, заявить о себе окружающим, попробовать, на что он способен, реализовать себя, как творческую личность, расширить свой кругозор, приобрести новых друзей.

Актуальность данной программы определяется необходимостью успешной социализации ребёнка в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией.

Программа способствует развитию у учащихся качеств, которые помогут в будущем конструктивно общаться с самыми разными категориями людей, быть интересными в общении и быть лидерами во многих начинаниях, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни.

Учащиеся должны понять, что такое каждый из элементов актёрского мастерства (внимание, свобода мышц, воображение и т.д.), и ощутить практически, как можно им овладеть. Чужой опыт здесь мало поможет, вот почему нужна самостоятельная работа над овладением каждым элементом. Когда все они объединяются в сценическое самочувствие, учащийся ощутит, что значит действовать «от себя» (т.е. поступать так, как поступил бы он, а не кто-нибудь иной в жизненных столкновениях). Когда он поймёт практически, что значит действовать «от себя», от своей органической природы на сцене, - это даст ему возможность идти своим путём не только в артистическом творчестве, но и в жизни и освободит от подражания.

Современный подросток должен представлять собой личность, обладающую внутренней свободой, и осуществлять свою деятельность в соответствии с общечеловеческими ценностями (быть коммуникативным, бесконфликтным и доброжелательным по отношению к окружающим). Создание условий для раскрытия природного творческого потенциала учащегося в качестве актера, театрального деятеля, зрителя, режиссера, воспитание внутренней и внешней свободы, совершенствование жизненно важных качеств: воображения, памяти, фантазии – овладение яркой, образной, глубоко осмысленной и выразительной речью – все это во многом определяет актуальность занятий театральным творчеством.

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию творческих качеств у воспитанников объединения.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Важной чертой Программы является ее открытость - включение учащихся в актуальные события социокультурной жизни г. Горно-Алтайска:

  1. участие в городском празднике «Чага-Байрам», «Масленица», городских концертах детских творческих коллективов учреждений дополнительного образования г. Горно-Алтайска на сцене кинотеатра «Голубой Алтай»;

  2. сотрудничество с Государственной Филармонией Республики Алтай;

  3. сотрудничество с МБУ ДО «Горно-Алтайская детская музыкальная школа № 1», МБУ ДО «Горно-Алтайская детская музыкальная школа № 2».

Объем и сроки реализации программы: 1 год обучения, 108 часов в год:

- теоретические занятия – 23часа.

- практические занятия- 85 часов.

Форма обучения: очная

Формы проведения занятий

Основными видами творческой деятельности учащихся в рамках программы являются этюдная работа и репетиционно-постановочная деятельность. Также учащиеся посещают постановки профессиональных театров, театров кукол, принимают участие в концертах, конкурсах и фестивалях разного уровня. Поэтому основные формы проведения занятий – «застольная» читка, театральный тренинг (речевой, пластический, психофизический), репетиция, спектакль, концерт, фестиваль/конкурс, просмотр спектакля.

Режим занятий: 3 раза в неделю, по 1 академическому часу.

По функциональному предназначению программа является учебно-познавательной.

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

  1. фронтальная: беседа, рассказ, объяснение, пояснение, показ, разбор, устный опрос, актерские упражнения;

  2. групповая: репетиция, заучивание диалога, театральные командные игры и викторины, выполнение творческих заданий;

  3. коллективная: игры, репетиции, постановка детских спектаклей;

  4. индивидуальная: выполнение индивидуальных творческих заданий, разучивание роли, оказание индивидуальной помощи учащимся.

2. Цель и задачи программы

Целью программы является расширение возможностей для творческого, эстетического, интеллектуального и нравственного развития индивидуальности ребёнка, его самовыражения и самореализации посредством приобщения к театрально-исполнительской деятельности.

Реализация поставленной цели предусматривает решение ряда задач.

  1. Образовательные:

  1. способствовать расширению и углублению знаний учащихся в области театральной деятельности, в особенности в организации творческого процесса в театре;

  2. организовать знакомство с историей возникновения и творчеством театров разных стран;

  3. создать условия для совершенствования грамматического строя речи, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучения орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;

  4. создать условия для погружения и освоения культурных традиций русского народа на примере изучения истории традиционного театра России;

  5. создать условия для формирования навыков:

- учебно-познавательной деятельности (самостоятельно осмысливать и решать поставленную задачу, вести поиск необходимой информации, анализировать и оценивать проделанную работу, планировать и организовывать дальнейшую деятельность, осуществлять самоконтроль);

- анализа образа героев и сюжета литературного произведения, лежащего в основе спектакля;

- свободного владения разными системами: перчаточной, планшетной настольной, планшетной ростовой, тростевой, куклой маской и полумаской;

- актерской работы над художественным образом: развитие актёрской смелости, владения внутренним монологом, «кинолентой видения»,

- передачи смыслового контекста произведения (умения использовать подтекст и «второй план» при словесном действии) и эмоциональных особенностей героя.

2. Развивающие:

  1. содействовать развитию устойчивого интереса к театральному творчеству, познавательной активности и мотивации к дальнейшему самосовершенствованию и углублению своих знаний в области театральной деятельности, стремлению к творческой самореализации;

  2. создать условия для развития

- внутренней (воля, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера через упражнения психофизического тренинга и процесса перевоплощения;

- наблюдательности; сенсорной, образной и эмоциональной памяти; аналитического, логического, ассоциативного и метафорического мышления посредством включения в активную творческую деятельность;

- физических возможностей тела, свободы в обращении со своим физическим аппаратом через пластический тренинг;

  1. содействовать расширению эмоциональной сферы и развитию навыков эмпатии.

3. Воспитательные:

  1. способствовать формированию

- высокого уровня духовного и нравственного развития, норм и ценностей в поведении и сознании учащегося через погружение в мир искусства;

- интереса и понимания традиций, культурных особенностей народов мира через призму народного творчества в театре кукол;

- культуры речи и чтения, сценической, исполнительской и зрительской культуры;

- коммуникативных качеств и навыков социального общения, группового согласованного действия, чувства коллективизма, взаимовыручки;

  1. содействовать приобщению к ценностям мировой культуры через вхождение в театральное искусство различных национальных традиций, стилей, эпох;

  2. создать условия для воспитания дисциплинированности, трудолюбия, ответственности за общее дело и свой вклад в него.

3. Содержание программы

Содержание программы состоит из 5 этапов, которые в учебно-тематическом плане выделены в разделы:

  • 1 этап «Основы театральной культуры» рассчитан на период с 02.09.21г. по 14.10 – 2021г. занятий;

  • 2 этап «Общение и речевой этикет» планируется с 15.10.21г. по 03.12.21г. и включает в себя 21 занятие;

  • 3 этап «Сценические действия и театральные игры» планируется с 04.12.21г. по 15.01.22г. и заключается в 12 занятиях;

  • 4 этап «Постановка спектакля» с 20.01.22г. по 21.04.22г. – 42 занятия;

  • 5 этап «Постановка кукольного спектакля» с 22.04.22г. по 28.05.22г. – 13 занятий.

3.1. Учебный план

п/п

Название раздела,

темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика


1.

Раздел 1.

Основы театральной культуры.

20

10 ч.

1. Техника безопасности на занятии.

2.План работы кружка.

3.Что такое театр? Виды театров.

4. Рождение театра в России. Искусство скоморохов.

5.Театральное здание. Зрительный зал. Мир кулис.

6. Виды театрального искусства.

7.Театральные профессии. Игра актеров.

8. Великие актёры.

9.Знаменитые театры мира.

10.Викторина «Знаете ли вы театр…?»

10 ч.

1. Посещение театра.

2.Театральные профессии. Игра актёров.

3.Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки.

4.Театральная афиша, театральная программка.

5. Посещение кукольного театра.

6. Спектакль – результат творческого труда многих людей.

8. Секреты актерского мастерства.

9. Предлагаемые обстоятельства.



Сюжетно-ролевая игра.

Обсуждение просмотренной кукольной постановки.


Тест о правилах поведения в театре.




Творческая работа «Создание театральной афиши и программки»



Викторина «Знаете ли вы театр…?»

2

Раздел 2.

Общение и речевой этикет.

21

3 ч.

1.Виды говорения: диалог и монолог.

1.Понятие «общение», говорить и слушать.

3.Речевой этикет в различных ситуациях.


18 ч.

1. Знакомство с творческими возможностями детей.

2.Слушание, чтение и рассказывание сказок на русском (английском) языках.

3. Мимика и жесты. Сценки без слов.

4. Игры на дыхание и правильную артикуляцию.

5.Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов.

6. Логика речи. Составление коротких рассказов.

7. Стихи. Подбор простейших рифм.

8.Сочинение небольших сказок и рассказов.


Творческое исполнение песен, сказок, диалогов, коротких рассказов, стихов, рифмовок и скороговорок на русском (английском) языках.

3.

Раздел 3.

Сценические действия и театральные игры.

12

3 ч.

1.Элементы сценического действия.

2. Умение ориентироваться и размещаться на сцене.

3.Как заучить роль своего героя.


9 ч.

1. Групповые сюжетно-ролевые игры.

2. Сценическое воображение. Действие в условных ситуациях.

3. Упражнения, игры, этюды как сценические действия.

4. Построение диалога с напарником по заданной теме.

5. Отработка дикции и чёткого произношения слов.

6. Запоминание заданных поз и умение образно их передавать.

7. Создание образов с помощью выразительных движений.

8. Игры со словами.

9. Интонация речи. Выражение основных чувств.


Исполнение ролей в сюжетно-ролевых играх. Исполнение сценических действий.

Разыгрывание диалогов.














Творческая работа «Изображение образов героев спектакля».

4.

Раздел 4.

Постановка спектакля.

42

6 ч.

Знакомство с особенностями композиционного построения пьесы: ее экспозицией, завязкой, кульминацией и развязкой. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.


36 ч.

1. Прочтение произведения, определение сюжетной линии.

2.Работа над отдельными эпизодами.

3.Создание примерной выгородки.

4.Простейшие этюды- импровиза -ции по сюжету произведения.

5.Выбор и распределение ролей.

6.Индивидуальная работа над дикцией.

7.Работа над отдельными картинами и пьесой в целом.

8-14. Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы.

15.Создание декораций и костюмов. Закрепление мизансцен.

16.Генеральные репетиции всей пьесы.

17.Показ спектакля зрителям.







Исполнение отдельных эпизодов спектакля.











Заучивание ролей, репетиции.









Творческая работа «Создание декораций и костюмов».


Репетиции.


Показ спектакля зрителям.

5.

Раздел 5.

Постановка кукольного спектакля.

13

3 ч.

1.Знакомство с видами кукольных театров.

2.Создание настольного театра.

3.Конусные и варежковые куклы.

4.Кукольный театр из-за ширмы. Верховые куклы.

10 ч.

1. Обучение вождению верховых кукол.

2.Создание реквизита для кукольного театра: ширма, куклы, декорации

3.Прочтение сценария, обсуждение содержания. Распределение ролей, проигрывание отдельных сюжетов.

4.Прогонные репетиции картин, актов всей пьесы без ширмы и за ширмой.

5.Генеральные репетиции всего спектакля.

6.Показ спектакля зрителям.




Творческая работа «Создание настольного театра»








Репетиции постановки.











Выступление перед зрителями.

Итого часов:

108

23 ч.

85 ч.



3.2. Содержание учебного плана

Раздел 1. Тема «Основы театральной культуры» (20 часов).

1. Техника безопасности на занятии. План работы кружка (2 часа).

Теория (8 часов). Знакомство с театральными профессиями, с развитием театральной деятельности в России, с творчеством известных русских, английских и американских актеров. Спектакль – результат коллективного творчества. Кто есть кто в театре. Актер – «главное чудо театра».

Практическая работа (10 часов). Посещение театра. Творческие задания на ознакомление с элементами театральных профессий: создание афиш, эскизов декораций и костюмов.

Раздел 2. Тема: «Общение и речевой этикет» (21 час).

Теория (3 часа). Знакомство с понятием «общение». Развитие навыков умения говорить и слушать. Виды говорения: диалог и монолог. Изучение речевого этикета в различных ситуациях.

Практика (18 часов). Знакомство с творческими возможностями детей. Слушание, чтение и рассказывание сказок на русском (английском) языках. Работа над мимикой и жестами, выражением основных чувств, проигрывание сценок без слов, постановка правильной артикуляции, работа над интонацией. Составление коротких рассказов, подбор простейших рифм, сочинение небольших сказок и рассказов.

Раздел 3. Тема «Сценические действия и театральные игры» (12 часов).

Теория (3 часа). Возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров.

Практическая работа (9 часов). Упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один»; превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками).

Раздел 4. Тема: Постановка спектакля (42 часа).

Теория (6 часов). Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка,

кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.

Практическая работа (36 часов). Работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля. Постановка спектакля.

Раздел 5. Тема «Постановка кукольного спектакля» (13 часов).

Теория (3 часа). Рождение театра кукол. Зарубежные братья Петрушки. Виды кукольного театра. Знакомство с современным кукольным театром. Его художественные возможности. Особенности выразительного языка театра кукол.

Практическая работа (10 часов). Просмотр с детьми кукольных спектаклей. Изготовление кукол-петрушек или других кукол. Чтение и обсуждение постановки. Общий разговор о замысле спектакля. Постановка спектакля.

4. Планируемые результаты

Результат освоения образовательной программы учащимися - это совокупность предметных и метапредметных знаний и навыков, личностных качеств, сформированных с учетом цели и задач обучения.

Предметные результаты

По окончании обучения учащийся будет иметь:

  • широкие знания в области театральной деятельности, в особенности об организации творческого процесса в театре;

  • знания о традициях театров разных стран, о профессиональных театрах мира и России, известных актерах и режиссёров;

  • знания и навыки анализа образа героев и сюжета литературного произведения, лежащего в основе спектакля;

  • навыки передачи смыслового контекста произведения (умения использовать подтекст и «второй план» при словесном действии) и эмоциональных особенностей героя через сценическое мастерство.

Учащийся будет владеть правилами и приёмами работы над художественным образом, актёрской смелостью, внутренним монологом, «кинолентой видения».

Учащийся будет уметь предъявлять результат творческой деятельности зрителю.

Метапредметные результаты

По окончании обучения учащийся будет владеть:

  • культурой речи;

  • навыками самоконтроля;

  • методами самообразовательной деятельности;

  • эффективными способами организации свободного времени;

  • имеет богатый словарный запас, умеет формулировать свои мысли;

  • владеть навыками эффективной коммуникации.

  • позитивными способами сотрудничества и взаимодействия с окружающими.

По окончании обучения учащийся будет уметь:

  • анализировать и адекватно оценивать проделанную работу;

  • планировать и организовывать дальнейшую деятельность;

  • работать с разными источниками информации;

  • анализировать, систематизировать, сохранять и передавать (предъявлять) информацию;

Личностные результаты

По окончании обучения учащийся будет иметь:

  • устойчивый интерес к театральному творчеству;

  • положительную мотивацию к дальнейшему самосовершенствованию и углублению своих знаний;

  • сформированные художественные предпочтения;

  • стремление к творческой самореализации.

По окончании обучения учащийся будет владеть:

  • морально-этическими нормами поведения в группе сверстников, по отношению к педагогу, зрителям;

  • эмоционально-волевой саморегуляцией в учебной и социальной деятельности.

По окончании обучения учащийся будет знать, и понимать традиции, культурные особенности народов мира, в особенности русского народа, через призму народного творчества в театре.

У учащегося будут развиты: речь, память и мышление, внимание и наблюдательность, фантазия и воображение, физические возможности тела.

Учащийся будет готов к осознанному выбору сферы дальнейшей профессиональной деятельности.

Оценка планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей осуществляется путем проведения отчетных выступлений на концертах и показов спектаклей, участие их в конкурсах, театрализованных постановках. Результативность занятий учащихся создается путем использования приема взаимооценок, путем формирования здоровой конкуренции, а также за счет воспитания личностной ответственности ребенка.

















Раздел II. «Комплекс организационно-педагогических условий»

1. Календарный учебный график

№ п/п

месяц

число

время проведе-ния

занятия

форма занятия

коли-чест-

во часов

тема занятия

место проведе-

ния

форма контроля

1.

09.

02.

15.00-15.40

лекция

1

Техника безопасности на занятии.

кабинет английского языка № 25

тест

2.

09.

03.

15.00-15.40

беседа

1

Знакомство учащихся с планом работы кружка.

кабинет английского языка № 25


3.

09.

04.

15.00-15.40

лекция

1

Что такое театр. Виды театров.

кабинет английского языка № 25

сообщение

4.

09.

09.

15.00-15.40

лекция

1

Рождение театра в России. Искусство скоморохов.

кабинет английского языка № 25

сообщение

5.

09.

10

15.00-15.40

экскурсия

1

Театральное здание. Зрительный зал. Мир кулис.

драм. театр

беседа

6.

09.

11

15.00-15.40

экскурсия

1

Посещение театра.


драм. театр

обсужде

ние просмот

ренной постановки.

7.

09.

16

15.00-15.40

лекция

1

Театральные профессии. Игра актёров.

кабинет английского языка № 25

сообщение

8.

09.

17

15.00-15.40

лекция

1

Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки.

кабинет английского языка № 25

тест о правилах поведения в театре

9.

09.

18

15.00-15.40

творческая деятельность

1

Театральная афиша, театральная программка.

актовый зал

творческая работа «Создание театральной афиши и программки»

10.

09.

23

16-17.30

посещение и просмотр театральной постановки

1

Посещение театра.

драматический театр

обсуждение просмотренной кукольной постановки

11.

09.

24

15.00-15.40

лекция

1

Виды театрального искусства.

кабинет английского языка № 25

сообщение

12.

09.

25

15.00-15.40

беседа

1

Спектакль – результат творческого труда многих людей.

актовый зал

сообщение

13.

09.

30

15.00-15.40

просмотр фильма

1

Театральные профессии. Игра актеров.

актовый зал

обсуждение просмотренного фильма

14.

10

1

15.00-15.40

презентация

2

Великие актеры.


актовый зал

доклад

15.

10

2

15.00-15.40

16.

10

7

15.00-15.40

лекция

2

Секреты актерского мастерства.

актовый зал

сообщение

17.

10

8

15.00-15.40

18.

10

9

15.00-15.40

презентация

2

Знаменитые театры мира.

актовый зал

обсуждение

19.

10

14

15.00-15.40

тест

1

Викторина «Знаете ли вы театр?»


кабинет английского языка № 25

викторина «Знаете ли вы театр?»

20.

10

15

15.00-15.40

практика

1

Предлагаемые обстоятельства.

кабинет английского языка № 25

сюжетно-ролевая игра

21.

10

16

15.00-15.40

практика

3

Знакомство с творческими возможностями детей.

актовый зал

выступление

22.

10

21

15.00-15.40

23.

10

22

15.00-15.40

24.

10


23

15.00-15.40

лекция

практика


3

Слушание, чтение и рассказывание сказок на русском (английском) языках.

актовый зал

выступление

25.

10

28

15.00-15.40

26.

10

29

15.00-15.40

27.

10

30

15.00-15.40

лекция

практика


3

Виды говорения: диалог монолог.

актовый

исполнение диалога, монолога

28.

11

04

15.00-15.40

29.

11

05

15.00-15.40

зал

30.

11

06

15.00-15.40

практика

2

Мимика и жесты.

актовый зал

импровизация

31.

11

11

15.00-15.40

32.

11

12

15.00-15.40

ролевая игра

3

Сценки без слов.

актовый зал

наблюдение

33.

11

13

15.00-15.40

34.

11

18

15.00-15.40

35.

11

19

15.00-15.40

лекция

1

Понятие «общение», говорить и слушать.

актовый зал

сообщение

36.

11

20

15.00-15.40

беседа

1

Речевой этикет в различных ситуациях.

актовый зал

сообщение

37.

11

25

15.00-15.40

игра

1

Игры на дыхание и правильную артикуляцию.

актовый зал

наблюдение

38.

11

26

15.00-15.40

интерактивная деят-ть

1

Логика речи. Составление коротких рассказов.

актовый зал

прослушивание

39.

11

27

15.00-15.40

инсценировка

1

Стихи. Подбор простейших рифм.

актовый зал

прослушивание

40.

12

2

15.00-15.40

инсценировка

1

Сочинение небольших сказок и рассказов.

актовый зал

импровизация

41.

12

3

15.00-15.40

практика

1

Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов на английском языке.

актовый зал

прослуши вание

42.

12

4

15.00-15.40

сюжетно-ролевая игра

1

Групповые сюжетно-ролевые игры.

актовый зал

практическое задание

43.

12

9

15.00-15.40

лекция

1

Элементы сценического действия.

кабинет английского языка № 25

сообщение

44.

12

10

15.00-15.40

лекция

1

Сценическое воображение. Действие в условных ситуациях.

кабинет английского языка № 25

сообщение

45.

12

11

15.00-15.40

практика

1

Упражнения, игры, этюды как сценические действия.

актовый зал

исполнение

46.

12

16

15.00-15.40

практика

1

Умение ориентироваться и размещаться на сцене.

актовый зал

практическое задание

47.

12

17

15.00-15.40

инсценировка

1

Построение диалога с напарником по заданной теме.

актовый зал

исполнение диалога

48.

12

18

15.00-15.40

лекция

1

Как заучить роль своего героя.

актовый зал

сообщение

49.

12

23

15.00-15.40

практика

1

Отработка дикции и чёткого произношения слов.


актовый зал

наблюдение

50.

12

24

15.00-15.40

практика

1

Запоминание заданных поз и умение образно их передавать.

актовый зал

творческая работа «Изображение образов героев спектакля».

51.

01

13

15.00-15.40

практика

1

Создание образов с помощью выразительных движений.

актовый зал

наблюдение

52.

01


14

15.00-15.40

игра

1



Игры со словами.

актовый зал

наблюдение

53.

01


15

15.00-15.40

сюжетно-ролевая игра

1

Интонация речи. Выражение основных чувств.

актовый зал

наблюдение

54.

01

20

15.00-15.40

чтение произведения

2

Прочтение произведения, определение сюжетной линии.


актовый зал

анализ текста

55.

01

21

15.00-15.40

56.

01

22

15.00-15.40

практика

3

Работа над отдельными эпизодами.

актовый зал

импровизация

57.

01

27

15.00-15.40

58.

01

28

15.00-15.40

59.

01

29

15.00-15.40

практика

3

Создание примерной выгородки.

актовый зал

наблюдение

60.

02

03

15.00-15.40

61.

02

04

15.00-15.40

62.

02

05

15.00-15.40


2

Выбор и распределение ролей.

актовый зал


63.

02

10

15.00-15.40

64.

02

11

15.00-15.40

практика

7

Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения.

актовый зал

исполнение

65.

02

12

15.00-15.40

66.

02

17

15.00-15.40

67.

02

18

15.00-15.40

68.

02

19

15.00-15.40

69.

02

24

15.00-15.40

70.

02

25

15.00-15.40

71.

02

26

15.00-15.40


2

Индивидуальная работа над дикцией.


актовый зал

репетиция

72.

02

17

15.00-15.40

73.

02

18

15.00-15.40

репетиция

4

Работа над отдельными картинами и пьесой в целом.


актовый зал

заучивание ролей

74.

02

19

15.00-15.40

75.

02

24

15.00-15.40

76.

02

25

15.00-15.40

77.

02

26

15.00-15.40

репетиция


13



Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы.

актовый зал

Наблюдение.

Занятие-зачет








78.

03

03

15.00-15.40

79.

03

04

15.00-15.40

80.

03

05

15.00-15.40

81.

03

10

15.00-15.40

82.

03

11

15.00-15.40

83.

03

12

15.00-15.40

84.

03

17

15.00-15.40

85.

03

18

15.00-15.40

86.

03

19

15.00-15.40

87.

03

24

15.00-15.40

88.

03

25

15.00-15.40

89.

04

07

15.00-15.40

90.

04

08

15.00-15.40

творческая деятельность




практика

3

Создание декораций и костюмов. Закрепление мизансцен.

Генеральные репетиции всей пьесы.

актовый зал





актовый зал

творческая работа «Создание декораций и костюмов»

Репетиция.

Занятие-зачет

91.

04

09

15.00-15.40

92.

04

14

15.00-15.40

93.

04

15

15.00-15.40

выступление

2

Показ спектакля зрителям.

актовый зал

спектакль.

94.

04


16

15.00-15.40

95.

04

21

13.15-13.55


1

Обсуждение результатов

кабинет английского языка № 25

беседа

96.

04

22

15.00-15.40

лекция

1

Знакомство с видами кукольных театров.

кабинет английского языка № 25

сообщение

97.

04

23

15.00-15.40

творческая деят-ть

1

Создание настольного театра. Конусные и варежковые куклы.

кабинет английского языка № 25

творческая работа «Создание настольного театра»

98.

04

28

15.00-15.40

представление

1

Кукольный театр из-за ширмы. Верховые куклы.

актовый зал

праздник

99.

04

29

15.00-15.40

практика

1

Обучение вождению верховых кукол.

актовый зал

репетиция

100.

05

12

15.00-15.40

творческая деят-ть

2

Создание реквизита для кукольного театра: ширма, куклы, декорации

актовый зал

наблюдение

101.

05

13

15.00-15.40

102.

05

14

15.00-15.40

беседа

1

Прочтение сценария, обсуждение содержания.

актовый зал

обсуждение

103.

05

19

15.00-15.40

практика

1

Распределение ролей, проигрывание отдельных сюжетов.

актовый зал

наблюдение

104.

05

20

15.00-15.40

практика

2

Прогонные репетиции картин, актов всей пьесы без ширмы и за ширмой.

актовый зал

репетиция

105.

05

21

15.00-15.40

106.

05

26

15.00-15.40

практика

2

Генеральные репетиции всего спектакля.

актовый зал

репетиция

107.

05

27

15.00-15.40

108.

05

28

12.00-12.40

выступление

1

Показ спектакля зрителям.

актовый зал

спектакль


  1. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

Занятия проводятся в кабинете английского языка №25, в актовом зале лицея.

Технические средства обучения:

1. Музыкальный центр;

2. Телевизор, видеомагнитофон;

3. Видеокамера и фотоаппарат;

4. Компьютер, проектор, экран;

Материальные средства обучения:

1. Мебель, посуда;

2. Декорации;

3. Костюмы;

4. Грим.

Информационное обеспечение

Стандартное оборудование современного класса, оргтехника, проектор, интернет источники, дидактический материал.

Кадровое обеспечение

Программа реализуется педагогами дополнительного образования, имеющими дипломы о высшем педагогическом образовании и дополнительном ФОП.

  1. Формы аттестации

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

  • текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

  • промежуточный – праздники, занятия-зачеты;

  • итоговый – спектакли.

Формы проверки результатов:

  • тестовая работа;

  • выступление.

Формы подведения итогов реализации

Для подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проводятся контрольные, самостоятельные и творческие работы, оценка результативности выполнения упражнений.

Формами отслеживания и фиксации результатов будут являться фотографии, видеозаписи, отзывы учащихся и их родителей, участие в конкурсах театральных коллективов, городском фестивале по английскому языку, сертификаты и грамоты.

Формами предъявления и демонстрации результатов будут являться открытые занятия, генеральные репетиции и показательные выступления.

Мероприятия, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля над развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.

Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля.

Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля.

Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является спектакль или театральное представление.


IV. Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса – очное обучение с применением дистанционных технологий.

Формы организации занятий:

групповая, индивидуальная, коллективная.

Программой предусмотрено проведение комбинированных занятий: занятия состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Формы занятий по программе:

- на этапе изучения нового материала – лекция, рассказ, демонстрация;

- на этапе закрепления изученного материала – беседа, практическая работа, дидактическая или педагогическая игра;

- на этапе повторения изученного материала – наблюдение, творческое задание;

- на этапе проверки знаний – выступление, театральная постановка.

Методы образовательной деятельности:

- эвристический метод;

- метод устного изложения, позволяющий донести до учащихся сложный материал;

- метод проверки, оценки знаний и навыков, позволяющий оценить переданные педагогом материалы и, по необходимости внести корректировки по усвоению знаний на практических занятиях;

- метод закрепления и самостоятельной работы по усвоению знаний и навыков;

- диалоговый и дискуссионный.

В процессе обучения по программе используются разнообразные педагогические технологии:

- технологии личностно-ориентированного;

- интегрированного;

- культурологического подходов к образованию;

- технологии дифференцированного обучения, обеспечивающие обучение каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей;

- технологии сотрудничества, реализующие демократизм, равенство, партнерство в отношениях педагога и учащегося.

В практике выступают различные комбинации этих технологий, их элементов. К основным отличительным особенностям настоящей программы можно отнести следующие пункты:

- методика проблемного обучения;

- направленность на развитие системного, алгоритмического мышления.

Учебно-методические средства обучения:

- образцы программ, выполненные учащимися и педагогом;

- видеоматериалы.

Применяемое на занятиях дидактическое и учебно-методическое обеспечение включает в себя справочные материалы и системы используемых Программ, Интернет.


















Список литературы

Информационные ресурсы:

  1. https://infourok.ru/prezentaciya-istoriya-vozniknoveniya-teatra-3294487.html История возникновения театра;

  2. https://infourok.ru/prezentaciya-vozniknovenie-russkogo-teatra-2028411.html Возникновение русского театра;

  3. http://www.happy-kids.ru / Детские кукольные спектакли, сценарии кукольных спектаклей, кукольный театр;

  4. http://tart.spb.ru/ Санкт-Петербургская Государственная театральная академия;

  5. http://deti-teatr.ru/ Клуб «Дети – Театр – образование»;

  6. http://logoburg.com/modules/newbb_plus Речевые игры, методические рекомендации;

  7. https://deti-online.com/pesni/zvuki-prirody/zvuki-dozhdya-grozy-dlya-detey /Звуки природы

  8. http://metodkabi.net.ru/ Методический кабинет профориентации. Сайт содержит конспекты занятий, классных часов, тесты, рекомендации по профессиональному самоопределению учащихся;

  1. http://skazkater.narod.ru Сообщество сказкотерапевтов. Терапевтические сказки, ссылки на коллекции сказок;

  2. http://www.zavuch.info Портал педагогических работников. Публикации, видеоконференции, педагогические конкурсы;

  3. Русская поэзия http://rupoem.ru/silver.aspx#bunin;

  4. Учительская газета http://www.ug.ru/contest;

  5. Андрианова–Голицына И.А. Я познаю мир. Театр. Детская энциклопедия / И.А. Андрианова–Голицына. - М.: АСТ, 2006. – 400с.;

  6. Абраменкова В. В. Во что играют наши дети. Игрушка и антиигрушка / В. В. Абраменкова. – М.: Лепта, 2008. - 544с.;

  7. Базанов В.В. Техника и технология сцены / В.В. Базанов. – М.: Искусство Язык,1976. – 260 с.;

  8. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук / Т. В. Башаева. - Ярославль: Академия развития, 1998. - 167с;

  9. Берёзкин В.И. Искусство оформления спектакля/ В. И. Берёзкин. - М.: Либроком. -1986. - 232 с.;

  10. Богомолова Ю. Л. Кукольный театр - детям/ Ю.Л. Богомолова. – М.: Владос, 2007. - 127с.;

  11. Бритаева, Н.Х. Эмоции и чувства в сценическом творчестве / Н.Х. Бритаева. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2006. - 158 с.

Список литературы для педагога:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Театральные постановки в средней школе. Пьесы для 5 – 9 классов. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.;

  2. Былеева Л.В. Русские народные игры. – Москва, АРТ. 1986. - 145 с.;

  3. Гальцова Е.А. Детско-юношеский театр мюзикла. Программа, разработки занятий, рекомендации. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.;

  4. Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М., 2005 г.;

  5. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств / С.В. Гиппиус. – М.: Олма - пресс, 2003. - 352 с.;

  6. Доронова Т. Н. Играем в театр / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2004. – 213с.;

  7. Калинина Г.В. Давайте устроим театр/ Г.В. Калинина. – М.: Лепта, 2007. - 512 с.;

  8. Каменина Г. А. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания / Г.А. Каменова. – М.: Яуза - Пресс, 2007. - 512с.;

  9. Ливнев Д.Г. Создание актерского образа / Д.Г. Ливнев, Н.А. Зверева. – М.: РАТИ-ГИТИС, 2008 г. - 224 с.;

  10. Логинов С.В. Школьный театр миниатюр: сценки, юморески, пьесы./ С.В. Логинов. – Волгоград: Учитель, 2009г.;

  11. Мастерство режиссера: учеб. Пособие под ред. Н.А. Зверевой. – М.: РАТИ – ГИТИС, 2009. – 534 с.;

  12. Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. - М.: Просвещение, 2000;

  13. Рубина Ю.И. Театральная самодеятельность школьников. - М.: Просвещение, 2014.

Список литературы для учащихся и родителей:

  1. Малочевская И. Б. Метод действенного анализа в создании инсценировки / И. Б. Малочевская. - СПб.: СПАТИ, 2006. – 77 с.;

  2. Нижний В. Б. На уроках режиссуры С. Эйзенштейна / В.Б. Нижний. - М.: Искусство, 1998. - 203 с.;

  3. Новицкая Л.П. Уроки вдохновения / Л.П. Новицкая. - М.: Искусство, 2005. – 383с.;

  4. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр / Н.Ф. Сорокина. – М.: Аркти, 2000. – 160с.;

  5. Станиславский К. С. Работа актёра над собой в творческом процессе переживания / К. С. Станиславский. – М.: Искусство, 2002. – 511с.;

  6. Чехов М.А. Об искусстве актёра / М.А. Чехов. - М.: Искусство, 2003 г. -271 с.
















36